Доклад на тему Сотрудничество семьи и школы, как основа социализации личности ребенка

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Сотрудничество семьи и школы, как основа социализации личности ребенка.

Бермухамедова Бахытгуль Мукатайевна

ГУ "Александровская средняя школа" акимата Костанайского района.

Ребенок учиться тому, что видит у себя в дому.

И.Брандт

Мы - люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет нас , - это наши дети, мальчики и девочки, девушки и юноши, которые могут стать горем или радостью. Как и что нужно сделать, чтобы ребенок стал счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: "Жизнь состоялась!".

Слайд№3

Быть родителями - это и большая радость, и великая ответственность. Все действительно ценное стоит дорого. И дети не исключение из этого правила.

Слайд №4

Я хочу поделиться с вами занимательной историей. Жил когда-то на свете скульптор. Однажды его спросили, как ему удалось превратить бесформенную глыбу гранита в статую парящего орла. Он ответил, что просто отсек все то, что не было орлом. Я хочу, чтобы мы вместе подумали над этой фразой. Наши дети могут стать «парящими орлами», если мы будем их любить, направлять и поддерживать, хорошо учить, а учителя всегда будут действовать заодно с родителями. Вместе мы сможем «отсечь» все ненужное. Время, в которое мы живем, трудное. Мы должны стараться сделать все возможное, чтобы избавить детей от всего, что мешает им «воспарить» к вершине возможностей. Все, что случается или не случается с ребенком, длится всю его жизнь. Мы, родители и учителя, помогаем ребенку стать личностью, и этот процесс будет длиться всю жизнь.

Слайд№5 Родители - это первые и лучшие учителя и воспитатели ребенка. Именно родители, как скульпторы создают своего ребенка, исходя из своих представлений о ценности воспитания и образования. Дети могут стать «парящими орлами», если СЕМЬЯ и ШКОЛА объединятся, станут активными партнерами в искусстве создания детства, которое длится всю жизнь. Но не всегда педагогу удается находить общий язык с родителями учащихся. В некоторых семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребёнка, поэтому, когда родители сами не могут найти выход из создавшейся ситуации и всё-таки приходят к учителю за советом или помощью, бывает слишком поздно. Иногда родители просто боятся вынести свою проблему за порог дома, опасаясь, что она станет доступной всем учителям и школьной администрации. Оказавшись между семьёй и школой, дети вынуждены приспосабливаться и лавировать. Что часто приводит к безнравственности. Следовательно, в современном мире остро стоит необходимость устанавливать связи между семьёй и школой. Учителя должны делать всё возможное, чтобы взаимодействие с родителями было эффективным. А эффективным оно только тогда, когда направлено на создание единого воспитательного поля.

Слайд №6 К.Д. Ушинский был глубоко убеждён в том, что истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим. Такую возможность человеку может дать только его семья. Необходимо искать и находить положительное в семье, использовать традиции семейного воспитания. Нужно использовать в воспитательных целях трудолюбие, теплоту и сердечность семейных взаимоотношений.

Слайд №7 Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Человек может приобрести различные профессии, но одной из главных профессий мужчины и женщины, матери и отца является профессия быть родителем. Стать родителем зачастую гораздо проще, чем состояться как родитель. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют своё разумное поведение и поступки в качестве родителей, у них есть шанс добиться успехов в воспитании детей. Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия даются в семье.

Слайд №8 Таким образом, можно выстроить следующую иерархию: семья - ребёнок - нравственность - поведение - поступок - семья. Школа всегда стремилась к тому, чтобы включить семью в воспитательный процесс. При этом очень часто школа пыталась и пытается брать на себя часть тех проблем воспитания, которые должна решать семья. При этом , проводя различные беседы, далеко не всегда точно зная причины происходящего в семье ученика, школа может спровоцировать новые проблемы.По своему психологическому статусу школа и семья - противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты.

У школы несколько иные функции. Она не должна заменять ребёнку семью, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность самореализоваться, проявить свои способности. Именно школа должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания.

Слайд №9Обязанность школы - целенаправленное просвещение семьи по вопросам, связанным с воспитанием детей. Задача школы - сделать семью помощником и другом как для самого ребёнка, так и для школы. Это возможно лишь в том случае, если школа направит свои усилия не на порицание семейного воспитания, что случается довольно часто, а на разъяснение родителям причин создавшейся проблемной ситуации и на профилактику затруднений. Работа с родителями в нашей школе складывается на основе плана, утвержденного руководителем школы в сентябре месяце. План включает в себя такие разделы:

1.Родительские собрание (общешкольные, классные, итоговые родительские собрания, посвященные окончанию начальной школы 4 класс, выпускные классы 9,11, родительские собрания в 11 классе посвященные ЕНТ, в 9 классе посвященные ВОУД), тематические классные собрания)

2. Дни открытых дверей (в дни общешкольные мероприятий, в дни родительских собраний, для консультаций с учителями - предметниками, в дни классных мероприятий)

3. Дежурство родителей (школьные вечера и дискотеки, новогодние утренники и вечера, полевой сбор д.о."Жас-ұлан" -19мая в День детских организаций, общешкольная дискотека посвященная окончанию учебного года)

4. Родительский комитет (заседание род.комитета, рейды род.комитета по всеобучу, рейды род.комитета в вечернее время, участие членов род.комитета в работе комиссии, участие в организации экскурсий и походов)

5. Индивидуальная работа( беседы с классными руководителями, беседа с членами администрации, беседы и консультации с соц.педагогом и психологом, медработником)

Одной из форм участия родителей является деятельность школьного и классного родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители.Классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Эта традиция должна сохраняться в течение всего времени обучения учащихся класса. Формы поощрения родителей могут быть самыми разнообразными - грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися, изготовление дипломов и множество различных необычных форм поощрения родителей за активное участие в жизни классного коллектива. Так как в нашей школе, стало традицией награждать на классном часе в выпускных классах (4,9, 11 классах) благодарственными письмами самых активных родителей класса.

Слайд №10 Перед школой, которая занимается вопросами образования и воспитания учащихся стоит большая цель: она должна вооружить ребёнка знаниями по основам наук, помочь самоопределиться. Таким образом, все воспитательные средства урочной и внеурочной деятельности должны быть направлены на формирование самооценки и процесса самовоспитания. Самовоспитание и формирование самооценки без нравственного воспитания не возможны. Следовательно, нравственное воспитание учащихся должно сопровождать весь процесс обучения, оно должно быть системным и продуманным, в нём нельзя обойтись без участия родителей учеников. С помощью школы родители должны видеть положительные примеры воспитания детей в семье, учиться видеть свои ошибки, предупреждать их, прогнозировать результаты своего воспитания на будущее. Родители должны понимать, что педагоги стремятся помочь не только ребёнку, но и его семье.Для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызвало у них интерес, необходимо не только предлагать актуальные темы для обсуждения, но и учитывать предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения.

Слайд№11

Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

Учитель должен в первую очередь знакомить родителей с традициями школы, её историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; родители должны знать, какими учителями гордится школа. Создание ситуации эффективного взаимодействия семьи и школы невозможно, если педагог не будет знакомить родителей с требованиями, которые школа предъявляет к ученикам. Также необходимо познакомить родителей с традициями проведения уроков, оформления дневников и тетрадей, с критериями оценок. Необходимо привлекать родителей к внеклассной работе, кружковой и творческой работе.

Психолого-педагогическая диагностика

Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в коллективе учащихся, наладить работу с коллективом родителей.Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребёнка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребёнку. В данном направлении классные руководители нашей школы тесно работают с психологом школы Базаркиной И.В. Диагностика в работе с классом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность учителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.

Коррекционная работа

Без коррекционной работы диагностическая работа с семьями учащихся не только не имеет смысла, но и вредит детям и их родителям, приводит к агрессии и конфликтам. Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям своевременной психолого-педагогической помощи и поддержке в решении проблемных ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка.Чтобы коррекционная работа была эффективной, нужна активная помощь и поддержка родителей. Это же возможно лишь в том случае, если педагог будет серьёзно и настойчиво готовить родителей к осознанию значимости проблемы. Перечисленные направления совместной деятельности учителя и семьи будут эффективными тогда, когда педагог будет использовать активные формы взаимодействия с семьями учащихся. В общении с коллективом родителей учитель должен проявить учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей.Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные и групповые формы работы.

К групповым принято относить такие формы взаимодействия, как собрания, конференции, вечера вопросов и ответов и т.п. Такие формы работы уместны для организации психолого-педагогического просвещения родителей, для встреч с администрацией или по вопросам реформирования школы. Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания подобных собраний.

К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Каждый вид индивидуальной работы должен тщательно анализироваться учителем. Результаты такой работы должны фиксироваться, т.к. являются руководством к последующим действиям.

Различные формы работы с родителями учащихся позволяют учителю достигнуть наиболее эффективного взаимодействия с семьями, а также избежать конфликтов и непонимания в дальнейшей работе.

Если анализировать работу классных руководителей с родителями, то хотелось бы отметить работу таких учителей как Чичкан Н.Н., Айтжановой Г.Л. опыт этих педагогов с родителями можно смело перенимать начинающим.Если говорить о классных руководителях среднего и старшего звена, то заслуживают внимания работа Киреевой Т.В., Курмангалиевой Ж.К. Кривоносовой И.А., которые всячески привлекают своих родителей на различные мероприятия и родители охотно идут им на встречу.

Слайд№12 А как работать с «трудными» родителями учеников?

Из своего 18-летнего педагогического опыта я уже давно поняла, что одно дело «трудные ученики» и совсем другое - «трудные родители». Вторые, как оказывается, гораздо труднее первых. Почему мне так трудно общаться с «трудными» родителями учеников, да и не очень легко с родителями обычными? Ответ прост, но он как-то не сразу находится. Трудно потому, что меня этому никто никогда нигде профессионально не учил, на это дело не натаскивал, не тренировал и практически не показывал, как именно такое важное и сложное дело следует делать. В каких педвузах, на каких факультетах преподают курс «Основы работы с родителями учеников»? Я рада, если всё-таки хоть где-то такое или что-то подобное преподают будущим и настоящим педагогам. То есть получается, уважаемые коллеги, что мы с вами в деле работы с родителями - дилетанты-самоучки. Как сами придумали работать, так и работаем. Второй причиной трудности работы с родителями учеников я считаю, уважаемые коллеги по учительскому цеху, наши с вами мысли, взгляды, восприятия. Мы их даже порой не осознаём, этих своих мыслей и взглядов. А ведь именно они очень могут подпортить и усложнить нашу производственную жизнь. «Какие именно взгляды, мысли, восприятия?» - спросите вы. Я бы ответила одним словом - ОШИБОЧНЫЕ.

Примеры ошибочных мыслей, взглядов, восприятий со стороны учителя по отношению к своей работе:

Слайд №13 Меня должны уважать и ценить ВСЕ родители ВСЕХ моих учеников.

Я, как учитель, должен быть компетентным и высоко профессиональным в любой сфере педагогической деятельности, иначе я - никудышный работник.

ВСЕ родители ВСЕХ моих учеников должны быть хорошими, милыми людьми и они обязаны соглашаться со мной по всем вопросам.

В моей учительской жизни просто не может и не должно быть «трудных» учеников и «трудных» родителей. Иначе я - неудачник, неумеха в своей профессии и несчастный человек в целом.

ВСЕ родители ВСЕХ моих учеников должны слушать меня, раскрыв рот, разделять мои мнения, взгляды, суждения, всегда и во всём делая то, что я говорю.

Слайд №14 У ВСЕХ родителей моих ВСЕХ учеников должны быть такие же ценности и приоритеты в жизни, как у меня. Ведь я - учитель их детей.

Некоторые родители моих учеников - плохие люди и они должны быть за это наказаны. Хороших же родителей надо поощрять.

Всё в моей производственной жизни должно протекать ровно и спокойно, без конфликтов, трудностей и каких-либо эксцессов, т.к. я всего этого не хочу. Просто не хочу и всё.

Слайд №15 Это - ужасно, если на работе у меня что-то идёт не так, как я хочу. Это делает меня несчастным человеком, принося мне моральные страдания. Потому что на работе всё должно быть так, как я этого хочу. Просто потому, что я так хочу.

Трудности в работе с родителями учеников возникают, потому что они - такие «трудные» люди и не понимают, какими я хочу, чтобы они были. И это - ужасно. Я от этого переживаю и страдаю. А они - дураки - не понимают, что я так не хочу.

Я, как педагог, должен найти подход к любым ученикам и их родителям, а если это не получается, то я - никудышный педагог и несчастный человек.

Слайд №16 Если родители моих учеников имеют ко мне какие-то претензии, недовольны моей работой с их детьми, жалуются на меня, то это потому, что они хотят помотать мне нервы, выставить меня перед всей школой в дурном свете и подорвать мой учительский авторитет.

Как педагог, я всегда должен работать с родителями своих учеников идеально. Я должен угождать ВСЕМ родителям и иметь со ВСЕМИ родителями учеников отличные и хорошие отношения.

Уж я-то знаю, как надо работать и с учениками, и тем более, с их родителями. У меня - высшее педагогическое образование, и этим всё сказано. Я, как человек порядочный, должен быть эмоционально вовлечён в свою работу вообще, и в работу с родителями учеников, в частности. «Сердце отдаю детям и их родителям!» - таков мой лозунг, мой девиз, моё профессиональное кредо. Если я не переживаю за свою работу, то я - чёрствый, бессердечный человек.

Слайд№17 Я всегда должен быть идеальным педагогом. Конфликты с родителями учеников - недопустимы. Недовольства родителей - это результат моего непрофессионализма.

Я - всегда прав, потому что я - учитель. Я знаю лучше других, что надо детям и как их учить.

Предлагаю вам, уважаемые коллеги, обдумать и осознать свои ошибочные мысли, взгляды, восприятия и незамедлительно заменить их на другие - БЕЗОШИБОЧНЫЕ. Я бы даже сказала, БЕСПРОИГРЫШНЫЕ. Вот мои беспроигрышные взгляды, мысли, восприятия. Хотя вы, разумеется, вполне можете разработать свои собственные.

Слайд №18

  • Я не могу нравиться всем ученикам и родителям. И мне тоже все вокруг нравиться не могут. Все люди - разные и невозможно со всеми всегда иметь хорошие отношения. И это - нормально.

  • Я работаю добросовестно, но бывают в моей работе и ошибки, и трудности, и неудачи; не всегда всё получается, как мне этого хотелось бы. Я - не совершенство и не идеал, и ничто человеческое мне не чуждо.

  • Конечно, хорошо, когда родители учеников милы, добры и соглашаются со мной во всём, но так в реальной жизни получается не всегда.

  • Конечно, хорошо, если бы не было на моём учительском пути «трудных» учеников и «трудных» родителей, но в реальной жизни всё-таки встречаются и те, и другие. Но это вовсе не означает, что я плохо работаю, и уж тем более, никакие «трудные» люди не сделают меня несчастным человеком, так как я выбираю профессиональный успех и счастье.

Слайд №19

  • Учитель может быть прав, а может быть и нет, лишь бы он не был глуп и туп.

  • ВСЕ родители моих ВСЕХ учеников не могут разделять мои взгляды и суждения. Кроме того, они не обязаны слушать меня, открыв рот, повинуясь мне во всё. У них - свои ценности и приоритеты в жизни, а также свои заботы и проблемы.

  • Родители моих учеников - все люди разные. Я никого не сужу, не критикую и не осуждаю, но стараюсь каждого из них понять.

  • Конечно, хотелось бы, чтобы в моей профессиональной жизни всё протекало ровно и спокойно, без конфликтов, трудностей и эксцессов, но такое не всегда получается в реальной жизни. Такова жизнь, и я не борюсь с жизнью не на жизнь, а на смерть.

  • Вместо этого я ценю и праздную свою жизнь. На работе порой случается, что что-то идёт не так, как мне этого хотелось бы. Но, это ни в коем случае не делает меня несчастным страдальцем. Ничего страшного!

Слайд №20

  • Работа есть работа. Разумеется, хорошо, если у учителя получается найти подход ко всем ученикам и их родителям, но так в реальной жизни бывает не всегда.

  • Но, жизнь есть жизнь, и я её принимаю такой, какая она есть.

  • Если родители моих учеников имеют ко мне какие-либо претензии, недовольны моей работой с их детьми, жалуются на меня, то это вовсе не означает, что они что-то имеют против лично меня. Это лишь означает, что родители очень заботятся о своих детях, обеспокоены какими-то их проблемами и мучительно ищут решения. А я могу и должен им в этом помогать.

  • Как педагог, я должен постоянно работать с родителями своих учеников, общаясь с ними спокойно, профессионально, грамотно, но при этом, не стремясь им угождать и нравиться.

Слайд №21

  • Конечно, замечательно, если у учителя хорошие отношения со всеми родителями учеников. Но люди все разные и отношения с ними складываются по-разному. И это - вполне естественно.

  • У меня высшее педагогическое образование. Но, надо постоянно учиться и переучиваться, т.к. знания быстро устаревают. Образование - это не дипломные корочки, а процесс длиною в жизнь.

У каждой профессии, у каждой работы есть свои сложности. Работа с «трудными» родителями - одно из сложностей моей профессии. Почему мне, учителю, так сложно с «трудными» родителями моих учеников? Потому что нести людям просвещение, а ещё разумное, доброе, вечное - очень нелёгкое дело. Но трудность эта - часть учительской жизни. По сути, уважаемые коллеги я вам предлагаю на выбор стать приверженцем одной из кратко обозначенных здесь философий. Философий жизни учителя. Выбор, разумеется, за вами. И, как всегда, всё на выборы! А от того, какой именно вы выбор сделаете, и будет и зависеть ваша производственная жизнь.

КАК РАБОТАТЬ с «ТРУДНЫМИ» РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ?

На самом деле в этом вопросе кроется подтекст. Мне кажется, он такой: «Как мне сделать свою производственную жизнь простой, бесконфликтной и приятной?» Пытаться делать это, уважаемые коллеги, разумеется, можно. Но сделать такое в реальной жизни, наверное, не всегда. Любая работа требует усилий, энергии, отдачи. И главное, любую работу, чтобы она была сделана, надо просто делать. Постоянно делать и всё!

Слайд №21

Я уверена, превратить родителей учеников в своих соратников и помощников можно собственным спокойствием и интеллектом, своей образованностью (именно образованностью, а не образованием!) и компетентностью, своим профессионализмом и знанием дела, а ещё своим оптимизмом, юмором и просто благородством души. Такова уж наша учительская судьба продолжать учить детей и просвещать их родителей всегда. Не смотря ни на что, нести людям свет и добро. Ведь материальных ценностей от нашей с вами работы может и не прибавляться, но света и добра вокруг должно непременно увеличиваться. Так что, уважаемые коллеги, хватит жаловаться и сетовать на трудности учительской жизни. Вместо этого пойдёмте в класс. Пойдёмте сеять!



Список использованных источников.

1. Варюхина С.И. Счастливый бумеранг: беседы о культуре взаимоотношений. Минск, 1995г.

2. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы- М:ВАКО, 2006. 336с. - (Педагогика. психология. Управление)

3. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика // Избр.пед.соч.: В3т.М., 1981

© 2010-2022