Обмен опытом Современные подходы к организации воспитательной работы в младших классах

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обмен опытом: Современные подходы к организации воспитательной работы в младших классах

Учитель начальных классов МБОУ - Куокуйской СОШ

Новгородова Евдокия Алексеевна

Актуальность: Основным принципом в воспитательной работе является отношение к каждому как к свободной личности, достойной уважения и стремление к сотрудничеству. И мы решили в системе воспитательной работы искать новые, современные и разнообразные пути его решения. Перед нами стоит большая задача создать благоприятные предпосылки для формирования высоконравственной личности, умело подвесит каждого ребенка к осознанию того, что необходимо многому учиться, а для этого нужно развивать все качества, силу воли, ответственность, умение доводит начатое дело до конца и оценивать свои поступки. Чтобы каждый почувствовал радость от собственных успехов.

Особенно сильным и действенным средством саморазвития личности являются прогрессивные этнические традиции. Якутский народ богат всевозможными традициями, обычаями, которые сохранены в различных жанрах устного народного творчества. Без изучения прогрессивных идей, традиции и обычаев народной педагогики невозможно осуществлять как воспитание, так и социализацию подрастающих поколений. Отсюда вытекают необходимость обобщения народных идей и опыта воспитания и использования их в процессе воспитательной работы. Основным фактором, влияющим на формирование личности человека, являются воспитательные традиции народа.

Объект: Совместная деятельность классного руководителя, родителей и учащихся на основе этнопедагогики, направленная на развитие личностных качеств.

Предмет: Развитие личностных качеств каждого ребенка в процессе взаимодействия классного руководителя, родителей и детей.

Цель: Поиск новых путей направления воспитательной работы на основе этнической культуры и формирования мотивационной сферы личности каждого ребенка в условиях образовательного процесса в сельской школе.

Задачи:

  • Изучение личностных качеств каждого ребенка, составление портфолио каждого ребенка.

  • Раскрытие и развитие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить отношения с друзьями, учителями.

  • Формирование и создание условий для саморазвития личности.

  • Способствовать воспитанию любознательной и трудолюбивой личности.

Гипотеза: Совместная деятельность классного руководителя, родителей и учащихся будет эффективным, если будут соблюдаться следующие условия:

  • Учитываются мнение ребенка, высказывания своих рассуждений.

  • Сотрудничество между педагогом, родителем, учеником.

Методологическая основа: доклад основывается на исследованиях изучения опыта народного воспитания Г.Н. Волкова, А.Ш. Гасимова, В.Ф. Афанасьева.

Практическая значимость: Разработка тем классных часов, родительских собраний, мониторинг уровня воспитанности по классам.

Новизна: Самореализация, самовыражение и самоорганизация деятельности учащихся и родителей.

Принципы:

  • Принцип личностного воспитания;

  • Гуманизации;

  • Целостности;

  • Природосообразности.

Механизм реализации осуществляется через:

  • Спортивные секции;

  • Кружки по выбору;

  • Семейные клубы по интересам;

  • Семейные праздники и встречи;

  • Конкурсы, соревнования;

  • Классные часы по плану;

  • Турниры по настольным играм между родителями и учащимися;

  • Родительские собрания.

Воспитательная работа ведется по четырем основным направлениям:

  • Познавательная.

  • Нравственная.

  • Семейное воспитание.

  • Здоровье ребенка.

Ожидаемый результат воспитания: модель выпускника начальной школы, умеющий организовывать свою учебную деятельность, свое свободное время, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи, формирующий потребности к здоровому образу жизни.

Характеристика нравственно-познавательной, коммуникативной, оздоровительной деятельности.

Нравственный потенциал личности:

  • Знание и понимание духовной культуры.

  • Наличие ответственности.

  • Творческое самовыражение личности.

  • Самооценка, самоанализ собственных возможностей.

  • Знание и соблюдение правил поведения.

  • Милосердие.

  • Готовность к самоопределению, самореализации, самоутверждению в социуме.

Познавательный потенциал личности:

  • Успешность в самообразовании.

  • Активна познавательная деятельность.

  • Расширение кругозора.

  • Эрудиция.

Физический потенциал личности:

  • Соблюдению правил личной гигиены.

  • Поведение ЗОЖ.

  • Участие в функциональных мероприятиях.

  • Умение использовать физические упражнения повышения работоспособности, для снятия эмоциональных стрессов.

Коммуникативный потенциал личности:

  • Владения умения и навыки культуры общения.

  • Уважительные отношения к мнению, поступку, личностным качеством окружающих.

  • Культура самовыражения, соблюдения этикета.

  • Способность устанавливать связь, поддерживать контакты.

  • Гражданское - патриотическое воспитание.

Соуправленческая деятельность педагога, родителя и учащихся.

В целях создания необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого учащегося, были организованы и проведены с помощью детей и родителей праздники и конкурсы: «Новогодняя сказка», «Кыыс Куо», «Мамин день», «А ну-ка девочки», «Урун Уолан» «Папа, мама и я - спортивная семья». Выпускались стенгазеты, проводились тематические классные часы, уроки человечности с участием детей и родителей.

Приятно отметить, что родители принимают участие во всех классных делах. Образованы инициативные группы родителей, которые оказывают большую помощь в воспитательной работе, принимают активное участие в подготовке и проведении классных дел, оказывает помощь в организации экскурсионной работы, ремонте класса. Родители проводят детям кружки по интересам, как например «Айыы уорэ5э». Работают «Семейные клубы», «Клубы бабушек и дедушек», отцы проводят классные часы на тему «Как ловят рыбу», «Как можно ставит петли для зайца» и т.д.

В результате в совместной работе учащихся, учителей и родителей прослеживаются динамика развития коллектива. Отношение между ребятами дружелюбные.

По всей работе отчетливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог - ученик», «ученик - родитель», «педагог - родитель».

Заключение

В результате поиска современных подходов в воспитательной работе выявилась стремление стать хорошим ребенком, желания у всех не отставать от одноклассников. Нужно строить такую социальную ситуацию развития, основанную на системе отношений детей и взрослых. Современный подход должен открыть возможность и необходимость детской инициативы, активность в процессе построение совместного сотрудничества. Такая концепция воспитания младших школьников также позволяет выявлять и развивать наклонности детей в ходе практической деятельности и воспитывать внутреннего качества. Таковы, наш взгляд, основные идеи организации воспитательной работы на ближайшее будущее, которые вполне могут быть развиты в дальнейшем решении и более сложных стратегических задач. Успех творческого дела и воспитания младшего школьника зависит от умелого решения проблемы. Это связь прошлого, настоящего и будущего.

На основе эксперимента мы пытались выделить те аспекты, которые, с нашей точки зрения, являются наиболее актуальными в сельской школе.




© 2010-2022