Методический материал на тему Подросток в неполной семье

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Может быть и так, что неполные семьи предлагают множество возможностей для душевного развития матери или отца. Здесь, однако, могут возразить, что детям это все несомненно приносит значительный ущерб. Дети из неполных семей более запущены, они невротичнее, им труднее проявить себя в жизни, как показывают бесчисленные исследования.

Поистине чудовищно тяжело жить вне общества или даже вопреки господствующим культурным канонам. Индивидуальный образ жизни, выбор пути индивидуации должны встречать хотя бы минимальную поддержку у окружающих. Только гении могут проходить индивидуацию вне коллектива. А коллективное мнение не особенно одобряет идею неполной семьи. В каком-то смысле над этими семьями тяготеет что-то вроде проклятия. Подобное отношение общества осложняет положение ребенка и его родителя. Если бы неполные семьи вызывали симпатию у окружающих людей, как нечто легитимное и естественное, то дети, растущие в них, безусловно, были бы здоровее. Кроме того, если мужчины и женщины женятся лишь для того, чтобы воспитывать детей, то атмосфера, царящая в этих, по-видимому, несчастливых семьях, принесет ребенку значительно больше вреда, чем жизнь с одним из родителей вне брака».

Этот небольшой отрывок показывает нам, какие проблемы могут испытывать родители, решившиеся или вынужденные воспитывать ребенка «в одиночку» и соответственно подростки, проходящие процесс становления в обществе испытывают те же проблемы и им приходится как-то с ними справляться.

Родителю, помимо материальных трудностей, приходится решать педагогические проблемы и каким-то образом восполнять нехватку воспитательного влияния, возникшего из-за отсутствия второго родителя.

Утрата одного из родителей способствует возникновению болезненных переживаний, которые влияют на психологический климат в семье. Большой процент неполных семей образуется по причине ухода отца. В таких случаях матери довольно трудно сдерживать свои негативные эмоции по отношению к бывшему мужу, а ее раздражение и недовольство часто бессознательно выливаются на совместного ребенка. Бывает и наоборот мать обращает все свое внимание на ребенка - на безвинную жертву. Она пытается восполнить недостаток родительской заботы и опеки, окружая ребенка чрезмерной лаской. И в том и в другом случаях воспитательная атмосфера семьи сильно искажается, что в результате отрицательно сказывается на развитии ребенка как личности.

Еще одной проблемой неполной семьи является недостаток примера семейных взаимоотношений мужчины и женщины, это оказывает негативное влияние на подготовленность детей к будущей семейной жизни и социализацию в целом. Ведь именно от показателя идентификации детей со своими родителями зависит эффективность семейного воспитания. Ребенок принимает нравственные и идеологические нормы своих родителей, а в неполной семье эта составляющая воспитательного процесса деформируется. В неполных семьях, где воспитателем остается отец, помимо вышеперечисленных проблем можно добавить отсутствие ласки со стороны матери, что не способствует полноценному воспитанию ребенка.

В воспитательном процессе одному родителю очень трудно контролировать и влиять на поведение ребенка. Объясняется это чрезмерной занятостью на работе, которая не дает возможности уделять достаточное количество внимания детям.

Ко всему вышеперечисленному можно добавить социальное давление на одинокого родителя, и как следствие чувства стыда и вины, которые подросток затем несет с собой в жизнь.

Но, не смотря на столь мрачную картину, как же помочь подросткам из неполных семей?


Роли родителя и педагога при общении с подростками из неполных семей.

В этой части нашей беседы хотелось бы уклониться от умных советов и правильных указаний по поводу того, как вести себя с подростком из неполной семьи. Ведь каждый случай индивидуален: семья потерявшая одного из родителей в результате несчастного случая будет существенно отличаться от семьи, распавшейся из-за различия характеров.

Поэтому необходимо поговорить о чувствах родителей и об отношении педагогов, которые осуществляют влияние на подростков. Ведь ключом к профилактике социальной дезадаптации может служить отношение к подростку тех и других.

Первичным будет безусловно отношение родителя.

Он (она) может чувствовать себя одиноким (-ой), прикованной к ребенку, временами раздражаться. Это естественно. Подобные чувства испытывают и родители из полных семей1.

По словам детского психолога И. Млодик «…невозможность соответствовать всем услышанным или прочитанным правилам усиливает материнское беспокойство и тревогу».

Если родитель это понимает и позволяет себе быть «не идеальным», то он таким образом учится доверять себе и своему ребенку.

Дети, которые чувствуют такое отношение, так же доверяют родителям. И выросшие из детей подростки учатся доверять себе и испытывают меньше трудностей в социальной адаптации. У них появляется возможность вести нормальный образ жизни, приглашать родственников, друзей, ходить в гости, общаться с противоположным полом. Таким образом, гораздо важнее настроение матери или отца, чем идеальный режим.

Однако реальная картина зачастую отличается от описанной выше: у родителя может не быть знаний и навыков опытного педагога, который имеет опыт общения с большим количеством самых разных подростков и знаком с различными аспектами их поведения.

Какую же роль может сыграть педагог в таком сложном деле как профилактика социальной дезадаптации подростков?

  • Прежде всего, педагог может выступить как представитель социального института, призванного воспитывать и социализировать детей и подростков.

  • Авторитет педагога позволяет в рамках родительских собраний, классных часов продемонстрировать родителям и подросткам из неполных семей, что их никто не судит.

  • Дать возможность ощутить приятие со стороны общества, проявляя внимание и поддержку, а так же прививая навыки поведения в обществе подросткам.

  • Общая культурная развитость и постоянный контакт с подростком, позволяет педагогу своевременно дать рекомендацию по обращению к специалисту-психологу или просто провести просветительскую работу, предложив книгу или фильм, в которых имеется нужная информация для родителя или подростка. И главное, что может сделать педагог для подростка - оставаться на его стороне.

1

© 2010-2022