Урок Мужества Дебальцевский котел

Раздел Воспитательная работа
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок мужества, посвященный дню освобождения Дебальцевского «котла»

8-В класса

Классный руководитель Шоколова Елена Анатольевна

Цель:

  • воспитание патриотизма, формирование позитивного образа, который может служить идеалом для подражания. воспитание у обучающихся благодарной памяти о простых советских людях, чувства гордости за свою Республику;

  • развитие интереса учащихся к творческому наследию военных лет;

  • активизация творческих способностей и познавательной деятельности;

  • воспитание культуры общения.

Задачи:

  • формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме;

  • вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными людьми в освобождении Дебальцевского «котла»;

  • показать роль нравственной стойкости, мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом и вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту;

  • развивать интерес к историческим фактам и событиям.

Учитель

Есть события, значение которых не тускнеет от неумолимого бега времени и которые не стираются из памяти людей. Напротив, временной разрыв с возрастающей силой подчеркивает их величие и определяющую роль в истории. История учит человека любить свой народ, землю, на которой он живет. Память об этих событиях неподвластна времени, бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживает века: это не просто свойство человеческого сознания сохранять следы минувшего, память - это связующее звено между прошлым и будущим.

Данное мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, так как способствует формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, поднятию авторитета армии, развивает личностные качества, общий кругозор.

Главным ожидаемым результатом мероприятия данного характера может служить то, что у учащихся сформируется правильное представление о настоящем гражданском и патриотическом долге, мужестве, героизме, а так же может развиться интерес к истории своей Родины.

Форма реализации: выступление учащихся, мультимедийная презентация.

Оформление: выставка книг, фотографии Дебальцево, записи песен.




Эпиграфы на доске: «Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь

счастье видеть славу Родины, и последнюю

каплю крови пожертвую её благосостоянию» Пётр Багратион


« Нет героев от рождения, они рождаются в боях »

Александр Твардовский

Ход мероприятия:

Учитель:

Дорогие ребята, уважаемые гости. В этом году наша Родина будет отмечать одну из важных дат в истории нашей Республики - годовщину освобождения Дебальцевского котла.

Сегодня на нашем уроке мы постараемся вспомнить то, как наш народ смог выстоять и победить в той войне, какое мужество было проявлено при этом, сколько испытаний пришлось вынести всем тем людям, на чью долю выпали долгие дни той войны.

Звучит тихая музыка.

1 ученик

Казалось было холодно цветам,

И от росы они едва поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили украинские бинокли.

Цветок в росинках весь к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки,

А украинцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывая люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то 5 минут осталось.

Учитель:

Благодаря слаженным действиям и отвагой народного ополчения Донбасса была проведена успешная операция по зачистке Дебальцевского котла и освобождению земель Новороссии от украинских оккупантов.

Немцы такого не делали - то, что творит украинская армия - они хуже фашистов. То, что они сделали с Дебальцево - просто ужас. Жалко детей и внуков, - рассказывает выживший пенсионер из Дебальцево.

Дети рассказывают, что были вынуждены неделями и месяцами прятаться в подвалах и не выходить. Сидели без света, без еды.

Нацисты, находясь в Дебальцевском котле, убивали и насиловали мирное население. Занимались мародерством: вывозили технику, вещи и все, что попадалось под руку.

Каратели, когда убегали из котла, кричали, что сотрут поселок с лица земли, - рассказал местный житель. Вели по нам артиллерийский огонь. Благо пришла армия Новороссии и успешно зачистила котел от украинских оккупантов, тем самым освободим мирных жителей от произвола украинского нацизма.

Сейчас ополченцы считают огромное количество трофеев, которые оставили им в Дебальцево продолжатели дела Степана Бандеры. Это военная техника, и снаряды, стрелковое оружие, патроны, амуниция.

Ведутся восстановительные работы в Дебальцево, город практически полностью разрушено.


Видео ДЕБАЛЬЦЕВСКИЙ КОТЕЛ. «ОСВОБОЖДЕНИЕ ДЕБАЛЬЦЕВО». ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ


2 ученик:

Если же рассмотреть значение Дебальцевского «котла» с военной точки зрения для непосредственных участников вооруженного конфликта - Украины и республик Донбасса - можно выделить следующее.

Украина. Реформирование военной группировки Украины, которое выражается в проведении тренировок американскими специалистами по системе батальонных соединений - это шаг назад. Сама история боевых действий на Донбассе показала, что батальонные соединения, которыми были представлены ополчения ДНР и ЛНР, были вынужденной мерой, продиктованной военно-технической и политической обстановкой на начальном этапе. Батальонное соединение предполагает маневренный оборонительный бой, диверсионный, но никак не наступательный, особенно в условиях крупной городской агломерации, так как требует повышенного взаимодействия и уровня управления. Именно такое тактическое построение фронта вооруженными формированиями ДЛНР, и соответственно характер боев, отмечалось в ходе летней кампании 2014 г.* (*Тогда же ВС РФ проводили в Ростовской области тактические учения именно батальонных групп).

3 ученик:

До проведения нынешней военной реформы военная организация на Украине носила смешанный характер: бригадная и армейская (собственно ВСУ) в сочетании с боевым крылом украинского национализма (батальоны Национальной Гвардии, батальоны территориальной обороны, «Добровольческий украинский корпус» Правого Сектора и т.д.). Теперь бригадно-армейскую систему ВСУ планируют заменить собственно батальонной. В ходе ведения боевых действий главными задачами являются наличие фронта, крепкого и надежного тыла и умение держать фланги. Однако именно держание флангов подразумевает использование войсковых соединений более крупного характера, чем батальоны: у них должно быть наличие собственных резервов (например, отдельных батальонов или батальонно-тактических групп), что облегчает управляемость войсками и оперативное реагирование на обстановку. В то же время резервы собственно батальонов невелики - ротные соединения, рота и далее по убыванию. Это означает, что именно фланговые стыки и будут самым слабым местом при наступлении против них бригады, даже если суммарно численность и будет равна. Таким образом, переформатирование системы организации ВСУ при возобновлении боевых действий будет иметь негативные последствия для украинской военной машины и политической элиты. В то же время армии Республик Донбасса еще со времен Илловайского «котла» были реформированы на основе именно бригадной системы, эффективность которой и была продемонстрирована в ходе операции «Дебальцевский «котел»*.
4 ученик

Таким образом, конфликтующие стороны вынесли разные уроки из зимней кампании вооруженного конфликта на Донбассе, которую условно называют «Дебальцевский «котел». В то время как вооруженные силы Республик Донбасса убедились в эффективности именно батальонной системы построения, в Вооруженных силах Украины, понесших огромные потери в живой силе и технике, наметилась тенденция ухода от бригадной системы к батальонной, что подтверждается планами западных военных специалистов тренировать вооруженные формирования Украины группами по 200-300 человек. Учитывая оборонный характер батальонной системы организации вооруженных формирований, можно предположить, что с учетом провала наступательных действий в ходе зимней кампании 2015 г. военно-политическим руководством Украины сделана ставка на удержание контролируемых территорий с целью нанесения противнику максимального урона при оборонительных действиях с возможным переходом к контрнаступлению, в случае появления такой возможности.
5 ученик

Решение сделать ставку на батальонную систему принято и «кураторами» Украины в Вашингтоне; в частности, ими поставлена «узаконить» боевое крыло украинского национализма - многочисленные карательные батальоны, имеющие частное финансирование. С этой целью используется такой механизм «мягкой силы» как культурно-исторический прецедент каперства, оправдывающий существование подобных вооруженных формирований и позволяющий воздействовать на среднестатистических граждан Украины. Преобразование украинской военной машины из бригадной в батальонную систему в сочетании с апологетированием боевого крыла украинских националистов приведут к еще большим потерям в рядах вооруженных формирований Украины и будут способствовать обрушению ее как государства.

Учитель:

Война стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Республики. Представляла смертельную угрозу не только для всех населений нашей Республики, но и для всего человечества. Враги планировали истребить миллионы людей. В первую очередь предполагалось ликвидировать славянские народы. А вместе с народом города села наших необъятных республик. Те, кто сражался, отдавали все свои силы для достижения победы над врагом.

«Я видел, как идут в атаку новобранцы и опытные воины, - говорит боевой генерал, - Так или иначе, но каждый думает об одном: победить и выжить! Они шли в атаку так, словно всю предыдущую жизнь ждали именно этого момента. Пусть их было немного, но это была буря, ураган, способный смести со своего пути все»

6 ученик:

Нет,

Не до седин. Не до славы

Я век свой хотел бы продлить,

Мне б только до той вон канавы

Полмига, полшага прожить;

Прижаться к земле

И в лазури

Февральского ясного дня

Увидеть оскал амбразуры

И острые вспышки огня.

Мне б только

Вот эту гранату,

Злорадно поставив на взвод,

Всадить ее,

Врезать, как надо,

В четырежды проклятый дзот,

Чтоб стало в нем пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в снегу!

Прожить бы мне эти полмига,

А там я - сто лет проживу!

Учитель:

Всю зиму 2015г. шла битва за Дебальцево. В таком напряжении сил, на священной дебальцевской земле, «где снег замешан был землей, золой и свежей кровью», начиналась победа. И Дебальцево выстояло.

5 ученик:

Вперед на Запад! Цену этих слов

Мы поняли, когда в горячем пыле

Мы штурмовали стены городов

Ценой нечеловеческих усилий.

Вперед на Запад! дерзкая мечта-

Я знаю, вас никто не остановит.

Целуют землю русские уста,

Отбитую ценой солдатской крови.

Пускай мы не прошли и полпути,

Пускай звезда уходит в ночь устало.

Теперь на Запад будем мы идти,

Вперед идти во что бы то ни стало.

Звучит фонограмма песни: « Эх, дороги…»

Учитель:

Дебальцевский котел закипает

Как сообщают украинские источники, за последние сутки в ходе боевых действий в Донбассе наиболее сложная для ВСУ ситуация сложилась на дебальцевском направлении. Ополченцы вели боестолкновения с украинскими силовиками в районе поселков Санжаровка и Троицкое. Кроме того, армия ДНР сосредоточила значительные силы на фланговых позициях Дебальцевского плацдарма, а также севернее Авдеевки и в юго-западных пригородах Горловки.
По левому флангу Дебальцевского плацдарма развернута сводная артиллерийская группа армии ДНР, туда идет переброска дополнительных частей через населенные пункты Стаханов и Брянка, информируют источники в штабе АТО. Также украинская сторона сообщает о передислокации частей ополчения к рубежу Анновка - Вергулевка. Координатор группы «Информационное сопротивление»Дмитрий Тымчук сообщает о переброске туда до 200 человек личного состава, до 15 единиц бронетехники, включая шесть танков.

Звучит песня "А на войне, как на войне" в исполнении группы "Любэ"

Чтец:

Война прошла по Республике через каждую семью, через каждую судьбу, чётко разделив время на "довоенное" и "военное", разделив всех на "фронт" и "тыл"

Учитель:

К сожалению, вернулись не все. Но и на войне случались чудеса. И тогда воскресали из мёртвых живые.

Чтец:

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждёт.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: "Повезло".

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой.

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Чтец - девушка:

Это будет, я знаю

Не скоро, быть может,

Ты войдёшь бородатый, сутулый, иной,

Твои добрые губы станут суше и строже,

Опалённые временем и войной.

Я рванусь, подбегу

И, наверно, заплачу.

Как когда-то, уткнувшись в сырую шинель.

Ты поднимешь мне голову,

Скажешь: "Здравствуй",

Непривычной рукой по щеке проведёшь.

Я ослепну от слёз, от ресниц и от счастья.

Это будет не скоро, но ты - придёшь!

Учитель:

Забыть войну герои уже не смогут никогда. По сей день в их душе живёт щемящая боль, непонятное для нас чувство вины перед павшими, навсегда оставшимися на полях сражений:

Чтец:

Дебальцевский котёл!

Светлана Якимова2

Город Дебальцево-слава тебе!
Жил ты спокойно на этой Земле.
Мирно трудился красивый вокзал
Со всех сторон он людей принимал.
Шли поезда и на Север и Юг
Сколько людей проезжало вокруг
Кто ехал на море,а кто по гостям
И кто-то трудился по разным местам.
На площади розы ярко цвели
Фонтан разбрызгивал капли воды.
А голуби,голуби-смело порхали
И дети кормам их угощали.
Город с любовью всех принимал
И ни кому он войны не желал
Ну вот,ворвалась в город война
Разрушила город,сожгла дома,
Людей загнала в подвалы она
Теперь "Котёл" войны здесь кипит
И всему миру он сам говорит:
За что здесь кипеть?
За что людям страдать?
За чем этот город было разбивать?
Что сделал город плохого-кому?
Я,что-то и сам ни как не пойму!
И где мне взять такой воды?
Чтоб потушить очаг этой войны...

Учитель:

Война была жестокой. Но не ожесточалось сердце солдата, не грубело, не черствело. Оно любило и страдало. "Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне"..

Учитель:

А сейчас учащийся ___ класса зачитает письмо героям от благодарных потомков.

Дорогие Герои!

Низкий Вам поклон от всех жителей Республики, не познавших горя и лишений военного времени, не видевших последствий артиллерийского налёта и разрывов авиационных бомб, не спасавшихся от смерти в бомбоубежищах и постоянного страха потерять навсегда родных тебе людей.

Вы мужественно и честно выполнили свой долг перед командирами, семьёй, Родиной. Вы думали в первую очередь не о себе, а о нас, о своих потомках.

Спасибо Вам за подаренную свободу и независимость, за возможность просыпаться каждое утро под щебетание птиц, за возможность радоваться жизни, мирному небу, аромату лесных ягод и шелесту осенних листьев, журчанию ручья и первому снегу, весеннему солнцу и летнему зною с освежающим дождём. Спасибо Вам за добытое ценой огромных потерь счастье жить в окружении тепла и заботы родителей, бабушек и дедушек, счастье любить и беречь свою Родину. Мы постараемся, став взрослыми, не предать Ваши идеалы, постараемся не забыть, какой ценой досталась нашему народу эта Великая Победа.

Сегодня самая главная, самая нужная льгота для Вас - это внимание, чуткость и ласка окружающих, живущих рядом с Вами. Так пусть же Вы никогда не испытаете чёрствости и равнодушия со стороны молодого поколения. Пусть хорошее настроение скрасит Ваши года. Пусть реже дают о себе знать старые раны.

Здоровья и семейного благополучия желают Вам ученики 8-В класса

Видео Освобождение Дебальцево. Дебальцевский котел (2015)

Урок Мужества Дебальцевский котел

Урок Мужества Дебальцевский котел

Урок Мужества Дебальцевский котел

Урок Мужества Дебальцевский котел

Урок Мужества Дебальцевский котел

Урок Мужества Дебальцевский котел

Урок Мужества Дебальцевский котел

© 2010-2022