Значение физической культуры для гармоничного развития человека

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Значение физической культуры для гармоничного развития человека.


Физическая культура и спорт - важнейшая социальная сфера, деятельность которой ориентирована на удовлетворение жизненно важных потребностей населения: в двигательной активности, хорошем самочувствии, здоровье, сохранении и повышении работоспособности. Основной целью ее функционирования является всесторонне и гармонично развитая личность, способная приносить пользу обществу благодаря долголетней эффективной профессиональной и личной жизнедеятельности, а конечным результатом - физическое, духовное, интеллектуальное здоровье и благополучие не только личности, но и общества в целом

В первую очередь, физическая культура и спорт является эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга. Но, кроме этого, она влияет на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно- интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций личности. В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Поэтому развитие и рост социального влияния данной сферы относится к приоритетным направлениям социальной политики Российской Федерации. Одним из факторов повышения значения, усиления действенности физической культуры и спорта в жизни общества является полноценное использование содержательно-методического, духовного, технологического потенциала для воспитания и развития подрастающего поколения.

Для успешности жизни и деятельности человеку необходимы такие морально-волевые качества, как дисциплинированность и ответственность, настойчивость и целеустремленность. Они позволяют личности легко адаптироваться к моральным и правовым нормам общества, без принуждения следовать им; качественно выполнять свои обязанности, стремиться к успеху и добиваться его, и т.д. Современная молодежь характеризуется, за редким исключением, недостаточной дисциплинированностью и значительной безответственностью, стремлением получить «все и сразу» и нежеланием прикладывать собственные усилия для достижения цели. Поскольку данные качества относятся к сложным психическим образованиям, их воспитание должно начинаться с детства, а особое внимание этому следует уделять в общеобразовательной школе.

Физическая культура обладает огромным потенциалом не только в физическом, но и в нравственном развитии личности. Особая роль в воспитании морально-волевых качеств школьников принадлежит учителю физической культуры, поскольку само содержание педагогической работы на уроках физической культуры, особенности их организации и проведения позволяют эффективно использовать педагогический инструментарий нравственного воспитания.

В современном образовательном процессе необходимо создать такое учебно-воспитательное пространство, которое целенаправленно ориентирует личность на самоопределение, саморегуляцию, саморазвитие. Это позволит учащимся полноценно проявить себя в дальнейшей жизнедеятельности, а также даст возможность подростку избежать влияния таких социальных явлений, как юношеский алкоголизм, наркомания, токсикомания и др. Эти задачи частично решает физическая культура.

На воспитание характера влияет личный пример воспитателя, будь то родители или педагоги. То, что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение для воспитания характера детей.

Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель - формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Для более старших школьников один из путей формирования характера - самовоспитание. Однако и у младших школьников педагог должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные социальные навыки. Данную часть образовательного процесса невозможно осуществлять без опоры на индивидуальный подход к воспитанию личности.

К воспитательным задачам относится: формирование нравственных, эстетических, волевых и иных свойств и качеств, отражающих социально- психологические особенности личности и обусловливающих её физкультурно-спортивную активность; формирование мировоззрения, убеждений и установок, целостных ориентаций, потребностей, мотивов, интересов, активного и осознанного отношения к деятельности, в том числе, физкультурно-спортивной. При формировании физической культуры личности необходимо учитывать, что духовное и этическое начала в развитии человека представляют неразделимое целое, что позволяет в ходе физического воспитания эффективно решать и эти задачи.

По мнению практически всех ученых, физические упражнения являются средством не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. Следовательно, занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение - способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Это в одинаковой степени касается всех занимающихся, независимо от их возраста, социального положения, профессии.

Таким образом, «говоря о значении физической культуры для гармоничного развития человека, следует иметь в виду не столько специфическое значение - культура физическая, телесная, сколько роль таковой в формировании личности в плане общей культуры. Это значит, что физическая культура должна формироваться таким образом, чтобы она стала органичным элементом и нравственности, и эстетичности, и других сфер духовной жизни, и, как результат, проявлялась целостно в облике человека».

1. Ананьев, Б.Г. Генетические структурные взаимосвязи развития личности: хрестоматия по возрастной психологии / Б.Г. Ананьев; под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1994.

2. Андронов, О.П. Физическая культура как средство влияния на формирование личности / О.П.Андронов. - М.: Мир, 2001.

3. Ашмарин, Б.А. Теория и методы физического воспитания: учеб. пособие для студентов факультетов физ. воспитания педагогических ин-тов / Б.А. Ашмарин. - М.: Просвещение, 1989.

© 2010-2022