РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по воспитательной работе в 7 классе составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Положением о рабочей программе по воспитательной работе в классе, принятого на педагогическом совете 29.09.2015г. и утвержденного директором школы.

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернате, детском доме : Пособие для воспитателей и учителей - авторы Е.Д. Худенко, Г.Ф.Гаврилычева, Е.Ю.Селиванова, В.В.Титова, М. «Аркти»,2008г.

  2. Календарного плана общешкольных мероприятий по воспитательной работе на 2015-2016 уч.год.

  3. Основные направления проектирования воспитательной работы в Республике Башкортостан (по материалам Второго республиканского конкурса тематических воспитательных программ): Методические рекомендации / Под ред. Э.А. Ижбулатовой, В.А. Сапожниковой, А.М. Кузьминой.- Уфа: Издательство ИРО РБ,2010.

Тип программы: рабочая программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Программа коррекционно-образовательной программы с детьми 7 класса, где обучаются дети, имеющие различные ОВЗ (вторичная ЗПР, смешанные специфические расстройства психологического развития, двусторонняя сенсоневральная тугоухость II-VI степени), направлена на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Она предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание и развитие шестиклассников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями.

Характеристика классного коллектива

В ГБОУ Бакалинская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ в 7 классе обучается 5 учащихся, из них 4 девочки и 1 мальчик. Возраст учащихся 11-13 лет. В классе двое детей из неполных семей, один - сирота. Уровень развития учащихся соответствует возрастным нормам, дети работоспособны, любознательны и хорошо успевают.

Этот возраст: от 11 - 12 -ти до 15-ти лет - переходный от детства к юности (5-9 кл.) характеризуется глубокой перестройкой всего организма.

В 5-6 классах учащиеся довольно успешно прошли адаптационный период перехода из начальной школы в среднюю школу. Много новых учителей, новый классный руководитель, новые, все возрастающие требования- все это мы смогли спокойно принять и соответствовать требованиям. Да, проблемы, конечно, есть. Каждому ребенку в этот период хочется быть активным, умным и независимым, а трудно; хочется быть нужным и успешным в группе своих одноклассников, чтобы каждый новый учитель оценил и увидел все самое лучшее, что есть в нем, ведь он не хуже других.

Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписались в школьную систему требований, норм и социальных отношений, например: Калиева Лилия, Фаттахова Рушана, Миндиярова Вилияна. Но также есть дети подверженные дезадаптации, такие дети становятся невнимательными, менее ответственными, тревожными, хуже учатся по сравнению с начальной школой, например: Щиблева Ева. И это является нормой, так как это - возрастная проблема. Ребенок младшего подросткового возраста задумывается: « А что про меня подумают другие, и одноклассники, и учителя!» Поэтому иногда и способные дети не проявляет свои возможности в должной мере.

Подростковый период - это также время, когда происходит и физическое созревание человека, и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Это вносит серьёзные изменения в жизнь детей, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек. Особенность возраста - избирательность внимания. Они откликаются на необычные захватывающие уроки и классные дела.

Значимая особенность - критичность. У учащихся появляется своё мнение, которое они демонстрируют как можно чаще, таким образом, заявляя о себе. Нашим ребятам интересны мероприятия, в ходе которых можно высказать своё мнение и суждение, доказывать свою правоту.

Проблема - несогласованность убеждений, идей с поступками. Для этого возраста характерны упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.

Работа воспитателя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, справедливых оценочных суждений. Нужно быть внимательным к внутреннему миру ребёнка, решать проблемы с ним наедине. Подражательность - опасная черта для выбора неправильных кумиров. Поэтому необходимо приводить примеры положительных героев, идеалов, успешных детей старшего школьного возраста.

В этом возрасте у детей возникают проблемы с учителями, происходит падение интереса к учению, поэтому необходимо своевременно исследовать причины учебных проблем и работать по их устранению.

В основном учащиеся 6 класса активные, подвижные. Они проявляют большую активность в общешкольных мероприятиях, поют песни, танцуют народные и современные танцы.

У нас остается проблема сплоченности класса. В этой связи в воспитательный план включены мероприятия, направленные на создание дружного коллектива, предусмотрены беседы. Ребята хорошо говорят, но необходимо работать над пополнением словарного запаса, развивать активность в творческой сфере деятельности, поддерживать любые положительные инициативы, учить сопереживать друг другу.

Цель: устойчивое развитие личности воспитанника путем приобретения им социального знания, переживания, ценности этого знания, формирование положительного отношения к общепринятым общественным ценностям, приобретение ребенком опыта самостоятельного действия.

Задачи:

- помочь детям в доступной для их возраста форме понять и осознать нравственные, эстетические, духовные ценности, привить положительное отношение к окружающей действительности;

- сформировать устойчивую убежденность в полной ответственности за свое здоровье;

- научить полному и качественному самообслуживанию;

- преодолеть комплекс невостребованности, зарядить воспитанников необходимым жизненным оптимизмом, который должен стать источником их жизнедеятельности;

- сформировать навыки трудовой деятельности и положительное отношение к труду.


Основные критерии воспитанности учащихся

(ожидаемые результаты):

В ходе реализации программы у воспитанников должны быть сформированы следующие навыки и умения:

- общеучебные навыки и умения;

- навыки коммуникативного поведения: владение навыками речевого обращения в различных ситуациях;

- навыки гигиены, необходимые в повседневной жизни;

- приемы ухода за живыми растениями в классе и спальной комнате;

- умение организовать свое рабочее место;

- умение ценить труд взрослых;

- бережное отношение к своему здоровью;

- соблюдение и поддержание чистоты в классе и спальной комнате;

- понимание опасности для здоровья вредных привычек;

- соблюдение правил культурного поведения за столом;

- доброжелательное отношение к окружающим

- использование в речи вежливых слов;

- соблюдение правил школьника;

-соблюдение правил дорожного движения;

-проявление гуманизма, милосердия.

Анализ воспитательной работы в 6 классе

за 2013- 2014 учебный год

На прошедший учебный год были поставлены следующие задачи:

- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, сплотить школьный коллектив;

- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения, сознательное отношение к своим обязанностям;

- способствовать становлению активной гражданской позиции учащихся;

- прививать навыки культуры общения, развивать нравственно - личностные качества (доброта, желание помочь другим людям);

- формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности;

-прививать навыки здорового образа жизни;

- прививать любовь к природе.

Поставленные задачи соответствовали актуальным направлениям формирования личности среднего школьного возраста. Правилный выбор основных направлений воспитательной деятельности, содержания и форм работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение дали положительные результаты в достижении поставленных задач. Результатом решения поставленных задач является коллектив, основанный на доверии воспитателя и воспитанников, на взаимном доверии детей, радости общения, любви к школе.

В классе принято чувствовать себя как дома: беречь школьное имущество, уметь вести себя достойно, общаться спокойно, без крика, не обижаться друг на друга.

Класс - это семья, а каждый ученик - это член нашей семьи и принимать его таким, какой он есть. Дружба между мальчиками и девочками крепнет с каждым годом. Конфликтов старались избегать. При возникновении решать мирно.

Наши достижения

Панфилов Саша:

-2 место в номинации «Мой любимый мультипликационный герой» на республиканском конкурсе детского изобразительно - прикладного творчества «Мой любимый герой»

- 1 место в школьном конкурсе юных дарований «Алло, мы ищем таланты!»

- 2 место на районном конкурсе детского творчества, детского рисунка, художественной вышивки, мягкой игрушки, макетов и плакатов на тему «Мир БЕЗопасности».

Щиблева Ева:

- 1 место в школьном конкурсе «Лучшая тетрадь»

Миндиярова Вилияна - активная участница республиканского конкурса изобразительно - прикладного искусства среди детей с ограниченными возможностями «Мой любимый герой».

Калиева Лилия - 1 место в спортивных соревнованиях «Банные сражения».

Считаю, что в классе ученический коллектив сформирован. Группировок отрицательного характера нет. Учащиеся дружат, общаются по интересам. Отношения между ними, в основном, доброжелательные, могут поддержать друг друга в трудную минуту, оказать помощь. При подготовке и проведении мероприятий учащиеся всегда сплочены, преобладает ответственное отношение к школьным делам.

Весь класс занимался в школьном кружке «Рукодельница» под руководством Шамсеевой Г.Р.. девочки - активные участницы школьной танцевальной студии «Вдохновение», а Щиблева Ева - самая юная участница школьной студии жестового пения «Мечта».

Воспитательские часы « Школы этикета», внеклассные мероприятия (8 марта - мамин день, «День именинника», «Здравствуй Новый год!», «Память бережно храним» и тд. ), выставки рисунков («Осень золотая», «Мой учитель», «Зимний пейзаж», «Нет теплее нежных рук» и др.)игры и викторины («Друзья природы», «Математическое лото», «Знатоки русского языка», «Хорошая книга - твой лучший друг!»), участие в спортивных состязаниях («Осенний кросс», «Банные сражения», «Лыжня румянах», «Детский сабантуй - 2014г.», реклама «ЗОЖ»), проведенные в классе и в школе способствуют не только повышению уровня воспитанности, но и помогли сплотить коллектив, показать себя во внеурочной деятельности.

Мероприятия в классе проводились на достаточно хорошем уровне, дети с удовольствием готовились к ним. Во всех общешкольных мероприятиях дети принимали участие, в конкурсах завоевывали призовые места. Класс награжден почетными грамотами: 2 место в общешкольном фестивале «Алло, мы ищем таланты!», за активное участие в практической конференции по проектной деятельности «Мой вклад в охрану окружающей среды», за активное участие в празднике «Дары осени» и за победу в номинации «Многообразие осенних красок». Также класс принял участие в зональном конкурсе «Учитель года» среди коррекционных школ. Под руководством Скарякиной М.В. дети показали открытое занятие по музыкальной ритмике «Народная музыка» и заняли 4 место.

В начале учебного года выбран актив класса. Из - за малого количества все дети получили поручения. Активны: Фаттахова Рушана, Панфилов Саша. Являются хорошими помощниками Калиева Лилия, Миндиярова Вилияна. Гибадатов Самат также в меру своих способностей всегда готов принять участие в делах класса.

Актив класса выполняет все поручения и оказывает большую помощь воспитателю. Каждый воспитанник этого класса - это личность. Можно отметить, что в классе не один лидер и это не влияет на сплоченность ребят, у них практически все разногласия решаются путем мирного диалога.

Во время встреч с родителями организованы индивидуальные консультации по вопросам обучения и воспитания детей.

Индивидуальные беседы с родителями показали, что в основном все дети имеют хорошие отношения с родителями. В некоторых семьях есть место излишней строгости и завышенных требований к ребенку. В некоторых, наоборот, не хватает контроля со стороны родителей. На решение этих проблем было обращено внимание школьного психолога.

Общие выводы

Удалось:

- активизировать работу классного коллектива через участие в общешкольных мероприятиях;

- осуществить преемственность между начальной и средней школой;

- продолжить традиции, установленные в классе в период обучения в начальной школе.

Не удалось:

- привлечь всех учащихся к делам класса и школы;

- закончить учебный год с большим количеством отличников,

- вовлечь родителей в жизнь класса и школы.

Полагаю, в дальнейшем продолжить работу и с детьми, и с родителями по формированию уважительного отношения к окружающим; попытаюсь добиться, чтобы все учащиеся класса посещали кружки или секции; продолжить сплочение и формирование классного коллектива; буду формировать самооценку учащихся; повышу стремление к участию в классных и школьных делах всех учащихся класса; помогу попытаться повысить оценки по некоторым предметам; попытаюсь повысить активность родителей в жизни класса и школы.

Описание ценностных ориентиров содержания

воспитательной работы

Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Принципы воспитания

Принцип ценностно - смыслового равенства взрослого и ребенка.

Принцип культуросообразности.

Природосообразности воспитания - надо принимать ребенка таким, каков он есть.

Принцип системности - обеспечение системы взаимодействия всех субъектов воспитания.

Принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную и внеурочную деятельность.

Принцип сотрудничества - работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия.

Прикладная направленность.

Деятельностный подход - в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками.

Личностно- ориентированный подход- уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувсвам, ожиданиям.

Данная рабочая программа предполагает проведение воспитательских часов: 102 часов (3 часа в неделю).

Остальные рабочие часы (30 часов в неделю) отводятся на выполнение режимных моментов в школе-интернате, создание учебной мотивации, развитие учебных умений (самоподготовку), формирование самообслуживающих навыков (самообслуживающий труд), воспитание уважительного отношения к труду, формирование санитарно - гигиенических навыков (ЗОЖ), формирование норм и правил поведения, соблюдение техники безопасности.





Тематическое планирование воспитательских часов.

Для успешного воспитательного процесса вся работа поделена на несколько направлений.

  1. Личностное развитие; основы социализации (14 часов)

- развитие основ личностной самооценки, ответственности за свои поступки.

2. Охрана здоровья, физическое развитие (24 часа)

- формирование системы привычек по физической тренировке тела, закаливанию и уходу за организмом.

3. Творческое развитие (16 часов)

- развивать творческое воображение как направление интеллектуального развития.

4. Основы гражданского самосознания (15 часов)

- знакомство и просвещение с истоками национальной культуры; с основами правового поведения; экономическое просвещение.

5. Основы жизнеобеспечения (13 часов)

- развитие навыков ориентировочного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях, ознакомление с миром профессий.

6.Трудовое воспитание (20 часов)

-овладение навыками самообслуживающего труда;

- формирование способности выполнять различные виды работ по дому, участку.






Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса


  1. Все для воспитателя. Журнал для педагогов за 2013-2014 гг.

  2. Видеоуроки проекта международных конкурсов «Новый урок».

  3. Завуч инфо: Методическая библиотека

  4. Книжки, нотки и игрушки. Журнал для библиотекарей и педагогов за 2013-2014гг.

  5. Умейка. Детский познавательный журнал за 2013-2014гг.

  6. Компьютер, проектная доска.

  7. Канцелярские принадлежности для изготовления поделок.


Список литературы


1.Аралова М. А. Классный час играючи. Выпуск 1.- Издательство « Сфера»

2.Елягина Л.Н. Проектирование воспитательной работы классного руководителя. - Уфа: Издательство БИРО,2006

3. Ещеркина О.Е. Личностное становление подростка. - Волгоград: Учитель,2008

4. Ижбулатова Э. А. Проблемы и пути творческого повышения квалификации педагогов на основе проектно- технологического подхода в сфере воспитания. - Уфа: Издательство БИРО

5.Кузнецова Н. В. Изучать, чтобы воспитывать. - М., 1984

6. Организация и планирование воспитательной работы в специальной ( коррекционной) школе- интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. - М : Аркти, 2008

7. Основные направления проектирования воспитательной работы в Республике Башкортостан ( по материалам Второго республиканского конкурса тематических воспитательных программ ): Методические рекомендации. Под редакцией Э.А. Ижбулатовой, В. А. Сапожниковой, А М. Кузьминой. -Уфа: Издательство ИРО РБ, 2010

8. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. - М., 2006

9. Сластенин В. А. Методика воспитательной работы. - М.,2002

10. Шакурова Ф. Применение метода проектов в воспитательной работе школы. - Уфа: издательство БИРО

11. Щуркова Н. Е. Программа вопитания школьников. - М.,1998


© 2010-2022