- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Программа воспитательной работы Возродим Казачество
Программа воспитательной работы Возродим Казачество
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Михалева Е.А. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
М
униципальное бюджетное образовательное учреждение
« средняя общеобразовательная школа № 88»
города Перми
Программа патриотического воспитания школьников
«Возродим традиции казачества »
Пермь 2015
Содержание программы:
-
Пояснительная записка
-
Планируемые результаты
-
Содержание программы
-
Календарно- тематическое планирование
-
Список использованных источников
-
Приложение
Пояснительная записка
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического воспитания подрастающего поколения определяется как одно из приоритетных в современной политике. Государству, исключительно важно, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Решение проблем в жизни государства зависит от уровня сформированности у молодежи, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа.
Нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, оказали негативное влияние на все основные возрастных групп населения страны. В России стало превалировать распространение негативных факторов таких как цинизм агрессивность, нетерпимость разным нациям не уважение старших и т.д. Патриотизм стал не современен, что является существенной проблемой для основ государственного строя. Политическая ситуация состоит в том, что граждане России стали задумываться о той катастрофической проблеме, которая касается воспитание и привитие плюрализма и основ патриотизма в своей стране.
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе социализации молодёжи в различных сферах жизнедеятельности общества путём участия в работе различного рода движений, акций, инициатив, мероприятий.
В нашей школе сложилась комплексная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Проводятся мероприятия, посвященные памятным датам отечественной истории. Мощным фактором формирования патриотизма у наших школьников является проведение военно-спортивной игры «Бачуга», встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, организация Уроков Мужества, экскурсий в краеведческие музеи.
В школе № 88 используется такие формы работы, как конкурсы «Летопись моей семьи в истории страны», встречи с ветеранами войны и труда, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам её истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие учащимся смысла понятия «Любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству.
На уроках ОБЖ, истории ребята узнают сущность и значение государственной символики, а так же понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним е формируется уважительное отношение к ним на внеклассных уроках связанных с проведением гражданских ритуалов, с государственными символами Отечества.
Цель патриотического воспитания - развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задаҹ:
-
создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у школьников верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;
-
формирование патриотических ценностей, взглядов к историческому прошлому России;
-
формирование у учащихся активной жизненной позиции
-
формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни
Основополагающие принципы и направления их реализации
Среди основополагающих принципов патриотического воспитания, можно выделить:
-
научность;
-
гуманизм;
-
демократизм;
-
приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
-
системность, в развитии школьников;
-
многообразие форм, методов используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
-
направленность воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
-
тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Реализация этих принципов в процессе патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, отношения к военной службе:
-
Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений, способность руководствоваться ими в качестве фундаментальных принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.
-
Историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.
-
Политико-правовое - формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства.
Включает ознакомление с законами государства, в частности с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.
-
Интернациональное - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. Пропаганда идей интернационализма, дружбы народов, воспитание школьников в атмосфере интернационализма.
-
Профессионально-деятельное -формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач.
Оно включает мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовать планы своего профессионального роста.
-
Психологическое - формирование у школьников высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, формирование важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в обществе. Оно включает изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в школе, профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности, преодоление стресса.
-
Физкультурно-спортивное - пропаганда здорового образа жизни.
Данные направления адаптированы под возрастные категории школьников: начальные классы работают на первой ступени формирования патриотического воспитания, затем работа продолжается на второй и третьей ступени соответственно.
Планируемые результаты:
-
создание патриотического клуба, « Чапаевский казачий клуб» который закрепит наметившуюся в последние годы положительную тенденцию роста ценности гражданственности и патриотизма среди школьников.
-
Создание Казачего класса на договорной системе в школе № 88, который непосредственно будет прививать чувство долга и патриотизма у остальных учащихся.
Содержание программы
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МБОУ «СОШ № 88» г. Перми.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
Основные направления реализации Программы
-
учебная деятельность через предметы;
-
система тематических, творческих классных часов;
-
деятельность по созданию патриотического клуба «Чапаевский казачий клуб»;
-
проведение военно-патриотических, спортивных праздников;
-
проведение конкурсов «Знатоки российской истории»;
Срок реализации программы: 2015 - 2016 г.г.
Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию
-
Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.
-
Изучение символики Красноярского края, своего района.
-
Изучение традиций, истории России,
-
Организация встреч с ветеранами ВОВ
-
Шефская помощь ветеранам.
-
Организация и проведение благотворительных акций: « Осенняя неделя добра», «Ветеран живет рядом», «Поздравь ветерана с Победой».
-
Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам Российского, краевого и местного значения
-
Исследовательская деятельность
-
Единые классные часы.
-
Спортивно-конкурсные программы.
-
Возложение цветов к Памятным местам.
Классные часы и беседы
1. «Защищать Родину - это почётный долг».
2. «Отец, Отчизна, Отечество».
4. «Праздники русского народа».
5. « Казаки в годы Великой Отечественной войны».
6. «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?».
7. «Гражданин ли я России».
8. «Обязанность, долг, присяга».
9. «Я патриот своей Родины?».
10. «Дети на защите Отечества».
11. «Мои замечательные земляки».
Календарно- тематический план
№
Мероприятия
Период исполнения
Ответственный
2.
Заседания Совета по реализации программы по вопросам планирования и организации различных мероприятий.
В течение года
директор
3.
Привлечение родителей учащихся и жителей поселка Чапаева к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты и др.)
Постоянно.
директор классные руководители.
4.
Разработка системы приёмов, методов и мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы
Постоянно.
Руководители МО, учителя - предметники.
5.
Проведение конкурсов проектов на лучшую организацию работы классных руководителей и учителей-предметников по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся «Наши дети - будущее России»
2 полугодие
Классные руководители
7.
Обеспечение организационного участия старшеклассников в районной Спартакиаде допризывной подготовки.
май
Преподаватель ОБЖ.
8.
Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по гражданским и патриотическим тематикам .
В течение года.
руководители МО, учителя русского языка и литературы
9.
Участие в туристическом слете
май
Учителя физкультуры и ОБЖ.
10.
Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных юбилейным и историческим датам.
В течение года.
учитель физкультуры
Проведение мероприятий, посвященных 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года
По отдельному плану
учителя истории, Кл.рук.
12.
Проведение конкурса чтецов, концертов, посвященных Дню защитников Отечества
февраль
учителя русского языка и литературы
13.
Проведение месячника оборонно-спортивной работы.
февраль.
учитель физкультуры
14.
Проведение концертов, конкурсов рисунков на тему «Никто не забыт, ничто не забыто»
май.
учитель ИЗО, классные руководители
15.
Организация показа и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-патриотические темы.
В течение года
Кл.руководители
16.
Проведение встреч с ветеранами ВОВ
В течение года
классные руководители.
17.
Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотическую тему.
В течение года
Классные руководители,
18.
Освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию в местных СМИ.
Постоянно.
Руководитель ОБЖ
19.
Обмен опытом с образовательными учреждениями, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников
Постоянно
директор
20.
Проведение Уставного урока
Ноябрь-декабрь
Классные руководители,
21.
Организации и проведение традиционных мероприятий по изучению государственной символики РФ
Сентябрь
Классные руководители
22.
Проведение мероприятий по встрече юбилея Великой Победы»
По отдельному плану.
Классные руководители
Традиционные мероприятия по патриотическому воспитанию
-
Ноябрь День народного единства
-
Декабрь Месячник боевой славы «Твои защитники, Москва», фестиваль «Любимый край в центре России »
-
Январь Месячник культуры и традиций
-
Февраль Месячник «Мы будущие защитники Отечества»
День защитника Отечества,
-
Май Месячник Славы и Памяти и День Победы.
Список использованных источников
1. Аронов, А. Воспитываем патриотизм // А.В. Аронов - Дошкольное воспитание, 1988.- № 2.- С. 10-13
2. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова - СПб: КАРО, 2004.
3. Пашкович А.П. Как воспитать париота / А.П. Пашкович. - : СПб: КАРО, 2009
4. Выгодский, Л.С. Нравственное воспитание/ Л.С Выгодский Пед. психология. - М.,1991.
5. Замостьянов А. Просвещение и патриотизм // А. Замостьянов Народное образование, 2002. - № 4.- С.183-189.
6. Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ Авт. - сост.: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. - М.: АРКТИ, 2003. - (Развитие и воспитание дошкольника).
7. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2005.
8. Кузнецова, Л.В. Истоки гражданственности./ Л.В. Кузнецова - М.: Педагогика, 1986.
9. Ломоносов, М.В. Полн. собр. соч.: В 10 т. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959.
10. Мусин-Пушкин А.А. О необходимости национального направления нашей школы // А.А. Мусин-Пушкин - Русская словесность. - 1996. - № 4. - С. - 34-38.
11. Никитин, Н. Биография патриотизма / Н. Никитин / / Патриот. - 2003. № 34.
12. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт. Сост. И.А. Пашкевич. - Москва: Учитель, 2008.
13. Парфенов С., Козлова С. Новый патриотизм? // С. Парфенов, С. Козлова - 2003. - №6. - С 3-7.
14. Преображенский, А.А. Патриотические традиции русского народа // А.А. Преображенский -ПИШ. - 1993. - № 1. - С. 3-10.
15. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: ( Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие/ Сост. О.В. Сухомлинская.-М.: Педагогика, 1990.
16. Сухомлинский, В.А. Родина в сердце / В.А. Сухомлинский - М.: Молодая гвардия, 1980.
17. Троицкий, В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // В.Ю. Троицкий - «Педагогика». - 1998. - № 2. - С. 3-7.
18. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. - М.,1974, -т.9 - С.117-118.
19. Шмаков, С.А. Гражданином быть обязан / С.А. Шмаков. - М.: Знание
Приложение:
1. Игра « Бачуга»
Военное воспитание молодежи