Образовательная программа Юный музеевед

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Невидимковская ООШ»




Образовательная программа кружка «Юный музеевед»





Возрастной состав: 7-8 лет

Продолжительность образовательного

процесса: 1 год

Автор программы:

учитель истории Низамова Н.Б




Пояснительная записка

Цель программы «Юные музееведы» - помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.

Задачи программы - знакомство с историей музейного дела и с основными музеем города, развитие способностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности; развитие самостоятельности и инициативы.

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.

Чтобы ребенок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.

Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей - это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

Программа «Юные музееведы» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

Программа имеет интегрированный характер.

При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, химии, физики и др.

В условиях партнерского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.

Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7 - 8 лет, в течение года, обучения в объеме 35 часа и предназначена для учащихся начальной школы.

Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в краеведческом музее.

Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы руководителя школьного краеведческого музея и детей.

Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности, организовать посещение детьми музеев, знакомство с приемами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Ожидаемый результат:

По окончании обучения по программе дети должны: 1- знать историю музейного дела и основы музееведческой деятельности, 2- методику проведения поисково-исследовательской работы, 3- основные термины, применяемые в музейном деле, 4- общаться с людьми.















Юные музееведы

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

2

1

1

2

Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. Экскурсия в школьный музей (Тема «История поселка Невидимка»).

2

1

1

3

Роль музея в жизни человека. Экскурсия в школьный музей. (Тема: «История школы»).

2

1

1

4

Музейная сеть и классификация музеев. Экскурсия в музей г. Лысьва «Здравствуй, музей».

2

1

1

5

Музейные экспонаты. Знакомство с экспонатами школьного музея.

9

1

8

6

Экскурсия «7 чудес Лысьвы».

2

1

1

7

Культурно-образовательная деятельность музея.

Игровая программа «Поговорим за старым самоваром г. Лысьва, «Пословица век не сломится», «Душа частушка».

4

1

3

8

Исследовательская и поисковая деятельность музея «Откроем бабушки сундук», «Щи да каша - пища наша» (старинные рецепты семьи), «Пришла коляда, отворяй ворота (праздники наших предков в современной семье).

7

1

6

9

Музейная экспозиция и ее виды. Экскурсия по экспозиции «Музей каски» (г. Лысьва).

3

1

2

10

Итоговое мероприятие: Экскурсия «Моя улица»

2

1

1

Учебно-тематический план

Используемая литература


1. Емельянов Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов. - М., 2000.

2. Краеведение: пособие для учителя / под ред. А.В. Даринского. - М., 1987.

3. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Т.А. Кудриной. - М.,1985.

4.Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных / А.Е. Сейненский. - М., 1988.

5. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике / М.Ю. Юхневич. - М., 2001.

© 2010-2022