Квест - игра Путешествие на поезде Здоровье

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический проект.

Автор проекта - Мишарина А. Н.

Место работы - Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» п. Подтыбок, Корткеросский район

Место реализации проекта - Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» п. Подтыбок, Корткеросский район

Тема проекта: Квест - игра «Путешествие на поезде «Здоровье» для 5 - 11 классов».

Направление: Спортивно - оздоровительная игра.

Актуальность проекта.

В условиях современной жизни нашего общества, вступившего на путь социально-экономических преобразований, проблема здоровья становится первостепенной.

Здоровье - самый ценный природный дар, который есть у человека в его жизни. Здоровье достаточно легко потерять, если не поддерживать как залог здоровой жизни, не сохранять его, не формировать умения заботиться о нем. Проблема сохранения здоровья актуальна всегда.

Важным показателем благополучия общества является здоровье детей.

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделай его крепким и здоровым» ( Руссо.)

В законе РФ "Об образовании" сказано, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

С одной стороны современная школа действительно находится в процессе поиска новых моделей обучения, предусматривающих разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей, с использованием разнообразных в том числе и здоровьесберегающих технологий, существенно обновляется содержание образования, формы и методы обучения, технически переоснащаются школы.

Но с другой стороны, школы разрабатывают свои программы, исходя из собственного понимания проблемы, так как нет единого программного обеспечения школ, занимающихся проблемами здоровья. Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира, наблюдается усиленная интенсификация учебного процесса. При этом учебные программы не адаптированы к особенностям развития и состоянию здоровья современных школьников. Сохраняется пассивная позиция семьи и детей по отношению к собственному здоровью. Современные дети ведут малоподвижный образ жизни. Движение подменяют многочасовым сидением у телевизора, компьютера. Многие педагоги и родители учеников не обращают внимания на эту серьезную проблему, не считая гиподинамию угрозой для здоровья. Гиподинамия - это не просто недостаток движения, это своеобразная болезнь, определение которой звучит так: "Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности". Дети и дома, и в школе большую часть времени проводят в статическом положении, что увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Поэтому снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости, силы. Гиподинамия, вызывая развитие обменных нарушений, способствует заболеванию детей ожирением. Так, по данным большинства исследователей,70% детей страдают от последствий гиподинамии, 30-40% - имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ, у 43% обнаружена близорукость, у 24% - повышение артериального давления и т.д. [3 и др.].

Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед школой является сохранение и укрепление здоровья детей, мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию у всех участников образовательного процесса культуры здоровья.

Культура здоровья - неотъемлемая часть общей культуры человечества. Многие это понимают, но не многим удается воплотить это понимание в действительности.

Цель проекта: создание условий для сохранения и укрепления здоровья через проведение общешкольных мероприятий, как основы для формирования культуры здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.

Задачи проекта:

1.Создать благоприятный психологический климат в школьном коллективе, удовлетворив коммуникационную потребность детей и подростков.

2.Развить творческую активную позицию личности ребенка на сохранение и укрепление здоровья.

3.Организовать насыщенную досуговую деятельность, повысив интерес к различным видам активного отдыха

4.Создать атмосферу сотрудничества, взаимопомощи, взаимопонимания для творческой самореализации личности детей и подростков.

5. Продолжить формирование основ здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья.





Процесс реализации проекта:

Этапы проекта.

Содержание

Сроки, ответств.

Подготовительный

этап.

Разработка сценария мероприятия.

Подготовка к мероприятию уч-ся 5-11 классов. Классные руководители участвуют в празднике вместе с классом.

Готовясь к празднику, уч-ся 5-11классов на кл. часах подбирают форму одежды (спортивная) с элементами, подчеркивающими индив. коллектива на выбор (одинаковые футболки, кепки, галстуки, шарфы, эмблемы…) Из уч-ся избираются фотокор-ты, редколлегия, которые после игры оформляют «Листок здоровья», отражая участие класса в мероприятии. Инструктаж по ТБ и правилам поведения.

Декабрь, Заседания МО классных руководителей.

Январь, классные руководители 5-11 кл. проводят

организационные кл. часы.

Организационный этап.

Ученическое самоуправление и учителя, не имеющие кл. руководства объединяются в орг .совет, на котором распределяют ответств. за работу на станциях по организации конкурсов, игр, викторин и т. п. Задания подбираются с учетом возрастных особенностей уч-ся. Все сохраняется в секрете от участников праздника.

Утверждение сценария мероприятия.

Подготовка оборудования.

Январь, педагог-организатор

Итоговый этап.

Проведение квест-игры «Путешествие на поезде «Здоровье».

Подведение итогов. Анализ мероприятия, диагностика эффективности мероприятия. Оформление стенда.

Февраль, педагог-организатор, кл. руков.

Ожидаемые результаты:

  • Улучшение психологического микроклимата в классах, в школе , в педколлективе.

  • Повышение мотивации на развитие творческой активной позиции личности ребенка на сохранение и укрепление здоровья.

  • Поддержка родителями деятельности школы по формированию основ здорового образа жизни и воспитанию культуры здоровья.

  • Повышение профессиональной компетентности и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.

Перспективы: данное мероприятие должно пополнить перечень традиционных общешкольных мероприятий, направленных на формирования сотрудничества между педагогами, учащимися и их родителями по созданию в школе здоровьесберегающей среды для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса. Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, а за период школьной жизни сохраним высокий уровень реального здоровья, обогатив необходимым запасом знаний и умений для ведения здорового образа жизни, то будем надеяться, что будущее поколение будет здоровым.









Сценарий проведения квест-игры

«Путешествие на поезде «Здоровье» для учащихся 5-11 классов общеобразовательных школ.

Цель мероприятия: создание школьной здоровьесберегающей среды как средства сохранения и укрепления здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.

Оборудование:

  1. Красочное объявление о начале мероприятия разместить на самом видном месте в школе заранее, не позднее недели (отв. Пресс-центр школы) (Приложение 1)

  2. Подготовить таблички с названиями станций.

  3. Карта маршрута движения поезда «Здоровья», с указанием расположения станций.

  4. Подготовить «Маршрутные листы для классов». (Приложение 2)

  5. В холле школы вывесить большую общешкольную газету в виде поезда с названием «Здоровье», в окна вагончиков будут вставлены «Листы здоровья», подготовленные классами после их участия в мероприятии.

  6. Подготовить дипломы по количеству классов для награждения в номинациях.

(Приложение 3)

Ход мероприятия:

  1. Торжественная линейка. Классы строятся на линейку (командует учитель физкультуры).

  2. Инструктаж по путешествию, представление организаторов и помощников, работающих на станциях. (педагог-организатор). Командирам объясняют, что после прохождения той или иной станции, команда получает фрагмент пословицы о здоровье.

  3. Выдача «Маршрутных листов».

  4. Подача звукового сигнала на начало путешествия.

  5. Путешествие по станциям (общее время около 1часа в зависимости от кол-ва станций, пребывание класса на одной станции до10 минут)

  6. Сбор «Маршрутных листов», обработка результатов для награждения.

  7. Классы выпускают «Листы здоровья» (основу можно заготовить дома, вклеивают фото, сделанные в кабинете информатики, рисуют, пишут отзывы и впечатления).

  8. Подача звукового сигнала на подведение итогов путешествия.

  9. Классы строятся на линейку (командует учитель физкультуры).

  10. Подведение итогов путешествия, награждение (должно быть обязательно).

  11. Анализ проведения мероприятия при директоре школы.



1 Станция «Питательная»

Девиз: В путешествии играй,

Но поесть не забывай,

В нашем баре подкрепись

И здоровья наберись!

Организаторы предлагают учащимся распределить продукты питания по двум видам: «на здоровье» и «опасно» (презентация). Участники должны из перечня предложенных продуктов выбрать и объяснить, чем полезен или вреден тот или иной продукт.

Вопросы: Ребята, правильное питание - залог здоровья человека, а здоровье - фундамент счастья. Поэтому ответьте мне на вопросы о правильном питании.

1. Сколько раз в день человеку необходимо принимать пищу для полноценного питания? (4 раза)

2. За сколько часов до сна не рекомендуется кушать? (за 2 часа)

3. Назовите основные виды витаминов, которые входят в продукты питания? (А, В, С, Д)

4. Дополните фразу: «Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, а ужин …» (… отдай врагу)

5. Чем вредны для организма сладости? (разрушают эмаль зубов; портят аппетит; от содержащихся в них углеводов человек полнеет)

6. Как правильно пережевывать пищу: проглатывать большими кусками, слегка измельчать зубами или тщательно пережевывать? (тщательно пережеванная пища продляет жизнь, т.к. измельченная и пропитанная слюной, она легче переваривается в желудке)

7. На какие основные группы можно разделить все продукты питания?(1. молочные продукты - они содержат кальций и жиры;

2. мясо и рыба - содержат белки и жиры;

3. хлеб и крупы - содержат углеводы;

4. овощи и фрукты - содержат витамины и минеральные вещества)

Баллы:По 1 баллу за правильное распределение (максимум 11баллов)

По1 баллу за ответы (максимум 7 баллов)

Руководитель станции раздает часть пословицы

2 Станция «Спортивная» ( в спортивном зале)

Девиз: Станция спортивная

Самая активная,

С простудой, гриппом расставайся,

Лучше спортом занимайся.

Организаторы вместе с учителем физкультуры для спортсменов класса проводят веселые соревнования. Соревнуются команды 5-6, 7-8, 9-11 классов

Веселые конкурсы.
Конкурс «Муравьи» :Пройти муравьиным шагом. Кто быстрее?

Конкурс «Зайцы»: Пропрыгать дистанцию (ноги вместе).

Конкурс «Гуси»: Пробежать дистанцию «гуськом», держать за пояс друг друга (не разрываясь).

Конкурс «Раки»: Пробежать спиной вперед.

Конкурс «Цапли»: Пропрыгать на одной ноге дистанцию.

Конкурс «Мухи в паутине»: Пробежать попарно, спиной друг к другу, держась руками.

Руководитель станции раздает часть пословицы

3 Станция «Неболейка»

Девиз: Болезнь легче предупредить, чем лечить.

Организаторы (в мед. халатах, имеют походную аптечку) играю в игру «Вопрос- ответ».

Вопросы:

  1. Назовите болезни «грязных рук».

  2. Какие меры профилактики гриппа в зимнее время вы знаете?

  3. Какие болезни таит в себе глоток воды из реки или озера?

  4. Почему нельзя сразу после урока физкультуры пить холодную воду?

  5. Какие меры предосторожности нужно применять, чтобы не заразиться туберкулезом?

  6. Почему нельзя гладить бродячих кошек и собак?

  7. Какое заболевание вызывает покраснение и зуд, который постоянно хочется чесать? Что вам о нем известно?

  8. Почему при кашле и чихании нужно прикрывать рот?

  9. Почему нельзя пользоваться общей расческой, зубной щеткой, полотенцем?

Баллы: По 1 баллу за верный ответ. Максимум- 9 баллов.

Практическая часть: красным фломастером на палец «пострадавшего» наносится предполагаемая рана. Представителю команды предстоит забинтовать палец «пострадавшего» (оба участника выбираются командой из своего состава). Оценивается правильность использования дезинфицирующих средств, наложения повязки, обращения с «пострадавшим» (до 5-ти баллов).

Руководитель станции раздает часть пословицы

4 Станция «Игровая» (на детской школьной игровой площадке)


Организаторы предлагают всем учащимся класса играть в знакомые массовые игры или разучить новую.

Вариант игры 1

Игра « Бездомный заяц»

Из числа игроков выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные игроки - зайцы, чертят себе круг, и встают вовнутрь. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг. Тогда заяц, что стоял в кругу становится бездомным и охотник начинает охотиться за ним. Как только охотник поймал зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц - охотником.

Вариант игры 2

Игра «Море волнуется раз»
Сначала выбирают водящего. Он отворачивается ото всех остальных игроков и громко произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура, замри!
Пока водящий произносит слова, все игроки хаотично двигаются. Но как только заканчивается считалочка, игроки замирают на месте, изображая «морские» фигуры. Ведущий подходит по очереди к каждому игроку, дотрагивается до него - и игрок без слов должен изобразить свою «морскую» фигуру. Ведущий должен угадать, что это за фигура. Тот игрок, кому непохоже или хуже других (это решается общим голосованием) удалось изобразить фигуру, становится ведущим.
Кроме морских фигур, также загадываются: звериная фигура, клоун-фигура, безумная фигура и все, на что хватает фантазии. Есть и более простая версия этой игры - после окончания считалки все замирают в любых позах, и новым водящим становится тот, кто первым пошевелился.

Руководитель станции раздает часть пословицы

5 Станция «Головоломка».

Организаторы предлагают учащимся 5-11 классов отгадывать ребусы.

Баллы:

По 1 баллу за верно решенный ребус

Квест - игра Путешествие на поезде Здоровье

Квест - игра Путешествие на поезде Здоровье

Ответы: гигиена, питание, закаливание, вода, зарядка, правила, здоровье.

Максимум - 7 баллов


Руководитель станции раздает часть пословицы


6 Станция «Попади в десяточку»

Руководитель - учитель ОБЖ - предлагает участникам проверить меткость и попасть в «десяточку». Ребята под контролем руководителя метают дротики (дартс)по 3попытки на каждого участника. Суммируется сумма баллов.

Руководитель станции раздает часть пословицы

7 Станция «Здоровье»


Обязательный пункт для всех команд, на котором ребята заполняют анкету «ЗОЖ». Анкетирование проведено с целью изучения интересов молодежи к спорту и здоровому образу жизни. Анкетирование по методикам «Индекс отношения к здоровью» (С. Дерябо, В. Ясвин) и «Гармоничность образа жизни школьников» (Н.С. Гаркуша)



Методика «Индекс отношения к здоровью» (С. Дерябо, В. Ясвин)

Цель: исследование ценностных установок и жизненных приоритетов школьников по вопросам здоровья.Инструкция: обучающиеся определяют степень значимости (важности) для них различных составляющих (жизненных ценностей). Для этого выбирают три наиболее важные и три наименее важные, с их точки зрения, ценности из предлагаемого списка:

  • хорошие вещи, материальное благополучие; • общение с природой;

  • общение с друзьями и другими окружающими людьми; • любовь и семейная жизнь;

  • здоровье, здоровый образ жизни; • труд (профессия, учёба, интересная работа);

  • духовность (нравственность, саморазвитие)

Наиболее важные для меня: Наименее важные для меня:

1. _________________________ 1. ________________________

2. _________________________ 2. ________________________

3. _________________________ 3. ________________________

Обработка результатов

Первой ценности из трёх, которые были названы в качестве наиболее важных, присваивается первый ранг, второй - второй, третьей - третий. Первой ценности из трёх, которые были названы в качестве наименее важных, присваивается седьмой ранг, второй - шестой, третьей - пятый. Ценности, не вошедший ни в первую, ни во вторую группу, присваивается четвёртый ранг.

Ранг, полученный такой ценностью, как «Здоровье, здоровый образ жизни», является окончательным показателем. Если такая ценность получила у испытуемого первый или второй ранг, можно сделать вывод о том, что его отношение к здоровью является высоко доминантным (значимым); если третий, четвёртый или пятый ранг - оно характеризуется средней доминантностью; если шестой или седьмой - ему свойственна низкая доминантность отношения к здоровью.

Методика «Гармоничность образа жизни школьников» (Н.С. Гаркуша)

Цель: наличие у обучающихся понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни.

Инструкция. Отметьте знаком «+» пункты, характерные для Вашего образа жизни.

1. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?

а) хорошее; б) удовлетворительное; в) плохое; г) затрудняюсь ответить.

2. Занимаетесь ли Вы физической культурой или спортом?

а) да, занимаюсь; б) нет, не занимаюсь.

3. Как долго днём бываете на улице, на свежем воздухе?

а) чаще всего больше 2 часов; б) около часа; в) не более 0,5часа или вообще не выхожу на улицу.

4. Делаете ли утром следующее:

а) физическую зарядку; б) обливание; в) плотно завтракаю; г) курите по дороге в школу.

5. Обедаете ли в школьной столовой?

а) да, регулярно; б) иногда; в) нет.

  1. 6. В котором часу ложитесь спать?

а) до 21 часа; б) между 21 и 22 часами; в) после 22 часов.

7. Употребляете ли Вы спиртные напитки, наркотические вещества или курите?

а) да, активно; б) изредка; в) никогда.

8. Как Вы чаще всего проводите свободное время?

а) занимаюсь в спортивной секции, кружке; б) провожу время с друзьями; в) читаю книги; г) помогаю по дому; д) преимущественно смотрю телевизор (видео); е) играю в компьютерные игры; ж) другое.

Бланк ответов

№ вопроса

Вариант ответа




а

б

в

г

д

е

ж


1




2




3




4




5




6




7




8




Сумма баллов:




Обработка результатов

Ответы оцениваются по десятибалльной шкале

№ вопроса

Вариант ответа




а

б

в

г

д

е

ж


1

10

5

0

0



2

10

0



3

10

5

0



4

10

10

0

0



5

10

5

0



6

10

5

0



7

0

5

10



8

10

5

5

5

0

0

0


Подсчитайте общее количество баллов.

Интерпретация

Высокий уровень - 110 - 80 баллов - осознанное отношение школьников к собственному здоровью; ведение здорового образа жизни; самостоятельное целенаправленное овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.

Средний уровень - 75 - 50 баллов - частичное понимание школьниками важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни, эпизодическое овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.

Низкий уровень - 45 баллов и меньше - отсутствие у школьников понимания ценности и значимости здоровья, ведение образа жизни, способствующего развитию болезней.

Конечный пункт - Актовый зал

Организаторы предлагают капитанам команд прочитать получившиеся пословицы. В это время жюри подводит итоги по номинациям.



Наградные номинации:

  • Самый спортивный класс

  • Самый сильный класс

  • Самый веселый класс

  • Самый умный класс

  • Самый здоровый класс

  • Самый дружный класс

  • Самый быстрый класс

  • Самый находчивый класс

Награждаются все классные коллективы.

























Приложение 1

Текст для школьного объявления:

«ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!

Учащиеся 5-11 классов отправляются____ февраля в путешествие на поезде «Здоровье».

Время отправления _ часов. Сбор в актовом зале.

Приложение 2

Маршрутный лист ___ класса на ………………………года.

Станции

Баллы классу

Рефлексия

1.Спортивная

2.Игровая

3.Питательная

4.Неболейка

5. Головоломка


6. Попади в десяточку


  1. 7. Здоровье


  1. ИТОГ

Актовый зал

Последовательность станций у класса своя. Количество станций на 1-2 больше, чем количество команд. Баллы выставляют организаторы, работающие на станции (Члены ученического самоуправления .и учитель без кл.). В графе рефлексия рисуем смайлики (понравилось, не понравилось, никак), отражая настроение класса после прохождения станции.





Общая схема маршрутов

Станции/ Класс

5

6

7

8

9

10-11

Начальный пункт - Актовый зал

1.Спортивная

Мишарина А.Н.

1

1

7

7

6

6

2.Игровая

Бурдь В.М

2

7

6

5

4

3

3.Питательная

Баваева Т. А.

3

2

1

6

5

4

4.Неболейка

Михайлов И.И.

4

3

2

1

7

5

5. Головоломка

Устинова Н. С

5

4


3

2

1

7

6. Попади в десяточку

Михайлов И.И.

6

5

4

3

2

1

  1. 7. Здоровье

  2. Костенко Л.И.

7

6

5

4

3

2

  1. ИТОГ


Конечный пункт - Актовый зал


Квест - игра Путешествие на поезде Здоровье

Стенд, оформленный по итогам квест-игры





© 2010-2022