- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Интеллектуально-творческая игра «Тайны школьного музея»
Интеллектуально-творческая игра «Тайны школьного музея»
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сисева Е.В. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МОУ «Школа №1 им. адмирала А.М. Калинина»
Интеллектуально- творческая игра «Тайны школьного музея».
Разработчик:
учитель истории и
социально-политических дисциплин
Сисёва Е.В.
2014
Интеллектуально- творческая игра «Тайны школьного музея».
Цели и задачи :
Реализация музейной педагогики
Расширение кругозора.
Повышение уровня интеллекта, культуры ребенка.
Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
Развитие творческого, логического и креативного мышления.
Формирование духовно-нравственных ценностей.
Формирование активной жизненной позиции.
Развитие коммуникативно-языковой компетенции.
Развитие социальной компетенции.
Игра в жизни детей - ведущая форма познания. Именно в ней они лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленного манипулирования с предметами: пробуждается творческое начало, развивается воображение. В музейной педагогике и в экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод- специфический вид общения, открытый диалог, игра. Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний, выступает творческая работа как самый естественный для детей способ освоения информации. Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Если взрослые склонны посмотреть на вещи и выслушать рассказ о них, то детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают. Детей должно заинтриговать само название мероприятия.
Ведущие: активисты школьного музея и руководитель.
Вед.1 В школьном музее всегда посетители -
Каждый найдёт для себя что-то важное -
Школьники, учителя и родители,
Всё объясним и покажем здесь каждому.
Вед.2 Из школьной летописи фотографии,
И экспонаты в витринах разложены,
Выпускников многих есть биографии,
О медалистах есть всё, что положено.
Вед.1 О педагогах, ушедших на пенсию,
Об учителях, что сейчас здесь работают.
Труд их сравнить можно только лишь с песнею,
Труд озарён их о детях заботою.
Вед.2 Память хранится и о героях,
Тех, что в Великой войне победили.
Их ордена и трофеи напомнят
Подвиги, что в честь страны совершили.
Вед.1 Выставки, конкурсы и конференции,
Олимпиады и разные слёты,
Думаем, будет вне конкуренции
Вся проведённая нами работа.
Руководитель школьного музея: Здравствуйте, ребята и гости нашего мероприятия! Уже по названию нашей игры вы поняли, что не только покажете свои знания по музееведению, но и узнаете новую и интересную информацию об истории экспонатов, людей, которые с 1973 года собирали материалы для нашего музея и берегли их вместе с учениками.
Наши гости и члены жюри- учителя-ветераны педагогического труда. Многие из них были руководителями музея и помощниками (представление гостей).
Вед.1. Мы предлагаем каждой команде в начале нашей встречи высказать своё мнение по вопросу «Что такое МУЗЕЙ» (Приложение №1).
Вед. 2. Следующее наше задание- объяснить смысл высказываний о музеях.
1.Дайте мне музей, и я заполню его.
Высказывания автора: Пикассо Пабло
2.Есть вещи, которые нужно увидеть, чтобы знать, что их не стоит смотреть.
Высказывания автора: Подлевский Рышард
3.Картина в музее слышит больше глупостей, чем кто бы то ни было в мире.
Высказывания автора: Гонкур Эдмон
4.Музеи - это кладбища искусства.
Высказывания автора: Альфонс де Ламартин
5.Художник должен ходить в музей, но жить в музее может только педант.
Команды обсуждают, высказывают свои рассуждения. А заключительным этапом данного задания представляют своё высказывание, пословицу или поговорку о школьном музее.
Вед. 1.Переходим к заданию «Рассказ об экспонате школьного музея». Проводится жеребьёвка. Каждой команде достаётся задание рассказать об экспонатах музея по каждому из разделов: Быт наших предков; наш край в годы ВОВ; история школы;
Вед.2. А сейчас каждая команда познакомит нас с представленными на игру коллекциями.( Идёт представление, рассказы о коллекциях ребят из каждой команды- жюри продолжает оценивать рассказы, умение вести диалог, знания ребят).
Вед.1. В нашем музее есть очень ценный экспонат- альбом об эвакогоспитале 13-27.
Мы предлагаем нашим гостям рассказать историю появления его в нашем музее.(Рассказы ветеранов педагогического труда, дискуссия).
Руководитель музея вместе с жюри подводит итоги работы команд (5-бальная система). А ведущие в это время предлагают виртуальную экскурсию «Тайны нашего музея». После показа экскурсии проводится викторина и награждения.
Заключение.
Вед.1 Хорошо, что в школах есть музеи.
Значит, нить времён не прервалась.
Значит, вместе все-таки сумеем
С прошлым удержать незримо связь.
Вед.2 Ты в музей пришёл не просто гостем,
Память сердца здесь ты оживи.
Может, станет хоть немного проще
Нам понять сегодняшние дни.
Вед.3 Прикоснись к чужой судьбе и жизни,
Подвигам отцов ты поклонись.
Так же научись служить Отчизне,
Чтоб прожить достойно свою жизнь!
Вед.1 Пусть в музей тропа не зарастает,
Пусть мужает наша детвора,
Пусть быстрее каждый осознает:
Завтра вырастает из вчера.
Приложение №1.
Музей
МУЗЕ́Й - хранилище артефактов и/или предметов природы, получивших в культуре знаковую ценность, одно из средств самосохранения к-ры. Подразумевается, что данный набор является эталоном образца культуры (или природы) или может им стать, и в этом плане всякая вещь, помещаемая в М., есть вещь избранная, причем целенаправленно. В предметах, сохраняемых в М., знаковые свойства неотъемлемы от материального носителя, в отличие от находящихся в библиотеках, архивах и фотоархивах текстов, принципиально имеющих и допускающих иную материальную форму; для М. книга, рукопись, печатный документ существуют прежде всего как предметы, а не как записи в них.
Первоначальные М. возникли из архивов-библиотек и древних собраний даров храмам. Само наименование восходит к Музею в Александрии Египетской, где, по представлениям древних, действительно обитали Музы, и им приносили дары. Еще в древности появилось собирание предметов иск-ва, известны многочисл. собрания музейного типа в Др. Риме - у частных лиц и в термах. В средневековье возникла задача сохранения священных реликвий: мощей, предметов, принадлежавших святым, чтимых икон; они хранились в храмах и монастырях. Эпохи Возрождения и особенно барокко положили начало собиранию натуралий, инструментов, памятников древности, этнографич. коллекций. В это время (15-16 вв.) появились коллекции римских пап, семьи Медичи во Флоренции, Августа I Саксонского, собрания др. монархов и вельмож, кунсткамеры. Первые собрания раритетов в России относятся к 16 в. (царская Оружейная палата, Патриаршая ризница), в 17 в. появляются зачатки частного коллекционирования, в 1709 начато систематич. сохранение моделей кораблей в Модель-каморе, в 1719 была открыта Петровская Кунсткамера, ставшая крупнейшим научно-просветит. учреждением типа комплексного М. Приобретение Екатериной II неск. крупных худож. коллекций положило начало Имп. Эрмитажу; петровское и особенно екатерининское коллекционирование стали стимулом для возникновения крупных частных собраний произв. иск-ва. В 18 в. в России появились собрания военных реликвий, "натуральные кабинеты", затем историко-археологич. М., в 1782 в Иркутске появился первый местный М. С дифференциацией областей знания в 19 в. коллекции Кунсткамеры были разделены на неск. специализир. М. Важными вехами в истории рус. музеев было открытие для публики галереи АХ, затем Эрмитажа (1852). В теч. 19 в. коллекционеры открывали многочисл. частные музеи, обычно существовавшие непродолжит. время. В 1872 открылся Рос. историч. музей в Москве, в 1881 там же открыта Третьяковская галерея, в 1898 - Рус. музей Александра III в Петербурге, в 1912 - Музей изящных иск-в в Москве, осн. по инициативе И. В. Цветаева и при участии Ю. С. Нечаева-Мальцева. Первым и единственным в России М., в к-ром было специально создано единство экспонатов с историч. средой, стал созданный М. Е. Месмахером М. Уч-ща барона Штиглица, хотя впервые в России зачатки этого подхода проявились в интерьерах Нов. Эрмитажа.
По имеющимся сводкам, число М. в царской России на 1917 (в границах РФ) составляло 213 учреждений, к нему можно добавить ок. 300 полковых М., 100 М. наглядных пособий, множество кустарных, сельскохозяйственных и прочих М. В основном ядре М. преобладали "научные", находившиеся в системе АН, при ун-тах, научных об-вах, архивных комиссиях и т. д., а также "публичные", т. е. комплексные и созданные с участием общественности. Особо следует упомянуть такую категорию музеев, как императорские, продолжавшие традицию Кунсткамеры Петра I и Эрмитажа Екатерины II. В совр. традиции эти музеи классифицировались бы как национальные, представлявшие собой крупные комплексы музейных собраний разл. профиля (Исторический М. и Румянцевский М. в Москве, Рус. М. Александра III в СПб.).
После рев-ции 1917 были музеефицированы имп. резиденции и многочисл. аристократические дворцы, получившие характер художественно-историч. М. мемориального типа ("истории отжившего быта"). Коллекции частных собр. были национализированы, частью расхищены, розданы по учреждениям или проданы, но в знач. степени пополнили ранее существовавшие М. Количество М. начало стремительно расти, но тогда же, в теч. 1920-30-х гг., распродавались и раздавались и многие экспонаты гос. М. Характерной чертой музейной жизни сов. времени было также перемещение экспонатов между М., в результате чего коллекции М. оказались лишенными истории. Так, при реорганизациях худож. М. из столичных собраний в областные города были отправлены произв. иск-ва с таким расчетом, чтобы каждый М. мог представить каждую из худож. школ; одновременно лучшие предметы областных М. перемещались в Москву и Ленинград. В любом худож. М., от Эрмитажа до маленького провинциального, экспозиция строилась (и строится) по "школам", что очень удобно для учебных целей, но совершенно исключает показ реального функционирования этих произведений в разных историко-культ. кон-текстах.
Сов. период в истории рос. музеев при определенных утратах фактич. материала (распродажа части собраний, потери в годы войн, особенно Вел. Отеч.) наполнил теорию и практику музейного дела как положительным, так и негативным опытом. Концепция "имп." М. была заменена практикой углубленной специализации М., отработана централизация музеев страны, появились М. нового типа, такие, как историко-рев. или литературные, провинциальные М. реорганизованы по единой схеме в историко-краеведческие, проводились эксперименты по использованию в экспозициях социологического и тиражируемого мат-ла. Краткий постсоветский период отмечен такими реалиями, как ослабление контроля гос-ва над деят-ностью музеев, возвращение проблемы первонач. владения музейными коллекциями, сокращение числа историко-рев. музеев до приемлемого уровня.
Музей
Музе́й (от греч. μουσεῖον - Дом Муз) - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С XIX века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).
С развитием компьютерной техники и Интернета появились также виртуальные музеи на CD-ROM или в Интернете.
В 1946 году была создана международная организация ICOM (англ. International Council of Museums) для поддержки и развития деятельности музеев. Эта организация включает в себя более 27 500 участников из 115 стран мира и тесно работает с ЮНЕСКО и другими международными организациями.
История создания музеев.
Слово музей происходит от греческого mouseĩon, что означает «храм музы». С начала эпохи Возрождения (Ренессанса) слово приобрело современное значение.
Античный период.
Первый Мусейон как учебное заведение был основан в Александрии Птолемеем I приблизительно в 290 году до нашей эры. В него входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые использовались как наглядные пособия для обучения. В отличие от других школ, Мусейон субсидировался государством, и сотрудники получали жалование. Главный жрец (директор) назначался Птолемеем. К I в. до н. э. библиотека Мусейона насчитывала более 750000 рукописей. Мусейон и большая часть Александрийской Библиотеки были уничтожены пожаром в 270 году нашей эры.
В античной Греции по традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства, посвященные этим богам или музам. Позднее в античном Риме к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах.
Гостям на виллах богатых и знатных людей того времени были часто показаны произведения искусства, захваченные во время войн.
Римский император Адриан приказал изготовить копии скульптур и иных произведений искусства, которые произвели на него впечатление в Греции и Египте. Вилла Адриана, украшенная копиями египетских раритетов, стала прообразом современного музея.
Азия.
С самого начала второго тысячелетия нашей эры в храмах Китая и Японии стали возникать собрания произведений местного прикладного искусства. Особенно изысканная коллекция - Сёсоин со временем сложилась в храме в Нара.
Средние века.
В Средние века произведения искусства (ювелирные изделия, статуи и манускрипты) порою представлялись для обозрения в монастырях и церквях. С VII века предметы, захваченные в войнах в качестве трофеев, также стали экспонироваться. В военные времена из этих запасов зачастую оплачивались выкупы и прочие расходы. Таким образом сокращались или пополнялись запасники и хранилища. Например, количество сокровищ Реймсского собора напрямую зависело от военных успехов французов.
Галереи и кабинеты.
В ранний период Ренессанса Лоренцо де Медичи дал указания по созданию в Флоренции Сада Скульптур. В XVI веке было модно размещать в больших и длинных коридорах дворцов скульптуры и картины. В XVII веке при строительстве дворцов стали специально планировать помещения для коллекций картин, скульптур, книг и гравюр. С этого момента понятие «галерея» стало применяться также и в коммерческом смысле. К этому времени в княжеских особняках стали специально создавать помещения для произведений искусства. Эти помещения стали называть кабинетами (от французского - cabinet: соседняя комната). В начале кабинетом был шкаф для хранения маленьких предметов искусства. Затем уже стали кабинетом называть комнаты. Сначала в конце XVI века кабинеты стали распространяться в Италии, а вскоре и по всей Европе. В Германии наряду с предметами искусства стали создавать коллекции необычных вещей - Wunderkammer. Галереи и кабинеты поначалу служили для личных развлечений, но к концу XVII - началу XVIII века приняли общественный характер.
Первые современные музеи.
В XVIII веке публичные музеи стали неотъемлемой частью общественной жизни многих стран Европы. В 1750 году в Париже картины во дворце Palais de Luxembourg были два дня в неделю разрешены для показа публике (в первую очередь для студентов и деятелей искусства). Позже они были переданы в коллекцию Лувра, где находятся экспонаты из личного собрания короля Франциска I XVII века.
Первым музеем нового типа был Британский музей в Лондоне (открыт в 1753 году). Для его посещения нужно было сначала письменно зарегистрироваться. Во времена Французской революции и под её влиянием Лувр (открыт в 1793 году) стал первым большим публичным музеем.
Музеи XVIII-го века:
Коллекция искусства Медичи - в 1739-м году стала государственной собственностью;
Коллекция искусства Ватикана - 1769;
Королевская Коллекция Вены - 1770;
Королевская Коллекция Дрездена - 1770;
Эрмитаж в Санкт-Петербурге - 1765;
Вид на комплекс зданий Государственного Эрмитажа с Невы (справа - Зимний дворец)
Интерактивные музеи.
Когда в XIX веке появились первые публичные музеи, экспонаты были выставлены в стеклянных колбах, и до них нельзя было дотрагиваться. Сегодня же, особенно в научных музеях, экспонаты стали более доступны благодаря интерактивным выставкам с использованием компьютерных технологий.