- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Материалы к семинару: Современные технологии воспитания как средство повышения качества образования
Материалы к семинару: Современные технологии воспитания как средство повышения качества образования
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дроков А.В. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Современные технологии воспитания как средство повышения качества образования
Педагогическая технология как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.
Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Педагогические технологии - это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.
Внедрение технологического подхода в практику школьного образования обнаружило тенденцию более быстрого развития технологии обучения по сравнению с технологией воспитания. Видимо, это связано с тем, что технология обучения в меньшей степени зависит от субъективных факторов (например: законы физики, состав вещества или правописание безударных гласных в корне слова не зависят от воли и отношения к ним ученика). Процессы создания и осуществления воспитательных технологий значительно сложнее, так как в основе их всегда лежат отношения между воспитателем и учащимися и они требуют от педагога умения вести за собой школьников, чтобы те сами выбрали отношение к делу, которое предлагает педагог. Поэтому в педагогической литературе можно встретить мнения против тезиса о те6хнологизации воспитания - утверждение о несовместимости такого тонкого личностного, творческого процесса, как воспитание, с техникой, стандартом, автоматизацией с одной стороны. И с другой стороны стремление ученых, педагогов снабдить учителя - воспитателя скажем так, «орудиями труда» и рекомендациями по их использованию. Педагогика еще пока не в силах разрешить данное противоречие. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство, но рано или поздно оно уступает место «коллективному» мастерству, концентрированным выражением которого является технология, сокращающая путь к цели, экономит время и затраты.
Исходя из этого, а также из общей характеристики педагогических технологий можно дать следующее определение:
Воспитательные технологии - это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель - приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
-
Диагностирование
-
Целеполагание
-
Проектирование
-
Конструирование
-
Организационно - деятельностный компонент
-
Контрольно - управленческий компонент
Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно - ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.
Содержанием воспитательных технологий являются:
-
Научно обоснованные социализированные требования
-
Передача социального опыта
-
Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
-
Социализированная оценка ученика
-
Организация творческого дела
-
Создание ситуации успеха
Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.
Рассмотрим пример самой распространенной по применению воспитательной технологии - технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела - формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.
Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:
-
Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)
-
Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)
-
Содержательная (предметная) деятельность
-
Завершение
-
Проекция на будущее
Рассмотрим отдельные педагогические технологии.
Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии.
Целевыми ориентациями данной технологии являются:
-
Переход от педагогики требований к педагогике отношений
-
Гуманно - личностный подход к ребёнку
-
Единство обучения и воспитания
Концептуальный положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:
-
превращение школы Знания в школу Воспитания;
-
постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
-
гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
-
развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;
-
возрождение национальных культурных традиций;
-
сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
-
постановка трудной цели;
Гуманно - личностная технология Ш.А.Амоношвили.
Целевыми ориентациями гуманно - личностной технологии Ш.А.Амонашвили являются:
-
способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке
-
благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
-
развитие и становление познавательных сил ребенка;
-
идеал воспитания - самовоспитание;
Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной работы: технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова, технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание также актуально и в наши дни.
Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Технология коллективного творческого воспитания - это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
Концептуальные идеи, принципы:
-
идея включения детей в улучшение окружающего мира;
-
идея соучастия детей в воспитательном процессе;
-
коллективно - деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;
-
комплексный подход к воспитанию;
-
личностный подход, одобрение социального роста детей;
Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Идеи и принципы:
-
в воспитании нет главного и второстепенного;
-
воспитание - это прежде всего человековедение;
-
эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления;
-
принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов;
-
культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы;
-
приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами - практиками продуктивных педагогических идей. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно-ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.
Образование - не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы. Использование опыта мировой педагогической науки поможет в решении данных задач.
Современные инновационные технологии воспитания
В современном мире технологии в самых различных сферах нашей жизни меняются с невероятной скоростью. Мы уже давно привыкли к тому, что та или иная новомодная электроника через полгода станет не актуальной, а на смену вновь купленному автомобилю в скором времени придет еще более усовершенствованный «сосед по гаражу».
Роль новых подходов к воспитанию в современном обществе
Как здорово жить в мире высоких скоростей и сверх возможностей! Однако мы не замечаем, как сами начинаем отставать от постоянно меняющейся реальности, и особенно это касается наших с вами детей. Для того чтобы идти в ногу со временем, и дать своему ребенку только самые актуальные знания и навыки, необходимо обратиться к современным технологиям воспитания и обучения детей.
В настоящее время система школьного и дошкольного образования, существующая в СНГ, очень инертна. Она не успевает за последними тенденциями современного мира, не учитывает психологические и личностные особенности ребенка. Именно поэтому многие родители обращаются к тренинговым центрам и школам развития, применяющие инновационные технологии воспитания и обучения детей. Многие родители предпочитают самостоятельно обучать ребенка, но не редко возвращаются к той системе, по которой обучали их.
Новые технологии в педагогике
Предлагаем вам разобраться, что же представляют собой новые технологии воспитания.
Комплексный подход в работе с ребенком. Нельзя вырастить вундеркинда за пару месяцев пусть даже интенсивных занятий. Ребенок должен пройти несколько ступеней развития, несколько взаимосвязанных программ, что дает возможность внимательно проанализировать собственные поступки и принятые решения в прошлом. Для примера, связка обучающих тем может выглядеть следующим образом: «Эффективное общение» - «Контроль своих эмоций» - «Действия в конфликтных ситуациях» - «Умение анализировать свои действия».
Работа с окружением. Современные технологии воспитания должны учитывать влияние и, по возможности, включать окружение ребенка в процесс воспитания или обучения. Именно поэтому сейчас столь популярны семейные консультации, на которых можно затронуть такие проблемы, о которых не всегда зайдет разговор дома. Работа даже самых дорогих учителей, воспитателей и тренеров окажется бессмысленной, если не учитывать друзей, сверстников, одноклассников - всех, с кем контактирует ваш ребенок. Именно поэтому одним из эффективных инструментов современной технологии воспитания школьников является знакомство с личным примером из жизни сверстников.
Изменение мышления ребенка с позиции «что я должен» на «что я могу». Новые технологии обучения зачастую стремятся научить ребенка принимать самостоятельные решения, исходя из своих возможностей, накопленного опыта и имеющихся ресурсов. Важно, чтобы при столкновении со сложной ситуацией ребенок первым делом не смотрел в сторону родителей с вопросом «что я должен делать?», а обратился к самому себе с вопросом «что я могу сделать?».
Практическое применение полученных навыков. Данный пункт - один из важнейших в инновационном воспитании и обучении ребенка. Если мы не видим, как можем новые технологии воспитанияна практике применить то или иное знание - мотивация к обучению мгновенно пропадает. Поэтому сейчас многие педагоги стали проводить мастер-классы с участием профессионалов, организовывать выезды детей на производственные участки, стали доступны стажировки в российских и зарубежных компаниях.
«В современном мире успешным становится лишь тот, кто всегда находится на острие прогресса» - говорил основатель корпорации «Apple» Стив Джобс. Действительно, совершенствуя машины и создавая роботов, мы не должны упускать из виду то, что больше всего модернизация требуется системе воспитания и образования наших детей.
Заведующий отделом воспитательной
работы АДЕККК МО РФ
А. В. Дроков