- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Программа кружка Школьная радуга
Программа кружка Школьная радуга
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Линовитская А.С. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Пожарская общеобразовательная школа I-III ступеней
Направление работы: досугово-развлекательное
Срок реализации программы: 2014-2015гг.
Рассчитана на учащихся от 10 до 16 лет.
Составитель: педагог-организатор
Пояснительная записка
Организация досуга является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Такой вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме подготовки праздничных мероприятий, классных часов, поисковых и научных исследований и т.д. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Нормативно-правовая и документальная основа:
1. Закон Российской Федерации « Об образовании».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
3. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
4. Должностная инструкция педагога-организатора.
5. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.
6. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов - М., Просвещение, 2010
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Новизна программы
В Пожарской ОШ организован кружок «Школьная радуга», в котором занимаются учащиеся 6-10 классов в возрасте от 12 до 16 лет. Особенность программы досуговой деятельности «Школьная радуга» в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы полного дня, которые сами стремятся научиться с пользой проводить свое свободное время. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
В данных условиях программа внеурочной досуговой деятельности «Школьная радуга»- это механизм, который вовлекает обучающихся в разностороннюю творческую деятельность. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование творческих способностей обучающихся, сопровождающая систему практических занятий.
Актуальность программы
В современных условиях развития нашего общества, когда школа работает по принципу - общественно-активная школа, необходимо формирование особого воспитательно-образовательного пространства, здорового психологического климата, создание общественно-полезной деятельности учащихся.
Преимущества школ полного дня при решении данных вопросов состоит в том, что школьники в течение нескольких часов ежедневно находятся под контролем и руководством школы, им обеспечивается возможность заниматься в благоприятных условиях, горячее питание, помощь при выполнении домашнего задания.
Кроме того, исходя из данных социального паспорта школы, многие семьи учащихся нашей школы не в состоянии в силу различных причин обеспечить должный надзор и создать необходимые условия для занятий и отдыха ребенка. И здесь на помощь может прийти «Школа полного дня».
В Пожарской ОШ традиционно обучаются дети, наделенные творческими способностями.
Внеурочная деятельность является весьма действенным методом воспитания. В процессе внеурочной деятельности развивается художественный вкус, расширяется кругозор, познаются основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, смог самореализоваться в нем, научиться коммуникативному общению разработана программа досуговой деятельности «Школьная радуга» направленная на духовное развитие обучающихся.
Культурно - досуговая деятельность объединения «Школьная радуга» является частью социально - культурно - образовательного пространства и предполагает создание благоприятного эмоционально - психологического климата в коллективе. Кроме того, нам важно научить детей соединять развлечения с саморазвитием, делать свой досуг развлекательным. Поэтому практически все наши досуговые мероприятия имеют образовательный компонент.
Цель программы:
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи досуговой деятельности:
-
Организовать общественно-полезную досуговую деятельность учащихся.
-
Вовлечь учащихся в разностороннюю творческую деятельность.
-
Формировать навыки позитивного коммуникативного общения.
-
Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, учащимися разных возрастов и их родителями в решении общих проблем.
-
Воспитывать трудолюбие, волю, настойчивость, развивать умение ставить цель и организовывать свою деятельность по ее достижению, способность преодолевать трудности, анализировать результаты и корректировать свои планы.
-
Формировать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
-
Способствовать знанию основ и стремлению к здоровому образу жизни.
-
Углубление содержания, использование новых форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
-
Сплочение детей объединения «Школьная радуга»
-
Информировать общественность о работе учащихся и её результатах с помощью средств массовой информации, а также сайта образовательного учреждения, сетевых газет и образовательных порталов.
Ожидаемый результат
Расширение кругозора учащихся. осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности.
Осознание детьми своих возможностей и потребностей, путей и способов их реализации в свободное от учёбы время.
Изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга.
Приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел,.
Умение содержательно и разнообразно проводить своё время.
Усвоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры.
Повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Изменение атмосферы в детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях.
Укрепление традиций образовательного учреждения.
Содержание программы
Программа основана на разнообразных познавательных коллективных творческих делах и служат средством открытия той или иной стороны окружающей жизни - героического, прекрасного, удивительного и комического. Программа состоит из семи направлений, как спектр цветов радуги:
Фиолетовый - патриотическое воспитание «Я люблю свою страну, свой край, свой город»
Синий - Гражданско-правовое воспитание «Я гражданин»
Голубой - Воспитание культуры здоровья: «Дорога к собственному здоровью»
Зеленый - Экологическое воспитание «Зеленый мир»
Желтый - Интеллектуальное воспитание «Мудрая сова»
Оранжевый - Нравственное воспитание «Мир добрых дел»
Красный - Художественно-эстетическое воспитание «В мире прекрасного»
Механизм реализации программы:
Патриотическое воспитание «Я люблю свою страну, свой край, свой город»
Цели:
-сохранение и развитие у воспитанников чувства гордости, любви к Родине, родному краю.
-активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества.
-воспитание для ребёнка уважения к подвигу отцов.
Примерная сетка мероприятий на учебный год.
- Анкетирование «С чего начинается Родина?» - сентябрь;
- Экскурсии «Первые шаги по родному краю» - октябрь
- Концертная программа «День матери» - ноябрь
- Устный журнал «Наши знаменитые земляки» - декабрь
- Конкурс рисунков «Я люблю свой город» - январь
- Урок мужества - февраль
- Конкурс творческих работ «Дом, в котором я живу» - март
- Экскурсия «Край, где мы живем» - апрель
- Концерт «Родная Тамбовщина» - май
Гражданско-правовое воспитание «Я гражданин»
Цели:
- воспитание учащихся в духе демократии, свободы.
- воспитание патриота России,
- накопление опыта правомерного поведения гражданина
Примерная сетка мероприятий на учебный год.
Беседа о правилах поведения учащихся, о правонарушениях детей - сентябрь
Праздник «Горжусь тобой, моя Россия» - октябрь;
Беседа «Мы - граждане!» - октябрь - ноябрь;
Своя игра «Символы России» - ноябрь;
Беседа «Конституция РФ» - декабрь;
Устный журнал «Ленинградская блокада» - январь;
Смотр строя и песни, посвященный Дню Защитника Отечества - февраль;
Игровая программа «Космическое путешествие» - март - апрель;
Литературно - музыкальная композиция ко Дню Победы «Имена» - май.
Воспитание культуры здоровья: «Дорога к собственному здоровью»
Цели:
- привить детям бережное отношение к своему здоровью;
- профилактика вредных привычек;
- совершенствование физической культуры, форм и методов работы по обеспечению жизнедеятельности и предупреждение травматизма;
Примерная сетка мероприятий на учебный год.
- Экскурсия в Автогородок - сентябрь
- Спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья! - октябрь
- Беседы с детским врачом - ноябрь
- Спортивные соревнования «Веселые старты» - декабрь
- Игры на свежем воздухе «Зимние забавы» - январь
- Военно-спортивная игра «Зарница» - февраль
- Конкурс плакатов «Мы против наркотиков» - март
- Веселая спартакиада - апрель
- Весенний кросс - май
Экологическое воспитание «Зеленый мир»
Цели:
- воспитание у учащихся понимания взаимосвязи между человеком, обществом и природой;
- развитие у ребят экологической культуры.
Примерная сетка мероприятий на учебный год.
- Экскурсия «Природа в Царстве Плачущей Скалы» - сентябрь
- Озеленение пришкольного участка, участие в месячнике «Чистая школа» - октябрь
- Осенняя выставка работ из природного материала «Осенняя фантазия» - ноябрь
- Беседа «Природные катаклизмы» - декабрь
- Олимпиада по экологии - январь
- Скорая помощь «Чтобы дольше жили книжки» - февраль
- Конкурс рисунков «Это зеленый мир» март
- Озеленение классных комнат - апрель
- Конкурс на лучшую клумбу - май
Интеллектуальное воспитание «Мудрая сова»
Цели:
активизировать знания детей;
развивать внимание, мышление, интерес к наукам
Примерная сетка мероприятий на учебный год.
- Интеллектуальная игра-соревнование «Шоссе дорожных знаков» - сентябрь
- Акция «Неделя пятерок» - октябрь
- Викторина «Корзина знаний» - ноябрь
- Игра «Что? Где? Когда?» - декабрь
- Беседа «Это интересно знать» - январь
- Игра «Умники и умницы» - февраль
- Литературный конкурс «Писатели нашего детства» - март
- КВН «Смех, да и только!» - апрель
- Беседа «Водитель и пешеход» - май
Нравственное воспитание «Мир добрых дел»
Цели:
- воспитание народной культуры в духе национальных традиций;
- воспитание индивидуально-развитой, богатой, творческой личности;
- формирование у учащихся норм и правил культуры поведения, овладение этикой общения;
Примерная сетка мероприятий на учебный год.
- День знаний - сентябрь
- Акция милосердия «Перед старостью склоним колени» октябрь
- Конкурс рисунков «Моя мама - лучшая на свете» - ноябрь
- Акция милосердия «Рождественское чудо» (сбор игрушек, вещей) - декабрь
- Устный журнал «Мы несем ответственность за тех, кого приручили» - январь
- Литературно-музыкальная композиция «Что спасет мир?» - февраль
- Акция «Подари открытку маме» - март
- Акция «Весенняя неделя добра» - апрель
- Тимуровская работа «Помоги ближнему» - май
Художественно-эстетическое воспитание «В мире прекрасного»
Цели:
- воспитание у учащихся чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных, музыкальных, литературных способностей;
- развитие инициативы и творчества через работу временных групп по подготовке мероприятия;
- сплочение детей в объединении «Школьная радуга»
Примерная сетка мероприятий на учебный год.
- Линейка «День знаний» - сентябрь
- Утренник «Посвящение в первоклассники» - октябрь
- Концертная программа «Золотая осень» - ноябрь
- Новогодний утренник - декабрь
- Игровая программа «Старый новый год или Васильев день» - январь
- Праздник на микрорайон «Широкая масленица» - февраль
- Концертная программа к 8Марта - март
- Сценка «Пасхальный благовест» и выставка пасхальных работ - апрель
- Королевский бал «Прощай начальная школа» - май
Обучение рассчитано на 1 год.
Оптимальный режим работы 1 раза в неделю по 1 часу.
Количество часов в неделю - 1
Количество часов в год - 70.
Возраст обучаемых: 7 - 12 лет.
Группа учащихся - 12-15 человек
Структура программы досуговой деятельности: подготовка и проведение общешкольных праздников» (70 ч)
1. Общий сбор группы. Введение в КТД (4 ч). Праздники в школе: цели и смысл. Технология КТД. Обучение приёмам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел.
2. Подготовка и проведение осенних праздников (16 ч). Подготовка, проведение и анализ проведения праздника «Подари улыбку миру». Праздник Здоровья.
3. Подготовка и проведение зимних праздников (36 ч). Подготовка и проведение масленичных гуляний. Анализ мероприятия. Подготовка, проведение и анализ игры « Пиратский день рождения».
4. Подготовка и проведение весенних праздников (16 ч). Подготовка, проведение и анализ проведения праздника для мам и бабушек. Подготовка, проведение и анализ проведения мероприятия в честь Дня Победы. Подготовка Праздника последнего звонка. Выступление на Празднике последнего звонка Подведение итогов работы
Тематическое планирование
№ п/п
Название раздела
Кол-во
часов.
Теория
Кол-во часов.
Практика
Кол-во часов.
Всего
1
Общий сбор группы. Введение в КТД
2
2
4
2
Подготовка и проведение осенних праздников
2
14
16
3
Подготовка и проведение зимних праздников
6
30
36
4
Подготовка и проведение весенних праздников
2
12
16
Всего
12
58
70
Учебно-тематическое планирование
№
Тема занятий
Кол-во часов
Дата проведения
Раздел 1. Общий сбор группы. Введение в КТД
1.
Праздники в школе: цели и смысл. Технология КТД.
2
2.
Обучение приёмам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел.
2
Раздел 2. Подготовка и проведение осенних праздников
3.
Подготовка Праздника «Мама, папа, я - спортивная семья»
2
4.
Праздник «Мама, папа, я - спортивная семья»
3
5.
Анализ проведения праздника
1
5.
Подготовка утренника «Посвящение в первоклассники»
2
6.
Проведение утренника «Посвящение в первоклассники»
2
7.
Анализ проведения праздника
1
8.
Подготовка Конкурсной программы «Королева Осени» » (подбор материала, составление сценария, репетиции)
2
9.
Проведение конкурсной программы «Королева Осени»
2
10.
Анализ проведения праздника
1
Раздел 3. Подготовка и проведение зимних праздников
14.
Подготовка новогодних утренников
6
15.
Проведение мероприятия
6
16.
Анализ мероприятия
1
17.
Подготовка игры «Зимние забавы»
2
18.
Проведение игры «Зимние забавы»
4
19.
Анализ игры
1
20.
Подготовка литературно-музыкальной композиции «Что спасет мир? (подбор материала, составление сценария, репетиции)
4
21.
Проведение литературно-музыкальной композиции «Что спасет мир?
2
22.
Анализ мероприятия
1
29.
Подготовка праздника «Широкая масленица» (подбор материала, составление сценария, репетиции)
4
30.
Проведение праздника «Широкая масленица»
4
31.
Анализ праздника
1
Раздел 4. Подготовка и проведение весенних праздников
32.
Подготовка праздника для мам и бабушек
Разработка праздника, дети предлагают идеи конкурсов для мам и бабушек, концертную программу
2
33.
Проведение праздника
3
34.
Анализ мероприятия
1
38.
Подготовка мероприятия в честь Дня Победы (подбор материала, составление сценария, репетиции)
1
39.
Проведение мероприятия в честь Дня Победы
2
40.
Анализ мероприятия
1
41.
Подготовка Праздника последнего звонка (подбор материала, составление сценария, репетиции)
3
42.
Выступление на Празднике последнего звонка
2
43.
Подведение итогов работы
1
Итого
70
Планируемые результаты
По окончании обучения учащиеся должны знать:
-
различные формы организации досуга;
-
способы урегулирования конфликтов;
-
способы организации коллективной деятельности
-
должны уметь:
-
организовывать свою деятельность;
-
выбирать из многообразия предложенных вариантов самые выигрышные и интересные
-
работать в группе и индивидуально;
-
отстаивать свою точку зрения и выслушивать собеседника;
-
представлять себя и свое творчество за пределами ОУ;
-
формировать свой портфолио;
-
выбирать наиболее выигрышные способы для предоставления результатов деятельности
Литература:
-
-
Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками - М.: ТЦ "Сфера", 2000;
-
Дела школьные. Сборник сценариев / Под ред. А.Б. Малюшкина, Е.А. Романовой. - М.: ТЦ Сфера, 2003;
-
Заикина А., Заикин М., Заикин С. Поиграем на листе бумаги - М.: "Лист", 1999;
-
Классные классные дела / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып. 2 - М.: ТЦ Сфера, 2004;
-
-
7. Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома - Санкт-Петербург, "Паритет", 2000;
-
8. Нескучный досуг. Сценарии игровых программ / Под ред. Е.И. Ромашковой. - М.: ТЦ Сфера, 2002;
-
Побединская Л.А. Праздник для друзей. Сборник сценариев. - М.: ТЦ Сфера, 2000;
-
Пузикова Л.Б. Праздники в вашем доме - Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2000;
-
Ромашкова Е.И. Праздник 8 Марта: Модели праздничного досуга и сценарные материалы. - М.: ТЦ Сфера, 2000;
-
13.Ромашкова Е.И. День защитников Отечества - М.: ТЦ Сфера, 2000;
-
Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме М.: Глобус, 2007;
-
Ромашкова Е.И. С новым учебным годом! (модели досуга в школе) - М.: ТЦ Сфера, 2001;
-
Титов С.В. Ура, каникулы! - М.: ТЦ Сфера, 2001;
-
Торгашов В.Н. В эфире новости - М.: Педагогическое Общество России, 2001;
-
Тубельская Г.Н. Детские праздники в семье - М.: ТЦ Сфера, 2000;
-
Тубельская Г.Н. Традиционные школьные праздники - М.: Педагогическое Общество России, 2001;
-
Шмаков С.А. Дети на отдыхе - М., 2001;
-
Шмаков С.А. Игры в слова и со словами - М.: ООО "Издательство Астрель"; ООО "Фирма "Издательство АСТ", 2000.
Интернет-ресурсы:
-
school77.irkutsk.ru/SPD.html
-
festival.1september.ru/articles/532566/
-
sikachi.ippk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=87:2011-01-28-10-43-48&catid=44:-1-&Itemid=58
-
nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/dosugovaya-deyatelnost-vospitannikov-v-sotsialno-reabilitatsio