Программа кружка Школьная радуга

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа кружка Школьная радуга

Пожарская общеобразовательная школа I-III ступеней





Направление работы: досугово-развлекательное







Срок реализации программы: 2014-2015гг.



Рассчитана на учащихся от 10 до 16 лет.

Составитель: педагог-организатор










Пояснительная записка

Организация досуга является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Такой вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме подготовки праздничных мероприятий, классных часов, поисковых и научных исследований и т.д. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Нормативно-правовая и документальная основа:

1. Закон Российской Федерации « Об образовании».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.

3. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

4. Должностная инструкция педагога-организатора.

5. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.

6. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов - М., Просвещение, 2010

7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Новизна программы

В Пожарской ОШ организован кружок «Школьная радуга», в котором занимаются учащиеся 6-10 классов в возрасте от 12 до 16 лет. Особенность программы досуговой деятельности «Школьная радуга» в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы полного дня, которые сами стремятся научиться с пользой проводить свое свободное время. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.

В данных условиях программа внеурочной досуговой деятельности «Школьная радуга»- это механизм, который вовлекает обучающихся в разностороннюю творческую деятельность. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование творческих способностей обучающихся, сопровождающая систему практических занятий.

Актуальность программы

В современных условиях развития нашего общества, когда школа работает по принципу - общественно-активная школа, необходимо формирование особого воспитательно-образовательного пространства, здорового психологического климата, создание общественно-полезной деятельности учащихся.
Преимущества школ полного дня при решении данных вопросов состоит в том, что школьники в течение нескольких часов ежедневно находятся под контролем и руководством школы, им обеспечивается возможность заниматься в благоприятных условиях, горячее питание, помощь при выполнении домашнего задания.
Кроме того, исходя из данных социального паспорта школы, многие семьи учащихся нашей школы не в состоянии в силу различных причин обеспечить должный надзор и создать необходимые условия для занятий и отдыха ребенка. И здесь на помощь может прийти «Школа полного дня».

В Пожарской ОШ традиционно обучаются дети, наделенные творческими способностями.

Внеурочная деятельность является весьма действенным методом воспитания. В процессе внеурочной деятельности развивается художественный вкус, расширяется кругозор, познаются основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, смог самореализоваться в нем, научиться коммуникативному общению разработана программа досуговой деятельности «Школьная радуга» направленная на духовное развитие обучающихся.

Культурно - досуговая деятельность объединения «Школьная радуга» является частью социально - культурно - образовательного пространства и предполагает создание благоприятного эмоционально - психологического климата в коллективе. Кроме того, нам важно научить детей соединять развлечения с саморазвитием, делать свой досуг развлекательным. Поэтому практически все наши досуговые мероприятия имеют образовательный компонент.




Цель программы:

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи досуговой деятельности:

  • Организовать общественно-полезную досуговую деятельность учащихся.

  • Вовлечь учащихся в разностороннюю творческую деятельность.

  • Формировать навыки позитивного коммуникативного общения.

  • Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, учащимися разных возрастов и их родителями в решении общих проблем.

  • Воспитывать трудолюбие, волю, настойчивость, развивать умение ставить цель и организовывать свою деятельность по ее достижению, способность преодолевать трудности, анализировать результаты и корректировать свои планы.

  • Формировать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).

  • Способствовать знанию основ и стремлению к здоровому образу жизни.

  • Углубление содержания, использование новых форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

  • Сплочение детей объединения «Школьная радуга»

  • Информировать общественность о работе учащихся и её результатах с помощью средств массовой информации, а также сайта образовательного учреждения, сетевых газет и образовательных порталов.

Ожидаемый результат

Расширение кругозора учащихся. осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности.

Осознание детьми своих возможностей и потребностей, путей и способов их реализации в свободное от учёбы время.

Изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга.

Приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел,.

Умение содержательно и разнообразно проводить своё время.

Усвоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры.

Повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Изменение атмосферы в детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях.

Укрепление традиций образовательного учреждения.

Содержание программы

Программа основана на разнообразных познавательных коллективных творческих делах и служат средством открытия той или иной стороны окружающей жизни - героического, прекрасного, удивительного и комического. Программа состоит из семи направлений, как спектр цветов радуги:

Фиолетовый - патриотическое воспитание «Я люблю свою страну, свой край, свой город»

Синий - Гражданско-правовое воспитание «Я гражданин»

Голубой - Воспитание культуры здоровья: «Дорога к собственному здоровью»

Зеленый - Экологическое воспитание «Зеленый мир»

Желтый - Интеллектуальное воспитание «Мудрая сова»

Оранжевый - Нравственное воспитание «Мир добрых дел»

Красный - Художественно-эстетическое воспитание «В мире прекрасного»

Механизм реализации программы:

Патриотическое воспитание «Я люблю свою страну, свой край, свой город»

Цели:

-сохранение и развитие у воспитанников чувства гордости, любви к Родине, родному краю.

-активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества.

-воспитание для ребёнка уважения к подвигу отцов.

Примерная сетка мероприятий на учебный год.

- Анкетирование «С чего начинается Родина?» - сентябрь;

- Экскурсии «Первые шаги по родному краю» - октябрь

- Концертная программа «День матери» - ноябрь

- Устный журнал «Наши знаменитые земляки» - декабрь

- Конкурс рисунков «Я люблю свой город» - январь

- Урок мужества - февраль

- Конкурс творческих работ «Дом, в котором я живу» - март

- Экскурсия «Край, где мы живем» - апрель

- Концерт «Родная Тамбовщина» - май

Гражданско-правовое воспитание «Я гражданин»

Цели:

- воспитание учащихся в духе демократии, свободы.

- воспитание патриота России,

- накопление опыта правомерного поведения гражданина

Примерная сетка мероприятий на учебный год.

Беседа о правилах поведения учащихся, о правонарушениях детей - сентябрь

Праздник «Горжусь тобой, моя Россия» - октябрь;

Беседа «Мы - граждане!» - октябрь - ноябрь;

Своя игра «Символы России» - ноябрь;

Беседа «Конституция РФ» - декабрь;

Устный журнал «Ленинградская блокада» - январь;

Смотр строя и песни, посвященный Дню Защитника Отечества - февраль;

Игровая программа «Космическое путешествие» - март - апрель;

Литературно - музыкальная композиция ко Дню Победы «Имена» - май.

Воспитание культуры здоровья: «Дорога к собственному здоровью»

Цели:

- привить детям бережное отношение к своему здоровью;

- профилактика вредных привычек;

- совершенствование физической культуры, форм и методов работы по обеспечению жизнедеятельности и предупреждение травматизма;

Примерная сетка мероприятий на учебный год.

- Экскурсия в Автогородок - сентябрь

- Спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья! - октябрь

- Беседы с детским врачом - ноябрь

- Спортивные соревнования «Веселые старты» - декабрь

- Игры на свежем воздухе «Зимние забавы» - январь

- Военно-спортивная игра «Зарница» - февраль

- Конкурс плакатов «Мы против наркотиков» - март

- Веселая спартакиада - апрель

- Весенний кросс - май

Экологическое воспитание «Зеленый мир»

Цели:

- воспитание у учащихся понимания взаимосвязи между человеком, обществом и природой;

- развитие у ребят экологической культуры.

Примерная сетка мероприятий на учебный год.

- Экскурсия «Природа в Царстве Плачущей Скалы» - сентябрь

- Озеленение пришкольного участка, участие в месячнике «Чистая школа» - октябрь

- Осенняя выставка работ из природного материала «Осенняя фантазия» - ноябрь

- Беседа «Природные катаклизмы» - декабрь

- Олимпиада по экологии - январь

- Скорая помощь «Чтобы дольше жили книжки» - февраль

- Конкурс рисунков «Это зеленый мир» март

- Озеленение классных комнат - апрель

- Конкурс на лучшую клумбу - май

Интеллектуальное воспитание «Мудрая сова»

Цели:

активизировать знания детей;

развивать внимание, мышление, интерес к наукам

Примерная сетка мероприятий на учебный год.

- Интеллектуальная игра-соревнование «Шоссе дорожных знаков» - сентябрь

- Акция «Неделя пятерок» - октябрь

- Викторина «Корзина знаний» - ноябрь

- Игра «Что? Где? Когда?» - декабрь

- Беседа «Это интересно знать» - январь

- Игра «Умники и умницы» - февраль

- Литературный конкурс «Писатели нашего детства» - март

- КВН «Смех, да и только!» - апрель

- Беседа «Водитель и пешеход» - май

Нравственное воспитание «Мир добрых дел»

Цели:

- воспитание народной культуры в духе национальных традиций;

- воспитание индивидуально-развитой, богатой, творческой личности;

- формирование у учащихся норм и правил культуры поведения, овладение этикой общения;

Примерная сетка мероприятий на учебный год.

- День знаний - сентябрь

- Акция милосердия «Перед старостью склоним колени» октябрь

- Конкурс рисунков «Моя мама - лучшая на свете» - ноябрь

- Акция милосердия «Рождественское чудо» (сбор игрушек, вещей) - декабрь

- Устный журнал «Мы несем ответственность за тех, кого приручили» - январь

- Литературно-музыкальная композиция «Что спасет мир?» - февраль

- Акция «Подари открытку маме» - март

- Акция «Весенняя неделя добра» - апрель

- Тимуровская работа «Помоги ближнему» - май

Художественно-эстетическое воспитание «В мире прекрасного»

Цели:

- воспитание у учащихся чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных, музыкальных, литературных способностей;

- развитие инициативы и творчества через работу временных групп по подготовке мероприятия;

- сплочение детей в объединении «Школьная радуга»

Примерная сетка мероприятий на учебный год.

- Линейка «День знаний» - сентябрь

- Утренник «Посвящение в первоклассники» - октябрь

- Концертная программа «Золотая осень» - ноябрь

- Новогодний утренник - декабрь

- Игровая программа «Старый новый год или Васильев день» - январь

- Праздник на микрорайон «Широкая масленица» - февраль

- Концертная программа к 8Марта - март

- Сценка «Пасхальный благовест» и выставка пасхальных работ - апрель

- Королевский бал «Прощай начальная школа» - май

Обучение рассчитано на 1 год.

Оптимальный режим работы 1 раза в неделю по 1 часу.

Количество часов в неделю - 1

Количество часов в год - 70.

Возраст обучаемых: 7 - 12 лет.

Группа учащихся - 12-15 человек

Структура программы досуговой деятельности: подготовка и проведение общешкольных праздников» (70 ч)

1. Общий сбор группы. Введение в КТД (4 ч). Праздники в школе: цели и смысл. Технология КТД. Обучение приёмам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел.

2. Подготовка и проведение осенних праздников (16 ч). Подготовка, проведение и анализ проведения праздника «Подари улыбку миру». Праздник Здоровья.

3. Подготовка и проведение зимних праздников (36 ч). Подготовка и проведение масленичных гуляний. Анализ мероприятия. Подготовка, проведение и анализ игры « Пиратский день рождения».

4. Подготовка и проведение весенних праздников (16 ч). Подготовка, проведение и анализ проведения праздника для мам и бабушек. Подготовка, проведение и анализ проведения мероприятия в честь Дня Победы. Подготовка Праздника последнего звонка. Выступление на Празднике последнего звонка Подведение итогов работы

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Кол-во

часов.

Теория

Кол-во часов.

Практика

Кол-во часов.

Всего

1

Общий сбор группы. Введение в КТД

2

2

4

2

Подготовка и проведение осенних праздников

2

14

16

3

Подготовка и проведение зимних праздников

6

30

36

4

Подготовка и проведение весенних праздников

2

12

16

Всего

12

58

70

Учебно-тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во часов

Дата проведения

Раздел 1. Общий сбор группы. Введение в КТД

1.

Праздники в школе: цели и смысл. Технология КТД.

2

2.

Обучение приёмам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел.

2

Раздел 2. Подготовка и проведение осенних праздников

3.

Подготовка Праздника «Мама, папа, я - спортивная семья»

2

4.

Праздник «Мама, папа, я - спортивная семья»

3

5.

Анализ проведения праздника

1

5.

Подготовка утренника «Посвящение в первоклассники»

2

6.

Проведение утренника «Посвящение в первоклассники»

2

7.

Анализ проведения праздника

1

8.

Подготовка Конкурсной программы «Королева Осени» » (подбор материала, составление сценария, репетиции)

2

9.

Проведение конкурсной программы «Королева Осени»

2

10.

Анализ проведения праздника

1

Раздел 3. Подготовка и проведение зимних праздников

14.

Подготовка новогодних утренников

6

15.

Проведение мероприятия

6

16.

Анализ мероприятия

1

17.

Подготовка игры «Зимние забавы»

2

18.

Проведение игры «Зимние забавы»

4

19.

Анализ игры

1

20.

Подготовка литературно-музыкальной композиции «Что спасет мир? (подбор материала, составление сценария, репетиции)

4

21.

Проведение литературно-музыкальной композиции «Что спасет мир?

2

22.

Анализ мероприятия

1

29.

Подготовка праздника «Широкая масленица» (подбор материала, составление сценария, репетиции)

4

30.

Проведение праздника «Широкая масленица»

4

31.

Анализ праздника

1

Раздел 4. Подготовка и проведение весенних праздников

32.

Подготовка праздника для мам и бабушек

Разработка праздника, дети предлагают идеи конкурсов для мам и бабушек, концертную программу

2

33.

Проведение праздника

3

34.

Анализ мероприятия

1

38.

Подготовка мероприятия в честь Дня Победы (подбор материала, составление сценария, репетиции)

1

39.

Проведение мероприятия в честь Дня Победы

2

40.

Анализ мероприятия

1

41.

Подготовка Праздника последнего звонка (подбор материала, составление сценария, репетиции)

3

42.

Выступление на Празднике последнего звонка

2

43.

Подведение итогов работы

1

Итого

70

Планируемые результаты

По окончании обучения учащиеся должны знать:

  • различные формы организации досуга;

  • способы урегулирования конфликтов;

  • способы организации коллективной деятельности

  • должны уметь:

  • организовывать свою деятельность;

  • выбирать из многообразия предложенных вариантов самые выигрышные и интересные

  • работать в группе и индивидуально;

  • отстаивать свою точку зрения и выслушивать собеседника;

  • представлять себя и свое творчество за пределами ОУ;

  • формировать свой портфолио;

  • выбирать наиболее выигрышные способы для предоставления результатов деятельности











Литература:

    1. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками - М.: ТЦ "Сфера", 2000;

    2. Дела школьные. Сборник сценариев / Под ред. А.Б. Малюшкина, Е.А. Романовой. - М.: ТЦ Сфера, 2003;

    3. Заикина А., Заикин М., Заикин С. Поиграем на листе бумаги - М.: "Лист", 1999;

    4. Классные классные дела / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып. 2 - М.: ТЦ Сфера, 2004;

  1. 7. Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома - Санкт-Петербург, "Паритет", 2000;

  2. 8. Нескучный досуг. Сценарии игровых программ / Под ред. Е.И. Ромашковой. - М.: ТЦ Сфера, 2002;

  3. Побединская Л.А. Праздник для друзей. Сборник сценариев. - М.: ТЦ Сфера, 2000;

  4. Пузикова Л.Б. Праздники в вашем доме - Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2000;

  5. Ромашкова Е.И. Праздник 8 Марта: Модели праздничного досуга и сценарные материалы. - М.: ТЦ Сфера, 2000;

  6. 13.Ромашкова Е.И. День защитников Отечества - М.: ТЦ Сфера, 2000;

  7. Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме М.: Глобус, 2007;

  8. Ромашкова Е.И. С новым учебным годом! (модели досуга в школе) - М.: ТЦ Сфера, 2001;

  9. Титов С.В. Ура, каникулы! - М.: ТЦ Сфера, 2001;

  10. Торгашов В.Н. В эфире новости - М.: Педагогическое Общество России, 2001;

  11. Тубельская Г.Н. Детские праздники в семье - М.: ТЦ Сфера, 2000;

  12. Тубельская Г.Н. Традиционные школьные праздники - М.: Педагогическое Общество России, 2001;

  13. Шмаков С.А. Дети на отдыхе - М., 2001;

  14. Шмаков С.А. Игры в слова и со словами - М.: ООО "Издательство Астрель"; ООО "Фирма "Издательство АСТ", 2000.

Интернет-ресурсы:



  • school77.irkutsk.ru/SPD.html

  • festival.1september.ru/articles/532566/

  • sikachi.ippk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=87:2011-01-28-10-43-48&catid=44:-1-&Itemid=58

  • nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/dosugovaya-deyatelnost-vospitannikov-v-sotsialno-reabilitatsio



© 2010-2022