Статья ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ

Яркова Л.И., преподаватель ГАПОУ ТО «Западно-Сибирский государственный колледж», г. Тюмень

Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья - одна из современных тенденций развития образовательной практики.

Необходимость вовлечения детей с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников рассматривали отечественные педагоги и психологи еще в начале XX века (П. П. Блонский, Л. С. Выготский [1], В. П. Кащенко и др.). Психологами и дефектологами Т. А. Власовой, В. И. Лубовским, О. Н. Усановой, Н.. М. Назаровой и многими другими исследователями доказано, что дети, имеющие пограничные нарушения физического и психического развития, способны обучаться в массовой школе при учете их особых образовательных потребностей [3].

Широкое распространение практики инклюзивного образования предъявляет новые требования к педагогам в области специальной (коррекционной) педагогики.

Многие исследователи отмечают, что эффективность инклюзии в образовании во многом зависит от специальной подготовки педагогических кадров (С.В. Алехина, Е.А. Екжанова, Е.Н. Кутепова, В.И. Лопатина, Н.Н. Малофеев, В.П. Михайлова, Ю.С. Моздокова, Н.М. Назарова, Е.В. Самсонова, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, И.М. Яковлева, Н.Н. Яковлева и др.).

На сегодняшний момент необходимы изменения в системе подготовки будущих педагогов, ориентированных на широкое понимание инклюзии, владеющих компетенцией обеспечения комплексного сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Для организаций, занимающихся профессиональной подготовкой кадров системы образования определены следующие группы задач, отражающие компетентность будущих педагогов в области инклюзивного образования:

- знать психолого-педагогические закономерности и особенности возрастного и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в условиях инклюзивной образовательной среды;

- уметь проектировать учебный процесс для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием;

- реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами коррекционно-образовательного процесса;

- использовать ресурсы и возможности общеобразовательного учреждения для развития детей с ограниченными возможностями;

- осуществлять профессиональное самообразование по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной среды.

Повышение уровня психолого-педагогической подготовки педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях общего образования возможно через пересмотр и изменение существующих программ.

С учетом требований работодателей и потребностей регионального рынка труда мы определили основные компетенции, которыми должны овладеть студенты специальности 05.01.41 Физическая культура ГАПОУ ТО «ЗСГК»:

- положительное отношение к детям с особыми познавательными потребностями и готовность работать с ними;

- знакомство с проблемами семей, воспитывающих «особых» детей, и стратегия сотрудничества с родителями;

- разработка учебных планов для инклюзивных классов, индивидуальных образовательных маршрутов детей с ограниченными возможностями здоровья;

- знание адаптивных технологий и поведенческих методик работы с «особыми» детьми.

С целью формирования вышеперечисленных компетенций выпускников для работы в инклюзивной образовательной среде образовательный процесс в колледже строится с учетом соблюдения следующих условий:

организационные: в рамках реализации действующего образовательного стандарта увеличено количество дисциплин, раскрывающих возможности обучения, воспитания и развития лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В учебные планы дисциплин ОП.01. Педагогика и ОП.02. Психология включены коррекционные разделы, изучающие особенности обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии и поведении. В процессе изучения психологии и педагогики рассматриваются причины нарушений в развитии и поведении, их виды; особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения, слуха, интеллектуального развития, двигательной сферы, речевого развития, задержанного, искаженного и дисгармоничного психического развития и т.д. Также в ход занятий включены темы, знакомящие будущих специалистов с инклюзивным образованием, его теорией, историей, прикладными аспектами.

В содержание ПМ.01. Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам МДК.01.01. Методика обучения предмету «Физическая культура» включены следующие темы: «Учет физических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья», «Учет психических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья».

На наш взгляд, необходимо максимальное усиление связи психолого-педагогических дисциплин с реальной коррекционной практикой, студенты ГАПОУ ТО «ЗСГК» проходят производственную практику на базе учреждений инклюзивного и коррекционного образования.

Исследовательские работы, выполняемые в «полевых» условиях дают более «живой» по сравнению с учебными кейсами материал. Умение творчески перерабатывать учебный план и адаптировать методы преподавания к особенностям учащихся являются одной из важнейших компетенций будущего учителя физической культуры.

Психолого-социальные условия: центральной задачей выступает развитие толерантности будущих педагогов. Учителю физической культуры в профессиональной деятельности часто приходится проявлять толерантное, спокойно-доброжелательное отношение к необычному внешнему виду воспитанников, к их неадекватному поведению, нечеткой речи, а порой отсутствию ее. Поэтому для педагога высокий уровень толерантности является одним из факторов, которые обеспечивают эффективность его деятельности.

Огромную роль мы отводим усилению воспитательной работы, воспитанию уважения, формированию чувства эмпатии к детям с ограниченными возможностями здоровья, а именно: корректности, личностной ориентированности и способности решать сложные индивидуальные образовательные проблемы указанной категории детей. Эффективным инструментом формирования профессиональных ценностей является совместное коллективное их переживание студентами. Этому способствуют совместный просмотр фильмов соответствующей направленности («Человек дождя», «Антон здесь, рядом», «Восьмой день», «Дикий ребенок» и др.), спектаклей (театра «Простодушных»), выставок «Свет в моем сердце. Аутизм», «Особая грань реальности», встречи с опытными педагогами коррекционных учреждений [4].

Ежегодно наши студенты участвуют в качестве волонтеров в спортивных мероприятиях, организуемых в Тюмени Общероссийским обществом инвалидов.

Педагогические условия: привлечение преподавательского состава, осуществляющего подготовку к освоению технологий обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. В список курсовых и дипломных работ уже на протяжении трех лет включены темы коррекционной направленности. Учебно-методическая деятельность в области специального (коррекционного) образования позволяют повысить мотивацию будущих педагогов, их готовность к индивидуализации образовательного процесса с использованием специального методического инструментария для достижения качества инклюзивного образования.

Организация инклюзивного физического воспитания несет в себе определенные трудности: от разработки программно-нормативных документов до изменения образовательного процесса и физкультурно-образовательной среды. От специалиста по физической культуре при организации инклюзивного физического воспитания требуется компетентность во многих областях адаптивной физической культуры.

Новые задачи диктуют необходимость использования современных форм обучения: тренингов, междисциплинарных консилиумов, педагогических мастерских, мастер-классов.

Информационные условия: необходимо обеспечение широкого доступа будущих специалистов к сетевым источникам информации, информационно-методическим фондам, мультимедийным, аудио- и видеоматериалам, позволяющих распространять теоретический и научно-практический опыт специалистов в области инклюзивного образования.

Вышеперечисленные условия будут способствовать развитию профессионально-личностной готовности будущих учителей физической культуры к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В будущем мы планируем внедрение в образовательные программы специальности 05.01.41 Физическая культура дополнительного профессионального модуля, курсов по выбору, факультативов по содержанию и технологиям инклюзивного образования.

Список источников:

  1. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1983.

  2. Кузьмичева, Т.В., Кобзева, О.В. К вопросу подготовки педагогов инклюзивного образования / Письма в Эмиссия. Оффлайн. Январь, 2013.

  3. Лахмоткина, В. И., Дорохина, О. В. Формирование готовности педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде // Концепт: Самоопределение учащейся молодежи: проблемы и перспективы. - 2015 - ART 95309. - URL: e-koncept.ru/teleconf/95309.html - ISSN 2304-120X.

  4. Яковлева, И.М. Подготовка педагогов к реализации инклюзивного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научно-практической конференции М.: МГППУ, 2011. - 244 с.


© 2010-2022