Как я работаю над речевой культурой в начальной школе

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как я работаю над развитием речевой культуры в начальной школе

За время работы учителем начальных классов у меня сложилась своя система использования различных приемов, видов, заданий и упражнений при работе над повышением речевой культуры учащихся, привитием им определённых навыков культуры поведения.

«Культура», «культурный человек», «культура речевого поведения» рассматриваются как понятия взаимосвязанные. Дети должны понять важность значения культуры речевого поведения в жизни, должны развить чувство уместности высказывания.

В основе высказывания ребёнка должно быть желание сообщить другим о своих впечатлениях, об увиденном и пережитом. Именно такой речевой мотив порождается ситуацией живого общения с детьми.

Культура речи предполагает общую культуру человека, культуру мышления, сознательную любовь к языку. Чтобы речь человека была правильной, была понятной, нужно обладать высокой культурой речи.

Именно в стенах школы и уже в младших классах исправляются и шлифуются языковые навыки, здесь формируется правильная речь. И именно от учителя начальных классов зависит, как ребёнок воспримет красоту русского слова, как у него начнёт формироваться правильная культурная речь.

Несколько лет назад я начала проводить специальные уроки под названием «Культура речи». Перечитав большое количество литературы по этой теме, согласилась с советом Т.А. Ладыженской, что эти уроки должны быть не такими, как все остальные, проходить в какой-то другой обстановке. И убедилась в этом, когда на первом же уроке попросила детей взять из-за парт стулья и поставить их в том месте, где кому понравится сидеть и общаться. Почти все дети поставили стулья кругом у доски. Ребята уселись и ожидающе смотрели на меня: «Что же сейчас будет?» Я тоже взяла стул и села рядом с детьми. Рассказала детям, что на уроках речевой культуры я не буду ставить отметок, что ходить на эти уроки могут те, кто желает, что разговаривать, общаться будем тоже по желанию, а не хочешь - не говори, просто сиди и молчи. Это очень понравилось ребятам... А за активную работу на уроках ученики получали вот такого выдуманного мною Ритошку (первые мои ученики по урокам культуры речи уже взрослые, учатся в ВУЗах, работают, но некоторые из них до сих пор хранят память о наших уроках в виде забавных Ритошек).

Система обучения культуре речи предполагает организацию активной речевой деятельности детей. Чтобы детям было интересно, особое внимание уделяю отбору занимательного текстового материала, в этом очень помогли книги Т.А. Ладыженской «Речь. Речь. Речь» и «Речевые уроки».

При введении нового задания осуществляется постановка задач проблемного характера. Используются игровые приёмы, забавные сюжеты, рисунки, которые активно участвуют в различных речевых ситуациях.

Работа по развитию речевой культуры требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют «жесткое задание», которое дисциплинирует мысль и направляет в определённое русло их речевую деятельность.

Наша школа находится рядом с берёзовой рощей. Очень любят ребята проводить уроки на природе. Ведь здесь мы можем понаблюдать за природой, послушать шелест листьев, хруст снега, пение птиц. И здесь дети «оживляют» цветы, деревья, пеньки, падающие снежинки... Они создают художественные образы, сочиняют свои сказки. А это одна из задач, во имя которой мы обращаемся в обучении к художественной речи, которая является неотъемлемой частью культурной речи. Свои маленькие художественные произведения дети записывают в специальные тетрадки, либо оформляют мини-книжечку.

Упражнения в развитии культуры речи имеют место на каждом уроке не только русского языка, но и математики, окружающего мира, труда.

Несколько лет назад, используя материалы Т.А. Ладыженской, Г.И. Сорокиной, Л.Ф. Климановой, А.Ю. Купаловой, составила свою технологию по формированию у учащихся 3 класса определённых стилистических умений. Методика прошла апробацию и показала, что для того, чтобы работа по формированию культуры стилистических умений дала ощутимые результаты, необходимо вести обучение в системе, регулярно выявлять недочёты в устных и письменных высказываниях учащихся и своевременно их устранять. Постановка и решение учащимися задач творческого, продуктивного характера качественно изменяют процесс формирования стилистических умений.

В уроки по развитию культуры речи входят и уроки по культуре общения. Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым и уважительным отношением к человеку. На всех уроках и во внеурочное время стараюсь формировать у учащихся привычку правильного поведения. Добиваюсь, чтобы дисциплина была составной частью характера ребёнка. От дисциплины каждого зависит успех всех.

Всегда может создаться в жизни ситуация, в которой дети окажутся впервые. Поэтому очень важно учить школьников не только правилам поведения, но и умению находить правильный способ поведения в новой обстановке на основе известных правил. А для этого всегда есть местечко на уроках культуры речи.

Всю работу по воспитанию культуры поведения следует вести систематически и планомерно, а не от случая к случаю. Систематическая работа над культурой речи: исправление речи учащихся, ознакомление их с нормой и этикетом, анализ допущенных речевых ошибок и исправление их, анализы образцов и подражание им, тренировка учащихся в выразительной образной речи, создание атмосферы культуры речи - всё это постепенно формирует у учащихся хорошую речь, которая служит им средством интеллектуальной деятельности и общения, показателем, индикатором их образованности и развития.

овременные методы и приемы работы по развитию речи младших школьников

Актуальность проблемы формирования навыков речевой деятельности младших школьников определяется задачами образования на современном этапе развития общества и теми высокими государственными требованиями к уровню общеобразовательной подготовки учащихся, которые заявлены в программе для общеобразовательных учреждений и требованиях ФГОС. В этих документах акцентируется внимание на необходимости формирования духовно богатой личности, развития творческого потенциала учащегося, повышения его речевой культуры. В соответствии с этими требованиями приоритетным направлением в обучении русскому языку и литературному чтению в условиях введения ФГОС в начальной школе является развитие устной и письменной речи учащихся.

Поэтому главная программная идея развития речевой деятельности ученика - дать каждому ребенку младшего школьного возраста тот положительный опыт сотрудничества с русским языком, который позволит сформировать у каждого школьника позитивное отношение к русскому языку, даст ему возможность овладеть основами научных знаний о языке и основами речевой грамотности. Так как начальная школа является первой ступенью в систематическом усвоении научных знаний, она должна учитывать логику познавательной деятельности в этом возрасте, когда первичным является формирование отношения к изучаемому материалу. В первую очередь необходимо заботиться о пробуждении положительного отношения к учебно-познавательной деятельности и успешном развитии речевых творческих способностей учащихся.

О необходимости работы над речью, создания системы работы, создания психологических ситуаций в учебном процессе, специальных речевых упражнений, последовательной организации речевой практики говорили и крупнейшие психологи - С. Рубинштейн, Л. Выготский.

В 20-е годы прошлого века, в период становления новой школы, вопросы развития устной и письменной речи учащихся были стержневыми. Именно тогда появились разделы «Развитие речи», стали выходить специальные учебники по развитию речи.

В 30 - 50-е годы данное направление сокращается и переносится в программу по литературе. А в 60-е годы раздел «Связная речь» появляется вновь, уже общий для уроков русского языка и литературы.

В 70-е годы впервые появляется термин «коммуникативные умения» (умение раскрывать тему, основную мысль высказывания, умение строить его в определенной форме, умение править сочинение и т.п.), которые следует формировать целенаправленно, используя различные виды изложений и сочинений на уроках русского языка и литературы.

На рубеже XX - XXI веков качественно меняется содержание образования, структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы.

Вопросы развития речи с давних пор являются предметом научных исследований. Работы Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского, К.Д. Ушинского убеждают в том, что развитие речи уже в XIX веке представлялось крайне важной задачей. Но если в трудах того времени развитие речи связывалось с изучением грамматики, то современная методика преподавания русского языка обращает внимание на развитие личностных особенностей и способностей каждого учащегося.

Развитие речи ребенка - не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. Для этого необходимы условия: создание оптимальных условий, способствующих более успешному развитию речи учащихся. По мнению Р.С.Львова, речь - это способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.
Т.Г. Рамзаева, под развитием речи в узком смысле понимает овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями.
По мнению М.С. Соловейчик, нужно вооружить учащихся определенными знаниями о речи, о том, например, что, говоря о чем-то, можно повествовать, рассуждать, что-то описывать и оценивать, что в высказывании всегда должен быть «стержень» (тема и основная мысль), на который, как в детской пирамидке, в определенной системе «нанизываются» предложения. Эти знания, конечно, не самоцель. Они нужны лишь для того, чтобы помочь каждому ребенку научиться сознательно, относиться к речи, направлять свои усилия на ее совершенствование.
В современной методике существуют разные методические подходы, направленные на развитие речи. В основе курса «русский язык» в начальной школе взят системно-деятельностный подход. Речь является своеобразной деятельностью человека, целенаправленной, творческой деятельностью. Признание этого факта и научный анализ соответствующего понятия положили начало новому подходу к работе по развитию речи - с позиций теории речевой деятельности. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам. Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся. Первое условие речевого развития ребенка - это потребность общения, или коммуникации. Второе условие речевого развития ребенка - создание речевой среды. Еще одно условие - речевая активность самого ребенка.
Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь школьника - показатель его умственного развития.

Содержание работы по развитию речи складывается из обучения нормам литературного языка, работы по обогащению словаря и грамматического строя речи учащегося и развития их связной речи. Система речевых упражнений эффективная лишь тогда, когда есть условия, составляющие фон для речевого развития. Таким фоном является атмосфера постоянного внимания к языку и речи, здоровая речевая сфера, которую создает школа и которую расширяет классное и внеклассное чтение, изучение грамматики и орфографии, другие языковые занятия.

В методике начальной школы приняты следующие виды связной речи (или упражнения по развитию речи):

-развернутые ответы на вопросы (в том числе в беседе);

-различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанного, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм или лексики, если высказывания (или написанные тексты) в основном отвечают изложенным выше требованиям;

-записи по наблюдению, ведение дневников погоды, другие дневники;

-устный пересказ прочитанного (в его различных вариантах);

-устный рассказ учащихся по заданной теме, по картинке, по наблюдениям, по данному началу и концу и т.п.;

-рассматривание художественных текстов, заученных на память;

-импровизация сказок, зачатки литературно - художественного творчества;

-письменные изложения образцовых текстов;

-перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказа и изложения, инсценировка рассказов и пр. (как устно, так и письменно);

-диалоги - пересказы с сохранением диалогической формы, а также самостоятельные диалоги между учащимися (устно);

-различные виды драматизации, устного (словесного) рисования, воображаемой экранизации прочитанных произведений или собственных рассказов;

-письменные сочинения разнообразных типов;

-статьи в газетах, отзывы о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах, то есть в сущность сочинения особых жанров;

-письма;

-деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы и др.

Это лишь самое общее перечисление тех видов связанных текстов, которыми пользуются младшие школьники.

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то свободно высказываются, то выполняют задание, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то и другое.

Упражнения по развитию речи имеют место на каждом уроке и не могут быть ограничены только уроками русского языка и литературы. Каждый устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания.

С языковой точки зрения в методике развития речи принято выделять 3 направления: работа над словом (лексический уровень); работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень); работа над связной речью.

В качестве методических приёмов работы со словом на занятиях по развитию речи можно использовать следующие приемы:

толкование лексемы с помощью толкового словаря:

показ самого предмета или его изображения;

этимологический анализ или этимологическая справка;

использование ребусов;

составление логической цепочки слов;

Использование кроссвордов и чайнвордов;

При работе над словом и предложением очень эффективна методика скороговорения. Скороговорки можно использовать для выработки навыков правильного произношения звуков, для артикуляции звуков речи, а также выразительного чтения. Формы работы со скороговоркой могут быть различны:
- проговаривание скороговорок в разном темпе с разными интонациями (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, озабоченно, разочарованно…);
- проговаривание, сопровождаемое определенными загаданными действиями (например, хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями…);
- импровизационное инсценировка скороговорок;
- создание скороговорных приветствий и т. д.
Другим эффективным средством развития речи учащихся является использование пословиц и поговорок. Скучную и мало эффективную работу по заучиванию и объяснению смысла пословиц можно заменить интересной игрой «Переведи на русский язык».
Вот несколько пословиц, которые дети сумеют «перевести» на русский язык.
1. Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетнам.)
2. Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан.)
Примерные варианты ответов:
1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
2. Шило в мешке не утаишь.
Богатый материал для развития речи содержат в себе загадки. Процесс отгадывания загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, обогащает их словарный запас.
Игровая технология в начальной школе является приоритетной. При работе над разделом «Словосочетание и предложение» наиболее интересными и эффективными считаются следующие игры: «Инопланетяне», «Растеряйка», «Смысловые группы», «Пропавшие слова», «Собери предложение», «Шиворот - навыворот» и др.

При работе с текстовым материалом большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений. Наиболее распространенными приемами работы с текстом являются:
- Словесное рисование - это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения.
- Сочинение сказок - это способность реализовать через речь воображение ребенка, наблюдательность и мышление младших школьников.
При работе со сказкой можно использовать следующие приемы:
- «Выворачивание сказки наизнанку» по технологии Джанни Родари (т.е. события в сказке излагаются в той же последовательности, но вместо персонажей этой сказки вводятся новые персонажи или другие объекты). Этот прием помогает детям отойти от стереотипов при придумывании продолжения уже знакомой сказки.
(Например, придумайте сказку, в которой вместо репки вырос гигантский горох…)

-Решение сказочных задач.
- Что нужно сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?
- Что может сделать колобок, чтобы и песенка была услышана, и живым остаться?
- Пересказ сказки с опорой на схему - загадку.

-Сказка, у которой три концовки. Прослушав начало сказки и ее три концовки, ученики выбирают окончание сказки и доказывают свой выбор.

- Переделаем сказку. Даются опорные слова: например, петушок, курочки, цыплятки, дед, баба, двор, лиса. Сначала ученики вспоминают, какую сказку напоминают слова, какие слова лишние. На основе лишних слов нужно придумать новые интересные действия в известной сказке.

- Сказочные истории. Ученики придумывают по воображению, заданию учителя, личным наблюдениям.

- Метод коллективного сочинения сказки с одновременным изображением происходящего (игра - рисование, сопровождающееся рассказом)
Помимо того, что сказка способствует развитию речи младших школьников, она помогает развивать руки. Не случайно говориться "Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю". Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематически, показать эпизод с помощью жестов и мимики, драматизировать. Используемая серия игровых заданий, способствует формированию образного видения сюжета и персонажей произведения.

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Как известно, именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игровой практики. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная смена деятельности, при этом обучение делается неформальным и интересным. В современных условиях при широком внедрении информационно-коммуникационных технологий на первый план выступает одна из актуальных проблем развития младшего школьника - это уровень развития речи. От уровня развития речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями.

Практика показывает, что использование ИКТ в работе учителя дает возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить свои знания и умения, активизировать динамику развития навыков правильной речи у детей и всего образовательного процесса в целом.

В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению (образование "длиною в жизнь"). Ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным детям идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации.
Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип-принцип наглядности. Объекты, представленные посредством ИКТ более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне. Примеров приводить можно огромное количество, однако из этих примеров становится ясно одно - использование ИКТ позволяет заинтересовать ученика, интерес это один из элементов мотивации. Кроме того, информационно-коммуникационные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможность применения проектного метода обучения.
Информационные технологии необходимо рассматривать как мощное средство повышения эффективности обучения и формирования речи младших школьников. Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных занятий. Во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами", они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Мультимедийные технологии могут быть использованы:

1. Для обозначения темы

2. Как сопровождение объяснения учителя

3. Как информационно-обучающее пособие.

4. Для контроля знаний.

5. Для организации проектной деятельности младших школьников.

Систематическое и целенаправленное внедрение в образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей, помогает разнообразить процесс, делает его выразительным. В использовании ИКТ учителем можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность, что в процессе обучения ведет к положительным результатам. Причем компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и делает более эффективной.

Таким образом, на основе анализа и обобщения собственного педагогического опыта и изучения психолого-педагогической литературы по проблеме развития речевой деятельности младших школьников, можно сделать следующие выводы:

1. В процессе работы над развитием речи необходимо опираться на знание психолого-педагогических и методологических основ формирования связной речи младших школьников.

2. Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы по развитию речи.

3. Работа по развитию речи учащихся на уроках вносит существенный вклад в формирование общей культуры всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. Эта работа развивает мышление учащегося, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову.

4. Использование ИКТ в работе учителя дает возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить свои знания и умения, активизировать динамику развития навыков правильной речи у детей и всего образовательного процесса в целом.

Методы и приемы работы по развитию речи

1. Анализ ответа ребенка (выполняется для ребенка, чтобы он знал свои недостатки и мог их устранить).

2. Беседа обобщающая (после того как дети накопят какой-то объем знаний. Например, после экскурсии).

3. Беседа. Подготавливается воспитателем заранее, как занятие.

4. Воображаемая ситуация.

5. Вопросы проблемные, более сложные начинаются со слов почему, из-за чего, как, сравнить и др. то есть требуют размышлений, умозаключений.

6. Вопросы репродуктивные = простые начинаются со слов какой, что, когда. Эти вопросы не требуют мышления, ребенку не надо догадываться, соображать.

7. Демонстрация движений, артикуляционных позиций.

8. Дидактические игры (чей домик, чудесный мешочек, домино) - имеют несколько игровых правил или действий.

9. Дидактические рассказы с включением учебных заданий.

10. Дидактические упражнения - проще чем дидактические игры имеют одно правило или действие. (скажи наоборот)

11. Замечание.

12. Заучивания.

13. Звукоподражания (при освоении звуков).

14. Имитация действия, движения (на физминутках).

15. Инсценировки.

16. Исправление.

17. Интонационное выделение слова.

18. Интригующая интонация (загадочная, таинственная, испуганная, удивленная, восторженная и др.)

19. Конструирование (букв и др.).

20. Моделирование (структуры текста, строения слова).

21. Мотивация заданий (поможем Дюймовочке, подготовим Незнайку к школе, исправим ошибки у Карлсона, сделаем подарок маме, узнаем кто в группе самый быстрый и др.)

22. Наблюдение.

23. Напоминание.

24. Образец правильного произношения.

25. Образная физкультурная пауза.

26. Образное называние звука (ЗЗЗ - звенит комарик). Обследование предметов. Обязательно проговаривать все действия обследования (поглаживание, ощупывание, сжимание, взвешивание, приподнимание и пр.), и называть получаемые ощущения (прохладный, шершавый, гладкий, тяжелый, округлый, др.)

27. Объяснение (например, правил поведения, игры).

28. Отраженная речь - повтор за воспитателем речевого образца.

29. Оценка (мотивированная).

30. Пересказ.

31. Повторы индивидуальные ребенком.

32. Повторы хоровые.

33. Подбор обобщающих понятий (стол + стул + табурет = мебель)

34. Подвижные игры с речевым сопровождением, хороводные игры. (каравай)

35. Подсказ (начала слова).

36. Показ артикуляционных движений.

37. Пояснение (самосвал - сам сваливает).

38. Прослушивание пластинок, магнитофонных записей (собственная речь, речь с дефектами, образцы речи).

39. Разговор - не подготовленная «беседа», возникшая случайно, по ходу дела.

40. Рассказ (о чем либо, об авторе, явлении природы и др.).

41. Рассматривание рисунков, картин, макетов, диафильмов.

42. Речевой образец.

43. Речевые поручения - поручение, при выполнении которого ребенку необходимо будет обязательно использовать речь. Например: «Пойди к Тамаре Ивановне и попроси подточить карандаши. Так и скажи: «Тамара Ивановна, подточите мне, пожалуйста, карандаши». Это образец речевого поручения для ребенка с неразвитой речью или для детей в возрасте до старшей группы. Начиная со старшей группы можно давать детям поручения без образца речи, то есть вот так: «Пойди к Тамаре Ивановне и попроси подточить карандаши».

44. Речевые ситуации - специально придуманные ситуации, в которых дети отрабатывают речевые умения. Например: «У Тани завтра день рождения, как мы её будем поздравлять?» Дети придумывают свои поздравления, а воспитатель подсказывает им те слова, которые необходимо активизировать в речи и хвалит детей, если они используют, именно, эти слова.

45. Ролевые игры.

46. Совет.

47. Сопряженная речь - повтор вместе с педагогом.

48. Составление плана высказывания - чаще устное, про что сказать вначале, про что потом и так далее.

49. Схема ответа (моделирование) - про что сказать вначале, про что потом и так далее на наглядной основе, например с помощью схем.

50. Толкование слов (значения слов аквариум - стеклянный ящик)

51. Указание.

52. Утрированное произношение (усиленное).

53. Утрированное артикулирование (усиленный показ где находятся губы, зубы, язык в момент произнесения различных звуков, слов)


© 2010-2022