Библиотечное занятие по нравственному образованию Береги школьное имущество для учащихся 3 класса

Раздел Воспитательная работа
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Библиотечное занятие по нравственному образованию

(для учащихся 3 -го класса).

Тема: « Береги школьное имущество»

Бережная вещь два века живет

Цель: уточнить характер отношения детей к предметам, созданным трудом человека, поддержать социально одобряемые представления детей о них.

Занятие можно начать с обсуждения следующих вопросов:

  • Почему необходимо беречь книги, вещи, школьное имущество?

  • Какие книги у вас есть, что они для вас значат?

  • Как ты относишься к своим личным вещам: одежде, играм, инструментам?

  • Почему и как надо беречь школьное имущество?

Обобщить ответы учащихся библиотекарь может, задав следующий вопрос: « Как связаны между собой школа, учение, книга? ( Дети отвечают, а библиотекарь делает обобщения.)

В школе учителя учат детей читать, писать, считать, думать, приобщают учащихся к достижениям науки, искусства. Учитель и книга помогают узнать законы жизни общества и природы, именно в школе продолжаются и развиваются нравственные традиции. По тому, как человек относится к своей школе, судят о его нравственной культуре, его духовном мире.

Так учитель помогает детям задуматься над вопросом « Что значит в их жизни школа?» и прийти к выводу, зачем они приходят в школу каждый день (кроме выходных) в течение одиннадцати лет.

Здесь дети трудятся, получают знания, что поможет в дальнейшем получить любую профессию. Здесь у ребят друзья, товарищи, которых они будут всегда помнить, а с некоторыми и дружить всю жизнь.

Школа - это не только учителя и товарищи; это классы, уютные и чистые; это широкие коридоры, украшенные картинами и цветами, это двор, где есть игровые и спортивные площадки, где посажены деревья, клумбы с цветами и т.д.

Есть ли у нас все это? В наших ли силах что-то изменить к лучшему в школе?

Прежде всего, необходимо беречь то, что уже есть в школе. Первого сентября школа выглядит нарядной, чистой, здесь все приготовлено для учения. Изменяется ли вид школы, учебников, книг спустя некоторого времени? ( Дети делятся своими наблюдениями, отмечая как положительное, так и отрицательное в отношении школьников к тому, что их окружает.) Библиотекарь ставит перед детьми вопрос, какие качества человека являются причиной варварского обращения со своими школьным имуществом, со школьными принадлежностями ( неаккуратность, небрежность, бездумность, иногда желание любым способом привлечь к себе внимание). Какие положительные качества надо в себе вырабатывать, чтобы преодолеть нежелательные?

Целесообразно использовать книгу Н.Носова « Витя Малеев в школе и дома» для иллюстрации безалаберного отношения к своему и школьному имуществу.

Правила в картинках с их словесной формулировкой составляются из детских рисунков после их обсуждения и выбора наиболее удачных.

Дидактические материалы

Задания

  1. Предложи, как исправить ситуацию ( подчеркни нужный вариант или запиши свой). - Ты пришел в класс, сел за парту, посмотрел по сторонам и увидел, что на стене написаны имена нескольких ребят, а еще один твой одноклассник рядом с надписью старательно выводит свое имя.

  • Заставить мальчика стереть надпись.

  • написать рядом и свое имя.

  1. Закончи предложения:

Бережное отношение к вещам - это ___________________________

Бережный человек______ это такой человек, который ____________

  1. Подчеркни нужный ответ или допиши его.

Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке.

Что ты сделаешь?

  • Буду читать самую интересную книгу.

  • « Вылечу» все больные книги.

  • Поищу журнал с комиксами.

Допиши дела, которые ты считаешь нужным сделать.

  1. Придумай сказку о том, как ты со своими одноклассниками пришел в библиотеку помочь « лечить» книги. Как вы это делали? Как книги благодарили вас?

  2. Назови окружающие тебя в школе вещи, сделанные благодаря разуму умелыми руками человека.

  3. Перечисли профессии людей, которые нужны, чтобы эти вещи сделать.

  4. Ответь на вопрос: чем бережливость отличается от жадности?

  5. Придумай небольшой рассказ, в котором показано, к каким печальным последствиям может привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам.

  6. Сочини сказку о жадности, придумай ей название, запиши ее, закончи правилом ( выводом)

Если сможешь, сделай иллюстрацию.

  1. Прочитай стихотворение и назови основное правило, в нем заключенное.

Сами вещи не растут.

Вещи сделать - нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо,

Парты, доски, стол, окно,

Книжку, сумку - береги;

Не ломай, не мни, не рви.

Народная мудрость

( пословицы и поговорки)

Горька работа, да сладок хлеб.

Не потрудиться, так и хлеба не добиться.

Что посеешь, то и пожнешь

Без дела жить - только небо коптить.

Без охоты нет работы.

Вопросы и задания: попробуй объяснить значение каждой из этих пословиц. Какие из них указывают на причину порчи школьного имущества?

Обиженная парта ( басня)

Из парты капнула слеза -

Смолистая, густая…

Тут к парте глобус проявил участье:

- о чем ты плачешь, дорогая?

А ну-ка, вытри поскорей глаза

Да расскажи мне про свое несчастье…

И парта скрипнула в ответ:

- не мил мне белый свет!

Боюсь, к весне пойду на слом,

На большее не хватит сил.

Две буквы Витя изучил

И обе вырезал на мне ножом.

Ведь он меня изрежет в год,

Пока весь алфавит пройдет …

Мораль из басни вы,

Подумав, сами выводите!

Она относится, увы,

Не к одному лишь Вите.

Вопросы:

Почему парта заплакала?

Кто ее обидел и как?

Поступаете ли вы так со своими партами или столами в школе, дома?

Как назвать человека, который подобным образом обращается с вещами?

Словарик библиотекаря:

Бережливость -антоним понятия «расточительность». Стремление к сохранению полезных вещей, созданных трудом людей.

Бережливость - приобретенное социально ценное качество человека.

Беречь школьное имущество - аккуратно пользоваться им. Сохранять его.

Литература:

  1. Хомякова И. центр начальной школы. «Просвещение»

  2. « Библиотечные занятия», издательство «Панорама», 2008г



© 2010-2022