- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Библиотечное занятие по нравственному образованию Береги школьное имущество для учащихся 3 класса
Библиотечное занятие по нравственному образованию Береги школьное имущество для учащихся 3 класса
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Батыршина З.М. |
Дата | 24.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Библиотечное занятие по нравственному образованию
(для учащихся 3 -го класса).
Тема: « Береги школьное имущество»
Бережная вещь два века живет
Цель: уточнить характер отношения детей к предметам, созданным трудом человека, поддержать социально одобряемые представления детей о них.
Занятие можно начать с обсуждения следующих вопросов:
-
Почему необходимо беречь книги, вещи, школьное имущество?
-
Какие книги у вас есть, что они для вас значат?
-
Как ты относишься к своим личным вещам: одежде, играм, инструментам?
-
Почему и как надо беречь школьное имущество?
Обобщить ответы учащихся библиотекарь может, задав следующий вопрос: « Как связаны между собой школа, учение, книга? ( Дети отвечают, а библиотекарь делает обобщения.)
В школе учителя учат детей читать, писать, считать, думать, приобщают учащихся к достижениям науки, искусства. Учитель и книга помогают узнать законы жизни общества и природы, именно в школе продолжаются и развиваются нравственные традиции. По тому, как человек относится к своей школе, судят о его нравственной культуре, его духовном мире.
Так учитель помогает детям задуматься над вопросом « Что значит в их жизни школа?» и прийти к выводу, зачем они приходят в школу каждый день (кроме выходных) в течение одиннадцати лет.
Здесь дети трудятся, получают знания, что поможет в дальнейшем получить любую профессию. Здесь у ребят друзья, товарищи, которых они будут всегда помнить, а с некоторыми и дружить всю жизнь.
Школа - это не только учителя и товарищи; это классы, уютные и чистые; это широкие коридоры, украшенные картинами и цветами, это двор, где есть игровые и спортивные площадки, где посажены деревья, клумбы с цветами и т.д.
Есть ли у нас все это? В наших ли силах что-то изменить к лучшему в школе?
Прежде всего, необходимо беречь то, что уже есть в школе. Первого сентября школа выглядит нарядной, чистой, здесь все приготовлено для учения. Изменяется ли вид школы, учебников, книг спустя некоторого времени? ( Дети делятся своими наблюдениями, отмечая как положительное, так и отрицательное в отношении школьников к тому, что их окружает.) Библиотекарь ставит перед детьми вопрос, какие качества человека являются причиной варварского обращения со своими школьным имуществом, со школьными принадлежностями ( неаккуратность, небрежность, бездумность, иногда желание любым способом привлечь к себе внимание). Какие положительные качества надо в себе вырабатывать, чтобы преодолеть нежелательные?
Целесообразно использовать книгу Н.Носова « Витя Малеев в школе и дома» для иллюстрации безалаберного отношения к своему и школьному имуществу.
Правила в картинках с их словесной формулировкой составляются из детских рисунков после их обсуждения и выбора наиболее удачных.
Дидактические материалы
Задания
-
Предложи, как исправить ситуацию ( подчеркни нужный вариант или запиши свой). - Ты пришел в класс, сел за парту, посмотрел по сторонам и увидел, что на стене написаны имена нескольких ребят, а еще один твой одноклассник рядом с надписью старательно выводит свое имя.
-
Заставить мальчика стереть надпись.
-
написать рядом и свое имя.
-
Закончи предложения:
Бережное отношение к вещам - это ___________________________
Бережный человек______ это такой человек, который ____________
-
Подчеркни нужный ответ или допиши его.
Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке.
Что ты сделаешь?
-
Буду читать самую интересную книгу.
-
« Вылечу» все больные книги.
-
Поищу журнал с комиксами.
Допиши дела, которые ты считаешь нужным сделать.
-
Придумай сказку о том, как ты со своими одноклассниками пришел в библиотеку помочь « лечить» книги. Как вы это делали? Как книги благодарили вас?
-
Назови окружающие тебя в школе вещи, сделанные благодаря разуму умелыми руками человека.
-
Перечисли профессии людей, которые нужны, чтобы эти вещи сделать.
-
Ответь на вопрос: чем бережливость отличается от жадности?
-
Придумай небольшой рассказ, в котором показано, к каким печальным последствиям может привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам.
-
Сочини сказку о жадности, придумай ей название, запиши ее, закончи правилом ( выводом)
Если сможешь, сделай иллюстрацию.
-
Прочитай стихотворение и назови основное правило, в нем заключенное.
Сами вещи не растут.
Вещи сделать - нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парты, доски, стол, окно,
Книжку, сумку - береги;
Не ломай, не мни, не рви.
Народная мудрость
( пословицы и поговорки)
Горька работа, да сладок хлеб.
Не потрудиться, так и хлеба не добиться.
Что посеешь, то и пожнешь
Без дела жить - только небо коптить.
Без охоты нет работы.
Вопросы и задания: попробуй объяснить значение каждой из этих пословиц. Какие из них указывают на причину порчи школьного имущества?
Обиженная парта ( басня)
Из парты капнула слеза -
Смолистая, густая…
Тут к парте глобус проявил участье:
- о чем ты плачешь, дорогая?
А ну-ка, вытри поскорей глаза
Да расскажи мне про свое несчастье…
И парта скрипнула в ответ:
- не мил мне белый свет!
Боюсь, к весне пойду на слом,
На большее не хватит сил.
Две буквы Витя изучил
И обе вырезал на мне ножом.
Ведь он меня изрежет в год,
Пока весь алфавит пройдет …
Мораль из басни вы,
Подумав, сами выводите!
Она относится, увы,
Не к одному лишь Вите.
Вопросы:
Почему парта заплакала?
Кто ее обидел и как?
Поступаете ли вы так со своими партами или столами в школе, дома?
Как назвать человека, который подобным образом обращается с вещами?
Словарик библиотекаря:
Бережливость -антоним понятия «расточительность». Стремление к сохранению полезных вещей, созданных трудом людей.
Бережливость - приобретенное социально ценное качество человека.
Беречь школьное имущество - аккуратно пользоваться им. Сохранять его.
Литература:
-
Хомякова И. центр начальной школы. «Просвещение»
-
« Библиотечные занятия», издательство «Панорама», 2008г