Духовно-нравственное воспитание на уроках ОПК

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДОКЛАД

«Духовно-нравственное развитие на уроках ОПК»

(Слайд Заголовок)

Созидателями будущего нашего Отечества, его истории, культуры станут дети.

(Слайд Мальчик с планетой)

Они - продолжатели и носители нравственности, духовности, этики, семейных ценностей, национальных традиций. Поэтому так важно в раннем возрасте заложить в маленьких гражданах понятия Добра, Любви, Истины, Милосердия, Красоты - те непреходящие общечеловеческие духовные ценности, на которых исконно воспитывались многие поколения русских людей. Сделать это надо своевременно, пока душа маленького человека чиста, простодушна, не обременена пороками. Добрые семена легче прорастают в благодатной почве.

(Слайд Девочка со свечой)

Сложно воспитывать детей в современном противоречивом мире в период замены нравственных ценностей. Причин тому достаточно много: отказ от идеологии прошлого привёл к распаду связи времён, чувства сопричастности к истории своей родины, к кризисным явлениям в обществе и семье как основной его ячейке. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную для личности пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности, угрожают психологическому здоровью молодого поколения.

(Слайд Молодёжь с пивом)

Поэтому проблема воспитания духовно и нравственно здоровой личности сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Становится очевидным, что для духовного возрождения нации недостаточно знаний, получаемых через организацию традиционного учебно-воспитательного процесса. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить духовность.

(Слайд Море, корабль, руки)

Так что же такое духовность? И чем сегодняшнее духовно-нравственное воспитание в рамках ФГОС, отличается от воспитания старых стандартов, навеянных ещё социалистической Россией?

О нравственных нормах и раньше приходилось говорить. Вспомним, хотя бы В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Говорить - то приходилось, а вот ответить на вопрос ребёнка: «А почему, например, нельзя брать чужое?» - отвечали: «Это нехорошо, ты этого не заработал…» и т.д. Замечательно, если ребёнок это услышал, и данных аргументов ему хватило, чтобы больше уж о чужом не помышлять. А если нет? Затаится, и, пока никто не видит, всё равно вещь эту присвоит себе. Потому что НИКТО НЕ ВИДИТ.

Так в чем же отличие духовно - нравственного воспитания в похожей ситуации от воспитания нравственного?

(Слайд «10 заповедей»)

В 10-ой Заповеди, данной людям Господом через Моисея, сказано: «Не пожелай ничего чужого». Господь - то, оказывается, не только видит все наши дела, но слышит наши мысли, усматривает наши желания. И каждый верующий человек знает, что за всякое дело придется дать ответ пред Всевышним. После этого как-то уже не хочется отступать от Заповедей. Получается, что основа духовной жизни - религия. У нас в России - это, в основном, православное учение. И лучше чем сам Христос уже не скажешь:

(Слайд «Дом на песке»)

«А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». (Мтф. гл.7, 26-27). Чем, собственно, и закончилось наше социалистическое нравственное воспитание. Этот «дом» упал ( Cлайд «Евромайдан»)

и «…было падение его великое».

Итак, духовность (Слайд «Христос и Библия»)

- это понятие христианской нравственности.

Христианская нравственность как часть православной культуры всегда являлась системообразующим компонентом общего образования, лежащим в основе социального и нравственного воспитания школьников, в формировании их гражданской позиции. Тем духовным ориентиром, который не позволял человеку пасть, являлась вера.

(Слайд «Русское Православие»)

Введение в школьную учебную программу предмета «Основы религиозной культуры и светской этики», а именно учебного модуля «Основы Православной культуры», является актом восстановления исторической справедливости в отношении Русской Православной Церкви, в арсенале которой богатейший опыт духовно-нравственного воспитания личности.

Начальная школа - наиболее благоприятный период для преподавания любой области знания, особенно православной культуры

Да и сам Христос сказал: (Слайд «Христос и дети»)

«…Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное…»

Урок православной культуры должен нести добро, культивировать его, способствовать обретению учащимися положительного нравственного опыта, пробуждать желание различать и пытаться победить в себе плохое, научить раскаиваться, слушаться родителей, любить окружающий мир, своих близких, одноклассников, просить прощения и уметь прощать. Через Евангелие Господь учит нас: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.» (Евангелие от Марка 11:24-26) А как трогательно на уроке по теме «Прощёное воскресение» дети учатся просить прощения за причинённые обиды и торжественно прощают своих обидчиков. И вот оно - совершается чудо нравственного взросления - от первых простых формальных фраз вроде «Прости, Серёжа, за то, что я не дал тебе линейку, когда ты меня попросил», - до слов «Прости меня, пожалуйста, за все обиды и плохие слова, за все мои грехи по отношению к тебе». И на глазах слёзы - это ли не праздник души, это ли не искреннее очищение?!

Сделан первый маленький шаг по лестнице духовного восхождения - признание собственного недостатка, попытка преодолеть себя.

На занятиях ОПК учащиеся рассматривают изображения икон и картин с сюжетами из Библии,

(Слайд «Икона Рождества Христова»)

учатся отличать картины от икон, знакомятся с православными праздниками, с литературными произведениями на религиозные и нравственные темы. А на занятии по теме «Добро и зло» смотрели мультфильм «Серафим Саровский» при дальнейшем, обсуждении которого ученики сделали вывод, что сердечное тепло, любовь к ближнему и всепрощение побеждает все. Знакомство с житиями святых и православных героев даёт учащимся высоконравственный идеал.

Чтение и разбор статей, рассказов, евангельских притч,

(Слайд «Добрый самарянин»)

стихотворений, сказок из книг, просмотр видео материалов, прослушивание православных молитв помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме, вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, патриотизме.

Важным моментом урока является и творчество.

(слайд «Творчество детей»)

На уроках православной культуры дети рисуют, изготавливают совместные поделки. Изучая библейские истории, делают макет Ноева ковчега, к празднику Рождества - Вифлеемскую звезду, из белой бумаги - ангелов, разучивают песни - колядки, стихи для христославов.

Слайд («Песнь Христославов»)

Творческих идей для того, чтобы разнообразить урок православия, реализовать не только учебные, но и воспитательные цели бесконечно много. Умение на одном листе ватмана нарисовать общий рисунок на тему урока, например, Дерево добродетелей, даёт первые навыки работы «вместе» (в православной педагогике это принцип соборности).

Не могу утверждать, что 100% ребят глубоко вникают в изучение основ православной культуры, но для большей части это составляет значительный эмоциональный след, который заставляет их задуматься. И может быть повлияет на их дальнейший выбор между добром и злом, и на дальнейшую жизнь.

(Слайд «Девушка и бабушка»)

В преподавании предмета ОПК считаю главным не знание каких-то терминов, устройства церкви и других обучающих элементов, прописанных в рабочей программе, (хотя и они немаловажны), а развитие интереса к духовным вопросам, воспитание способности противостоять злу и нечистоте мира. Важно чтобы учащиеся задумались о своей жизни, назначении человека, увидели, что жизнь без христианских идеалов бессмысленна.

(Слайд «Дети и земной шар»)

Главный результат на уроках ОПК, заключается в усвоении школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру. Бог пожелал, чтобы человек был счастлив только в нравственной системе ценностей. И если, владея этими ценностями, учащиеся будут способны различать добро и зло, то сильной будет личность, сильным будет общество, а значит, сильным будет и наше государство.





























В нашей гимназии большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. В классные часы введены темы, рассказывающие о двунадесятых праздниках Русской Православной Церкви. В план внеурочной деятельности по краеведению введены темы, рассказывающие не только об истории зарождения Ельца, его экономического развития, но и о Храмах Божиих, коих в городе более 30. Вместе с родителями организуются экскурсии в храмы нашего города, музеи, выставочный зал. Ведётся православный кружок «Свечечка», рассчитанный на младших школьников, где дети знакомятся с житием святых, смотрят православные мультфильмы, ведут беседы о взаимоотношениях среди детей, анализируют поступки. Дети сами пытаются рассказать, почему нельзя ударить ближнего, оскорбить бранным словом. Выводы делаются на основе православного учения.

Просветительскую работу приходится проводить и среди родителей. Темы духовного воспитания детей приходится поднимать и на родительских собраниях.

Восстанавливается утраченная связь времён, возвращается русская национальная культура.

Какими станут сегодняшние наши школьники, что принесут они обществу, выйдя за порог школы - любовь и милосердие или расчетливый цинизм? Сумели ли мы, педагоги, воспитать их душу, научили ли противостоять порокам современного мира? Ответ на этот вопрос покажет время. Хочется надеяться, что наши воспитанники приобрели за годы учения положительный духовный и нравственный опыт и станут достойными гражданами нашего Отечества.

Главный результат на уроках ОПК, заключается в усвоении школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру. Бог пожелал, чтобы человек был счастлив только в нравственной системе ценностей. И если, владея этими ценностями, учащиеся будут способны различать добро и зло, то сильной будет личность, сильным будет общество, а значит сильным будет и наше государство.

6


© 2010-2022