- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Программа воспитательной работы для младших школьников с овз
Программа воспитательной работы для младших школьников с овз
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Витвинова И.В. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа воспитательной работы для младших школьников с овз
Пояснительная записка
Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский
Воспитание, в традиционном его понимании, - передача социального опыта от одного поколения к другому. По определению Х.И. Лийметса «воспитание - целенаправленное управление процессом развития личности». На сегодняшний день главенствующими социально - педагогическими целями являются духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, эстетическое и физическое воспитание личности школьника.
Полноценное формирование и воспитание социально-востребованной личности ребёнка возможно осуществить лишь в процессе воспитательного процесса, где на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, проникнутые уважением к личности, признанием её уникальности, своеобразия.
Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, трудности и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность.
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
Личность ребенка - слишком многогранное и сложное понятие, чтобы ее ценность определять степенью усвоения учебной программы. С другой стороны, ребенок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть в другом человеке личность со своим неповторимым мироощущением.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, сверстники) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Программа воспитательной работы в начальной школе с точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива., подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год - посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
В основе программы заложены принципы:
-
ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни;
-
ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за словами, событиями, действиями, предметами, поступками внутренний мир человека),- субъективность (содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни);
-
принятие ребенка как данности (т.е. признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).
Участники программы
Программа предлагается для учащихся 1-5-х классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе ВП. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, администрация школы.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на четыре учебных года.
Цель данной программы - состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, формирование и воспитание компетентного гражданина России, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи воспитания:
-
формировать представление о национальных ценностях российского общества;
-
развивать умение общаться и сотрудничать;
-
создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей;
-
создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся;
-
формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков;
-
развивать эмоциональную и волевую сферы;
-
изучать личностные качества обучающихся;
-
содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития;
-
повышение педагогической и психологической культуру родителей через совместную деятельность.
Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы
Теоретические занятия:
-
беседы, рассказы, убеждения учителя;
-
слушание;
-
решение проблем;
-
обсуждение прочитанной литературы;
-
исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).
Практические занятия:
игры
викторины
рассказывание истории, сказок;
импровизированные сценки, спектакли;
Экскурсии:
-
посещение библиотек;
-
посещение ДК , театров
учебно-воспитательного процесса.
Принципы общения с родителями:
Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.
Именно в начальной школе так важен контакт воспитателя и родителей. Ведь ребёнок - это не только объект, но и субъект воспитательного процесса. И поэтому главная цель в работе с родителями - всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.
.
Ожидаемые результаты
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основные направления воспитательной работы по дням недели
СЕНТЯБРЬ (1-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Что означают наши имена?
Как стать Геркулесом?
День знаний
Озеленение в классе
«Я умею хорошо себя вести»
СЕНТЯБРЬ (2-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Я и другие
Я сам отвечаю за свое здоровье
Что я знаю о своем городе
Изготовление поделок из природного материала
Умеем ли мы общаться
СЕНТЯБРЬ (3-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Из чего мы сделаны
Как сохранить силу и красоту?
Достопримечательности нашего города
Как я могу убрать свою комнату
Человек на улице
СЕНТЯБРЬ (4-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Мои школьные друзья
Я знаю, как одеться комфорта (Занятая спортом в разную
погоду.)
История нашего города
Подарок первоклассникам
Правила выполнения самоподготовки
ОКТЯБРЬ (1-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Я умею понимать людей
Я буду тренироваться. Учись сам делать правильный выбор
Понятие «свобода». Что значит быть свободным?
«Волшебный утюг»
Что такое дружба?
ОКТЯБРЬ (2-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Каким я себе нравлюсь: злым, добрым?
Что помогает мне быть сильным и добрым?
Мои мысли, мое мнение - их значимость
Я - ученик
Мой любимый день
ОКТЯБРЬ (3-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Мое настроение
Я сам могу решить, как надо питаться! (Проблемное задание.)
Общество, общественное мнение (основные понятия)
Чем я могу
Чем я могу помочь маме
Кем быть ?
ОКТЯБРЬ (4-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
У меня есть характер; я могу быть терпимым
Режим дня
Я и общество
Содержи свои вещи в порядке
Я могу организовать
порядок в столовой.
НОЯБРЬ
1-я неделя - план мероприятий по организации и проведению осенних каникул.
(2-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Волшебные слова
Советы спортсмену
День народного единства
Как организовать порядок в шкафу?
Как вылечить книгу?
НОЯБРЬ (3-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Конфликты: как с помощью речи их можно решить?
Я знаю, что мне есть. Правила питания
Книга памяти
Разные щетки: для одежды, для обуви, для волос и пр.
Правила общения
НОЯБРЬ (4-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Как управлять своими эмоциями?
Наши глаза и мир вокруг нас
Писатели Хакасии-детям
Дневник и наши тетрадки - все ли в порядке?
Драматизация миниатюры
ДЕКАБРЬ (1-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Если ты заболел
Кодекс тактичного человека
Герб и гимн России
Опрятность и аккуратность
«Я умею хорошо себя вести»
ДЕКАБРЬ (2-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Стыдливость и застенчивость: хорошо это или плохо?
Могу ли я выдержать закалку?
Друзья дорожные -знаки всевозможные
Оформление
газеты к Новому году
У телефона
ДЕКАБРЬ (3-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Как себя защитить
Я могу не болеть! (Выбрать из предложенных ситуаций ту, которая позволит ребенку избежать простудных заболеваний )
Современный транспорт - зона повышенной опасности
Мастерская Деда Мороза
Игра «Зеркало настроения». (Учись управлять своим настроением.)
ДЕКАБРЬ (4-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Я могу дарить людям радость
Волшебные прогулки
Всегда ли Новый год встречали зимой? (История празднования Нового года )
Чем украсить свой дом ?
Новогодняя викторина
ЯНВАРЬ (1-я неделя)
Примерный перечень мероприятий в новогодние каникулы
-
Дни рождения детей. Декабрь.
-
Огонек «Дети всякие нужны, дети всякие важны».
-
Посещение новогодних елок, театров, музеев и т.д.
-
Зимние забавы.
-
Праздник Рождества (общешкольный или по классам, группам).
ЯНВАРЬ (2-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Я умею отдыхать и учиться
Что я знаю о спорте и о спортсменах.
Путешествие в страну Светофорию
Выпуск газеты «
Берегите птиц»
Как я провел каникулы?
ЯНВАРЬ (3-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Личная гигиена
О закаливании
Выбирай сердцем
Уход за одеждой и обувью ?
Надо ли быть вежливым?
ЯНВАРЬ (4-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Общительность как черта характера
Организация сна
Я хочу быть нужным и полезным своей семье, своему дому
Забота о зимующих птицах
Практическое занятие «Диалог с другом»
ФЕВРАЛЬ (1-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Деловитость и мечтательность
Моя безопасность
Огонь - друг или враг
Конкурс рисунков «Моя родная Армия»
Театр начинается с вешалки
ФЕВРАЛЬ (2-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Культура поведения в школе
Правильная осанка
Шесть советов раздражительному человеку
Конкурс «Валентинка»
Разучивание колядок, потешек, поговорок, стихов, песен о Масленице
ФЕВРАЛЬ (3-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
День здоровья
Безопасность на улице
Что такое подвиг?
Оформление стенгазеты
Умение вести беседу
«Спрашиваем и
отвечаем». (На любую тему)
ФЕВРАЛЬ (4-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностноеь здоровья развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Викторина «Знатоки ПДД»
Очки и глаза. Я могу сберечь свои глаза
Государственный праздник 23 февраля - День защитника Отечества
Открытка для папы
Умение общаться с людьми
МАРТ (1-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Я могу быть другом.
Какой я спортсмен?
Государственный праздник 8 Марта - Международный женский день
Поздравление для мамы
Верный друг
МАРТ (2-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Верный друг
Азбука безопасности
Помоги себе сам
Конкурс плакатов «Осторожно-огонь»
«Поступи правильно!» (Дети должны из проблемных ситуации выбрать правильную.)
МАРТ (3-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Весна, учеба и Я
О пользе витаминов
Герб и гимн Хакасии
Береги свою землю
Умение общаться со взрослыми
МАРТ (4-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое раизвитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Что дороже?(подарки)
Веселые старты
Достопримечательности нашего города
Работа в библиотеке
Викторина «Что где когда ?
АПРЕЛЬ (1-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Составление анкеты
Звуки и мое восприятие
Праздник Светлое Христово Воскресение
Викторина по ЗОЖ
Игры-пантомимы
АПРЕЛЬ (2-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Я буду стараться быть обязательным человеком
Здоровые
зубы - здоровый желудок
Государственный праздник - День космонавтики
Конкурс сохранности уче
бников
Что мне нравится в других? Есть ли у меня такие качества?
АПРЕЛЬ (3-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Я могу читать другому так, чтобы ему было интересно
Спортивная эстафета
Города -герои
Озеленение участка
КВН
АПРЕЛЬ (4-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Ты вышел на улицу
Для чего нужен спорт?
Всероссийский субботник
Уход за, аквариумом
Я и жизнь вне дома
МАЙ (1-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Вот и стали мы на год взрослее
Помоги себе сам
Государственный праздник - Весны и Труда
Изготовление стенгазеты
Разбор ситуаций
МАЙ (2-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Опасности лета
Продолжение знакомства с русскими народными играми и эстафетами (лапта, горелки, городки)
Государственный праздник 9 Мая - День Победы
Поздравление ветеранам
Веселый КВН
МАЙ (3-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Я умею дружить
Мой режим дня в летнее время
Итоговое занятие
Подготовка одежды для летнего отдыха
Другие по отношению
к тебе: «Как аукнется, так и откликнется»
МАЙ (4-я неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления воспитательном работы
Личностное развитие
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Трудовое воспитание
Основы социализации и общения
Могу ли я помочь другому?
Профилактические мероприятия по охране жизни и здоровья во время летнего отдыха.
День защиты детей
Генеральная уборка
Я ищу себя. Мой путь.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Худенко Е Д Гаврилычева ГФ Селиванова ЕЮ Титова В В Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернате, детском доме
Гончарова Л М Правила дорожного движения для начальной школы
Савченко ЕВ Жиренко О Е Мир школьных праздников Планирование воспитательной работы
Малегон А В Классные часы в начальной школе