Программа воспитательной работы для младших школьников с овз

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа воспитательной работы для младших школьников с овз


Пояснительная записка

Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский

Воспитание, в традиционном его понимании, - передача социального опыта от одного поколения к другому. По определению Х.И. Лийметса «воспитание - целенаправленное управление процессом развития личности». На сегодняшний день главенствующими социально - педагогическими целями являются духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, эстетическое и физическое воспитание личности школьника.

Полноценное формирование и воспитание социально-востребованной личности ребёнка возможно осуществить лишь в процессе воспитательного процесса, где на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, проникнутые уважением к личности, признанием её уникальности, своеобразия.

Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, трудности и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность.

Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.

Личность ребенка - слишком многогранное и сложное понятие, чтобы ее ценность определять степенью усвоения учебной программы. С другой стороны, ребенок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть в другом человеке личность со своим неповторимым мироощущением.

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, сверстники) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.

Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Программа воспитательной работы в начальной школе с точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».

Третий год воспитания - год становления коллектива., подчинение своих интересов его интересам.

Четвёртый год - посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.

В основе программы заложены принципы:

  • ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни;

  • ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за словами, событиями, действиями, предметами, поступками внутренний мир человека),- субъективность (содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни);

  • принятие ребенка как данности (т.е. признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).

Участники программы

Программа предлагается для учащихся 1-5-х классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе ВП. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, администрация школы.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на четыре учебных года.

Цель данной программы - состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, формирование и воспитание компетентного гражданина России, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.

Задачи воспитания:

  • формировать представление о национальных ценностях российского общества;

  • развивать умение общаться и сотрудничать;

  • создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей;

  • создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся;

  • формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков;

  • развивать эмоциональную и волевую сферы;

  • изучать личностные качества обучающихся;

  • содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития;

  • повышение педагогической и психологической культуру родителей через совместную деятельность.

Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы

Теоретические занятия:

  • беседы, рассказы, убеждения учителя;

  • слушание;

  • решение проблем;

  • обсуждение прочитанной литературы;

  • исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).

Практические занятия:

игры

викторины

рассказывание истории, сказок;

импровизированные сценки, спектакли;

Экскурсии:

  • посещение библиотек;

  • посещение ДК , театров

учебно-воспитательного процесса.

Принципы общения с родителями:

Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.

Именно в начальной школе так важен контакт воспитателя и родителей. Ведь ребёнок - это не только объект, но и субъект воспитательного процесса. И поэтому главная цель в работе с родителями - всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.

.

Ожидаемые результаты

Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основные направления воспитательной работы по дням недели

СЕНТЯБРЬ (1-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Что означают наши имена?

Как стать Геркулесом?

День знаний

Озеленение в классе

«Я умею хорошо себя вести»

СЕНТЯБРЬ (2-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Я и другие


Я сам отвечаю за свое здоровье

Что я знаю о своем городе

Изготовление поделок из природного материала

Умеем ли мы общаться

СЕНТЯБРЬ (3-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Из чего мы сделаны

Как сохранить силу и красоту?

Достопримечательности нашего города

Как я могу убрать свою комнату

Человек на улице

СЕНТЯБРЬ (4-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Мои школьные друзья

Я знаю, как одеться комфорта (Занятая спортом в разную

погоду.)

История нашего города

Подарок первоклассникам

Правила выполнения самоподготовки

ОКТЯБРЬ (1-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Я умею понимать людей

Я буду тренироваться. Учись сам делать правильный выбор

Понятие «свобода». Что значит быть свободным?

«Волшебный утюг»


Что такое дружба?

ОКТЯБРЬ (2-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Каким я себе нравлюсь: злым, добрым?

Что помогает мне быть сильным и добрым?

Мои мысли, мое мнение - их значимость

Я - ученик

Мой любимый день

ОКТЯБРЬ (3-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Мое настроение

Я сам могу решить, как надо питаться! (Проблемное задание.)

Общество, общественное мнение (основные понятия)

Чем я могу

Чем я могу помочь маме

Кем быть ?

ОКТЯБРЬ (4-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


У меня есть характер; я могу быть терпимым

Режим дня

Я и общество

Содержи свои вещи в порядке

Я могу организовать

порядок в столовой.

НОЯБРЬ

1-я неделя - план мероприятий по организации и проведению осенних каникул.

(2-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Волшебные слова

Советы спортсмену

День народного единства

Как организовать порядок в шкафу?

Как вылечить книгу?

НОЯБРЬ (3-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Конфликты: как с помощью речи их можно решить?

Я знаю, что мне есть. Правила питания

Книга памяти

Разные щетки: для одежды, для обуви, для волос и пр.

Правила общения

НОЯБРЬ (4-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Как управлять своими эмоциями?

Наши глаза и мир вокруг нас

Писатели Хакасии-детям

Дневник и наши тетрадки - все ли в порядке?

Драматизация миниатюры

ДЕКАБРЬ (1-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Если ты заболел

Кодекс тактичного человека

Герб и гимн России

Опрятность и аккуратность

«Я умею хорошо себя вести»

ДЕКАБРЬ (2-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Стыдливость и застенчивость: хорошо это или плохо?

Могу ли я выдержать закалку?

Друзья дорожные -знаки всевозможные

Оформление

газеты к Новому году

У телефона

ДЕКАБРЬ (3-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Как себя защитить

Я могу не болеть! (Выбрать из предложенных ситуаций ту, которая позволит ребенку избежать простудных заболеваний )

Современный транспорт - зона повышенной опасности

Мастерская Деда Мороза



Игра «Зеркало настроения». (Учись управлять своим настроением.)

ДЕКАБРЬ (4-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Я могу дарить людям радость

Волшебные прогулки

Всегда ли Новый год встречали зимой? (История празднования Нового года )

Чем украсить свой дом ?

Новогодняя викторина

ЯНВАРЬ (1-я неделя)

Примерный перечень мероприятий в новогодние каникулы

  1. Дни рождения детей. Декабрь.

  2. Огонек «Дети всякие нужны, дети всякие важны».

  3. Посещение новогодних елок, театров, музеев и т.д.

  4. Зимние забавы.

  5. Праздник Рождества (общешкольный или по классам, группам).

ЯНВАРЬ (2-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Я умею отдыхать и учиться

Что я знаю о спорте и о спортсменах.

Путешествие в страну Светофорию

Выпуск газеты «

Берегите птиц»

Как я провел каникулы?

ЯНВАРЬ (3-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Личная гигиена

О закаливании

Выбирай сердцем

Уход за одеждой и обувью ?

Надо ли быть вежливым?

ЯНВАРЬ (4-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Общительность как черта характера

Организация сна

Я хочу быть нужным и полезным своей семье, своему дому

Забота о зимующих птицах

Практическое занятие «Диалог с другом»

ФЕВРАЛЬ (1-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Деловитость и мечтательность

Моя безопасность

Огонь - друг или враг

Конкурс рисунков «Моя родная Армия»

Театр начинается с вешалки

ФЕВРАЛЬ (2-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Культура поведения в школе

Правильная осанка

Шесть советов раздражительному человеку

Конкурс «Валентинка»

Разучивание колядок, потешек, поговорок, стихов, песен о Масленице

ФЕВРАЛЬ (3-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


День здоровья

Безопасность на улице

Что такое подвиг?

Оформление стенгазеты

Умение вести беседу

«Спрашиваем и

отвечаем». (На любую тему)

ФЕВРАЛЬ (4-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностноеь здоровья развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Викторина «Знатоки ПДД»

Очки и глаза. Я могу сберечь свои глаза

Государственный праздник 23 февраля - День защитника Отечества

Открытка для папы

Умение общаться с людьми

МАРТ (1-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Я могу быть другом.

Какой я спортсмен?

Государственный праздник 8 Марта - Международный женский день

Поздравление для мамы

Верный друг

МАРТ (2-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Верный друг

Азбука безопасности

Помоги себе сам

Конкурс плакатов «Осторожно-огонь»

«Поступи правильно!» (Дети должны из проблемных ситуации выбрать правильную.)

МАРТ (3-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Весна, учеба и Я

О пользе витаминов

Герб и гимн Хакасии

Береги свою землю

Умение общаться со взрослыми

МАРТ (4-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое раизвитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Что дороже?(подарки)

Веселые старты

Достопримечательности нашего города

Работа в библиотеке

Викторина «Что где когда ?

АПРЕЛЬ (1-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Составление анкеты

Звуки и мое восприятие

Праздник Светлое Христово Воскресение

Викторина по ЗОЖ

Игры-пантомимы

АПРЕЛЬ (2-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Я буду стараться быть обязательным человеком

Здоровые

зубы - здоровый желудок

Государственный праздник - День космонавтики

Конкурс сохранности уче

бников


Что мне нравится в других? Есть ли у меня такие качества?

АПРЕЛЬ (3-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Я могу читать другому так, чтобы ему было интересно

Спортивная эстафета

Города -герои

Озеленение участка

КВН

АПРЕЛЬ (4-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Ты вышел на улицу

Для чего нужен спорт?

Всероссийский субботник

Уход за, аквариумом

Я и жизнь вне дома

МАЙ (1-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Вот и стали мы на год взрослее

Помоги себе сам

Государственный праздник - Весны и Труда

Изготовление стенгазеты

Разбор ситуаций

МАЙ (2-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Опасности лета

Продолжение знакомства с русскими народными играми и эстафетами (лапта, горелки, городки)

Государственный праздник 9 Мая - День Победы

Поздравление ветеранам

Веселый КВН

МАЙ (3-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Я умею дружить

Мой режим дня в летнее время

Итоговое занятие

Подготовка одежды для летнего отдыха

Другие по отношению

к тебе: «Как аукнется, так и откликнется»

МАЙ (4-я неделя)

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направления воспитательном работы

Личностное развитие

Охрана здоровья. Физическое развитие

Основы гражданского и патриотического воспитания

Трудовое воспитание

Основы социализации и общения


Могу ли я помочь другому?

Профилактические мероприятия по охране жизни и здоровья во время летнего отдыха.

День защиты детей

Генеральная уборка

Я ищу себя. Мой путь.

СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Худенко Е Д Гаврилычева ГФ Селиванова ЕЮ Титова В В Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернате, детском доме

Гончарова Л М Правила дорожного движения для начальной школы

Савченко ЕВ Жиренко О Е Мир школьных праздников Планирование воспитательной работы

Малегон А В Классные часы в начальной школе

© 2010-2022