Конспект ч. о. На Земле живи-добро твори

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1»



Час общения с учащимися начальной школы по духовно-нравственному воспитанию

На Земле живи и добро твори.

Забавина Ольга Васильевна

Учитель начальных классов.

















Тюльган 2016

Цель: Формирование представлений о добре, зле и нравственной ответственности человека за содеянное. Познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни; показать необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.

Задачи: 1. Пробуждать у детей стремление совершать добрые дела;

2.Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим;

3. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать, оценивать поступок.

Оборудование: плакаты «Добро есть жизнь», « Доброта - это солнце, которое согревает душу человека», «Словом убить, словом можно воскресить»







I.Орг. момент. Слайд 1

- Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим всегда, желая тем, к кому обращаемся, добра и радости.

Слайд 2

В жизни по-разному можно жить -

Можно в беде, а можно - в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно так:

На рассвете встать -

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

(С. Островой)

- Сегодня у нас с вами необычное занятие. Кто может предположить, о чём у нас состоится разговор?

II.Целеполагание.

-У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.

- Дети, а что означает слово «добро»?

- Назовите антоним слова «добро»?

- «Что такое добро? Что такое зло?» Во все времена люди пытаются ответить на этот вопрос.

- В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так: Слайд 3,4

« Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

«Зло- нечто дурное, вредное, противоположное добру.»

- Попробуйте сформулировать цель занятия.

III. Основная часть.

- Мы живем с вами на планете Земля. Если существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.

- Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? Посмотрим на значение этого слова с другой стороны. Прослушайте притчу . ( Притча -это рассказ с нравоучением .) Слайд 5

Притча о Добре и Зле.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: «В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?»Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

- Ребята ,а какого волка вы кормите и чем ?

-Расскажите о добром поступке ,который совершили вы сами или такой поступок оставил добрый след в вашем сердце ,или видели ,или слышали о людской доброте и запомнили «Добрый поступок»

- Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Слайд 6

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

-А почему?

- Самое известное стихотворение о добре написал Станислав Куняев, Послушайте отрывок из этого стихотворения и выскажите свое мнение, согласны ли вы с автором?

Добро должно быть с кулаками
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро…

- А только ли слова должны быть добрыми?

-Какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте?

-Вика для вас приготовила стихотворение, которое должно стать для каждого из вас девизом жизни. Послушайте его и постарайтесь запомнить для себя самые главные слова.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно,

В любую минуту всегда.

И если когда-то кому-то

Поможет твоя доброта,

Улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живѐшь ты не зря!

- Добру противостоит зло. Между этими понятиями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души. Добро должно быть сильным. Доброта - признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый,

А слабый человек бывает добреньким только на словах и бесполезным в поступках.

- Сегодня на занятии я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, Это Вова (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы его начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Вове что-то обидное, мы будем причинять ему боль, загибая край бумаги. (Ученики выполняют работу, и кукла идёт по кругу.).

- Посмотрите на Вову?

-Таким ли он был в начале занятия?

- Что изменилось и почему?

- Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить?

- Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений).

- Давайте попробуем сказать ему что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

- Ребята, а сейчас посмотрите на Вову, ему уже лучше, но стал ли он таким, каким был в начале урока?

- Почему?

-Как вы понимаете смысл пословиц: Слайд7

« Добрая слава лежит, а худая бежит.»

«Не одежда красит человека, а его добрые дела.»

(Ответы- рассуждения детей)

Вывод: Боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты не могут ее разгладить. Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить».

- Почему мы дольше помним обиды?

- Нравиться ли нам, когда нас обижают?

- Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?

- Как быть добрее?

- А чья доброта помогает расти вам? Слайд 8

(Доброта родителей, бабушек и дедушек, учителей, друзей и подружек и т.д.)
-Представим себе, что у каждого из нас есть маленький солнечный лучик. Эот лучик- доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. Как вы думаете чего на земле больше: добра или зла? Может нам помогут это узнать «волшебные» весы.

-На одну чашу мы будем класть «зло», а на другую «добро».

(Таблички с надписями: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь висят на доске.)

- Куда надо положить эти слова, к какому из понятий.

- Чтобы победить зло, надо вспомнить свои добрые дела, и по капельки положить на другую чашу весов.

(дети подходят к доске, называют добрый поступок, и на чашу весов крепят «капельку» добра.)

-Что же произошло на наших глазах?(капелек 22)

-Почему так получилось?

- Вот также и в жизни: капельки добра сливаясь, превращаются в реки, реки- в огромное море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

-Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми.

-Давайте создадим памятку «Как стать добрым человеком?»

- А что обозначает слово «Памятка»?

-Что должно войти в памятку?

Попробуй не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.


-ПОПРОБУЙ - И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ

IV.Рефлексия

Слайд 9

- В истории человечества было много битв. Но самой большой из них является битва между добром и злом. Эта битва происходит часто незаметно, так как в большинстве случаев ведется внутри самого человека и мало похожа на те военные сражения, которые знакомы нам по фильмам или из книг.

- Все вы любите сказки. В них часто встречаем добрых и злых героев. Сейчас я буду называть имена героев, а вы дружно отвечайте. Добрый - радостно хлопайте в ладоши, а злой - закрывайте лицо.

Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-Яга, Золушка, Морозко, Мальвина.

-На какого героя хотели бы быть похожим? Почему?

-Давайте сейчас тоже сделаем доброе дело. Мы будем создавать картину.

(учитель готовит детали из цветной бумаги: дом, деревья, облака, солнце, цветы, фигурки зверей птиц, людей).

-Какая получилась картина? Как мы ее назовем? Какое чувство испытали, делая добро? Что для вас значил наш разговор?

V.Итог занятия

Слайд 10

- Скажите, почему же доброта необходима каждому человеку?

Известный педагог Шалва Александрович Амонашвили говорил:

  • Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - Твори добро.

  • Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - Твори добро.

  • Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - Твори добро.

  • Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - Твори добро.

  • Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,

Ибо никто не властен над твоим добром.

(Карточки с высказываниями раздаются всем ученикам)

Используемая литература

Груздева Ю.В., Богачкина Н.А. Классные часы с психологом. 1-4 классы. М., 2012.

Студеникин М.Т. Основы духовно-нравсвенной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 классов общеобразовательных учреждений. - М.: "Русское слово - учебник", 2012.

Ожегов С.И. Словарь русского языка

viki/rdf.ru

nsportal.ru

www/smisl-zhizni.ru


© 2010-2022