Конспект классного часа для 4 кл. Хлеб-всему голова

Раздел Воспитательная работа
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Хлеб - всему голова»

Цель:

- Расширить имеющиеся знания о хлебе, о его производстве, значении хлеба в жизни человека.

- Воспитывать любовь, бережное отношение к хлебу, уважение к людям труда, кому мы обязаны хлебом

Задачи:

-Организация совместной работы учащихся, учителя;
- Вовлечение учащихся в основные мыслительные операции, к анализу, актуализации и систематизации полученных знаний.

- Развитие логического и творческого мышления.

-Формирование умения работать в парах, в группах.

Ход занятия

1.Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человека. Посмотрите сценку и скажите, чему будет посвящён наш классный час?

Сценка

Ведущий: Вот какой был случай… Мать утром спросила сына:

"Чтобы ты хотел съесть к завтраку?"

Мальчик сказал, не задумываясь:

- Я видел, ты картофельное пюре готовила. Вот бы мне его со сметаной или с

маслом… да ещё чаю с молоком.

- Ты подумай хорошенько: кроме того, что спросишь, ничего на столе не

будет.

- А мне ничего больше не нужно. Только, конечно, сахару к чаю.

Поставила мать на стол всё, что мальчик просил. Сел он завтракать.

Попробовал он пюре со сметаной и ложку отложил:

- Невкусно!

- Что так?

- Понял, непосолено!

Побежал мальчик, взял солонку, сел опять к столу. Протянул руку за хлебом,

а хлеба - то на столе нет. Мать смеётся:

- Вот и вышло, что самое простое и нужное- хлеб да соль - ты позабыл.

Это неудивительно. Ведь мы привыкли: какая бы еда ни была, без хлеба да соли за стол не садимся.

Учитель Так о чём же мы сегодня будем говорить на классном часе? (о хлебе)

-Да, ребята, наш классный час о чуде земли, чуде труда человека - хлебе.

Скажите, а какую цель мы поставим перед собой? (больше узнать о хлебе, узнать, как приходит хлеб на стол, попытаться понять цену хлебу, узнать о труде людей, благодаря которым, хлеб каждый день на нашем столе).

-Доскажите вторую часть пословицы.

Не шуба греет, а… (хлеб)

В дороге хлеб не … (помеха)

Не будет хлеба,… (не будет и обеда)

Без соли не вкусно, а без хлеба… (несытно)

У кого хлебушко, у того и… (счастье)

Хлеб всему… (голова)

Название нашего кл часа ……»Хлеб- всему голова»

Стихотворение читает ученик наизусть)

Хлебушко.

Вот он - хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он, тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

- Нет дня, чтобы мы в руках не держали ароматный, мягкий, с хрустящей корочкой кусочек хлеба. Такой привычный, обыденный и такой незаменимый, необходимый. «Покуда есть хлеб да вода, всё не беда»- гласит народная мудрость. Хлеб никогда не надоедает. С ним вкуснее остальная пища. И обед не в обед, коли хлеба нет.

Внимание, мы начинаем классный час, который пройдёт в форме устного журнала.

Первая страница «Как приходит хлеб на стол»

- Есть пословица в народе

«Хлеб - на стол, и стол - престол»

Ну а всё же, как приходит

Этот хлеб к тебе на стол?

- Чтобы лучше понять посмотрим сказку «Колосок»

Молодцы!

-Из чего пекут хлеб? (из муки)

- А муку получают из чего? (из зерна)

- А где берут зерно? (в поле, из колосков)

-Ребята, а какие были мышата? (ленивые, не хотели помогать Петушку)

- Чему хотел научить Петушок мышат, не угостив пирогом?

(учит быть трудолюбивыми, уметь помогать друг другу, дорожить дружбой и осуждает лень.)

-Всё, что мы увидели в сказке, из ваших высказываний, какой вывод мы можем сделать? (…….)

-К вашим ответам подходит пословица «Не трудиться так хлеба не добиться»

2 страница нашего журнала. Прочитайте. «Хвала рукам, что хлеб растили»

-Многие люди трудятся, пока хлеб на стол придёт.

- Сейчас нам предстоит работа в группах.

-Будем составлять кластер (у каждого на столах). Я раздаю карточки с названиями профессий. Выберите профессии людей, которые связаны с производством хлеба. Выбрали и приклеили на кластер. Группа, закончившая работу, прикрепляет кластер на доске. Выбирает того, кто будет отвечать от группы.

1,3 группы 2,4 группы

ПЕКАРЬ АГРОНОМ

ТЕСТОВОД ТРАКТОРИСТ

ФОРМОВЩИК КОМБАЙНЁР

УКЛАДЧИК ШОФЁР

УПАКОВЩИК бизнесмен

Врач дизайнер

Модельер сеяльщики

мельники

Проверяем группы. Задайте вопросы отвечающим, если они возникли.

-Говорят: белый хлеб чёрные руки любит. Чёрные от работы на земле, от пыли и пота. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто хлебное поле. В дни уборки урожая хлеборобы спят по 2-3 часа в сутки, пищу принимают прямо за рулём комбайна или трактора. Святое дело - вырастить хлеб. Разве можно найти профессии, более нужные, более почётные, чем профессии людей, вырастивших эту святыню!?

Частушки.

1.Эй, девчушки - хохотушки, 2.А мы в городе живём

Начинайте петь частушки, Сушки, прянички жуём.

Начинайте веселей, Мы частушек много знаем

Чтоб порадовать гостей. И сейчас для вас споём.

3.Прянички печатные, 4.Но не сразу стали зёрна

До того нарядные! Хлебом тем, что на столе,

Мы не сразу их съедим, Люди долго и упорно

А сначала поглядим. Потрудились на земле.

5. Он не падает к нам с неба, 6. Дождик, дождик, поливай -

Появляется не вдруг. Будет славный урожай:

Чтобы вырос колос хлеба, Будет белая пшеница,

Нужен труд десятков рук. Будет рожь и чечевица.

7 Взором радостным объемлю

Даль бескрайнюю полей.

Слава тем, кто любит землю!

Тем, кто трудится на ней!

- Ребята, какой вывод сделаем?

( Много людей трудится, пока хлеб придёт на стол, профессии , о которых говорили очень важные, нужные)

Но не всегда было так хорошо.

(Звучит 1 куплет песни «Священная война»)

Третья страница! Читайте!

«Хлеб- это жизнь»

- Есть только одно слово равнозначное слову «хлеб» - это слово «жизнь».

А во время ВОВ хлеб выдавали по карточкам. Как дороги были эти карточки! Потерять их - трагедия, страх, что хлеба больше не будет, и ты умрешь голодной смертью. Трудно жилось в годы Великой Отечественной войны, когда не хватало техники, чтобы убирать урожай. На поля выходили школьники после занятий, собирая всё до последнего колоска.

Танец колосков.

-Вспомним Ленинград, 900 дней ленинградцы находились в окружении. Ленинградский блокадный хлеб, как он мал, крошечная дневная норма хлеба (по 125 грамм в сутки - показ). Люди умирали от голода. Дети мечтали о корочке хлеба.

-Блокадный хлеб пополам с огнём и кровью. В хлеб входила ржаная мука самого грубого помола, овсянка, жмых от подсолнечной семечки с кусочками кожуры. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой - значит Победа.

- В дыму Ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба,

Блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм!

(Раздать кусочки хлеба)


В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп,

Шёл народ в огне сражений

За свободу и за хлеб

Значит, правильны слова

«Хлеб - всей жизни голова»

Подведём итог нашей страницы

(Хлеб - наше богатство.

Следующую страничку мне хочется начать стихотворением Александра Балина

Вот хлеб-высок, румян и свеж.
Его ты ежедневно ешь:
Орловский, рижский, заварной,
Пшеничный любишь и ржаной,
Не забывай же никогда,
Никакого стоило труда
Поднять тугую целину
Плугами в трудную весну,
Удобрить землю под зерно,
Чтоб в колос выбилось оно
А жатва, если зной или град?!
Их много-всяческих преград -
Преодолеть нам суждено,
Запомни же, как дважды два,
Народной мудрости слова:
"Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит".
И если ты не глух, не слеп
Цени народный, трудный хлеб.

Хвала тебе, Хлеб!

Так и называется 4 страница нашего устного журнала.

На Руси всегда с почтением относились к хлебу, поэтому придумали много пословиц. И у вас на столах карточки с пословицами о хлебе.

-Надо из частей собрать пословицу (начало выделено жирным шрифтом), выразительно её прочитать всему классу (работаем в парах).

Хлеб - всей жизни голова.

Худ обед, коли хлеба нет.

Не красна изба углами, красна пирогами.

Хлеб да вода -здоровая еда.

Хлеба ни куска, так и в горле тоска.

- Что объединяет все пословицы?

(Надо хлебом дорожить…)

Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!

Коллективная перекличка

"Хвала тебе, хлеб!"

/декламация

Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: "Хлеб!" (хором)
Золотой простор бескрайний -
Там работают комбайны.
Мы говорим: "Хлеб!" (хором)
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: "Хлеб!" (хором)
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: "Хлеб!" (хором)
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился хлеб.
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: "Берегите,
Берегите хлеб родной!"
(хором)
Не мечтаем мы о чуде
К нам полей живая речь:
"Берегите хлеб, вы - люди,
Научитесь хлеб беречь!"
(хором)

- Какой вывод сделаем?

Научиться беречь хлеб!

Как мы все должны обращаться с хлебом?

Ребята, давайте вспомним правила, которые все должны знать:

  1. Бери хлеба столько, сколько съешь.

  2. Нельзя играть с хлебом.

  3. Никогда не бросай хлеб.

  4. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

- Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим - растоптать эту крошку ногами.

Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту.

- Вот и заканчивается наш журнал. Переворачивается последняя страница. Прочитайте. « Рефлексия. К чаю ароматному угощенье знатное»

Послушайте стихотворение Я. Дягутите «Каравай». аудиозапись

Вот лежит каравай
У меня на столе.
Черный хлеб на столе-
Нет вкусней на земле!
Будет плакать мой хлеб,
Каравай мой румяный,
Если я разленюсь,
Если лодырем стану.
Плачет хлеб,
Что лентяй его в руки берет.
Плачет хлеб,
Если к лодырю в рот попадет.
Но ведь я не лентяй.
Я в работе проворный,
Улыбнись, каравай,
Улыбнись, хлеб мой черный!

Вот увидишь

Тебе горевать не придётся.

Пусть не плачет мой хлеб,

Пусть он только смеётся.

РЕФЛЕКСИЯ

-Какой она запомнится мне и вам, что ценного вы унесёте с собой, изменилось ли ваше отношение к хлебу. Высказать своё мнение вы сможете при помощи незаконченных фраз.

- Посмотрите на этот сноп любви, труда и добра. А у вас на столах лежат колоски добра. И, чтобы сноп всегда был большим, наполненным человеческим добром, любовью, теплом, давайте и мы с вами внесём свою лепту: увеличим его ровно на такое количество тепла, любви, добра, сколько есть у нас с вами.

-Пожалуйста, по группам

1 и 2группа Я РАССКАЖУ ДОМА…

3и 4 группа Я УНЕСУ С СОБОЙ…

(Выходит 1 учащийся от группы, высказывает мнение всех членов группы и вставляют колоски в сноп)

-Давайте я закончу. Я уношу с собой ваше тепло, ваши улыбки.

Я расскажу всем, какие вы у меня - молодцы! ( вставляю колосок в сноп)

-Вот какой большой стал наш сноп! Сколько добра вы вложили в него! Хлеб говорит вам: «Спасибо!»

- Спасибо вам, ребята! Спасибо, уважаемые гости, за радость встречи.

Я от всей души хочу всем пожелать мира в ваших домах, тепла, уюта. И пусть в каждом доме, на каждом столе всегда будут хлеб да соль!

-Отведайте нашего каравая.

(угощение всех душистым караваем)

Звучит музыка (Людмила Зыкина «Слово о хлебе»)















Учитель. Я очень надеюсь, ребята, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по- новому относиться к хлебу.

Данный классный час предназначен для учащихся четвёртых классов. В настоящее время мы не испытываем недостатка в хлебе и наши дети порой не задумываются, выбрасывая недоеденный кусок хлеба, какой ценой он доставался и достается. И порой становится обидно, что многие дети, не ценят хлеба. Актуальность этой темы заключается в том, чтобы дети помнили, что были времена, когда кусочек хлеба для человека значил - жизнь, чтобы задумались, что процесс выращивания его очень сложный и трудный, поэтому все должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его. Дети должны запомнить и выполнять правила бережного отношения к хлебу.

Классный час

Тема "Хлеб - всему голова"

Цели: 1. Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;

2. Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;

3. Воспитывать у учащихся бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Мы привыкли к хлебу, как к воздуху. И пока мы не думаем о нем ежеминутно, значит, в жизни все обстоит благополучно, потому что отсутствие хлеба, как и здоровья, замечаешь, когда его нет.

4 страница журнала «Сказка ложь, да в ней намек»

Корочка хлеба, хлебная крошка

Что это - много или немножко?

Даже не верится нам с тобою,

Что кто-то сорит этим чудом земли.

Сердце за хлеб обливается болью,

Когда он лежит в придорожной пыли.

Сказительница (входит и кланяется) аудиозапись

Верно. Милая, верно! Ох, как надо беречь хлебушек! Я сейчас расскажу вам сказку о девочке, которая наступила на хлеб.

Жила на свете девочка по имени Инга. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать Инги испекла хлеб и сказала: «Доченька, сходи к бабушке, отнеси ей наш хлебушек.» Инга надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь. Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь,

чтобы перейти через лужу. Но только Инга наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото. И оказалась Инга в зловонном подземелье у ядовитой старухи - Болотницы. Злая Болотница превратила девочку в камень, жирные пауки оплели ее своей паутиной.

Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали историю о девочке, которая наступила на хлеб.

Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инги. Это плакала ее мать. «Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне», - подумала Инга, и душа ее от этих мыслей становилась все грубее.

Однажды эту историю услышала маленькая девочка «Бедная, бедная Инга- заплакала она.

- Как бы я хотела, чтобы Инга попросила прощенья и ей позволили вернуться на землю» Слова эти дошли до самого сердца Инги и она залилась слезами раскаяния.

В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инга маленькой птичкой вылетела на волю. Она вернулась в родительский дом. Инга и ее мама снова стали счастливыми, потому что девочка научилась ценить и беречь хлеб.

- Какой вывод для себя сделали, услышав сказку? О чём задумались?

(Мне хотелось, чтобы вы задумались, прежде чем начали играть в хоккей, гоняя вместо шайбы чёрствый бублик, прежде, чем бросить в мусорный ящик недоеденную булочку, пирожок, кусочек хлебушка.

- А если вы увидите, что кто-то это делает, как поступите?

(сделаем замечание, скажем так делать нельзя, вы не знаете цену хлеба)

- Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим - растоптать эту крошку ногами.

Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту.

Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!

- Какой вывод сделаем?

Никогда не бросайте хлеб. Берегите хлеб!


© 2010-2022