Модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет по образованию

Администрации муниципального образования «Город Майкоп»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»


модель комплексной работы
по сохранению и укреплению здоровья
участников образовательного процесса

«ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

Модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса












Майкоп, 2015

Содержание:



Стр.

1.

Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения..................................................................................


3



2.

Рациональная организация учебного процесса………............

9



3.

Организация физкультурно-оздоровительной работы……...

15



4.

Просветительно-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни..............................................................



20



5.

Методическая и просветительская работа с педагогами и родителями...................................................................................


22



6.

Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья школьников……………………..................................


28



«Результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни - это успех, его личный успех»

Владимир Путин

1. Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения.

На восточной окраине города Майкопа, в типовом трёхэтажном здании, построенном в 1963 году, расположена наша школа - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15». В настоящее время в школе обучается 740 детей, работает 52 педагога. В школе имеется 30 учебных кабинетов, из них 15 медиакабинетов, 2 кабинета с интерактивными досками, мастерская, кабинет технологии, специализированные кабинеты физики, химии, биологии, информатики. В школе есть кабинет психолога, кабинет логопеда, кабинет релаксации (по программе «Доступная среда»), медицинский кабинет, спортзал, библиотека, буфет на 60 посадочных мест.

Режим работы школы:

08.00 - 13.40 - I смена

13.50 - 19.30 - II смена

пятидневная учебная неделя - 1 - 4 классы

шестидневная учебная неделя - 5 - 11 классы

Реализуемые программы:

  • начального общего образования;

  • начального общего образования, разработанные на базе основной образовательной программы с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся VII вида;

  • основного общего образования;

  • основного общего образования, разработанные на базе основной образовательной программы с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся VII вида;

  • среднего (полного) общего образования;

  • дополнительного образования;

внеурочной деятельности.

Кроме того, в МБОУ «СОШ № 15» разработаны и реализуются программы:

- развития школы «Школа социальной адаптации» на 2011-2015 гг., в которой одним из приоритетных направлений реализации программы является формирование физически здоровой личности;

- «Здоровое питание» на 2015-2018 гг., которая обеспечивает интегрированную последовательную работу по привитию навыков здорового образа жизни, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

В рамках комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся МБОУ «СОШ № 15» создана здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения, которая направлена на формирование у обучающихся:

  • физического здоровья;

  • психоэмоционального здоровья;

  • социального здоровья;

  • интеллектуального здоровья;

  • личностного здоровья;

  • духовного здоровья.

Модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса





В школе действуют кружки: «Настольный теннис» «Волшебный клубок», «ИЗО». Также на базе школы открыты секции «Спортивное ориентирование», «Тхэквандо», «Волейбол».

В МБОУ «СОШ № 15» разработан и реализуется проект озеленения школьного двора.

Выездные мероприятия проходят в форме экскурсий, туристических слётов на базах отдыха, военно-спортивных игр.

Обучающиеся нашей школы принимают активное участие и побеждают в городских и республиканских соревнованиях по футболу, волейболу, лёгкой атлетике, пулевой стрельбе, спортивному ориентированию, дартсу, «Президентских состязаниях»

Для успешного функционирования здоровьесберегающей инфраструктуры МБОУ «СОШ № 15» располагает следующими ресурсами:

Кадровый

ВМодель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процессаозраст педагогов







Категория





Модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса












В школе работают такие специалисты как логопед - 1,5 ставки, педагог-психолог - 1,5 ставки, социальный педагог - 1 ставка, медсестра - 1 ставка, библиотекарь - 1 ставка.

Материально-технический

Актовый зал - 171 кв.м

Спортивный зал - 161, 2 кв. м

Буфет на 60 посадочных мест - 105, 2 кв. м

Школьный двор - 16000 кв. м - более 70% площади занимают зелёные насаждения

Магнитофон - 7 шт.

Музыкальный центр - 1 шт.

DVD - 2 шт.

Видеомагнитофон - 2 шт.

Телевизор - 3 шт.

Сканер - 1 шт.

МФУ - 8 шт.

Принтер - 4 шт.

Ноутбук - 8 шт.

Видеопроектор - 15 шт.

Цифровая камера - 1 шт.

Фотоаппарат - 1 шт.

Компьютеры 26 шт. (из них 10 - Macintosh)

Для обеспечения информационной безопасности на всех компьютерах, имеющих выход в интернет, установлены контентные фильтры NetPolice.

Для наиболее полного функционирования здоровьесберегающей инфраструктуры осуществляется межведомственное взаимодействие с различными учреждениями.

МБОУ «СОШ № 15» имеет опыт обучения детей, имеющих медицинские показания для обучения в домашних условиях. В 2015-2016 учебном году 5 обучающихся осваивают образовательную программу в домашних условиях.

Освоение учебного плана в полном объеме для таких детей это гарантия реализации их права на образование. Включение таких обучающихся во внеклассную деятельность сверстников, позволяет решать проблему дефицита общения. Особенно важным считаем сопровождение ребенка, после того как отпали основания для домашнего обучения.

В МБОУ «СОШ № 15» имеются условия для обучения в форме экстерната. Обучение в такой форме - это решение проблемы для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Содержание образования школьников направлено на формирование социально адаптированной личности. Такие предметы как биология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура непосредственно имеют в своем содержании темы, которые формируют у ребенка личностную смысловую систему «внутреннюю картину здоровья».

Предметы гуманитарного, естественнонаучного, технического цикла формируют у ребенка представления о ценности человеческой жизни, толерантное отношение к "другой культуре".

Обучающиеся 1-5-х классов заняты во внеурочной деятельности по пяти направлениям:

I. Спортивно-оздоровительное

II. Духовно-нравственное

III. Социальное направление

IV. Общеинтеллектуальное

V. Общекультурное.

Спортивно-оздоровительное направление представлено курсами «Здоровейка», «Национальные игры», «Шахматы», «Я - будущий олимпиец», которые способствуют формированию у обучающихся навыков здорового образа жизни, двигательной активности.

Кроме того, курсы внеурочной деятельности по социальному направлению «Юный эколог», по общеинтеллектуальному направлению «Экскурсионная деятельность», по общекультурному направлению «Юные робинзоны» также способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Содержание образования дополняют классные часы или часы воспитания. Подходы к определению содержания классных часов отражены в Образовательной программе школы. Системная внеклассная работа на уровне классов и общешкольном уровне позволяет поддерживать и развивать школьные традиции и включаться в современные детские движения.

Во второй половине дня обучающиеся посещают секции волейбола, тхэквандо, спортивного ориентирования. Большой популярностью пользуются кружки «Настольный теннис», «ИЗО» и «Волшебный клубок».

Тесное взаимодействие МБОУ «СОШ № 15» со спортивной, музыкальной и школой искусств позволяет не только решить проблему занятости детей, но и бороться с недостатком двигательной активности.

2. Рациональная организация учебного процесса.

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся направлена на повышение эффективности учебного процесса, предупреждение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха обучающихся.

Индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе.

Учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование и сохранение здоровья обучающихся, строится в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями (чередование сложных предметов с уроками эмоциональной и физической разгрузки). Во второй половине дня и по субботам - кружковые, оздоровительные мероприятия.

Образовательный процесс в МБОУ «СОШ № 15» организован в две смены. Продолжительность уроков в нашей школе соответствует физиологически обоснованной норме и равна 45 мин. Исключение составляют лишь обучающиеся 1-х классов, для которых урок длится 35 минут соответственно низкой устойчивости их внимания. Для обучающихся 2-х классов урок комбинируется, используются различные формы двигательной активности для снятия утомления (настольные игры, комплексы физических упражнений, подвижные игры). В остальных классах проводятся физкультминутки через 20 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Такая работа проводится для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Сдвоенные уроки не рациональны, за исключением 10-11 классов, когда проводятся лабораторные, контрольные работы, уроки технологии.

В общий учебный процесс включены классы коррекционно-развивающего обучения. Обязательны 2 большие перемены по 20 минут, во время которых дети имеют возможность пообедать. Продолжительность перемен в течение учебного дня 70 минут. Забота всех работников школы сделать перемены безопасными и подвижными для одних учащихся, и релаксационными для других.

Педагоги школы соблюдают требования к уроку здоровьесбережения. Методические комиссии систематически проводят оценку соблюдения гигиенических требований по ряду регламентированных позиций, с использованием хронометража.

Хронометраж урока проводится по:

  • плотности урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу);

  • количеству видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров);

  • длительность каждого вида учебной деятельности (в минуту);

  • частоте чередования видов деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);

  • месту, длительности и условиям применения ТСО;

  • наличию, месту, содержанию и длительности физкультминуток.

Учебный план МБОУ «СОШ № 15» ориентирован на выполнение обязательного минимума содержания образовательных программ (требования государственного стандарта) и состоит из предметов базисного и регионального компонентов с учетом перспектив и особенностей развития школы.

Учителями физической культуры разрабатываются и проводятся спортивные мероприятия, направленные на активизацию двигательного режима обучающихся. Кроме того, единым для всей школы праздником здоровья является День здоровья (2 раза в год).

В этих же целях через систему дополнительного образования введены в начальных классах уроки здоровья, которые позволяют привить младшим школьникам навыки здорового образа жизни.

Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно сказывается на здоровье школьников.

Важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебной и внеучебной деятельности.

Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь - важнейшее условие сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в школе, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья:

Медико-гигиенические технологии:

  • Контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.

  • Проведение прививок.

  • Наличие в школе медицинского кабинета для оказания каждодневной помощи и школьникам и педагогам.

Физкультурно-оздоровительные технологии:

  • Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости.

Экологические здоровьесберегающие технологии:

  • Создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей.

  • Обустройство пришкольной территории.

  • Аэрофитомодуль: зеленые растения в классах.

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности

  • Грамотность обучающихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.

Здоровьесберегающие образовательные технологии

  • Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Компенсаторно-нейтрализующие

  • Проведение физкультминуток и физкультпауз, позволяющее в какой-то мере нейтрализовать неблагоприятное воздействие статичности уроков.

  • Эмоциональные разрядки, «минутки покоя», позволяющие частично нейтрализовать стрессогенные воздействия.

  • Витаминизация пищевого рациона, позволяющая восполнить недостаток витаминов, особенно в весенний период.

Стимулирующие

Эти приемы позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния.

  • Физические нагрузки.

  • Обучение психологическим приемам борьбы с унынием, плохим настроением.

Информационно-обучающие

Они обеспечивают учащимся необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о здоровье - своём и своих близких.

  • Проведение тематических классных часов.

  • Лекции медицинского персонала школы в Дни здоровья.

  • Оформление тематических стендов на тему здоровья.

  • Встречи обучающихся со специалистами (детский нарколог, гинеколог, специалист «СПИД-центра», специалисты наркоконтроля)


План организации здоровьесберегающего образовательного процесса


Мероприятия

Дата

Ответственные

1

2

3

4

1

Обновление банка данных о заболеваемости учеников. Анализ заболеваний и их динамики.

В течение года

Медицинская сестра и социальный педагог

2

Составление социальных паспортов классов, составление списков:

  • Учащихся «группы риска»

  • Неблагополучных семей

  • Многодетных семей

  • Малообеспеченных семей

  • Неполных семей

  • Детей-инвалидов

Сентябрь-октябрь

Социальный педагог, классные руководители

3

Поддержание в школе надлежащих

санитарно-гигиенических условий

В течение года

Директор, зам. директора по АХР

4

Организация дежурства по школе

Сентябрь

Зам. директора по воспитательной работе

5

Составление индивидуальных учебных планов для учащихся, обучающихся на дому

Август- Сентябрь

Зам. директора по учебно-воспитательной работе

6

Диспансеризация учащихся школы

В течение года

Медицинская сестра, врачи поликлиники

7

Контроль посещаемости школы учащимися

В течение года

Зам. директора по УВР и ВР, социальный педагог, классные руководители

8

Оформление кабинета ОБЖ

Сентябрь-октябрь

Зам. директора по УВР, учитель ОБЖ

9

Издание приказов:

  • «Об охране жизни и здоровья школьников»

  • «О назначении лиц, ответственных за соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности и охраны труда»

Сентябрь

Директор школы

10

Составление графика технического персонала школы

Сентябрь

Зам. директора по АХР

11

Оформление листов здоровья в классных журналах

Сентябрь

Классные руководители, медицинская сестра

12

Организация работы кружков

Сентябрь

Зам. директора по УВР, учителя физкультуры, классные руководители

13

Соблюдение воздушного и светового режима в школе

В течение года

Директор, зам. директора по АХР

14

Обеспечение готовности школьных помещений, системы отопления для работы в зимний период

К началу зимнего периода

Директор, зам. директора по АХР

15

Обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности в школе

Постоянно

Директор, зам. директора по АХР

16

Содержание в исправности всех средств пожаротушения

Постоянно

Зам. директора по АХР

17

Обеспечение хранения спортивного инвентаря

Постоянно

Учитель физкультуры, зам. директора по АХР

18

Организация занятий для будущих первоклассников с целью адаптации их к условиям школьного образовательной среды

Февраль-май

Зам. директора по УВР в начальной школе, психолог

19

Контроль состояния здоровья школьников по итогам диспансеризации

Апрель

Медицинская сестра

20

Обеспечение требований к охране труда при проведении итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах

Май, июнь

Зам. директора УВР

21

Организация ремонта учебных кабинетов

Летний период

Зам. директора по АХР, заведующие кабинетами

22

Подготовка актов по приемке школы к новому учебному году

Июль-август

Зам. директора по АХР

23

Приёмка школы к новому учебному году

Август

Директор школы

24

Рейды:

  • по проверке внешнего вида обучающихся

  • по выполнению школьниками режима дня

  • по проверке посещаемости

По отдельному плану

Заместитель директора по ВР

25

Регулярное проведение учебных пожарных тревог

По графику

Директор, зам. директора по АХР, учитель ОБЖ

26

Приобретение сантехнического оборудования, люминесцентных и электрических ламп

В течение года

Зам. директора по АХР

27

Составление заявок на приобретение мебели, наглядных пособий, оборудования для кабинетов

В течение года

Зам. директора по АХР

28

Приобретение моющих и чистящих средств

В течение года

Зам. директора по АХР

29

Приобретение посуды для столовой

В течение года

Зам. директора по АХР

30

Обеспечение медицинскими аптечками учебных кабинетов

Август

Зам. директора по АХР

31

Обеспечение учащихся 1-11-х классов горячим питанием

В течение учебного года

Директора школы, социальный педагог

32

Контроль физического воспитания учеников

По отдельному плану

Администрация школы, учителя физкультуры

33

Контроль преподавания элективных курсов в

9-х-11-х классах

По отдельному плану

Администрация школы

34

Проведение динамических пауз в первых классах

В течение года

Учителя 1-х классов, учителя физкультуры

35

Организация спортивно-оздоровительных мероприятий

По отдельному плану

Зам. директора по УВР, учителя физкультуры, классные руководители

3. Организация физкультурно-оздоровительной работы.

Ежегодно для успешной организации физкультурно-оздоровительной работы проводится анализ состояния физического здоровья обучающихся, по результатам которого они делятся на четыре медицинские группы для занятий физической культурой.

Медицинские группы для занятий физкультурой

Модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса


Группы здоровья

Модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса


С учётом этих показателей в школе была разработана и действует «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни». Её основная цель - сбережение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, формирования основ экологической культуры через внедрение в педагогическую практику инновационных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих педагогических технологий, а также технологий развития экологической компетентности обучающихся.

Задачи программы:

  • описать структуру системной работы по реализации здоровьесберегающих технологий в школе;

  • рассмотреть систему гигиенических требований к условиям реализации государственных образовательных стандартов второго поколения;

  • систематизировать методы и приемы рациональной организации учебного процесса в школе;

  • рассмотреть особенности просветительской работы с родителями по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников;

  • осмыслить возможности использования приобретенных теоретических знаний применительно к своей предметной области.

Ожидаемые результаты:

  • снижение заболеваемости острыми респираторными заболеваниями.

  • снижение количества психоэмоциональных ситуаций.

  • повышение уровня физической подготовки школьников.

  • повышение уровня качества успеваемости.

  • повышение мотивации к учебной деятельности.

  • повышение уровня знаний по вопросам здоровьесбережения.

  • формирование личной заинтересованности каждого ребёнка в сохранении своего здоровья.

  • повышение ответственности родителей за здоровье детей.

  • выпускник начальной школы имеет мотивацию к занятию физкультурой и спортом, сохранению своего здоровья, обладает гигиеническими навыками первоначальными знаниями физиологии и гигиены своего тела;

  • сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;

  • рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;

  • стабильность показателей физического и психического здоровья детей.

  • положительная динамика состояния здоровья младших школьников, снижение заболеваемости;

  • повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;

  • валеологическая просвещенность учащихся;

  • увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях;

  • повышение уровня самостоятельности и активности школьников;

  • повышение приоритета здорового образа жизни.

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

• полноценную и эффективную работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.);

• рациональную и соответствующую возрастным и индивидуальным особенностям развития обучающихся организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;

• организацию динамической паузы между 3-м и 4-м уроками в основной школе;

• организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

• организацию работы спортивных секций, туристических, экологических кружков, слётов, летних лагерей и создание условий для их эффективного функционирования;

• регулярное проведение спортивно-оздоровительных, туристических мероприятий (Дней здоровья, соревнований, олимпиад, походов, туристических слётов).

Совместные действия учителей физической культуры и преподавателя-организатора ОБЖ являются отличным фактором усиления физической и начальной военной подготовки учащихся старших классов. В порядке внеклассной работы преподаватель-организатор ОБЖ совместно с учителями физической культуры организуют подготовку и сдачу нормативов по стрельбе, метанию гранаты, юных инструкторов по гражданской обороне по предмету ОБЖ. Учителя физической культуры, совместно с преподавателем-организатором ОБЖ осуществляют подготовку по военно-прикладным видам спорта. Их взаимодействие активно проявляется в организации соревнований «Зарница», «Юный миротворец».

В программе дней здоровья и спорта предусматриваются: подвижные спортивные игры, массовые соревнования «Веселые старты», «А, ну-ка парни!», «А, ну-ка девушки!», «Мама, папа, - я - спортивная семья!», «Кожаный мяч», открытые старты на лучшего бегуна, прыгуна, метателя, футболиста; соревнования «Безопасное колесо», «Юный пожарный».

Для подготовки и проведения дней здоровья привлекается весь педагогический коллектив школы во главе с заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Так же, в рамках проведения дней здоровья, привлекается родительский комитет школы, родители присутствуют на спортивных праздниках школы. Праздники сопровождаются концертами.

Одним из обязательных условий является обеспечение этих мероприятий медицинским обслуживанием, на всех спортивных праздниках присутствует школьная медсестра.

Оздоровительная роль достигается:
- организацией учебного процесса с учётом состояния здоровья школьников;
- обеспечения гигиенических условий;
- предупреждением травматизма.

Спортивные праздники проводим совместно с ДОУ № 34, 36, 62, МГГТК АГУ, колледжем МГТУ, сотрудничаем с КТОСом № 4 и СДЮШОР № 1 и № 2. Сборная школы успешно выступает в городских соревнованиях по волейболу, гандболу, футболу, лёгкой атлетике, спортивному ориентированию, пулевой стрельбе.

С 2014-2015 учебного года МБОУ «СОШ № 15» активно сотрудничает с физкультурно-оздоровительным комплексом «Акуанда». Наши обучающиеся с удовольствием посещают занятия по плаванию. Из трёх часов физической культуры в неделю - один час проходит в современном плавательном бассейне под руководством тренеров по плаванию. Эти занятия не только позволяют нашим обучающимся научиться плавать, но и способствуют закаливанию. За год посещения физкультурно-оздоровительного комплекса у обучающихся снизилось количество простудных заболеваний, улучшилось общее состояние здоровья.

В работе особое внимание уделяется основным направлениям развития обучающихся средствами физического воспитания на основе индивидуального - дифференцированного подхода с учётом психолого-педагогических исследований. Анкетирование обучающихся с целью выяснения двигательной активности, учащихся и их родителей с целью оздоровления и семейного воспитания, учёта пожеланий и выявления наиболее популярных видов спорта. В целях совершенствования системы Олимпийского образования школьников, стимулирования изучения ими основных Олимпийских знаний, популяризации творческого труда выдающихся олимпийцев, их благородных поступков, являющихся эффективным методом воспитания подрастающего поколения, проводятся Олимпийские уроки, конкурсы на лучший реферат, конкурсы рисунков на спортивную тему, тесты по знаниям олимпийского движения, курсы внеурочной деятельности «Я - будущий олимпиец».


Схема спортивно-массовой работы в ОУ

Основные направления спортивно-массовой деятельности в ОУ

Организация спортивно-оздоровительной работы

Медико-психологическая работа

Работа с родителями

Работа педагогического коллектива

1. Составление календарного плана спортивно-массовой работы на год

1. Организация медосмотра, систематический контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе, оформление листка здоровья в классных журналах, распределение уча-я по мед. группам.

1. Родительские собрания по проблемам здоровья детей.

1. Работа администрации ОУ выполнение и контроль санитарно-гигиенического режима школы, организация питания в школьной столовой, организация ОФП, секции, кружков. Организация спортивно-оздоровительной работы на всех 3 уровнях, а так же в пришкольном лагере. Обсуждение здоровье сберегающих технологий на педсоветах, методических объединениях.

2. Внеклассная работа в ОУ во внеурочное время: соревнования, конкурсы, организация оздоровительной работы в пришкольном лагере, посещение бассейна, турпоходы, профилактические мероприятия, занятость детей в каникулярное время и т.д.

2. Систематический контроль за качеством питания в школе, введение в питание йодированной соли, специального рациона салатов, овощей, соков.

2. Участие родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в школе.

2. Работа учителей ОУ. Знакомство с новой методической, научной литературой по вопросам здоровья. Организация и проведение физ. минуток. Контроль за правильной осанкой, ношением очков. Проведение классных часов по вопросам гигиены, охраны здоровья и ЗОЖ

3. Подготовка обучающихся для городских и республиканских конкурсов, соревнований, фестивалей, турпоходов. Военно- спортивных игр.

3. Психологическая помощь обучающимся: консультации психолога для обучающихся, родителей.

3. Организация бесед, семинаров о ЗОЖ, режиме школьника и т.д. (приглашаем мед. работников закреплённого учреждения)

3. Социальное партнёрство. Сотрудничество с СДЮШОР, спортивными клубами, ДШИ, ОУУП и ПДН, КЦСОН, с учреждениями культуры и спорта, с другими ОУ, Участие в социальных акциях и мероприятиях городского масштаба.

4. Мониторинг анкетирование, подведение итогов внеклассной работы.

4. Отслеживание результатов физического развития и состояния здоровья обучающихся.

4. Собрания родительского комитета по итогам работы за год, решение проблем, составление планов.

4. Активное участие всех сотрудников школы в подведении итогов.

4. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни включает в себя:

  • образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;

  • лекции, беседы, консультации, «круглые столы» по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

  • проведение «Дней здоровья», конкурсов, праздников;

Агитация и пропаганда ЗОЖ в школе:

-оформление и регулярное обновление уголка физической культуры, стенда «Наши достижения», стенда с призами, расписанием внеклассных занятий, секций;

-создание волонтёрской группы из числа обучающихся старших классов для проведения бесед и лекций по классам на темы: «Утренняя гимнастика школьника», «Олимпийские игры», «Гигиена школьника» и др.

-выпуск информационного листка спортивных событий в школе;

- проведение спортивных соревнований, Дней здоровья, Спартакиад.

С целью формирования у обучающихся осознанной потребности в сохранении и укреплении здоровья, в плане воспитательной работы школы имеется раздел, направленный на формирование здорового образа жизни, который включает в себя следующие мероприятия:

Дни здоровья;

Уроки физкультуры;

Конкурсы рисунков на темы:

«Алкоголь - яд и обман»

«Курить - здоровью вредить»

« Нет наркотикам»

«Мир против туберкулёза»

«Мы против СПИДа»,

Тематические классные часы;

Уроки нравственности и здоровья для 1-11 кл.

Большую роль в формировании ЗОЖ и сохранения здоровья обучающихся школы призваны сыграть внеклассные уроки нравственности и здоровья, которые проводятся у нас с 1 по 11 классы. Они включают в себя практические занятия и динамическую разминку. Первая 20-минутка этих уроков проводится классным руководителем в форме этических бесед, психологических тестов, аналитических игр. Заключительные 20 минут проходят в спортивном зале под руководством преподавателя физкультуры и при содействии классного руководителя и включают в себя разминку, подвижные игры.

Медицинской сестрой выпускается санбюллетень по вопросам соблюдения санитарно-гигиенических норм, профилактики инфекционных заболеваний, профилактики вредных привычек. Проводятся индивидуальные и коллективные санитарно-просветительские беседы.

Заместителем директора по ВР и социальным педагогом школы проводится индивидуальная и групповая работа с обучающимися «группы риска» по предупреждению девиантного поведения и профилактике вредных привычек.

Социально-психологическая служба школы

В школе имеется логопункт, где осуществляется коррекция звукопроизношения детей начальных классов. Эти занятия способствуют успешной адаптации и повышению самооценки обучающихся.

Уровень психического здоровья обучающихся во многом определяется уровнем тревожности. Для диагностики и анализа уровня тревожности обучающихся школьный психолог применяет «Тест школьной тревожности Филлипса».

Психологическая поддержка осуществляется на различных ступенях обучения: 1-е, 5-е, 10-е классы в период адаптации, 9-е и 11-е классы испытывающие внутреннее напряжение по подготовке к ГИА и ЕГЭ. Занятия, проводимые психологом и социальным педагогом, способствуют снижению стрессовых ситуаций.

Среди причин, негативно влияющих на здоровье подрастающего поколения, специалисты выделяют социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить должный уход за детьми. В нашей школе данная проблема является остро стоящей.

Школа активно работает по распространению и обобщению опыта. Педагоги принимают участие в семинарах различного уровня (школьного, городского, республиканского). МБОУ «СОШ № 15» является опорной школой по Международному гуманитарному праву (МГП).

5. Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями.

Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, направлена на повышение квалификации работников образовательного учреждения и уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья.

Методическая работа с педагогами, специалистами и родителями ведётся по следующим направлениям:

  • семинары, консультации, по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья;

  • мастер-классы по современным здоровьесберегающим образовательным технологиям;

  • освоение методов психолого-педагогического сопровождения учащихся;

  • привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья и т.п.).

  • совместное обсуждение и решение проблем сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

В работе с родителями обучающихся и педагогическим коллективом используются следующие формы:

-лекции для родителей на темы:

  • Личная гигиена школьника

  • Распорядок дня и двигательный режим школьника

  • Воспитание правильной осанки у детей

-консультации для родителей по вопросам физического воспитания детей в семье, закаливания и укрепления их здоровья,

-приглашение родителей на спортивные праздники, «Дни здоровья», школьные спартакиады;

-помощь учителям начальных классов в планировании работы по физической культуре;

-помощь классным руководителям в планировании работы с учащимися с учетом плана физкультурно-спортивной работы школы;

-помощь классным руководителям в проведении туристических походов;

-организация для учителей секции по волейболу;

-подготовка команды учителей для участия в городских соревнованиях по волейболу.

Школьная медсестра регулярно выступает перед педагогическим коллективом и родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников.

Для педагогов школы организован психологический лекторий, включающий здоровьесберегающую тематику:

  • Школьная тревожность;

  • Признаки употребления ПАВ у подростков;

  • Как педагогу учитывать природные особенности ребенка, чтобы сохранить их психическое здоровье в процессе обучения;

Проводится родительский всеобуч по темам:

- Курение и статистика;

- Проблема здоровья детей.

- Как сохранить здоровье ребенка?

- Режим дня и его значение.

- Физкультура и спорт в жизни школьника.

- Наркомания. Что о ней нужно знать?

Для того чтобы здоровьесберегающие технологии прочно вошли в практику работы каждого педагога школы, на педагогических советах и заседаниях школьных методических объединений рассматриваются технологии и методики, позволяющие оптимально построить урок и внеурочную работу. Тематика педсоветов, ориентирующих учителя на здоровьесберегающие технологии, разнообразна. Мы обсуждали такие темы как: «Ориентация учителя на здоровьесберегающее обучение и воспитание», «Методика диагностики педагогических здоровьесберегающих технологий», «Реализация задач сохранения и укрепления здоровья школьников через систему воспитательной работы». Регулярно проводятся круглые столы по тематике здоровьесберегающего обучения, где педагоги школы могут обменяться опытом, получить ответы на интересующие их вопросы. Круглые столы были проведены по следующим темам: «Здоровьесберегающие технологии (из опыта работы)», «Современные здоровьесберегающие образовательные технологии в системе личностно-ориетированного обучения воспитания».

План методической и учебной - воспитательной работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Организация работы с детьми, мотивированными на успешное обучение, с целью профилактики учебных перегрузок

В течение года

Зам. директора по УВР, психолог, социальный педагог

2

Проведение вводного инструктажа по правилам техники безопасности, пожарной безопасности и охраны труда

Сентябрь, март

Зам. директора по АХР

3

Проведение классных часов и бесед, включающих инструктажи по правилам дорожного движения

По отдельному плану

Классные руководители, ответственный за изучение ПДД

4

Проведение лекций для обучающихся по темам:

Для 1-4-х классов:

«Болезни века»

«Экология и здоровье»

«Организация режима дня жизни в школе и дома»

Для 5-8-х классов:

«Профилактика вредных привычек»

«Повышение иммунитета»

«Питание и здоровье»

«Вредные привычки: как избежать увлечения ими»

«Вред телевизора и компьютерных игр»

«Сохраним остроту зрения»

Для 9-11-х классов:

«Учёба на высоком пределе трудности. Как сохранить здоровье?»

«Методы предотвращения перегрузок»

«Профилактика переутомлений в последние месяцы учёбы и в период подготовки к экзаменам»

В течение года

Директор школы, зам. директора по воспитательной работе, классные руководители, врач-нарколог,

врач-педиатр, социальный педагог, психолог

5

Родительские лектории «Как сберечь здоровье школьника»

Раз в четверть

Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог

6

Проведение консультаций для родителей по проблеме сбережения здоровья детей

В течение года

Зам. директора по воспитательной работе, психолог, врачи поликлиники

7

Контроль соблюдения режима дня учащимися

В течение года

Классные руководители, социальный педагог

8

Организация классных часов по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся

По отдельному плану

Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители

9

Оказание социальной поддержки детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

В течение года

Классные руководители, социальный педагог

10

Проведение медосмотра педагогов школы

Май, июнь

Администрация школы

11

Озеленение учебных кабинетов и территории школы

Май- сентябрь

Заместители директора по воспитательной работе, АХЧ, учителя биологии, учителя технологии

12

Проведение дней здоровья

1 раз в четверть

Зам. директора по воспитательной работе, учителя физкультуры

13

Организация летнего оздоровительного лагеря при школе

Июнь

Зам. директора по воспитательной работе, организаторы детского творчества

14

Обеспечение своевременного проведения профилактических прививок

По графику

Медицинская сестра

15

Проведение углубленного медицинского осмотра учащихся

Октябрь

Медицинская сестра

16

Профилактика у обучающихся близорукости и сколиоза, обеспечение соблюдения режима проветривания классных комнат на переменах

В течение года

Зам. директора по ВР, учителя, медицинская сестра


6. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья школьников.

В школе организована регулярная профилактическая работа. Медицинской сестрой в целях профилактики простудных заболеваний, организуется, общая витаминизация (аскорбиновая кислота в драже), в зимний период осуществляется витаминизация питания (к основному меню добавляются овощные салаты, соки). Для профилактики нарушения зрения и болезней глаз применяются упражнения для снятия зрительного утомления во время физкультминуток на уроках (особенно письменных уроках и уроках с применением компьютерной техники).

Регулярные беседы, выпуск санбюллетеней позволяют организовать профилактику травматизма, инфекционных заболеваний, вредных привычек.

Администрацией школы и медицинской сестрой осуществляется контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности на всех этапах учебно-воспитательного процесса.

Большая работа в школе проводится по наблюдению за состоянием здоровья учащихся. На каждого ученика заведена карта индивидуального развития, в которую заносятся данные о физическом и психологическом здоровье обучающихся (на начало, середину и конец учебного года).

Наблюдение обучающихся ведется по этапной скрининг программе:

1 этап - доврачебное обследование (выполняется м/с)

2 этап - осмотр детей 2 раза в год школьной медсестрой

3 этап - плановый медосмотр специалистами поликлиники № 2 (1 раз в год)

Ежегодно обучающиеся 9-х классов проходят медицинский осмотр в современном диагностическом центре. По результатам обследований проводится мониторинг уровня здоровья, уровня физического развития.

Одной из важнейших задач образования является сохранение и укрепление здоровья школьников. Школа наравне с решением педагогических задач сопоставляет учебную нагрузку с индивидуальными особенностями учащихся с целью сохранения их здоровья.

Модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся МБОУ «СОШ № 15» даёт следующие результаты:

  • Уменьшение усталости и уровня тревожности у обучающихся и педагогов;

  • Развитие творческих способностей обучающихся;

  • Формирование потребности в здоровом образе жизни;

  • Положительный эмоциональный настрой и удовлетворение от сделанной работы;

  • Рост успеваемости и качества учебно-воспитательного процесса;

  • Высокая результативность участия школьников в олимпиадах и научно практических конференциях;

  • Создание благоприятного микроклимата в образовательном учреждении;

  • Желание продолжить работу;

  • Формирование здорового образа жизни в семье;

  • Расширение спектра занятий по интересам, создание новых творческих коллективов, выравнивание стартовых возможностей учащихся;

  • Обеспечение деятельности школы как центра развития социальной и культурной жизни, влияющей на культурно-образовательный уровень внешней среды через работу центра дополнительного образования;

  • Создание оптимальных условий для пребывания и развития молодежи по интересам, организация их культурно - досуговой деятельности;

  • Активизация социальной и гражданской позиции школьников;

  • Создание модели эффективного взаимодействия школы и семьи по вопросам здоровьесбережения;

  • Снижение количества детей, относящихся к «группе социального риска»;

  • Уменьшение количества пропусков ученического и преподавательского состава по причине болезни;

  • Повышение уровня работоспособности;

  • Повышение уровня успешности интеграции выпускников в общество.

Школа имеет следующие достижения:

Результатом деятельности школы считаем не только наличие отличников и медалистов, но и наличие победителей и призеров предметных олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований.


© 2010-2022