Разработка программы воспитательной работы по спортивно-оздоровительному воспитанию и здоровьесбереженью школьников

Раздел Воспитательная работа
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 города Свободного


РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА

на ШМО классных руководителей Директор МОБУ СОШ № 5

протокол от __07.09.2012___№__1__ г. Свободного

________Шипилова А. А





ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ и ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ


«ЗДОРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ»

2012-2015 г






Паспорт программы «Здоровая личность»


Название

Здоровая личность

Руководитель

Заместитель директора по УВР,

заместитель директора по ВР

Исполнители

Педагоги школы

Цель

  • создание условий для становления психически, физически, нравственно здоровой, социально-мобильной личности, адаптированной к современным условиям.

Задачи

  • четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;

  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;

  • освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;

  • планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья;

  • развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;

  • привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.

Условия реализации

  • Организационные:

создание благоприятной психоэмоцио­нальной среды; методическая, психоло­го-педагогическая поддержка участни­ков воспитательного процесса; коор­динация и построение оптимального взаимодействия субъектов воспитания культуры здоровья школьников;

  • профессионально - личностные:

об­щекультурные, профессиональные знания, умения и навыки; осознание школьниками ценности здоровья; валеологическая направленность личности классного руководителя;

  • технологические:

создание здоровьесберегающих ситуаций, востребовавших проявления культуры здоровья школьников; проявление инициативы и самостоятельное включение школьников в различные виды валеологической деятельности; методическое обеспечение реализации программы воспитания культуры здоровья школьников в системе работы классного руководителя

Сроки

2012-2015гг

Ожидаемые результаты

  • Рост уровня физического, духовного и нравственного развития школьников;

  • Повышение функциональных возможностей организма учащихся;

  • Развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни;

  • Развитие мотивации к двигательной активности и здоровому образу жизни;

  • Повышение уровня самостоятельности и активности школьников;

  • Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников;

  • Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей в широком смысле этого слова.

Риски

  • слабый уровень подготовленности педагогов к воспитанию культуры здоровья;

  • минимум

  • инновационного подхода к содержанию, формам и методам воспитания культуры здоровья школьников;

  • отсутствием системы в деятельности классных руководителей по осуществлению воспитания культуры здоровья школьников.




Пояснительная записка


Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья воспитанников и учителей. Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относится к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.

Здоровье - категория педагогическая, оно либо формируется, либо расстраивается и утрачивается в процессе воспитания человека в семье, в детском саду, в школе. На школу ложится, помимо прочих, задача сохранения и развития физического, психологического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Валеологизация учебно-воспитательного процесса подразумевает широкую пропаганду здорового образа жизни, спортивную работу, сотрудничество с медико-социальными центрами, спортивными школами. Здоровьесберегающее воспитание не является альтернативной всем другим воспитательным системам и подходам. Но главная отличительная особенность - приоритет здоровья в воспитательном процессе.

Это определяет последовательное формирование в школе здоровьесберегающей образовательной среды, в которой все педагоги, специалисты, учащиеся, их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье.

Предполагаемая программа «Здоровая личность» является системообразующим компонентом воспитательной системы МОБУ СОШ №5 г. Свободного . Она базируется на понимании образования и здоровья детей и подростков как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребёнка в соответствии с его физическими возможностями.

Программа включает семь основных разделов, в которых указаны система целесообразных форм и методов воспитания школьников с учётом сохранения и развития их здоровья, содержание работы, сроки выполнения и ответственные.

В последние годы уровень заболеваемости школьников повысился как в государстве, так и у нас в школе. По официальным данным Минздрава России, число здоровых подростков едва достигает 10%. В нашей школе проводился мониторинг здоровья учащихся, результат которого и дал повод для создания данной программы.

Одной из причин снижения здоровья учащихся является их переутомление в школе. Это порождается множеством факторов, характеризующих современную школу, - чрезмерные нагрузки, новые предметы при сокращённой пятидневной учебной неделе. Увеличение учебной информации, резкое сокращение двигательной активности, низкий уровень благоустройства школ, недостаточное питание школьников. Зачастую школьники всё свободное время проводят за компьютером, ноутбуком, на переменах поглощены играми в смартфонах и телефонах.

Учитывая основную цель политики государства в области физической культуры и спорта - оздоровление нации, формирование здорового, физически крепкого поколения, чётко выделенную в Концепции развития и укрепления здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы является первостепенной в образовательном процессе.


Модель здорового школьника

Разработка программы воспитательной работы по спортивно-оздоровительному воспитанию и здоровьесбереженью школьниковРазработка программы воспитательной работы по спортивно-оздоровительному воспитанию и здоровьесбереженью школьниковРазработка программы воспитательной работы по спортивно-оздоровительному воспитанию и здоровьесбереженью школьников

Здоровье физическое

Здоровье социальное

Здоровье психическое


Цель и задачи

Цель: создание условий для становления психически, физически, нравственно здоровой, социально-мобильной личности, адаптированной к современным условиям.

Задачи:

  • четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;

  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;

  • освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;

  • планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья;

  • развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;

  • привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к

формированию здорового образа жизни учащихся.


Условия для реализации цели и задач.

◊ Школа работает в одну смену.

◊Наличие и эффективное функционирование школьного спортивного зала, гимнастического зала, тренажёрного зала.

◊ Наличие медицинского и стоматологического кабинета.

◊ Наличие спортивной игровой площадки, баскетбольной площадки и школьного стадиона.

◊ Творческий потенциал учителей физической культуры.

◊ Проведение и анализ мониторинга физического развития учащихся.

◊ Разработка воспитательной системы класса классными руководителями по здоровьесберегающим технологиям.

◊ Наличие в школе: медицинской сестры, социального педагога, психолога.

◊ Наличие договоров с учреждениями дополнительного образования на проведение спортивных секций: ДЮСШ №1 и СЮТур.

Участники программы:

▫ учащиеся,

▫ классные руководители,

▫ учителя-предметники (ОБЖ, биология, физкультура, ИЗО),

▫ школьная медсестра,

▫ врач-педиатр, закреплённый за учреждением,

▫ врачи-специалисты (стоматолог, нарколог и др.),

▫ школьные специалисты (соцпедагог, психолог),

▫ родители, законные представители.

▫ педагоги дополнительного образования,

▫ сотрудники наркологического диспансера, центра помощи семьи и детям «Лада»,

▫ инструктор ЛФК.


Перечень традиционных оздоровительных мероприятий, проводимых в школе:

▪ День здоровья.

▪ Работа спортивных секций по каратэ, баскетболу, лёгкой атлетике, волейболу, туризму, спортивному ориентированию.

▪ Массовые спортивно-оздоровительные мероприятия по разным видам спорта.

▪ Участие в городских спортивно-оздоровительных мероприятиях.

▪ Спортивные игры, соревнования, зарницы, туристический слёт.

▪ Профилактические беседы, тематические классные часы.

▪ Акции.

Оценка результатов достижения цели программы состоит в сравнительном соотнесении замыслов, сформулированных на этапе целеполагания, с появившимися после осуществления деятельности по воспитанию культуры здоровья изменениями в соответствии с прогнозируемой личностью ученика и ожидаемыми конечными результатами программы.

Этапы работы по программе:

1 этап - реализация программы в 1-4 классах;
2 этап - реализация программы в 5- 7 классах;
3 этап - реализация программы в 8-9 классах;
4 этап - реализация программы в 10-11 классах.

1 этап - реализация программы воспитания здоровья в 1-4 классах (7-10 лет).

Классные руководители и педагоги воспитывают культуру здоровья младших школьников, всесторонне развивают личность младшего школьника в физической, социальной, эмоциональной и познавательной сферах.
Изучают личность каждого ребенка и его психофизиологические особенности. Содействуют формированию у школьников познавательного интереса к знаниям о своем организме и здоровье; жизненно важных гигиенических умений и навыков и полезных привычек. Создают условия для развития у воспитанников ценностного отношения к своему здоровью, понимания важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждения желания следовать здоровому образу жизни.


2 этап - реализация программы воспитания здоровья в 5- 7 классах (11-12 лет).

Классные руководители и педагоги воспитывают здоровье младших подростков, создавая условия для устойчивой положительной мотивационной сферы, направленной на формирование потребностей каждого подростка вести здоровый образ жизни. Обеспечивают условия для формирования положительной мотивации каждого школьника к овладению культурой здоровья. Содействуют изучению школьниками составляющих здоровья и здорового образа жизни. Помогают семьям подростков в формировании положительной мотивации воспитания здоровья личности каждого ребенка.

3 этап - реализация программы воспитания здоровья в 8-9 классах (13-15 лет).

Классные руководители и педагоги в процессе воспитания культуры здоровья старших подростков формируют социально активную позицию школьников, позволяющую преодолевать вредные для здоровья и жизни факторы окружающей среды и способствующую сознательному усвоению всех составляющих культуры здоровья. Создают условия для совершенствования культурного общения и повышения социальной активности каждого подростка. Содействуют формированию умений эффективно использовать знания о сохранении и укреплении здоровья.
Обеспечивают развитие творческого подхода старших подростков в осуществлении, защите и пропаганде здорового образа жизни.

4 этап - реализация программы воспитания культуры здоровья в 10-11 классах (16-17 лет).

Классные руководители и педагоги в процессе воспитания культуры здоровья старших школьников оказывают педагогическую помощь школьникам в создании и реализации их индивидуальных проектов ведения здорового образа жизни. Создают условия для профессионального и личностного самоопределения школьников. Руководят проектной деятельностью воспитанников. Содействуют старшим школьникам в развитии и совершенствовании навыков воспитания культуры здоровья.















План реализации

программы «Здоровая личность»


  1. Организация воспитательного процесса в школе.


№ п\п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Формы и методы

1.

Поддержание санитарно-гигиенического режима в школе (световой и тепловой режим, проветривание, состояние мебели, окон и т. д.); организация работы санитарных постов в классах, министерства здравоохранения ученического самоуправления, дежурства в классе и по школе.

В течение каждого года

Директор школы, заместитель директора по ВР.

Рейды по внешнему виду, динамическая пауза, игровые перемены.

2.

Эстетическое оформление интерьера классов и школы (озеленение классов, рекреаций, выращивание Зимнего сада)

Постоянно

Директор школы, заведующие кабинетами, кружок по проектному цветоводству

Конкурсы «Мой дом - моя крепость»

Акция «Цветущая школа»

3.

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок.

Сентябрь - октябрь каждого года

Заместитель директора по УВР,

диспетчер

Методический совет

4.

Смотр кабинетов, их соответствие требованиям (санитарно-гигиеническим, психофизическим, эстетическим).

В течение каждого года

Директор школы, заведующие кабинетами

Рейды 1 раз в четверть

5.

Организация активного отдыха на переменах (подвижные игры, работа библиотеки, настольные игры и т.д.)

Постоянно

Заместитель директора по ВР

Министерство досуга

Совещание классных руководителей

6.

Введение учебных предметов, непосредственно формирующих здоровый образ жизни: ОБЖ, «Мир вокруг нас»

По учебному плану на каждый год

Администрация школы

Методический совет

7.

Проведение уроков здоровья; разнообразие форм проведения уроков

Постоянно

Классные руководители, учителя-предметники

8.

Подготовка учащихся к экзаменам. Создание позитивного психоэмоционального настроя.

Второе полугодие каждого учебного года

Администрация школы, учителя предметники

Методический совет школы

9.

Проведение мероприятий по охране зрения учащихся.

Повседневно

Учителя-предметники

Мероприятия по охране зрения учащихся






















  1. Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей


№ п\п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Формы и методы

1.

Контроль состояния здоровья учащихся (анализ на основе углублённого осмотра).

Начало каждого учебного года

Школьный медицинский работник

Педагогические консилиумы, родительские собрания. Выступление школьного медработника на педконсилиумах

2.

Улучшение качества медицинского обслуживания, совершенствование материальной базы медицинского кабинета.

Постоянно

Школьный медработник

Рейды, выпуск бюллетеней и радиопередач

3.

План деятельности школьного медицинского работника (работа с больными детьми, профилактика, беседы, санбюллетени, полезные советы, рейды по внешнему виду и чистоте и т. д.)

Не реже одного раза в четверть каждого учебного года

Школьный медработник

4.

Наблюдения врача педиатра, закреплённого за школой из залинейной поликлиники.

Постоянно

Школьный медработник

5.

Диспансеризация и витаминизация учащихся.

Постоянно

Школьный медработник

Осмотры, мониторинг здоровья

6.

Организация горячего питания.

Постоянно

Администрация школы, соцработник, медработник

7.

Профилактическая работа во время эпидемий.

Администрация школы, медицинский работник

Мероприятия по профилактике

8.

Оздоровительная работа с детьми в летний период, в период осенних, зимних каникул.

В течение каждого года

Заместитель директора по ВР, школьный медработник

Организация и работа школьных оздоровительных лагерей, походы, экскурсии

9.

Контроль за уроками физкультуры.

По плану работы школы

Заместитель директора по УВР

Посещение уроков

10.

Определение группы занятий по физкультуре

Постоянно

Медицинский работник

11.

Проведение иммунопрофилактики гриппа.

Ежегодно

Медицинский работник

12.

Организация работы группы продлённого дня.

Ежегодно

Учителя начальных классов

Консультация родителей

13.

Обследование детей из неблагополучных семей с целью выявления негативного влияния и его устранения.

1 раз в четверть каждого года

Соцпедагог, классные руководители

Посещение на дому, индивидуальные беседы

14.

Патронаж учащихся, находящихся под опекой

Постоянно

Соцпедагог

Работа с опекунами, беседы с детьми

15.

Организация занятости детей-инвалидов во внеурочное время

В начале учебного года

Соцпедагог

Выявление интересов учащихся


















3. Гигиеническое, санитарно-просветительское воспитание школьников


№ п\п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Формы и методы

1.

Пропаганда специальной литературы по здоровому образу жизни.

В течение года

Библиотекарь

Школьная библиотека, выставки-экспозиции

2.

Организация постоянно действующих лекториев для учащихся, учителей, родителей по пропаганде здорового образ жизни.

В течение года

Классные руководители

Тематика лекториев составляется на основе диагностических данных, исследований педагогов и родителей учащихся

3.

Работа министерства здравоохранения ученического самоуправления

В течение года

Министр здравоохранения

4.

Своевременное проведение инструктажа по технике безопасности обучающихся, педагогов

В течение года

Учитель ОБЖ

Совещания учителей, педсоветы

5.

Обучение школьников приёмам личной гигиены

В течение каждого учебного года

Учителя начальных классов, классные руководители, медработник

Беседы

6.

Проведение методических консультаций по методике проведения физкультминуток, по организации выполнения домашних заданий.

1 раз в год

Руководитель МО классных руководителей



4. Профилактика вредных привычек


№ п\п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Формы и методы

1.

Тестирование учащихся (7-11 классов) по выявлению склонностей к вредным привычкам,

участие в немедицинском тестировании на наркотики. Разработка плана работы по профилактике ПАВ.

По плану работы школы

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Анкетирование

2.

Участие в профилактической целевой операции «Здоровье», «Семья»

По плану УО, ежегодно

Заместитель директора по ВР, соцпедагог

Рейды, беседы

3.

Участие в проведении

- международного дня борьбы с курением;

- недели здорового образа жизни;

- международного дня борьбы со СПИДом,

- Всемирного дня здоровья

19 ноября

С 27 ноября

1 декабря


7 апреля

Заместитель директора по ВР, классные руководители, школьный медработник

Внеклассные мероприятия, радиопередачи

4.

Родительские лектории

Раз в полугодие ежегодно

Администрация школы

Круглый стол

5.

Проведение дискотек, вечеров, круглых столов

По плану воспитательной работы школы

Заместитель директора по ВР

Совместная работа с представителями правоохранительных органов, врачом-наркологом, отделом по борьбе с наркотиками, специалистами по вопросам работы с подростками

6.

Выявление детей группы риска

Постоянно

Соцпедагог

Беседы




5. Физкультурно-оздоровительная работа


№ п\п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Формы и методы

1.

Анализ занятости учащихся физкультурой, спортом:

- определение группы здоровья,

- занятость в секциях.

В течение года

Заместитель директора по ВР

Расписание работы спортивных секций на базе школы, данные их посещения

2.

Создание и пополнение картотеки литературы спортивно-оздоровительной тематики для классных руководителей и учащихся.

В течение года

Заместитель директора по ВР, библиотекарь

Картотека, материалы проведённых мероприятий

3.

Внеклассные спортивные мероприятия в школе

По плану воспитательной работы школы

Учителя физкультуры

Соревнования

4.

Участие в городских спортивных соревнованиях.

Учителя физкультуры

Соревнования

5.

Организация бесед по здоровому образу жизни и профилактике ЗОЖ

Постоянно

Классные руководители

Лекции, беседы

6.

Организация и проведение туристических походов, слётов.

Ежегодно

Классные руководители, учителя физкультуры

7.

Участие в городских соревнованиях по разным видам спорта

По плану

Учителя физкультуры





6. Творчество - в основе здоровья


№ п\п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Формы и методы

1.

Работа выставочного зала.

Постоянно

Учителя ИЗО

Выставка работ учащихся

2.

Организация работы кружков по ИЗО

Постоянно

Учителя ИЗО

Кружковые занятия

3.

Проведение персональных вернисажей

1 раз в год

Учителя ИЗО, обслуживающего труда

Вернисаж, концерт, демонстрация мод

4.

Конкурсы рисунков по ЗОЖ

по плану работы школы

Классные руководители

Выставки работ

5.

Профильные смены «Пленэр»

Летние каникулы

Руководители смен




7. Духовность и здоровье


№ п\п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Формы и методы

1.

Научно - практическая конференция

Февраль, ежегодно

Учителя-предметники

Доклады

2.

Организация работы «Школа для родителей»

Апрель, каждого года

Учителя начальных классов

Встреча с родителями будущих первоклассников

3.

Проведение лекториев по правилам поведения учащихся

Начало учебного года

Классные руководители

Беседы, лекции

4.

Организация лекций по теме «Психология и здоровье», «Духовно-нравственное здоровье человека и его взаимосвязь с другими компонентами здоровья.

По плану воспитательной работы классных руководителей

Классные руководители

Беседы, лекции



Ожидаемые результаты

  1. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья детей.

  2. Снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний.

  3. Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья:

    • Воздержание от курения табака - 99 %.

    • Воздержание от пивного алкоголизма - 99 %.

    • Воздержание от употребления наркотиков - 100 %.

  4. Положительная динамика при переходе из третьей группы здоровья учащихся во вторую, из второй в третью группу здоровья.

  5. Привлечение к массовым занятиям спортом до 70% детей от всего контингента школьников.

  6. Создание благоприятного психологического климата, взаимоотношений товарищества и партнёрства в среде школьников, ровесников, семьи.

  7. Профилактика заболеваний обучающихся на ранних стадиях в ходе систематически проводимой диагностики состояния здоровья.

  8. Привитие учащимся потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

  9. Повышение профессиональной компетентности педагогов и общекультурной подготовки родителей.

  10. Сокращение пропусков уроков учащимися по болезни.

  11. Повышения качества образования.

  12. Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.

  13. Введение третьего часа физкультуры.



















Анализ заболеваний учащихся.


Заболеваемость ОРВИ



Общие данные по заболеваемости учащихся



Распределение учащихся по группам здоровья


Уровень физического развития учащихся



Таким образом, мы наблюдаем критический уровень заболеваний:

Распределение по группам здоровья:








© 2010-2022