Доклад: Воспитание как педагогический компонент социализации

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социализация означает процесс и результат включения человека в целостную систему социальных отношений: с одной стороны это - социальная адаптация личности к социальным условиям, а с другой - её социальная автономизация.

Процесс социализации можно представить как последовательность разрешения возникающих перед личностью жизненных (социальных) проблем и присвоение опыта в достижении определённых целей.

Отдельные события, акты деятельности, в результате которых личность присваивает некоторый социальный опыт, называются естественными социальными пробами. Результат социальных проб проявляется в том, что личность достигает более высокого уровня социализации (социальная грамотность, подготовленность к разрешению возможных жизненных проблем, социальный опыт). Этот механизм социализации не обязательно оптимален по затрате сил, не всегда включает широкий спектр ситуаций и не всегда приводит к положительным результатам. Вот почему важнейшее значение имеет педагогически целесообразная организация процесса социализации - обучать и воспитывать, а также включать в жизнедеятельность ребёнка специально организованные «встречи» с различными социальными ситуациями - социально педагогические ситуации - пробы.

Социально - педагогическая ситуация - проба служит действенным педагогическим средством социализации ребёнка.

В таких ситуациях - пробах подростку предоставляется свобода выбора способа социального поведения и рекомендуется правильные с позиций общечеловеческой культуры решения. В обсуждениях и дискуссиях по конкретным ситуациям у воспитанника формируются отношения к принципиальным вопросам этики, эстетики, философии, политики. До того как реальная жизнь поставит воспитанника в определённые ситуации, у него уже будет позиция, осмысленная в социальном и личностном значении. Таким образом, он станет более подготовленным к встрече с жизненными ситуациями, к принятию адекватных самостоятельных решений.

Социальные ситуации - пробы также стимулируют доминантную установку на самосовершенствование, вселяют в веру в собственное «Я», формируют убеждение, что причина неудач человека кроется, прежде всего, в нем самом, а не в тех обстоятельствах, которые окружают человека.

В самом процессе выполнения и решения социально - педагогических ситуаций - проб удовлетворяются потребности и формируются умения воспитанников в области самопознания, самовоспитания, самовыражения, самоутверждения, самоопределения, самореализации.

Важный педагогический прием - переход от учебных проб к анализу жизненных ситуаций. Этот прием применяется в индивидуальных беседах, консультациях, проводимых воспитателем - психологом. Очень действенные приемы - «Телефон доверия», «Ящик вопросов и ответов».

В серии пособий по самосовершенствованию личности содержится более сотни ситуаций - проб, обхватывающих обширную тематику жизненных ситуаций.

В процессе выполнений социальных ситуаций - проб главная роль принадлежит воспитателю, многие ситуации анализируются совместно с воспитанником, но для этого нужно совместное доверие и заинтересованное участие воспитателя.

Педагогика занимается социализацией человека на всех возрастных этапах развития в двух аспектах. Во - первых, она исследует сущность относительно контролируемой части социализации - воспитания, его тенденции и перспективы, определяет принципы, содержание, формы и методы реализации данного процесса. Следует отметить, что воспитание может выступать своеобразным механизмом социализации, обеспечивающее систему разнообразных приемов и способов индивидуализации личности, превращения ее в субъекта самовоспитания, регулирования взаимоотношений в системе «личность - общество». Во - вторых, с помощью социологии она изучает общество как социализирующую среду, выявляет его воспитательные возможности для поиска путей и способов использования и усиления позитивных влияний на человека и нивелирования, коррекции, компенсации негативных явлений.

Факторы социализации личности

Социализация осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации.

А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

Макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

Мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемому по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типа поселения, в котором он живет (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др);

Микрофакторы, к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные и др.

Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, то есть лиц, в непосредственном взаимодействии с которым протекает его жизнь. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят так же супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом - и члены их семей.

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального возраста человека. К ним можно отнести способы воспитания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; разнообразные виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, познание, предметно-практическая духовно- практическая деятельность, спорт).

Исследования показывают, что чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей оказать социализирующее влияние на личность. Однако социальные группы не равнозначны по своей возможности оказать воздействие на личность в различные этапы её онтогенетического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрастах увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выходит сословие, трудовой и профессиональный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос.

Факторы социализации является одновременно и средовыми факторами формирования личности. Однако в отличие от социализации факторы формирования личности дополняется еще биологическим фактором. Ему в зарубежной педагогике в целом ряде случаев отводится первостепенная роль. Так, по мнению отдельных ученных, среда, обучение и воспитание являются лишь условиями для саморазвития, проявления природно - обусловленных психических особенностей.

В то же время нельзя переоценивать и роль социальных факторов формирования личности. Еще Аристотель писал, что «душа - есть неисписанная книга природы, опыт наносит на ее страницы свои письмена». Д. Локк считал, что человек рождается с душой чистой, как доска, покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске, что ему заблагорассудится (tabula rasa). Французский философ К.А. Гельвеций учил, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития и различия в психических особенностях объясняются исключительно различным влиянием среды и различными воспитательными воздействиями.

Переоценка роли среды, утверждение, что развитие человека определяется средой (Гельвеций, Дидро, Оуэн), привело к заключению: чтобы изменить человека, надо изменить среду. Но среда - это прежде всего люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, надо изменить людей. Однако человек не пассивный продукт среды, он тоже влияет на нее. Изменяя среду, человек тем самым изменяет самого себя. Изменение, развития осуществляется в деятельности.

Признание деятельности личности ведущим фактором ее формирования ставит вопрос о целенаправленной активности, саморазвитии личности, т.е. непрерывной работе над собой, над собственным духовным ростом. Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, реализации возрастного и индивидуального подходов, формирования творческой индивидуальности школьника и в то же время осуществления коллективного воспитания и стимулирования самоуправления личностью своим дальнейшим развитием.

Человек развивается в той мере, в какой он «присваивает человеческую деятельность», в какой он овладевает накопленным опытом. Это положение имеет большое значение для педагогики. Формирующие влияния среды, обучение и воспитание, природных задатков становятся факторами развития личности только через по средство ее активной деятельности. «Человека, - пишет Г.С. Батищев, - нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне - но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной - совместной с другими людьми деятельности он формируется в то, чем делает его эта (общественная, в своей сущности коллективная) деятельность (труд)…»

Семья как важнейший микрофактор социализации личности.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого - то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, факторов социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового и жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьям и сестрами, а с другой - социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.

Недооценка родителями особенностей характера детей может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатических развитий на базе акцентуированных черт.

Другим основным фактором социализации подростков является школа. Роль школы как канала социализации не сводится только к передачи знаний, умений и навыков подросткам, она оказывает воздействие самим характером воспитания, жизнедеятельности ребенка в школе, где он усваивает ценностные ориентации, моральные нормы, навыки группового поведения, обеспечивающие ему переход во взрослую жизнь.



© 2010-2022