- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Гордимся, помним! - программа патриотического воспитания, посвященная годовщине Великой Победы
Гордимся, помним! - программа патриотического воспитания, посвященная годовщине Великой Победы
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Середа О.В. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Гордимся, помним!»
Реферат составил:
Середа Ольга Владимировна,
Частное образовательное учреждение
начального общего и дошкольного образования
«Школа -«Таврида»
учитель начальных классов
г. Севастополь, ул. Героев Сталинграда,31
Содержание
-
Введение
-
Основная часть
-
Социальные связи школы и мероприятия, посвященные 70-летию Великой Победы
-
«Этот день мы приближали, как могли»
-
Результаты проведенных мероприятий
-
-
Выводы
-
Приложения
-
Список литературы
-
-
-
-
-
-
-
Введение
-
-
-
-
-
-
Ты лети, крылатый ветер,
Над морями, над землей.
Расскажи ты всем на свете
Про любимый город мой.
Всем на свете ты поведай,
Как на крымских берегах
Воевали наши деды
И прославились в боях.
Легендарный Севастополь,
Неприступный для врагов,
Севастополь, Севастополь -
Гордость русских моряков.
(П.ГРАДОВ «Легендарный Севастополь»)
Севастополь - легендарный город, город-герой, где каждый памятник, каждая улочка пропитаны духом героической истории, духом гордых и несломленных людей, сделавших все возможное и невозможное во имя защиты родной земли.
Приобщение старших дошкольников и младших школьников к истории и традициям севастопольской земли, дает уникальные возможности для воспитания истинных патриотов России.
Воспитание истинных патриотов, в контексте развития мировых неонацистских настроений, выходит на первый план среди целей современного образования, является важной задачей общества и государства. В ФГОС НОО акцентируется особое внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», с целью формирования у детей ценностных ориентаций, качеств и норм поведения гражданина и патриота России.
Являясь важным аспектом духовной жизни России, патриотизм связан с историческим прошлым, обращение к которому не только позволяет понять причины патриотизма, но и дает возможность направлять его развитие. Еще К.Д. Ушинский говорил, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
В рамках подготовки и празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне был разработан цикл мероприятий, обеспечивающий не только «утоление познавательного голода» детей, но и укрепляющий межпредметные связи, а самое главное, способствующий укреплению семейных и родовых связей ребенка и взрослого, осознанию непреложной важности событий тех далеких лет, и вклада каждого человека в дело Великой Победы.
Основная цель мероприятий: создание условий для воспитания гражданина и патриота своей Родины на примерах героизма представителей старшего поколения, которые своими боевыми и трудовыми подвигами помогали отстоять нашу Родину.
Среди основных задач можно выделить следующие:
- воспитывать чувство гордости за свое Отечество, за свой народ;
- воспитывать в детях сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- формирование у детей и их родителей интереса к изучению истории своей семьи
Цикл мероприятий построен с учетом следующих дидактических принципов:
- доступность: материал, предложенный детям для восприятия, подобран с учетом познавательных возможностей учащихся начальной школы;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: формы и методы работы адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка;
-наглядность: обеспечивает развитие точных представлений о предметах и событиях 1941 - 1945гг, через демонстрацию натуральных объектов, в ходе просмотра мультимедийных средств.
- интеграция: предполагает органичное включение материала в канву других уроков;
Результаты реализации данных мероприятий:
Личностные результаты должны отражать:
- формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, за свой родной город - Севастополь;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и народам, проживающим в Севастополе, Крыму, России, мире;
Метапредметные результаты должны отражать:
-освоение способа решения проблем творческого, поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и передачи, интерпретации информации;
Предметными результатами должны стать:
- формирование первичных представлений о наиболее ярких страницах истории родного города, страны; деяниях их защитников;
- овладение учебным умением самостоятельно выбирать необходимую историческую информацию, пользоваться справочными источниками для ее получения;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в работе с исторической картой, единицами исторического времени;
2. Основная часть
-
-
Социальные связи школы и мероприятия, посвященные 70-летию Великой Победы
-
Разговор о войне с детьми - тема хоть и широко описанная в различной литературе, но при этом, является достаточно сложной при реализации в каждом отдельно взятом случае. Как сделать так, чтобы материал был понятен 5-летнему ребенку, и при этом был интересен 10-летнему ребенку, имеющего гораздо больший опыт и багаж знаний? Как сделать так, чтобы каждый ребенок прочувствовал важность вклада каждого человека в дело Победы, будь то на передовой или в тылу? Какие формы и методы использовать, чтобы поняли, чтобы прочувствовали?
Эти вопросы невольно встают перед каждым педагогом, работающем с детьми, особенно в младшем школьном возрасте. Поэтому, планируя цикл мероприятий, мною не только учитывались возрастные особенности детей, но и создавались возможности для внутреннего роста детей, развитие их творческого потенциала.
В реализации мероприятий большую помощь и поддержку оказали налаженные еще в начале учебного года социальные связи. Главными помощниками стали: Музейный историко-мемориальный комплекс Героическим Защитникам Севастополя «35-я береговая батарея» и детская библиотека им. Г. Черкашина.
С начала учебного года один раз в месяц учащиеся 3 и 4 классов из простых ребят превращались в кадетский корпус РККА на «35-й береговой батарее». За это время с ними не только были проведены мероприятия, посвященные всем знаковым событиям войны 1941-1945гг («Блокада Ленинграда», «Железная крепость: плавучая арт-батарея «Не тронь меня!», «Оборона Севастополя», «Высадка союзных войск в Нормадии» и др.), но и мероприятия поисково-творческого характера: выставка детского рисунка и презентация стихотворений «Новый год на фронте», ребята узнавали о работе архивов и в последствии работали самостоятельно с сайтом «Подвиг народа» (podvignaroda.mil.ru/).
Патриотизму нельзя научить, его надо воспитывать, ведь образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. Роль книги и библиотеки в этом процессе крайне важна. Именно поэтому с начала учебного года все учащиеся школы посещали детскую библиотеку им. Г. Черкашина, где сотрудники проводили с ними различные беседы, викторины, показывали выставки книг о войне, о родном городе, о нашей стране, о Победе.
2.2 «Этот день мы приближали, как могли…»
Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Этот важный аспект учитывался при планировании всех мероприятий в рамках месячника, посвященного великой дате.
Еще одним важным аспектом в работе стало одно из главных правил школы: «Мы все одна семья!». Все мероприятия, разработанные мною, были рассчитаны на посильное, и самое главное, совместное участие всех воспитанников школы «Таврида»: от детского сада до выпускника начальной школы.
Начало месячника Победы прошло под девизом «И помнит мир спасенный!». С детьми были проведены беседы, классные часы, уроки мужества, часы истории, посвященные событиям в родном Севастополе и по всей Росиии. Итогом этой работы стало не только приобретение новых знаний, но и пробуждение интереса к теме Великой Отечественной Войны, к самостоятельному поиску информации, сбору воспоминаний, которые нашли отражение в дальнейшей работе. Также учащимися оформлена школьная выставка рисунков «Победный май 45-го», где в каждом рисунке заметно понимание роли Великой Победы в жизни не только страны, но и каждого из них, живущих спустя семь десятилетий, после тех событий.
Во всех классах с 1 по 4 проведены уроки «Севастополеведения» по темам: «Севастополь в Великой Отечественной Войне», «Последний рубеж войны - 35-я береговая батарея», «Подвиги защитников Севастополя», «Дети осажденного города», «Увековечение памяти героев обороны».
Следующий этап месячника был творческим. Учащиеся приняли участие в городском конкурсе творческих работ «Спасибо деду за Победу!», городской акции «Письмо ветерану». Воспитанники детского сада изготовили открытки для ветеранов города - «Дети мира - детям войны», которые были переданы для вручения в Музейный историко-мемориальный комплекс Героическим Защитникам Севастополя «35-я береговая батарея». В холле школы организована выставка книг о войне, которые дети принесли из дома.
Классы школы оснащены мультимедийной аппаратурой, что позволило не только максимально наглядно провести мероприятия, но и организовать просмотр фильмов и мультфильмов военной тематики («Воспоминание», «Сын полка», «Жила-была девочка» и др.)
Особое место было отведено проектно-исследовательской деятельности. Общеизвестно, что воспитание начинается в семье. Поэтому привлечение родителей к такого вида работе помогло не только в укреплении семейных связей «ребенок - взрослый», но и позволило обратиться к такому духовном источнику, как прошлое семьи, в том числе и военное, что позволило возродить связь поколений. Дети вместе с родителями открывали для себя тот факт, что в стране нет ни одной семьи, которую бы не коснулась война. Результатом исследовательской работы стал сбор информации о родственниках, принимавших участие в боевых действиях, а также о тех, кто всеми своими силами, приближал Победу, находясь в тылу. Дети с интересом открывали, что их прадедушки и прабабушки будучи во время войны в их возрасте работали по многу часов у станка, гасили неразорвавшиеся снаряды. А с помощью родителей доставались старые семейные фотоархивы и дети, пусть и на фотографии, могли увидеть своих родных героев.
«Родные герои» - именно так названа выставка результатов проектно-исследовательской деятельности ребят и их родителей. И, практически каждый ребенок, возле этого стенда может с гордостью сказать своим друзьям: «Это моя семья! Это мой герой!».
В завершении месячника был проведен общешкольный конкурс чтецов «Память сердца», показавший таланты ребят в литературном чтении.
Самым важным для ребят стало общешкольное мероприятие «Будем помнить - не смеем забывать!». Ребята со всей ответственность подошли к подготовке к этому мероприятию. Они не только читали стихи, но инсценировали песни военных лет, и от всей души переживали за ребят из детского сада в их инсценировке «Начало войны». Казалось, что все слова, все цифры и факты, проходили сквозь сердце каждого из них, настолько выразительной была их реакция на происходящее. В завершении мероприятия всем учащимся были вручены георгиевские ленточки - «лента цвета дыма и огня», а ребятам из детского сада ленты прикололи их старшие товарищи - выпускники начальной школы.
Затем состоялась совместная поездка всех учащихся школы к местам боевой славы - на 35-ю береговую батарею, где кроме прочего, они стали зрителями и участниками «Танкового биатлона», где модели танков - точные копии танков времен ВОВ.
В качестве средства подведения итогов месячника во всех классах была проведена викторина «Знаем, помним, не забудем», которая показала, что ребята не только запомнили представленный им материал, а и прочувствовали его и готовы к дальнейшей работе в данном направлении.
2.3Результаты проведенных мероприятий
Для определения эффективности проделанной работы были даны тестовые задания и проведено анкетирование, которые показали, что у учащихся преобладает высокий уровень гражданско-патриотической воспитанности.
После проведения данных мероприятий достигнуты планируемые результаты:
Личностные результаты:
- формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, за свой родной город - Севастополь;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и народам, проживающим в Севастополе, Крыму, России, мире;
Метапредметные результаты должны отражать:
-освоение способа решения проблем творческого, поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и передачи, интерпретации информации;
Предметными результатами стали:
- формирование первичных представлений о наиболее ярких страницах истории родного города, страны; деяниях их защитников;
- овладение учебным умением самостоятельно выбирать необходимую историческую информацию, пользоваться справочными источниками для ее получения;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в работе с исторической картой, единицами исторического времени;
3.Выводы
Использованные технологии и методы работы позволили почувствовать ребенку радость познания, научиться любить и ценить близких, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, а самое главное получить социальный опыт. Ведь социальный опыт ребенка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что пережил, и этот опыт будет постоянно определять его действия и поступки.
Подобная работа в формате «сад - школа» дает возможность воспитания детей на примере их сверстников, преемственности в работе по патриотическому воспитанию школьников.
Патриотическое воспитание - одна из трудных, но приоритетных задач школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли патриотами своей страны, глядя на старших товарищей и на примерах героического прошлого страны в целом и своего родного города в частности.
Приложение
Фрагменты исследовательско - поисковых работ и сочинений детей «Родной герой»
-
Список литературы
1 История России в лицах и датах. Словарь-справочник.- СПб,1995
2 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Российская академия образования. М.: Просвещение, 2009 (Стандарты второго поколения)
3 Система гражданского образования школьников. Воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права / Т.В.Дмитренко. Глобус, 2006