- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Тематика цикла классных часов
Тематика цикла классных часов
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Агафонова О.С. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ТЕМАТИКА ЦИКЛА КЛАССНЫХ ЧАСОВ
по профилактике экстремизма и правонарушений
в сфере межнациональных отношений
«Воспитание толерантности»
1 класс
Цель: формирование толерантных отношений между детьми, развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться.
Задачи:
- воспитывать уважение к себе, сверстникам и старшим;
- воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей;
- формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принять;
- способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости, развитию гуманистического, патриотического отношения к народу, к стране.
№
Тема
Кол-во часов
1.
Кто я? Какие мы?
1
2.
О человеческом счастье.
1
3.
Человек - кузнец своего счастья.
1
4.
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
1
5.
А нужны ли правила?
1
6.
Что мы знаем о правах человека?
1
7.
Я и мы.
1
8.
Мой дом - моя крепость.
1
9.
Я - часть своей страны.
1
Итого:
9 часов
В результате обучающиеся приобретают:
знания:
- приобретение навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
умения:
- умение достигать гармонию между «Я» каждого ученика и «МЫ», под которым подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям.
навыки:
- ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;
- ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;
- социально адаптированный ребенок.
2 класс
Цель: формирование толерантных отношений между детьми, развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться.
Задачи:
- воспитывать уважение к себе, сверстникам и старшим;
- воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей;
- формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принять;
- способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости, развитию гуманистического, патриотического отношения к народу, к стране.
№
Тема
Кол-во часов
1.
Закон и беззаконие.
1
2.
Жизнь дается один раз.
1
3.
Жизнь в неволе (рабство).
1
4.
«А я думаю по-другому…»
1
5.
Право на имя и гражданство.
1
6.
Дом, в котором я живу.
1
7.
Беда может случиться с каждым.
1
8.
Защита от дискриминации.
1
9.
Один для всех и все для одного.
1
Итого:
9 часов
В результате обучающиеся приобретают:
знания:
- приобретение навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
умения:
- умение достигать гармонию между «Я» каждого ученика и «МЫ», под которым подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям.
навыки:
- ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;
- ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;
- социально адаптированный ребенок.
3 класс
Цель: формирование толерантных отношений между детьми, развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться.
Задачи:
- воспитывать уважение к себе, сверстникам и старшим;
- воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей;
- формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принять;
- способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости, развитию гуманистического, патриотического отношения к народу, к стране.
№
Тема
Кол-во часов
1.
О равнодушии и добре
1
2.
Совесть
1
3.
Друг познается в беде
1
4.
Душа народа к добру зовет
1
5.
Что значит быть дисциплинированным?
1
6.
Я придерживаюсь правил
1
7.
Учимся сочувствовать
1
8.
Нужны ли любовь и внимание?
1
9.
Что мы знаем о правах ребенка (интеллектуальный марафон)
1
Итого:
9
В результате обучающиеся приобретают:
знания:
- любовь и забота взрослых не сводится к исполнению всех желаний и вседозволенности;
- все дети имеют равные права и должны уважать и соблюдать права других;
- поступки, уважающие, защищающие права человека, - хорошие поступки и, наоборот, поступки, нарушающие права человека, - плохие.
умения:
- оценивать поступок человека с точки зрения права;
- корректировать свое поведение, базируясь на понятии «соблюдение прав человека»;
- оказывать помощь и быть готовым ее принять;
- терпимо относиться к особенностям поведения людей.
навыки:
- внимательно слушать и слышать;
- сочувствовать, сопереживать
4 класс.
Цель: формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия, расширить представления детей о правах человека.
Задачи:
- создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания, поддержки;
- развивать умения действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
- формировать качества, от которых зависит культура поведения;
- помочь детям осознать значение труда и отдыха для человека.
№
Тема
Кол-во часов
1.
А нужны ли правила?
1
2.
ООН и Всеобщая декларация прав человека
1
3.
Документы ООН по правам ребенка
1
4.
Закон - один для всех
1
5.
Честь и репутация
1
6.
Свобода выбора: где жить и с кем жить
1
7.
Собственность
1
8.
Свободный труд
1
9.
Имею право достойно жить. Хочу быть образованным и культурным
1
Итого:
9
В результате обучающиеся приобретают:
знания:
- все люди равны в своих правах и равны перед законом;
- Всеобщая декларация прав человека, когда и зачем она принята, ее содержание;
- права и обязанности имеют взаимную связь;
- соблюдение прав невозможно без соблюдения условий для свободного и полноценного развития ребенка.
умения:
- оперировать терминами и формулировками;
- отставать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов;
- оценивать различные ситуации с точки зрения соответствия положениям «Декларации и конвенции по правам ребенка;
- действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях; осознавать значение труда и отдыха человека.
навыки:
- соблюдение определенных правил в поведении, деятельности;
- соблюдение закона в школе; общественно-полезный труд.
5 класс
Цель: Воспитание у подростков терпимого отношения к себе и к окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.
Задачи:
- Ознакомить с понятиями «толерантность», «толерантная личность»;
- Обсудить проявление толерантности и нетерпимости в обществе;
- Развить чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства других;
- Учить осознавать многообразие проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии;
- Развить способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного диалога о самом себе.
Тема
Кол-во часов
Сентябрь
Что такое толерантность?
1
Октябрь
Эмблема толерантности
1
Ноябрь
Черты толерантной личности. Чем отличается толерантная личность от интолерантной.
1
Декабрь
Я и группа: толерантность к себе. Чувство собственного достоинства.
1
Январь
Я и группа: толерантность к себе и другим.
1
Февраль
Толерантное общение.
1
Март
Толерантность к другим: разные миры
1
Апрель
Толерантность к другим: неведомые миры
1
Май
Толерантность к другим: учимся сочувствию
1
Итого:
8
В результате обучающиеся приобретают:
знания:
- понятие «толерантность», особенности толерантной и интолерантной личности,
- знания своих способностей, личностных черт;
- причины и следствия непонимания, возникающего в результате взаимодействия человека с представителями других культур.
умения:
- отличать толерантного человека от интолерантного;
- умение показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим; какими способами можно сделать общение толерантным.
навыки:
- определение толерантной личности;
- толерантное общение;
- успешное взаимодействие с представителями другой культуры.
6 класс
Цель: Развитие социального интеллекта подростков, повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы, развитие способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию.
Задачи:
- Развитие рефлексии подростков путем обращения к проективным формам и обратной связи от одноклассников;
- Развитие групповой сплоченности;
- Создание условий для развития позитивного самоотношения учащихся;
- Создание условий для развития эмпатии в игровых моделях межличностного взаимодействия.
Тема
Кол-во часов
Сентябрь
Что я знаю о себе? Моей уникальное «Я»
1
Октябрь
Я глазами других.
1
Ноябрь
Мои достоинства и недостатки.
1
Декабрь
Мои «плюсы» и «минусы» со стороны.
1
Январь
Как превратить недостатки в достоинства?
1
Февраль
Чувства «полезные» и «вредные».
1
Март
Злость и агрессия.
1
Апрель
Что такое эмпатия?
1
Май
Эмпатия в действии.
1
Итого:
8
В результате обучающиеся приобретают:
знания:
- собственный «Я-образ»;
- польза и вред эмоций;
- понятие «эмпатия».
умения:
- самоанализ собственных достоинств и недостатков,
- определение своего уровня эмпатии.
навыки:
- внимательное отношение к другому человеку,
- взаимодействие в группе.
7 класс
Цель: Способствовать повышению уровня толерантности у учащихся
Задачи:
- Развитие умения слышать и слушать.
- Воспитание чувства коллективизма.
№
Тема
Кол-во часов
1.
Что мы знаем о себе?
1
2.
«Добрым быть совсем не просто»
1
3.
Эмоции и чувства
1
4.
«Чувствовать рядом с собой человека»
1
5.
Общение и умение общаться
1
6.
Основы этикета и искусства общения
1
7.
«Как стать лучше?»
1
8.
Нужно ли управлять своими эмоциями?
2
Итого часов:
9
В результате обучающиеся приобретают:
знания:
- понятие толерантности общения, терпения и терпепимости.
умения:
- умение слушать своего собеседника, уважать.
навыки:
- анализировать различные ситуации, которые могут привести к конфликту.
8 класс
Цель: Способствовать становлению толерантной личности.
Задачи:
- Развитие эстетических качеств.
- Воспитание уважительного отношения к окружающим.
№
Тема
Кол-во часов
1.
Мы и наши способности
1
2.
Психологические тесты (психологи)
1
3.
Что может человека?
1
4.
«Будьте добрыми и человечными»
1
5.
Я и мир вокруг меня
1
6.
Проблемные ситуации (с психологами) тренинг
1
7.
Что такое гуманизм?
1
8.
Гуманизм и его проявление в художественной литературе
2
Итого часов:
9
В результате обучающиеся приобретают:
знания:
- понятия милосердие, сострадание, гуманизм.
умения:
- умение объяснять термины нравственного характера.
- кмение объяснять и аргументировать свою позицию, свою точку зрения.
навыки:
- участие в диспутах, спорах, диалогах.
9 класс
Цель: формирование нравственных качеств личности школьника для практической деятельности познания, ориентации в окружающем мире.
Задачи:
- Освоение школьниками этических понятий, формирования познавательного интереса к этическому знанию, основам этической культуры.
- Развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения.
№
Тема
Кол-во часов
1.
Мой разум - основа моего поведения, а мое сердце - мой закон.
1
2.
Прекрасно там, где бывает милосердие.
1
3.
Жизнь как познание добра.
1
4.
Как бороться с конфликтами.
1
5.
Стремление к счастью - закон жизни.
1
6.
Всему начало - любовь…
1
7.
Нравственный закон внутри каждого.
1
8.
Будущая жизнь - завтрашний день жизни настоящей.
2
Итого часов:
9
В результате обучающиеся приобретают:
знания:
- расширение и углубление нравственных знаний:
- что же есть добро и зло, благо, справедливость;
- что означают честь, совесть, долг, свобода;
- как разобраться в таких категориях как любовь, дружба, счастье;
- в чем смысл жизни, и что считать идеалом?
умения:
- нравственное развитие учащихся, выраженное в восприятии жизнь и другого человека как наивысшей ценности,
- проявлении доброжелательности и уважения к другому, чувстве эмпании, а также ответственности за слова и поступки,
- чувстве собственного достоинства;
навыки:
- стремление к самоопределению, самосовершенствованию, самовоспитанию.
10 класс
Цель: формирование нравственных качеств личности школьника для практической деятельности познания, ориентации в окружающем мире.
Задачи:
- Освоение школьниками этических понятий, формирования познавательного интереса к этическому знанию, основам этической культуры.
- Развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения.
№
Тема
Кол-во часов
1.
Изучение закона РФ «О противодействие экстремистской деятельности
1
2.
Гражданин - человек свободный и ответственный
1
3.
Правоотношения и правонарушения
1
4.
Человек в системе социально-правовых норм
1
5.
Россия - многонациональное государство
1
6.
Учимся быть терпимыми
1
7.
Добра и зла житейские приметы
1
8.
К будущим свершениям через призму толерантности
2
Итого часов:
9
В результате обучающиеся приобретают:
знания:
- расширение и углубление нравственных знаний:
- что же есть добро и зло, благо, справедливость;
- что означают честь, совесть, долг, свобода;
- как разобраться в таких категориях как любовь, дружба, счастье;
- в чем смысл жизни, и что считать идеалом?
умения:
- нравственное развитие учащихся, выраженное в восприятии жизнь и другого человека как наивысшей ценности,
- проявлении доброжелательности и уважения к другому, чувстве эмпании, а также ответственности за слова и поступки,
- чувстве собственного достоинства;
навыки:
- стремление к самоопределению, самосовершенствованию, самовоспитанию.
11 класс
Цель: формирование нравственных качеств личности школьника для практической деятельности познания, ориентации в окружающем мире.
Задачи:
- Освоение школьниками этических понятий, формирования познавательного интереса к этическому знанию, основам этической культуры.
- Развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения.
№
Тема
Примечание
1.
Моя любовь - моя звезда
Сентябрь
2.
Расскажи мне обо мне
Октябрь
3.
Моя дорога к себе и другим
Ноябрь
4.
Культура человека. Человек среди людей
Декабрь
5.
Толерантность и межнациональные отношения
Январь
6.
«Отцы и дети» в современном обществе
Февраль
7.
Я отвечаю за свои поступки
Март
8.
Не отрекаются любя
Апрель
9.
Все мы родом из детства
Май
В результате обучающиеся приобретают:
знания:
- расширение и углубление нравственных знаний:
- что же есть добро и зло, благо, справедливость;
- что означают честь, совесть, долг, свобода;
- как разобраться в таких категориях как любовь, дружба, счастье;
- в чем смысл жизни, и что считать идеалом?
умения:
- нравственное развитие учащихся, выраженное в восприятии жизнь и другого человека как наивысшей ценности,
- проявлении доброжелательности и уважения к другому, чувстве эмпании, а также ответственности за слова и поступки,
- чувстве собственного достоинства;
навыки:
- стремление к самоопределению, самосовершенствованию, самовоспитанию.
Литература:
-
Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. М.: Вита-Пресс, 1997 г.
-
Бескоровойная Л.С. Настольная книга классного руководителя 8,9,10,11 классов - Ростов/ и Д: издательство «Деникс», 2002 г.
-
Богданова О.С., О.Д. Калинина. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М. «Просвещение», 1985.
-
Бобкова Н.Н.. Азбука права. Волгоград. «Учитель», 2005.
-
Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание этических бесед с младшими школьниками. И., 1985
-
Всеобщая декларация прав человека. 1948 г.
-
Декларация прав ребенка. 1959 г.
-
Дик Н.Ф.. Начальная школа от А дл Я. Ростов -на-Дону. «Феникс». 2006.
-
Журналы: Директор школы. 2002 №4. Внешкольник. 2002. №6, Классный руководитель: 1999 №6, 2003 №3, 2002.№6, 2005 №3.
-
Закон РФ «Об образовании». М., 1992.
-
Зинченко В. Культура и духовность// Вопросы философии. 1996. №2.
-
Каирова И.А., О.С. Богдановой. Азбука нравственного воспитания. М.: «Просвещение».
-
Конвенция ООН по правам ребенка, 1990 г.
-
Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова С.Н. Воспитание? Воспитание… Воспитание! М., 2002
-
Коменский Я.М., Локк Д., Руссо Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М., 1988.
-
Сухомлинский В.А.. Как воспитать настоящего человека. М. «Педагогика», 1990.
-
Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. М., 1997.
-
Скоморохова М. Ориентация младших школьников на нравственные ценности// Начальная школа. 1997. №5
-
Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с самим собой и другими: тренинг толерантности. Изд. 2-е. М., 2001
-
Степанова Е.Н. Классному руководителю о классном часе. М., 2002.
-
Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). М.: Педагогическое общество России. 2006.
-
Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1975.
-
Справочник классного руководителя (5-9 классы)/ Под ред. И.С. Артюковой - М. 2005.
-
Осипова М.П., С.И. Козлович. Воспитание первый класс. Минск. «Интерпрессервис». 2002.
-
Осипова М.П., С.И. Козлович. Воспитание второй класс. Минск. «Интерпрессервис». 2003.
-
Максакова В.И.. Организация воспитания младших школьников. М. «Просвещение», 2003.\
-
Марченкова В.А. Формирование милосердия у детей// Начальная школа. 2000 №5.
-
Шабельник Е..С. Права ребенка. М.: Вита-Пресс, 2002 г.
-
Шеншурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. - М: ГИЦ «ВЛАДОС», 1999
-
Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. М., 2000
-
Щуркова Н.Е. Воспитание. Новый взгляд с позиции культуры. М., 1997
-
Щуркова Н.Е. Образ жизни, достойный человека, и его формирование у школьника. Смоленск., 1995
-
Философский словарь. М., 1997
-
Харламов И.Ф.. Нравственное воспитание школьника. М. «Просвещение», 1983.
13