Методические рекомендации Системно-деятельностный подход в учебно-воспитательном процессе

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

методический кейс

















Макеевка, 2016













Методические рекомендации Системно-деятельностный подход в учебно- воспитательном процессеМетодические рекомендации Системно-деятельностный подход в учебно- воспитательном процессеМетодические рекомендации Системно-деятельностный подход в учебно- воспитательном процессе

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА МАКЕЕВКИ

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

МАКЕЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

I-III СТУПЕНЕЙ № 50



Методические рекомендации Системно-деятельностный подход в учебно- воспитательном процессеМетодические рекомендации Системно-деятельностный подход в учебно- воспитательном процессеМетодические рекомендации Системно-деятельностный подход в учебно- воспитательном процессеМетодические рекомендации Системно-деятельностный подход в учебно- воспитательном процессеМетодические рекомендации Системно-деятельностный подход в учебно- воспитательном процессеМетодические рекомендации Системно-деятельностный подход в учебно- воспитательном процессеМетодические рекомендации Системно-деятельностный подход в учебно- воспитательном процессеМетодические рекомендации Системно-деятельностный подход в учебно- воспитательном процессеМетодические рекомендации Системно-деятельностный подход в учебно- воспитательном процессеМетодические рекомендации Системно-деятельностный подход в учебно- воспитательном процессе



























Системно-деятельностный подход в учебно-воспитательном процессе. Методический кейс / В. В. Удод, И.И. Бондаренко, С.А. Должикова, В.Н. Караченцев - Макеевка, 2016. - 20 с.

Рецензенты:

Чередниченко О.А. - методист учебно-методического центра управления образования администрации города Макеевки.

Фисюнова Н.Г. - заместитель директора по воспитательной работе Макеевской общеобразовательной школы I-III ступени № 34.

Как сделать воспитательную работу эффективной, содержательной и интересной одновременно? Ответ прост - действуй! Б.Шоу писал: «Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность»

Методический кейс содержит теоретические аспекты применения системно-деятельностного подхода в рамках реализации новых государственных образовательных стандартов. Практическая часть содержит конкретные методические рекомендации использования педагогических технологий в реализации системно-деятельностного подхода, а также опыт работы педагогов школы.

Предоставленные материалы способствуют выработке у обучающихся общекультурных, личностных и познавательных качеств, воспитанию гражданских, демократических и патриотических убеждений, а также вооружают таким важным умением, как умение учиться.

Одобрено научно-методическим советом Макеевского учебно-методического центра управления образования администрации города Макеевки протокол № 01 (30) от 04.02.2016.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение……………………………………………………………………7

  2. Системно-деятельностный подход - методологическая основа образовательных государственных стандартов……………………...…8

  3. Современные педагогические технологии, реализующие системно-деятельностный подход………………………………………………….12

  4. Приложение . Из опыта работы. Методические рекомендации ……...14

  5. Заключение……………………………………………………………….15

  6. Литература……………………………………………………………..…16

Введение

Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню,

дай мне действовать самому, и я научусь.

Народная мудрость

В условиях перехода общеобразовательных школ на новые государственные образовательные стандарты перед учителями ставятся задачи формирования компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне, способствующих выработке у обучающихся общекультурных, личностных и познавательных качеств, воспитанию гражданских, демократических и патриотических убеждений, а также вооружают таким важным умением, как умение учиться. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать, какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний - развитие личности обучающегося на основе способов деятельности.

Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.



Системно-деятельностный подход как основа образовательных стандартов и воспитания личности

Нужно, чтобы дети, по возможности,

учились самостоятельно,

а учитель руководил этим

самостоятельным процессом.

К.Д. Ушинский

Системно-деятельностный подход (СДП) - это методологическая основа концепции государственного образовательного стандарта.

Понятие СДП было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Уже тогда учёные старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков педагогической науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). СПД является попыткой объединения этих подходов.

Определены глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире. Перед нами ставятся задачи:

  • научить получать знания (учить учиться);

  • научить работать и зарабатывать (учение для труда);

  • научить жить (учение для бытия);

  • научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Эти задачи могут быть реализованы только при обязательном применении СПД в обучении воспитании.

Деятельностный поход - это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного похода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом - быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Задачи педагога - организовывать условия, инициирующие действия.

Основная идея СДП связана не с самой деятельностью, как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития ребенка. Суть воспитания с точки зрения СДП заключается в том, что в центре внимания стоит совместное деятельность детей и взрослых, которые реализуют вместе выработанные цели и задачи. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает и выбирает их вместе с обучающимися. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте СДП (Таблица 1).

Таблица 1. Сравнение традиционного воспитательного мероприятия и воспитательного мероприятия в режиме СДП

Элементы сравнения

Традиционное воспитательное мероприятие

Воспитательное мероприятие в режиме СДП

Формулирование темы мероприятия

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Постановка целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание

Учитель оценивает работу

Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог мероприятия

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще - задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Ключевое место в СДП занимает категория "деятельности", а деятельность сама рассматривается как своего рода система, нацеленная на результат (Рис. 1).

Рис.1 Структурные элементы «деятельности» как системы

Реализация СДП обеспечивается следующей системой дидактических принципов (Рис. 2):

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.



Рис.2 Система дидактических принципов реализации СДП

Современные педагогические технологии, реализующие СДП

В теории и практике учебно-воспитательного процесса школы сегодня применяются разные педагогические технологии. Каждый учитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства (Рис.3) и могут быть классифицированы следующим образом:

  • информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии;

  • проектные и деятельностные технологии (работа в группах или парах);

  • креативные технологии;

  • игровые технологии (имитационные; операционные; исполнение ролей; «деловой театр»);

  • технология развивающего обучения;

  • технологии организационно-исследовательской деятельности;

  • технология проблемного обучения;

  • тренинги;

  • коучинг (индивидуальное обучение, тренировка);

  • сетевые технологии;

  • рейтинговая технология;

  • технология коллективного способа обучения :деловые игры, КТД;

  • здоровье-сберегающая технология;

  • личностно-ориентированная технология;

  • модульная технология.

Программно-методическое обеспечение должно удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления.

Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность. Выполнение этих требований рассматривается в приложении к учителю, ученику и общественно-родительскому контингенту лиц.

Рис. 3 Современные педагогические технологии





Приложение

Из опыта работы. Методические рекомендации

Содержание диска

  1. Материалы педагогического совета «СДП в учебно-воспитательном процессе» 18.01.2016 г..

  2. Левашова Л.А. «Проектная деятельность в формировании и воспитании ученического коллектива».

  3. Дейнеко С.В., Фокина Л.А., Стешина С.Ю. «Неделя русского языка и литературы».

  4. Перекупка О.А. «СДП и адаптация пятиклассников».

  5. Волгина Е.А. «СДП в системе работы учителя начальных классов»

  6. Кныш Т.В. «Гражданское образование и воспитание в процессе социализации младших школьников»

Заключение

Не школа и образование есть источник

самовоспитания и самообразования,

а самообразование - та необходимая почва,

на которой школа может существовать.

П.Ф. Каптеров,

российский педагог и психолог



Системно-деятельностный подход в учебно-воспитатльном процессе - это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность педагогу творить, искать, становиться в содружестве с обучающими мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у ребят универсальные учебные действия - таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условия.

Современный ребёнок должен сегодня не только что-то делать и знать, он должен научиться учиться, уметь применять полученные знания в школе, самостоятельно в любой жизненной ситуации. А значит, в настоящее время, актуальным остаётся иб удет, деятельностный метод обучения не только в учебной деятельности, но и во внеурочной, т к. этот метод предполагает разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.

Литература

  1. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - Москва, 2006 г.

  2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. \А.Г. Асмолов\\ Педагогика 2009 №4

  3. Кондаков Н.Г. и др. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - М: Просвещение. 2008;

  4. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012.

  5. moluch.ru/conf/ped/archive/147/7130/ - Системно-деятельностный подход в воспитании: проблемы и перспективы

  6. nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2013/03/22/sistemno-deyatelnostnyy-podkhod-v-usloviyakh-fgos - Системно - деятельностный подход в учебно-воспитательном процессе.

  7. festival.1september.ru/articles/595419/ - Реализация системно-деятельностного подхода как основа новых государственных стандартов



© 2010-2022