С открытым сердцем, с добрым словом из опыта работы по реализации инклюзивного образования

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы БИЦ МКОУ «Тальменская СОШ №5»

по реализации инклюзивного образования.


Прежде всего, в нашей школе и в библиотеке для детей с различными нарушениями здоровья созданы комфортные условия и безбарьерная среда: удобный вход в школу и в библиотеку, широкий проем, наличие пандуса, удобная и безопасная кафедра для читателей. Хотя в фонде нет необходимых для чтения книг тифлооборудования, но налажены партнерские отношения с Алтайской краевой специальной библиотекой для незрячих и слабовидящих, которая находится в Барнауле на ул. Папанинцев, 205. Библиотека охотно предоставляет к услугам огромный спектр разнообразной по форме и содержанию литературы, изданной как печатным шрифтом, так и на специальных носителях: рельефно-точечным, «говорящие» книги, записанные на магнитной ленте, компакт- дисках и флэш-картах.

В зоне отдыха ребенка в нашей библиотеке находятся книжные выставки, периодика, настольные игры, проектор для просмотра видео, 6 компьютеров. Телевизор мы расположили в фойе возле библиотеки, который активно используем на летней площадке.

Наша библиотека, не имеющая в своем фонде специальной литературы, но горящая желанием помочь семьям, имеющим ребенка-инвалида стала местом неформального общения. Так на базе библиотеке организован клуб по интересам «Это мы можем». Устраиваются чаепития с тематическими беседами о книгах, викторины, литературные путешествия, конкурсы. На праздники изготавливаем сувениры. Проводятся мероприятия для детских садов. Так ребятам были вручены на память цветы, сделанные на кружке, с целью подарить мамам на 8 марта. Участие в клубах по интересам, где положительным примером служит библиотекарь, постепенно формирует понятия о доброте, справедливости, трудолюбии, положительном отношение к учебе.

За 14-15 учебный год в библиотеке было проведено 44 массовых мероприятия. Они оказываются эффективными для самых разных категорий детей-читателей. В мероприятиях, проводимых совместно со здоровыми детьми, преодолевается барьер страха перед нестандартными детьми и опасение, что школьная библиотека ничем не может им помочь. В ходе общения у детей выявляются общие интересы, возникают дружеские отношения.
По тематике массовая работа с детьми-инвалидами не отличается от работы в обычными детьми, но обязательно строится на основе игры. Главная цель - через книгу вызвать интерес к исследуемой теме, поднять настроение, вселить уверенность в ребенка. При этом нельзя привлекать внимание аудитории на присутствие детей-инвалидов, важно относиться к ним как к равноправным участникам.

Сложность ситуации состоит в том, что библиотечные работники не обладают в полной мере необходимыми знаниями для работы с такими детьми: у них нет глубоких знаний в области медицины, психологии и т. д.

С другой стороны, во многих образовательных коррекционных учреждениях школьными библиотекарями работают педагоги с перечисленными знаниями, но не владеющие необходимыми знаниями в области библиотечного дела. Поэтому вопросы, которые возникают наиболее часто у библиотечных специалистов, во многом касаются массовой работы с детьми с ограничениями в жизнедеятельности. Соответственно необходимо знать общие и специфические особенности массовой работы, соответствующие конкретной группе детей-инвалидов.
1.Длительность мероприятия не должна превышать 40 минут,

2. во время мероприятия нельзя отвлекаться на посторонние дела, допускать долгие паузы - это может вызвать напряжение и беспокойство. Когда вы к кому-то обращаетесь, не забудьте каждый раз называть его по имени.

3. Правильная техника чтения: интонация, соблюдение ритмики, могут усилить интерес к чтению

4. К каждому мероприятию делается устный обзор книжной выставки. В то же время выставки должны быть яркими, красочными, рассчитанными на зрительное восприятие (для читателей с остаточным зрением и лиц с другими ограничениями).

5. Очень важно яркое информативное оформление мероприятия, использование форм работы, не требующих долгих устных объяснений. В случае их необходимости - отпечатанный текст, плакаты, таблички, схемы, яркие иллюстрации.
6. Очень популярной формой являются беседы, обзоры книг, литературные чтения. Талантливый чтец должен уметь заразить слушателей своим рассказом, его реакция во время мероприятия должна быть яркой и эмоциональной. При этом необходимо больше движений, мимики, жестов.
7. Очень любимы детьми мероприятия с использованием спортивных игр и состязаний. Большой популярностью пользуются просмотры видеофильмов.

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата наиболее важным является:

1. Направленность на развитие речи и памяти: дети любят вспоминать авторов произведений, стихов о природе, временах года;

на развитие общей и мелкой моторики: вспомнить и выбрать игрушки из стихотворения А. Барто «Я выросла» или по словесному портрету подобрать волшебный предмет из русских волшебных сказок и т. д..
2. Для этих детей берутся преимущественно мероприятия с игровыми сценариями. Вполне возможно проведение конкурсов с использованием простых коротких стихов А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака или сказок, рассказов.
3. Возможно проведение бесед на разные темы. Основная их задача - организация диалога, где каждый должен не только уметь высказать свою мысль на тему, но выслушать других детей, научиться общаться. При этом очень важна эмоциональная стимуляция - похвала, поддержка.

Так в проведённом мероприятие « С детства дружбой дорожи» для 3 класса мною был использован игровой момент: передача по кругу яблока, где каждый ученик должен был сказать лучшие качества того, у кого в руках был этот фрукт. Приятно было смотреть на мальчика с ОВЗ(ограниченными возможностями, который с удовольствием принимал участие в игре и про которого было сказано немало хороших, добрых слов.

Библиотекарь, работающий с особой категорией детей должен обладать высокими моральными качествами, чувствовать и принимать боль и радость детей, как свою собственную. Индивидуальный подход, «любящий» стиль общения настраивает таких детей на глубокие контакты с работниками библиотеки. В библиотечной работе важно не только подобрать нужную книгу, но уметь применить сказкотерапию, куклотерапию, рисуночную, музыкальную терапию. Если вы проводите мероприятие для здоровых детей и с нарушением здоровья, обязательно проследите, чтобы ребенку-инвалиду не было скучно, обратитесь к нему лично: загадайте загадку или попросите поучаствовать его в приемлемом для него конкурсе.

От работников библиотеки порой требуется больших затрат душевных сил, терпения, такта, выдержки. Важно быть добрыми, ласковыми, спокойными, понимающими, не допускать резкого тона, хотя дети часто могут быть капризны и раздражены. При общении необходимо обращать внимание на свои жесты, движения, речь, интонацию голоса. Нельзя выказывать чувства жалости, брезгливости, отвращения, и если все же они возникают, нужно суметь подавить их в себе. Дети с ограничениями в жизнедеятельности как все здоровые дети радуются вниманию и теплу, переживают неудачи, жаждут любви и заботы, отзывчивы на добро и обидчивы на зло.

Хочется закончить стихотворением Поповой Марины «С добром к людям»

Неправда! Запомнят тебя!

Когда ты все делаешь прочно.

Когда человека любя

На помощь спешищь к нему срочно!

Когда по дороге в пути

Подашь ему теплую руку

И скажешь: «Так легче идти»

Как лучшему верному другу.

Себя для людей не жалей.

Тебя люди сразу заметят.

Чужую беду отогрей,

Тебе люди этим ответят.


© 2010-2022