Разработка материала для конференции Первые шаги Что такое фитонциды

Раздел Воспитательная работа
Класс 4 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Содержание.

1.Введение.
2.Основная часть.
2.1.Что такое фитонциды.
2.2.План исследования.
2.3.Цель, задачи исследования.
2.4.Объект исследования.
2.5.Гипотеза. Методы исследования.
2.6.Практическая значимость.
2.7.Этапы практической части.
3.Заключение.
4.Литература.
5.Приложение.










1.Введение
С глубокой древности человек стремился украсить свое жили­ще растениями. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он и обра­щался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом. Живые растения улучшают состав воз­духа и очищают атмосферу.
Воздушная среда закрытых помещений далека от идеальной. Помимо обычной пыли часто воздух в помещениях имеет повышенное содержание химических соединений, выделяемых стройматериалами, мебелью, не говоря уже о выхлопных газах, которые поступают из вне. Кроме того, воздушная среда содержит условно-патогенные микроорганизмы, микроскопические плесневые грибы, простейших. Эти микроорганизмы, попадая в благоприятные условия на слизистые оболочки верхних дыхательных путей, могут вызывать острые респираторные или аллергические заболевания. Поэтому меня заинтересовал вопрос о том, губительно ли действуют фитонциды комнатных растений на микроорганизмы. Воздух является средой, содержащей значительное количество микроорганизмов. С воздухом они могут переноситься на определенные расстояния. Школьные помещения - это микросреда, в которой на протяжении 6 - 7 часов пребывают дети с разным уровнем здоровья. Наибольшая проблема заключается в том, что мы даже не знаем об опасности отравления присутствующими в воздухе загрязнениями. В связи с этим охрана чистоты воздушной среды в закрытых помещениях очень важна для сохранения здоровья людей и предупреждения заболеваний.
Цель моей работы:

- узнать для чего в природе существуют фитонциды.
- выявить виды комнатных растений содержащие фитонцидные свойства.
- дать рекомендации по выращиванию комнатных растений в школьных помещениях
Задачи:
- рассмотреть общее свойство фитонцидов .
--изучить влияние фитонцидов на поведение микроорганизмов и простейших.
--на основе полученных данных дать рекомендации по выращиванию растений в школьных помещениях, а также по применению их как средства профилактики простудных заболеваний.

Объект исследования: комнатные растения.
Гипотеза: если растения содержат много фитонцидных свойств, то их можно использовать в оформление школьных помещений, для уничтожения микробов и бактерий и оздоравливать классные кабинеты.
Методы исследования:
1.Теоретический (анализ специальной литературы по теме исследования).
2.Экспериментальный (эксперимент лабораторный).
3.Наблюдательный (наблюдение, выводы).

2. Что такое фитонциды.
Летучие соединения растений - фитонциды были впервые обнаружены нашим соотечественником - профессором Б. П. Токиным. О своем открытии, сделанном в 1928 году, ученый впервые доложил в мае 1930 г. в Киеве на Всесоюзном съезде зоологов.Название фитонциды отражает, что это вещества растительного происхождения (« фитон»-растение), способные убивать другие организмы, клетки (на что указывает частица «циды»).
Уже первые наблюдения Бориса Петровича Токина над ветками свежесрезанной черемухи убедили его в том, что растение выделяет в среду вещества, которые приводят к быстрой гибели в воде мельчайших живых существ-простейших.
В последующем эти опыты были расширены, и оказалось, что практически все высшие растения в тот или иной период своей жизни выделяют большее или меньшее количество этих веществ, направленных против врагов растений (различного калибра) и необходимых для « залечивания» полученных ран .

Фитонциды - греко-латинское слово: фито- (греч.) - растение, цидо- (лат.) - «убиваю». Это образуемые растениями биологически активные вещества разнообразной химической природы. Они обладают способностью тормозить развитие бактерий, вирусов, простейших одноклеточных животных, микроскопических грибов и даже убивать их. Фитонциды - главный фактор иммунитета растений, это защитники от болезнетворных микробов человека и животных.
Илья Ильич Мечников как-то заметил на окне мертвую муху, покрытую плесенью. И вдруг его озарила мысль: а не является ли эта плесень причиной гибели мухи? А дальше логически последовал вывод: а нельзя ли использовать микробов для борьбы с насекомыми-вредителями? Так оно и оказалось. Это было началом больших идей и опытов, поставленных Мечниковым на практике. Так получилось и с учением о фитонцидах.
2.1.План исследования
Проблема: на сколько эффективно действуют фитонцидные свойства комнатных растений на микрофлору школьных помещений.
Тема: выявление действия жидких фитонцидов тканевых соков комнатных растений на бактериальную микрофлору воздуха.
2.2.Цель исследование исследовать растений школьного помещения на выявление действия жидких фитонцидов тканевых соков комнатных растений.
Задачи:
--изучить научную литература
--определить растений содержащий фитонцидных свойств.
--исследовать действия жидких фитонцидов тканевых соков комнатных растений на бактериальную микрофлору воздуха.
--разработать рекомендации по выращиванию комнатных растений в школьных помещениях.
2.3.Субъект исследования: выявление фитонцидных свойств комнатных растений.
Объект исследования: комнатные растения.
2.4.Гипотеза: доказать содержится ли в комнатных растениях фитонциды и как влияют вещества на микроорганизмы.
Методы исследования:
Анализ литературы;
Построение эксперимента;
Проделывание эксперимента опытным путем;
Наблюдение с записью на видеофрагмент.
Вывод.
2.5.Практическая значимость:
Доказать, что в комнатных растениях образуются фитонцидные вещества, которые губительно действуют на микроорганизмы и улучшают микрофлору школьных помещений.
В проекте мы исследуем фитонцидные свойства комнатных растений и хотим убедить о полезности комнатных растений, в том что они выделяют фитонциды очищающие бактериальную флору школьных помещений.
Большую часть жизни мы проводим в помещении, поэтому очень важно заботиться о его экологическом благополучии. Известно, что многие комнатные растения улучшают не только эстетическое оформление помещений, но и их гигиеническое состояние. Они увлажняют атмосферу, выделяют в нее фитонциды, уничтожающие микробы, а некоторые растения даже поглощают вредные излучения и испарения, бактерии и многочисленные аллергены, вредно воздействующие на организм. На экологическое состояние наших школьных помещений влияют и многочисленные технические устройства. Для очистки и оздоровления воздуха в помещениях с успехом используются многие комнатные растения. В закрытых помещениях они способны бороться с вирусами и другими возбудителями болезней.
Например, хлорофитум хохлатый за 24 часа очищает воздух от микробов на 88%! Кроме того, это растение поглощает многие вредные вещества, очищая воздух лучше, чем многие воздухоочистители. Не случайно ученые предложили хлорофитум для очистки воздуха в космических кораблях.
Хлорофитум выращивают в комнатных условиях уже в течение 200 лет. У этого растения красивые изогнутые листья с бело-кремовой полосой. Весной и летом на спадающих каскадом тонких побегах появляются сначала мелкие цветки, а потом - листовые розетки, которые в подвесной корзинке смотрятся очень эффектно. Хлорофитум быстро растет, редко болеет, неприхотлив, но любит солнечный свет. Особым противомикробным эффектом обладают фикус, примула, бегония, герань. Хорошими фитонцидными растениями считаются также монстера, циперус. Если же «поселить» в комнате эвкалипт и мирт или инжир, то не только микробов, а даже мух и комаров в помещении не останется.. Считается также, что около компьютеров нужно ставить кактусы, так как они способны поглощать вредные излучения.
Все вышеперечисленные комнатные растения, а также многие другие можно с успехом использовать для оздоровления экологической обстановки школьных помещений.
2.7.Этапы экспериментальной работы.
Для того чтобы провести опыты, я за основу брал методику определения фитонцидной активности экстрактов - по Борису Петровичу Токину.
Лабораторией профессора Б.П. Токина было обнаружено более 500 видов растений, обладающих фитонцидными свойствами. На основании многочисленных исследований было установлено время гибели простейших после бесконтактного воздействия фитонцидных растений.
Мы проделали опыт.
1. В керамической ступке растёрли листья хлорофитума, действие фитонцидов которого необходимо проверить.
2. Отжали через марлю несколько капель сока исследуемого растения.
3.Взяли предметное стекло, капнули туда воду из аквариума с листом элодеи и поместили на предметный столик микроскопа.
Просмотрели препарат сначала под малым, а затем под большим увеличением. Можно увидеть разнообразные виды простейших организмов и их активное движение в капле воды.
4. Добавили каплю приготовленного сока из листьев хлорофитума.
5. Наблюдал за движением простейших в течение нескольких минут , установили активность простейших до соприкосновения с фитонцидами (под микроскопом).
6.Зафиксировали время, в течение которого происходит гибель микроорганизмов после воздействия на них растительного экстракта. Данные эксперимента внес в таблицу. Также проделал опыты с такими растениями как дефинбахиум, сцинтдапсус, толстянка.
Закрепление и выводы: Наблюдая за движением микроорганизмов, убедились в том, что сначала быстро начинают двигаться, а потом замедленное движение и гибель микроорганизмов. Это доказывает, что хлорофитум содержит фитонцидные свойства губительно действующие на микроорганизмы.

Комнатные растения

характеристика

продолжительность

хлорофитум

Поглощает и полностью нейтрализует значительное количество газообразных углеводородов из газовоздушной среды помещений

10 минут

3.Заключение.

На основе научных публикаций по теме исследования выявлено:
- многие растения выделяют биологически активные вещества - фитонциды, используемые человеком с древних времен на всех континентах Земли
- явление фитонцидности в растительном мире обнаружено в России Б.П. Токиным в 1928 г
- фитонцидные растения используют для экологической стабилизации и улучшения окружающей среды.
Как мне объяснила Галина Алексеевна, что по санпину не рекомендуют выращивать на подоконниках комнатные растения, но мы заявляем их надо выращивать на других участках школьных помещений, ведь они оздоравливают своими фитонцидными свойствами классные кабинеты.



4.Литература.
1.Блинкин С.А. Фитонциды вокруг нас / С.А. Блинкин, Т.В. Рудницкая. - М.: Знание, 1981. - 144 с.
2.Воронцов В. Комнатные растения. Новое руководство по уход / В. Воронцов. - М.: ЗАО «Фитон+», 2002. - С. 69-73.
3.Лепкович И.П. Ландшафтное искусство / И.П. Лепкович. - СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2004. - 400 с.
4.Мир растений. - М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. - 192 с.
5.Тульчинская В.П. Растения против микробов / В.П. Тульчинская, Н.Г. Юргелайтис. - Киев: Издательство «Урожай», 1987. - 96 с.
6.Фитонциды и антибиотики высших растений / Б.Е. Айзенман, В.В. Смирнов, А.С. Бондаренко. - Киев: «Наукова думка», 1984. - 280 с.
7.Токин Б.П. Целебные яды растений. Повесть о фитонцидах / Б.П. Токин. - Лениздат, 1974. - 344 с.
8.Токин Б.П. Губители микробов - фитонциды / Б.П. Токин. - М.: Изд-во культурно-просветительской литературы, 1952. - 127 с


© 2010-2022