- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Основы нравственного воспитания педагогической системы К. Д. Ушинского в современной школе
Основы нравственного воспитания педагогической системы К. Д. Ушинского в современной школе
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Образцова Е.Г. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Основы нравственного воспитания педагогической системы К.Д.Ушинского в современной школе
(из опыта работы)
Труды Ушинского... навсегда останутся тем краеугольным камнем в деле воспитания на всех его ступенях, с которого можно, пожалуй, пошатнуть, но никак не сдвинуть нашу народную школу.
Л.Н. Модзалевский
Реформы в образовании всегда вызывали в обществе настороженность. Этому есть понятное объяснение: любые перемены касаются не только интересов государства, но и отдельной семьи, отдельного человека. Характер изменений сегодняшней системы образования напрямую связан с необходимостью повышения качества образования, с достижением новых образовательных результатов, с приобщением детей к культурным и общечеловеческим (базовым национальным) ценностям.
В эпоху радикальных перемен, в период перехода российской школы на новые федеральные государственные образовательные стандарты нельзя допустить принятия ошибочных, необдуманных, поспешных решений, которые могут привести к утрате нравственных ценностей, положительной мотивации к обучению, снижению престижа учительской профессии.
На этом ответственном этапе развития образования крайне важно обращаться к опыту и наследию великих педагогов, например, к работам К.Д.Ушинского. Константин Дмитриевич Ушинский известен как выдающийся педагог, психолог, идеолог и разработчик теории развивающего обучения. Основу педагогической системы классика составляла совокупность взаимосвязанных идей: народность - общественность - религия - наука. Его идеи не утратили актуальности и значимости в наши дни, и многие, так или иначе, нашли отражение в ФГОС НОО.
Можно выделить некоторые специфические признаки теории воспитания Ушинского:
-
родной язык является лучшим средством воспитания, откуда идет духовное, нравственное и умственное развитие;
-
понятие воспитания создано характером и историей народа;
-
характер рассматривается как особый род связи между природным и духовным элементами жизни человека;
-
привычка есть процесс, посредством которого убеждение делается наклонностью и мысль переходит в дело;
-
одна общая для всех прирожденная наклонность - любовь к отечеству;
-
семья - способ природной организации повторения и дальнейшего развития характера родителей;
-
воспитательные меры определяются посредством их соотнесения с общей для всех народов целью воспитания и единством психологических законов, везде служащих основой для всякой воспитательной деятельности;
-
каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях;
-
условиями существования нравственного идеала являются общественное мнение и общественное убеждение в деле воспитания;
-
сила характера черпается из природных источников души;
-
наш характер образуется в борьбе убеждений, приносимых жизнью, с прирожденными, телесными, наклонностями;
-
общественное воспитание есть для народа его семейное воспитание.
Следуя принципу развивающего обучения, Ушинский протестовал против разделения функций воспитания и обучения. «... Воспитание, - писал К.Д. Ушинский, - должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека».1 По его мнению, образовательные и воспитательные задачи могут быть решены лишь в том случае, если будут соблюдены три основных условия: связь с жизнью, соответствие с природой ребенка и особенностями его психофизического развития и обучение на родном языке.
В современной начальной школе, в том числе и в биотехнологическом лицее-интернате № 21 р.п. Кольцово, где я работаю, особое внимание уделяется формированию ценностных ориентаций, социальных компетенций школьников. Как того требует ФГОС НОО, в основу программы по духовно-нравственному воспитанию положены базовые национальные ценности российского общества, формирование которых возможно только через свободную и творческую деятельность, которая должна осуществиться под руководством учителя: «…главное достоинство … преподавателя состоит в том, чтобы он умел воспитывать учеников своим предметом»2.
К.Д.Ушинский считал необходимым разработать учебные занятия детей, «предшествующие книжному учению», и внеучебные занятия, которые примыкают к детской игре.
В нашем лицее в основе таких занятий находится механизм клубной системы воспитания, которая дополняется системой традиций, имеющих весомое влияние на духовную жизнь образовательного учреждения в целом.
В работе с детьми на протяжении многих лет царят следующие принципы работы:
-
неразрывность образовательного и воспитательного процесса;
-
сотрудничество ребенка и взрослого;
-
право ребенка на выбор деятельности и самостоятельность;
-
предоставление широких возможностей для реализации способностей;
-
привлечение на территорию лицея внешних программ и инициатив;
-
взаимосвязь с аналогичными системами на всех уровнях.
Особенностью нашего учреждения является биотехнологическая направленность, которая реализуется в экологических классах (1 уровень обучения), специализированных (предметы: химия - биология) и лицейских классах (2 и 3 уровень обучения). В целях образования и воспитания, а также с целью создания единого образовательного пространства на территории муниципалитета педагогический коллектив лицея отдает приоритет интеграции основного и дополнительного образования.
Для этого активно используются материально-технические возможности учреждения, ресурсы учреждений дополнительного образования детей, биотехнопарка наукограда Кольцово, градообразующего предприятия ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор».
Организация образовательного процесса в условиях интеграции позволяет, на мой взгляд, создать единую воспитательную систему и повысить качественный уровень готовности детей к жизненному самоопределению. Именно на это в свое время обращал внимание К.Д.Ушинский, и именно этого от школы требуют новые стандарты образования.
Содержание внеурочных занятий учеников формируется с учетом выбора учащихся и направлено на реализацию различных форм деятельности, отличных от урочных (проектно-исследовательские работы, научно-исследовательские, научно-практические конференции, олимпиады, конкурсы, экскурсии, летние биологические школы, летние экологические смены, летние экспедиции и др.)
Становлению нравственного гражданина способствуют общешкольные мероприятия: праздники, выставки рисунков, концерты, экологические конкурсы, беседы, экскурсии, чтение книг, встречи с ветеранами и многое-многое другое.
В структуру организации учебного процесса также внесены изменения: для классов первого уровня обучения и специализированных, а также профильных классов создано динамическое нелинейное расписание, включающее урочную и внеурочную деятельность.
В своих трудах К.Д. Ушинский не раз говорил о том, что содержание обучения должно быть адаптировано с учетом умственных и физических возможностей учащихся. Именно поэтому в нашем лицее создаются специальные образовательные условия как для одаренных детей, так и индивидуально для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Безусловно, познавательная деятельность детей, в которой первостепенное внимание уделяется развитию трудолюбия, интереса к науке и физическому труду, возбуждению активности и самостоятельности, организуется учителем. При этом к педагогу, воспитателю предъявляются самые высокие требования. Он должен иметь глубокие специальные знания, твердые убеждения; сочетать разум и чувства; быть примером для подражания; любить детей и свою профессию; обладать тактом; активно участвовать в общественной жизни; постоянно совершенствовать свое мастерство, свою культуру. К.Д. Ушинский подчеркивал, что «воспитателям вверяется нравственность и ум детей, душа, будущность нашего отечества. Главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанниками: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».3
По мнению Ушинского, воспитание будет существовать столько, сколько будет существовать народ. Хочется надеяться, что, опираясь на идеи этого великого педагога, мы превратим наш лицей и Кольцово в целом в нравственный, культурный центр нашего общества.
1 К.Д. Ушинский. Письма о воспитании наследника русского престола. dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_nasledn.html
2 К.Д.Ушинский. Три элемента школы. Собрание сочинений, М., 1974 biografia.ru/arhiv/469.html
3 К.Д.Ушинский. Собрание сочинений, М., 1974. Теоретические проблемы воспитания и образования.
О пользе педагогической литературы. biografia.ru/arhiv/468.html