Рабочая программа кружка Культура добрососедства

Раздел Воспитательная работа
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кормовская школа Первомайского района Республики Крым»







Рабочая программа

кружка

«Культура добрососедства»

для 5 класса:


«Крымское многоголосье»





Составила И.И.Цуркан

учитель начальных классов

МБОУ Кормовская школа







2015-2016 учебный год


Пояснительная записка

Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Араджиони М.И., Кравцовой Л.Ф., Козыревой А.С., Опенко Н.Ю.

Проблемы воспитания гражданина, формирования патриотических чувств и уважения к государству остаются актуальными для всех стран. На современном этапе развития общества в Республике Крым, и России в целом, особое значение приобретает проблема национального воспитания, которое предусматривает:

  • воспитание сознательного гражданина, патриота своей страны;

  • формирование чувства принадлежности к многонациональному украинскому народу;

  • формирование высокой культуры межнациональных отношений через поликультурный подход в системе национальной украинской школы;

  • приобретение социального опыта и потребности жить в демократическом обществе.

Учебный курс «Культура добрососедства» - интегрированный курс. Он расширяет содержание воспитательной работы по патриотическому воспитанию, конкретизирует основные его направления, преломляя их через особенности региона, в котором проживают учащиеся, способствует формированию наиболее значимых ценностей украинского народа и воспитанию собственного «я», веры в свои способности, пониманию значения жизни как высшей ценности, предусматривает активное общение детей в социальном и естественном окружении.

Главная цель курса - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.

Программа составлена с целью создания социально-педагогических условий, способствующих позитивным изменениям детей к окружающему миру, обществу, природе и с целью ознакомления с историей, географией, культурным наследием, традициями, бытом и современными реалиями народов Крыма, как составляющей многообразия народов, населяющих Российскую Федерацию.

Программа курса «Культура добрососедства» направлена на реализацию как учебно-воспитательных, так и практических целей.

Учебно-воспитательные цели курса:

  • воспитание патриотизма и любви к Отечеству, к родному краю - Крыму;

  • формирование социальной компетентности и гражданской ответственности;

  • воспитание толерантности как основного принципа демократии;

  • развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции ребенка, умеющего строить отношения в окружающей действительности в согласии с миром и обществом.

Практические цели курса:

  • формирование представлений о разных сторонах действительности окружающего мира и личное отношение к ней;

  • знакомство с историей, культурным наследием народов Крыма, воспитание устойчивого интереса к самостоятельному изучению данных вопросов;

  • формирование умений строить взаимоотношения с людьми, проживающими рядом;

  • приобретение опыта личного общения и совместного творчества через познание культуры других народов;

  • формирование положительных мотивов и потребности познания родного языка и культуры.

Реализация учебно-воспитательных и практических целей данной программы на протяжении четырех лет обучения будет способствовать межэтнической и межконфессиональной толерантности, гармонизации межнациональных отношений при сохранении каждым человеком своего, самобытного, а также формированию этики межнационального общения, основанного на взаимоуважении друг к другу, на взаимообогащении через национальное своеобразие культуры, быта, традиций каждого народа.

Основными задачами предмета «Культура добрососедства» являются:

1. Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного отношения к многообразию культур и религий.

2. Обучение основам добрососедства, этнической и конфессиональной толерантности, навыкам ведения диалога и переговорного процесса.

3. Приобретение знаний по краеведению, географии, этнической истории своего региона.

4. Изучение этноконфессиональных особенностей, быта, традиций, материальной культуры народов региона (ремесла, интерьер, кухня, костюмы и т.д.), семейных и религиозных обычаев, этикета, традиций гостеприимства.

5. Знакомство с историей языков народов Крыма, фольклором, со «словарем дружбы» (словарным минимумом для общения на разных языках).

6. Знакомство с национальными ремеслами и привлечение учащихся к совместному творчеству.

7. Приобщение к охране духовных святынь, памятников истории и культуры.

8. Формирование навыка независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основаны на моральных ценностях человечества: знания, открытость мышления, свобода мысли, убеждений, совести.

Особенностями данного курса являются:

  • его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;

  • особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;

  • адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;

  • рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;

  • изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в Крыму;

  • привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;

  • приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем;

  • возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.

Принципы и особенности организации преподавания курса «Культура добрососедства»:

  • единство изучения России и Крыма как субъекта России;

  • приоритетность воспитательных задач;

  • опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;

  • максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы;

  • использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;

  • использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный - равному», «case-study» и др.

Программа предназначена для обучающихся 5 класса и составлена в соответствии с возрастными особенностями детей 11 лет.


  1. Общая характеристика курса «Культура добрососедства».

Программа для каждого класса создавалась с учетом обязательных тематических линий, которые были условно названы так: "Географическая среда", "История", "Традиционная и современная культура", "Язык соседа", "Аксиология", "Конфликтология", "Поисково-исследовательская работа". В свою очередь, каждая из них имеет свои подразделы.

Изучение раздела «Географическая среда» поможет сформировать представление у школьников о топонимике - науке о географических названиях, происхождении топонимов, топонимах Крыма, исторической ценности топонимов своего региона. Как изменяются географические названия. Роль географических названий в практической жизни.

Раздел «История» История Крыма в названиях моего региона. О чем говорят наши имена и фамилии. История моей семьи в истории Крыма и моего региона. Наука генеалогия. Мое родословное древо. Что можно передать по наследству? Для чего надо знать историю своего народа, рода, семьи. Знакомство с историей возникновения села, улицы, на которой они проживают, с соседями - носителями различных культур и религий. Осознание общности культур народов, проживающих в регионе, и выявление своеобразия каждой из них в позитивном аспекте поможет приобрести опыт культуры поведения в социальной и естественной среде, научит взаимодействовать с людьми, проживающими рядом.

При изучении раздела «Традиционная культура» через знакомство с бытом, языками, обрядами приобщения к религии и имянаречения у народов Крыма, конфессиями, декоративно-прикладным искусством разных народов, подвижными играми народов Крыма, своей улицы, своих друзей, фольклором Крыма расширяется представление у школьников о материальной и духовной культуре людей, приобретается опыт личного общения и совместного творчества через познание культуры друг друга. С одной стороны - раскрывается многообразие культур людей, проживающих в Крыму, с другой - показывается общность этих культур.

Предусмотрены выставочные мероприятия, способствующие формированию интереса к традиционной культуре и ее популяризации среди учащихся, а также встречи с мастерами народных ремесел, знатоками фольклора

Раздел «Язык соседа» через знакомство с фольклором, наукой ономастикой, традиционными именами в фольклоре народов Крыма, работой со словарями, национальной литературой расширит представление младших школьников о людях разных национальностей, о языковой среде, поможет в совершенствовании разговорной практики на родном языке, обеспечит возможность понимания «языка соседа», использование его как средства коммуникации.

В разделе «Конфликтология» предусмотрено подведение школьников к более ясному пониманию самих себя и людей, окружающих их, к освоению действенных, ненасильственных способов разрешения групповых и индивидуальных конфликтов: обращение конфликтов в средство познания. Приобретая определенные навыки регулирования и разрешения конфликтов через игровую деятельностью и через практические занятия-тренинги, ребенок получает опыт поведения в подобных ситуациях, учится действовать более взвешенно и осознанно, а также нести ответственность за свои поступки. Такой подход поможет сформировать адекватное восприятие любой информации, включая негативную, осознать, что нельзя поспешно порицать и судить о том, что может показаться каждому не столь интересным на данном этапе общения, что зачастую упускается шанс познать для себя что-то новое, обрести возможность найти истину и мудрость, так как конфликт не всегда является отрицательной силой и может способствовать личностному росту и познанию. Чтобы достичь конечной цели ненасилия, при про ведении практических занятий-тренингов необходимо добиться правильного поведения, видеть хорошее во всем, слышать позитивные суждения, произносить добрые слова и совершать поступки, служащие для блага всех. Каждый должен осознать, что все то, что мы делаем по отношению к другим - мы делаем это по отношению к себе, и поэтому наша обязанность - помогать и защищать все вокруг нас так же, как мы защищаем себя, так как гнев, несогласие и насилие вызывают только дисгармонию. Результатом проводимой работы должно стать осознание того, что ненасилие - это высшая ступень общечеловеческих ценностей и результатом является совершенство характера, а это способность управлять своими эмоциями, быть не эгоистичным, находить выход из любых ситуаций, успешно выполнять принцип ненасилия. Знакомя в доступной форме с основами конфликтологии и в игровой форме проводя тренинги, у младших школьников вырабатываются навыки распознавания конфликтной ситуации и ведения переговорного процесса, формируются умения конструктивно справляться с конфликтами. Такой подход будет способствовать укреплению психического состояния ребенка, что является одной из составляющих их физического здоровья.

В разделе «Аксиология» обучающиеся знакомятся с понятиями «ценность», «семья», «Родина», «малая родина», взаимоотношения в семье, отношение к родителям, взаимоотношения с близкими и дальними родственниками, взаимоотношения поколений и полов в разных культурах, отношение к сверстникам. В процессе раскрытия данных понятий находятся точки соприкосновения, раскрываются индивидуальность и уникальность каждого человека, формируется личное отношение к сторонам действительности через взаимодействие различных форм общения. Возникает необходимость осознания права ребенка на социальные связи, которые не только раскрывают особенности каждого, но и способствуют взаимообогащению. Почитание предков и забота о потомках формируется как одно из составляющих направлений целостной системы внутреннего развития ребенка как субъекта учения.

Формы организации кружковой деятельности

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с школьниками, которая включает основные компоненты: аксиологический (связанный с сознанием), потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Курс имеет ряд принципиальных отличий от других школьных учебных предметов, среди которых:

- включение в продуктивную учебную деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса, прежде всего - родителей, родных и близких,

- переход от просветительского образования к поисковому, от репродуктивного - к продуктивному,

- преимущественное использование активных методов обучения (игр, дискуссий, проектов, экспедиций, экскурсий, исследований, других видов творческих работ).


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты

В результате изучения программы «Культура добрососедства» на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

При изучении учебного курса «Культура добрососедства» обучающиеся

должны знать:

  • 10 топонимов своего региона;

  • историю своей семьи, составлять родословную своей семьи;

  • фольклорные группы и ансамбли Крыма, своего региона;

  • 3-4 подвижные игры народов Крыма;

  • 5-6 названий важных культурных и исторических памятников своей местности;

  • 5-6 названий праздников народов, живущих в данном регионе;

  • стихи, песни, легенды, предания о Крыме и о своем регионе;

  • «словарик дружбы» в указанном объеме на национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями;

должны иметь представление:

  • о топонимике - науке о географических названиях;

  • о науке генеалогии;

  • о традициях имянаречения и об обрядах приобщения к религии;

  • о гончарном ремесле, его происхождении;

  • о науке ономастике;

  • о конфликте, о его положительных и отрицательных сторонах;

  • об истории села, улицы, на которой проживают;

  • о ремеслах, мастерах Крыма;

  • о разнообразии культур и религий различных народов, населяющихся Крым;

  • о семейных святынях;

  • о ценностях, которые объединяют все народы;

должны уметь:

  • различать музыкальные инструменты народов, населяющихся Крым;

  • составлять свою родословную;

  • характеризовать иерархию семейных связей;

  • называть на родном языке термины 1 и 2 степени родства;

  • делать простейшие лепные изделия;

  • работать со словарем, различать типы словарей;

  • называть старинные и современные имена жителей Крыма;

  • презентовать свой народ и себя, как представителя своего народа;

  • характеризовать свое поведение в семье, иерархию семейных отношений;

  • распознавать конфликты и предупреждать их;

  • презентовать себя, свой класс, свою школу, свою семью;

  • сделать миниальбом или составить минилетопись «История моего рода (фамилии)»

  • провести экскурсию в музей или написать заметку в газету;

  • вести диалог с товарищами;

  • сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение;

  • с уважением относиться к родителям, одноклассникам, соседям;

  • использовать в общении со сверстниками и учителем «Словарик дружбы».

Календарно - тематическое планирование

кружка «Культура добрососедства»



п/п


Содержание учебного материала

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Дата


1

Вступление (1 час).

Ознакомление учащихся с целями, задачами и структурой курса.

Формы и методы самостоятельной, в т.ч. исследовательской работы учащихся.




Раздел «Географическая среда» (4 часа)


2


Топонимика - наука о географических названиях.

Происхождение топонимов.

Знать не менее 10 топонимов своего региона. Рассказывать об их происхождении. Приводить примеры топонимов, связанных с историей разных народов Крыма.


3


Историческая ценность топонимов. Как изменяются географические названия.

4

Топонимы Крыма.

Роль географических названий в практической жизни.

5

Топонимы Первомайского района.



Раздел «История» (4 часа)


6

История Крыма в названиях моего региона.

Знать историю своей семьи. Составлять свою родословную. Рассказывать семейные предания о происхождении фамилии и имени. Выражать уважение к семье, роду, родственникам. Характеризовать свою роль и обязанности в семье.


7


О чем говорят наши имена и фамилии. История моей семьи в истории Крыма и моего региона.

8

Наука генеалогия. Мое родословное древо.


9

Что можно передать по наследству? Для чего надо знать историю своего народа, рода, семьи.


Раздел «Традиционная культура» (9 часов)



10


Гончарное ремесло: его происхождение и основы. Посуда. Украшения. Игрушки.


Уметь делать простейшие лепные изделия


11



Музыка в жизни людей. Музыкальные инструменты. Народные музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов.

Знать названия и тексты 2-3 песен своего народа и других народов Крыма. Уметь различать музыкальные инструменты.


12

Музыкальный фольклор Крыма. Народные ансамбли в моем регионе. Фольклорные конкурсы и фестивали.


Приводить примеры фольклорных произведений. Знать фольклорные группы и ансамбли Крыма, своего региона


13

Певцы-сказители о крымской земле (ашуги, акыны и др.).

Знать стихи, песни, легенды, предания о Крыме и о своем регионе.


14

Стихи и песни о Крыме, о моем регионе, о моей школе.

15

Обряды приобщения к религии и имянаречения у народов Крыма.

Что значит мое имя. Имена моих друзей.


Иметь представление о традициях имянаречения и об обрядах приобщения к религии.



16




«Азбука родства». Понятия «род», «фамилия», «семья», «родные», «двоюродные». Иерархия семейных связей. 1 и 2 степень родства


Характеризовать иерархию семейных связей. Называть на родном языке термины 1 и 2 степени родства.


17

Как появилась игра. Почему играют люди. Подвижные игры народов Крыма.


Уметь вырабатывать правила игры. Знать 3-4 подвижные игры народов Крыма.


18

Игры моего, двора, моей улицы, моих друзей.



Раздел «Язык соседа» (4 часа)


19

Родной язык. Роль и место языков общения. Языки моих друзей и соседей.

Уметь работать со словарем. Различать типы словарей.

Иметь представление о том, что изучает

ономастика, называть старинные и современные имена жителей Крыма.









20

Наш друг - словарь. Как пишутся словари. Какие бывают словари.

21



Наука ономастика. Традиционные имена в фольклоре народов Крыма.


22

«Словарик дружбы»: Мама, папа, бабушка, дедушка, народ, родственник, брат (старший / младший), сестра (старшая /младшая), тетя (по отцу / по матери), дядя (по отцу / по матери), семья, род, имя, фамилия, родина, сосед / соседка, друг / подруга, русский язык (название языка), язык (речь).

Фразы, выражения, диалоги:

Давай познакомимся!

Знакомьтесь!

Как тебя зовут? - Меня зовут…

Давай дружить! - (Ответ)

Спасибо! Пожалуйста!

Извини, пожалуйста! - (Ответ)

Я - русский (русская) …

Мой родной язык …

Обращение к пожилому незнакомому мужчине

Обращение к пожилой незнакомой женщине

Обращение к незнакомому мужчине средних лет

Обращение к незнакомой женщине средних лет

Обращение к сверстнику - мальчику

Обращение к сверстнице - девочке

Уважительное обращение к группе взрослых людей

Уважительное обращение к группе сверстников


Знать программные слова и выражения на 2-3 языках, уметь их использовать в общении со взрослыми и сверстниками.



Раздел «Аксиология» (3 часа)


23





24






25

Что такое ценности? Ценности семейные.


Иметь представление о семейных ценностях







Взаимоотношения в семье. Отношение к родителям. Взаимоотношения с близкими и дальними родственниками.


Уметь характеризовать свое поведение в семье, иерархию семейных отношений. Обосновывать важность семейного взаимоуважения и взаимопонимания.



Взаимоотношения поколений и полов в разных культурах.

Отношение к старшим. Отношение к младшим. Отношение к сверстникам.

Приводить примеры настоящего авторитета, заботы, ответственности. Уметь выделять и характеризовать ценности своих сверстников












Раздел «Конфликтология» (4 часа)


26

Осознание уникальности своего этноса и себя как представителя своего народа. Групповое взаимодействие. Ответственность каждого за конфликтные ситуации.


Уметь презентовать свой народ и себя, как представителя своего народа.


27

Что такое конфликт? Как распознавать конфликты и предупреждать их.


Иметь представление о том, что такое конфликт, о его положительных и отрицательных сторонах, о возможности предупреждения конфликта или разрешения его ненасильственным путем. Уметь распознавать возникновение конфликтной ситуации.



28

Какие бывают конфликты.

Разрешение конфликтов ненасильственным путем.


29

Развитие навыков группового взаимодействия; Развитие навыков самопрезентации. Речевые игры по практике эффективного общения

Уметь презентовать себя, свой класс, свою школу, свою семью. Уметь организовать обсуждение проблемы, игру, общее дело.




Раздел «Поисково-исследовательская работа» (5 часов)


30

Составление и презентация своей родословной.

Уметь рассказать о своей семье, сделать рисунок «Семейное древо»



31

Исследовательская работа по созданию истории своей семьи

Сделать миниальбом или составить минилетопись «История моего рода (фамилии)», «Я и мои родственники», «История моей семьи в истории моего

города (села)»










32

Совместная работа с членами семьи по подготовке материалов по терминологии родства 1-2 степени

Уметь презентовать термины родства второй степени на своем языке и языке соседа



33

Исследовательская работа по изучению топонимики ближайших окрестностей

Уметь провести экскурсию в музей или написать заметку в газету



34

Итоговое занятие. Презентация работ.

Презентация лучших работ за год



© 2010-2022