- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Рабочая программа кружка Культура добрососедства
Рабочая программа кружка Культура добрососедства
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Цуркан И.И. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кормовская школа Первомайского района Республики Крым»
Рабочая программа
кружка
«Культура добрососедства»
для 5 класса:
«Крымское многоголосье»
Составила И.И.Цуркан
учитель начальных классов
МБОУ Кормовская школа
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Араджиони М.И., Кравцовой Л.Ф., Козыревой А.С., Опенко Н.Ю.
Проблемы воспитания гражданина, формирования патриотических чувств и уважения к государству остаются актуальными для всех стран. На современном этапе развития общества в Республике Крым, и России в целом, особое значение приобретает проблема национального воспитания, которое предусматривает:
-
воспитание сознательного гражданина, патриота своей страны;
-
формирование чувства принадлежности к многонациональному украинскому народу;
-
формирование высокой культуры межнациональных отношений через поликультурный подход в системе национальной украинской школы;
-
приобретение социального опыта и потребности жить в демократическом обществе.
Учебный курс «Культура добрососедства» - интегрированный курс. Он расширяет содержание воспитательной работы по патриотическому воспитанию, конкретизирует основные его направления, преломляя их через особенности региона, в котором проживают учащиеся, способствует формированию наиболее значимых ценностей украинского народа и воспитанию собственного «я», веры в свои способности, пониманию значения жизни как высшей ценности, предусматривает активное общение детей в социальном и естественном окружении.
Главная цель курса - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.
Программа составлена с целью создания социально-педагогических условий, способствующих позитивным изменениям детей к окружающему миру, обществу, природе и с целью ознакомления с историей, географией, культурным наследием, традициями, бытом и современными реалиями народов Крыма, как составляющей многообразия народов, населяющих Российскую Федерацию.
Программа курса «Культура добрососедства» направлена на реализацию как учебно-воспитательных, так и практических целей.
Учебно-воспитательные цели курса:
-
воспитание патриотизма и любви к Отечеству, к родному краю - Крыму;
-
формирование социальной компетентности и гражданской ответственности;
-
воспитание толерантности как основного принципа демократии;
-
развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции ребенка, умеющего строить отношения в окружающей действительности в согласии с миром и обществом.
Практические цели курса:
-
формирование представлений о разных сторонах действительности окружающего мира и личное отношение к ней;
-
знакомство с историей, культурным наследием народов Крыма, воспитание устойчивого интереса к самостоятельному изучению данных вопросов;
-
формирование умений строить взаимоотношения с людьми, проживающими рядом;
-
приобретение опыта личного общения и совместного творчества через познание культуры других народов;
-
формирование положительных мотивов и потребности познания родного языка и культуры.
Реализация учебно-воспитательных и практических целей данной программы на протяжении четырех лет обучения будет способствовать межэтнической и межконфессиональной толерантности, гармонизации межнациональных отношений при сохранении каждым человеком своего, самобытного, а также формированию этики межнационального общения, основанного на взаимоуважении друг к другу, на взаимообогащении через национальное своеобразие культуры, быта, традиций каждого народа.
Основными задачами предмета «Культура добрососедства» являются:
1. Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного отношения к многообразию культур и религий.
2. Обучение основам добрососедства, этнической и конфессиональной толерантности, навыкам ведения диалога и переговорного процесса.
3. Приобретение знаний по краеведению, географии, этнической истории своего региона.
4. Изучение этноконфессиональных особенностей, быта, традиций, материальной культуры народов региона (ремесла, интерьер, кухня, костюмы и т.д.), семейных и религиозных обычаев, этикета, традиций гостеприимства.
5. Знакомство с историей языков народов Крыма, фольклором, со «словарем дружбы» (словарным минимумом для общения на разных языках).
6. Знакомство с национальными ремеслами и привлечение учащихся к совместному творчеству.
7. Приобщение к охране духовных святынь, памятников истории и культуры.
8. Формирование навыка независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основаны на моральных ценностях человечества: знания, открытость мышления, свобода мысли, убеждений, совести.
Особенностями данного курса являются:
-
его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;
-
особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;
-
адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
-
рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;
-
изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в Крыму;
-
привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
-
приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем;
-
возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.
Принципы и особенности организации преподавания курса «Культура добрососедства»:
-
единство изучения России и Крыма как субъекта России;
-
приоритетность воспитательных задач;
-
опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;
-
максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы;
-
использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;
-
использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный - равному», «case-study» и др.
Программа предназначена для обучающихся 5 класса и составлена в соответствии с возрастными особенностями детей 11 лет.
-
Общая характеристика курса «Культура добрососедства».
Программа для каждого класса создавалась с учетом обязательных тематических линий, которые были условно названы так: "Географическая среда", "История", "Традиционная и современная культура", "Язык соседа", "Аксиология", "Конфликтология", "Поисково-исследовательская работа". В свою очередь, каждая из них имеет свои подразделы.
Изучение раздела «Географическая среда» поможет сформировать представление у школьников о топонимике - науке о географических названиях, происхождении топонимов, топонимах Крыма, исторической ценности топонимов своего региона. Как изменяются географические названия. Роль географических названий в практической жизни.
Раздел «История» История Крыма в названиях моего региона. О чем говорят наши имена и фамилии. История моей семьи в истории Крыма и моего региона. Наука генеалогия. Мое родословное древо. Что можно передать по наследству? Для чего надо знать историю своего народа, рода, семьи. Знакомство с историей возникновения села, улицы, на которой они проживают, с соседями - носителями различных культур и религий. Осознание общности культур народов, проживающих в регионе, и выявление своеобразия каждой из них в позитивном аспекте поможет приобрести опыт культуры поведения в социальной и естественной среде, научит взаимодействовать с людьми, проживающими рядом.
При изучении раздела «Традиционная культура» через знакомство с бытом, языками, обрядами приобщения к религии и имянаречения у народов Крыма, конфессиями, декоративно-прикладным искусством разных народов, подвижными играми народов Крыма, своей улицы, своих друзей, фольклором Крыма расширяется представление у школьников о материальной и духовной культуре людей, приобретается опыт личного общения и совместного творчества через познание культуры друг друга. С одной стороны - раскрывается многообразие культур людей, проживающих в Крыму, с другой - показывается общность этих культур.
Предусмотрены выставочные мероприятия, способствующие формированию интереса к традиционной культуре и ее популяризации среди учащихся, а также встречи с мастерами народных ремесел, знатоками фольклора
Раздел «Язык соседа» через знакомство с фольклором, наукой ономастикой, традиционными именами в фольклоре народов Крыма, работой со словарями, национальной литературой расширит представление младших школьников о людях разных национальностей, о языковой среде, поможет в совершенствовании разговорной практики на родном языке, обеспечит возможность понимания «языка соседа», использование его как средства коммуникации.
В разделе «Конфликтология» предусмотрено подведение школьников к более ясному пониманию самих себя и людей, окружающих их, к освоению действенных, ненасильственных способов разрешения групповых и индивидуальных конфликтов: обращение конфликтов в средство познания. Приобретая определенные навыки регулирования и разрешения конфликтов через игровую деятельностью и через практические занятия-тренинги, ребенок получает опыт поведения в подобных ситуациях, учится действовать более взвешенно и осознанно, а также нести ответственность за свои поступки. Такой подход поможет сформировать адекватное восприятие любой информации, включая негативную, осознать, что нельзя поспешно порицать и судить о том, что может показаться каждому не столь интересным на данном этапе общения, что зачастую упускается шанс познать для себя что-то новое, обрести возможность найти истину и мудрость, так как конфликт не всегда является отрицательной силой и может способствовать личностному росту и познанию. Чтобы достичь конечной цели ненасилия, при про ведении практических занятий-тренингов необходимо добиться правильного поведения, видеть хорошее во всем, слышать позитивные суждения, произносить добрые слова и совершать поступки, служащие для блага всех. Каждый должен осознать, что все то, что мы делаем по отношению к другим - мы делаем это по отношению к себе, и поэтому наша обязанность - помогать и защищать все вокруг нас так же, как мы защищаем себя, так как гнев, несогласие и насилие вызывают только дисгармонию. Результатом проводимой работы должно стать осознание того, что ненасилие - это высшая ступень общечеловеческих ценностей и результатом является совершенство характера, а это способность управлять своими эмоциями, быть не эгоистичным, находить выход из любых ситуаций, успешно выполнять принцип ненасилия. Знакомя в доступной форме с основами конфликтологии и в игровой форме проводя тренинги, у младших школьников вырабатываются навыки распознавания конфликтной ситуации и ведения переговорного процесса, формируются умения конструктивно справляться с конфликтами. Такой подход будет способствовать укреплению психического состояния ребенка, что является одной из составляющих их физического здоровья.
В разделе «Аксиология» обучающиеся знакомятся с понятиями «ценность», «семья», «Родина», «малая родина», взаимоотношения в семье, отношение к родителям, взаимоотношения с близкими и дальними родственниками, взаимоотношения поколений и полов в разных культурах, отношение к сверстникам. В процессе раскрытия данных понятий находятся точки соприкосновения, раскрываются индивидуальность и уникальность каждого человека, формируется личное отношение к сторонам действительности через взаимодействие различных форм общения. Возникает необходимость осознания права ребенка на социальные связи, которые не только раскрывают особенности каждого, но и способствуют взаимообогащению. Почитание предков и забота о потомках формируется как одно из составляющих направлений целостной системы внутреннего развития ребенка как субъекта учения.
Формы организации кружковой деятельности
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с школьниками, которая включает основные компоненты: аксиологический (связанный с сознанием), потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Курс имеет ряд принципиальных отличий от других школьных учебных предметов, среди которых:
- включение в продуктивную учебную деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса, прежде всего - родителей, родных и близких,
- переход от просветительского образования к поисковому, от репродуктивного - к продуктивному,
- преимущественное использование активных методов обучения (игр, дискуссий, проектов, экспедиций, экскурсий, исследований, других видов творческих работ).
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты
В результате изучения программы «Культура добрососедства» на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
При изучении учебного курса «Культура добрососедства» обучающиеся
должны знать:
-
10 топонимов своего региона;
-
историю своей семьи, составлять родословную своей семьи;
-
фольклорные группы и ансамбли Крыма, своего региона;
-
3-4 подвижные игры народов Крыма;
-
5-6 названий важных культурных и исторических памятников своей местности;
-
5-6 названий праздников народов, живущих в данном регионе;
-
стихи, песни, легенды, предания о Крыме и о своем регионе;
-
«словарик дружбы» в указанном объеме на национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями;
должны иметь представление:
-
о топонимике - науке о географических названиях;
-
о науке генеалогии;
-
о традициях имянаречения и об обрядах приобщения к религии;
-
о гончарном ремесле, его происхождении;
-
о науке ономастике;
-
о конфликте, о его положительных и отрицательных сторонах;
-
об истории села, улицы, на которой проживают;
-
о ремеслах, мастерах Крыма;
-
о разнообразии культур и религий различных народов, населяющихся Крым;
-
о семейных святынях;
-
о ценностях, которые объединяют все народы;
должны уметь:
-
различать музыкальные инструменты народов, населяющихся Крым;
-
составлять свою родословную;
-
характеризовать иерархию семейных связей;
-
называть на родном языке термины 1 и 2 степени родства;
-
делать простейшие лепные изделия;
-
работать со словарем, различать типы словарей;
-
называть старинные и современные имена жителей Крыма;
-
презентовать свой народ и себя, как представителя своего народа;
-
характеризовать свое поведение в семье, иерархию семейных отношений;
-
распознавать конфликты и предупреждать их;
-
презентовать себя, свой класс, свою школу, свою семью;
-
сделать миниальбом или составить минилетопись «История моего рода (фамилии)»
-
провести экскурсию в музей или написать заметку в газету;
-
вести диалог с товарищами;
-
сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение;
-
с уважением относиться к родителям, одноклассникам, соседям;
-
использовать в общении со сверстниками и учителем «Словарик дружбы».
Календарно - тематическое планирование
кружка «Культура добрососедства»
№
п/п
Содержание учебного материала
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
Дата
1
Вступление (1 час).
Ознакомление учащихся с целями, задачами и структурой курса.
Формы и методы самостоятельной, в т.ч. исследовательской работы учащихся.
Раздел «Географическая среда» (4 часа)
2
Топонимика - наука о географических названиях.
Происхождение топонимов.
Знать не менее 10 топонимов своего региона. Рассказывать об их происхождении. Приводить примеры топонимов, связанных с историей разных народов Крыма.
3
Историческая ценность топонимов. Как изменяются географические названия.
4
Топонимы Крыма.
Роль географических названий в практической жизни.
5
Топонимы Первомайского района.
Раздел «История» (4 часа)
6
История Крыма в названиях моего региона.
Знать историю своей семьи. Составлять свою родословную. Рассказывать семейные предания о происхождении фамилии и имени. Выражать уважение к семье, роду, родственникам. Характеризовать свою роль и обязанности в семье.
7
О чем говорят наши имена и фамилии. История моей семьи в истории Крыма и моего региона.
8
Наука генеалогия. Мое родословное древо.
9
Что можно передать по наследству? Для чего надо знать историю своего народа, рода, семьи.
Раздел «Традиционная культура» (9 часов)
10
Гончарное ремесло: его происхождение и основы. Посуда. Украшения. Игрушки.
Уметь делать простейшие лепные изделия
11
Музыка в жизни людей. Музыкальные инструменты. Народные музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов.
Знать названия и тексты 2-3 песен своего народа и других народов Крыма. Уметь различать музыкальные инструменты.
12
Музыкальный фольклор Крыма. Народные ансамбли в моем регионе. Фольклорные конкурсы и фестивали.
Приводить примеры фольклорных произведений. Знать фольклорные группы и ансамбли Крыма, своего региона
13
Певцы-сказители о крымской земле (ашуги, акыны и др.).
Знать стихи, песни, легенды, предания о Крыме и о своем регионе.
14
Стихи и песни о Крыме, о моем регионе, о моей школе.
15
Обряды приобщения к религии и имянаречения у народов Крыма.
Что значит мое имя. Имена моих друзей.
Иметь представление о традициях имянаречения и об обрядах приобщения к религии.
16
«Азбука родства». Понятия «род», «фамилия», «семья», «родные», «двоюродные». Иерархия семейных связей. 1 и 2 степень родства
Характеризовать иерархию семейных связей. Называть на родном языке термины 1 и 2 степени родства.
17
Как появилась игра. Почему играют люди. Подвижные игры народов Крыма.
Уметь вырабатывать правила игры. Знать 3-4 подвижные игры народов Крыма.
18
Игры моего, двора, моей улицы, моих друзей.
Раздел «Язык соседа» (4 часа)
19
Родной язык. Роль и место языков общения. Языки моих друзей и соседей.
Уметь работать со словарем. Различать типы словарей.
Иметь представление о том, что изучает
ономастика, называть старинные и современные имена жителей Крыма.
20
Наш друг - словарь. Как пишутся словари. Какие бывают словари.
21
Наука ономастика. Традиционные имена в фольклоре народов Крыма.
22
«Словарик дружбы»: Мама, папа, бабушка, дедушка, народ, родственник, брат (старший / младший), сестра (старшая /младшая), тетя (по отцу / по матери), дядя (по отцу / по матери), семья, род, имя, фамилия, родина, сосед / соседка, друг / подруга, русский язык (название языка), язык (речь).
Фразы, выражения, диалоги:
Давай познакомимся!
Знакомьтесь!
Как тебя зовут? - Меня зовут…
Давай дружить! - (Ответ)
Спасибо! Пожалуйста!
Извини, пожалуйста! - (Ответ)
Я - русский (русская) …
Мой родной язык …
Обращение к пожилому незнакомому мужчине
Обращение к пожилой незнакомой женщине
Обращение к незнакомому мужчине средних лет
Обращение к незнакомой женщине средних лет
Обращение к сверстнику - мальчику
Обращение к сверстнице - девочке
Уважительное обращение к группе взрослых людей
Уважительное обращение к группе сверстников
Знать программные слова и выражения на 2-3 языках, уметь их использовать в общении со взрослыми и сверстниками.
Раздел «Аксиология» (3 часа)
23
24
25
Что такое ценности? Ценности семейные.
Иметь представление о семейных ценностях
Взаимоотношения в семье. Отношение к родителям. Взаимоотношения с близкими и дальними родственниками.
Уметь характеризовать свое поведение в семье, иерархию семейных отношений. Обосновывать важность семейного взаимоуважения и взаимопонимания.
Взаимоотношения поколений и полов в разных культурах.
Отношение к старшим. Отношение к младшим. Отношение к сверстникам.
Приводить примеры настоящего авторитета, заботы, ответственности. Уметь выделять и характеризовать ценности своих сверстников
Раздел «Конфликтология» (4 часа)
26
Осознание уникальности своего этноса и себя как представителя своего народа. Групповое взаимодействие. Ответственность каждого за конфликтные ситуации.
Уметь презентовать свой народ и себя, как представителя своего народа.
27
Что такое конфликт? Как распознавать конфликты и предупреждать их.
Иметь представление о том, что такое конфликт, о его положительных и отрицательных сторонах, о возможности предупреждения конфликта или разрешения его ненасильственным путем. Уметь распознавать возникновение конфликтной ситуации.
28
Какие бывают конфликты.
Разрешение конфликтов ненасильственным путем.
29
Развитие навыков группового взаимодействия; Развитие навыков самопрезентации. Речевые игры по практике эффективного общения
Уметь презентовать себя, свой класс, свою школу, свою семью. Уметь организовать обсуждение проблемы, игру, общее дело.
Раздел «Поисково-исследовательская работа» (5 часов)
30
Составление и презентация своей родословной.
Уметь рассказать о своей семье, сделать рисунок «Семейное древо»
31
Исследовательская работа по созданию истории своей семьи
Сделать миниальбом или составить минилетопись «История моего рода (фамилии)», «Я и мои родственники», «История моей семьи в истории моего
города (села)»
32
Совместная работа с членами семьи по подготовке материалов по терминологии родства 1-2 степени
Уметь презентовать термины родства второй степени на своем языке и языке соседа
33
Исследовательская работа по изучению топонимики ближайших окрестностей
Уметь провести экскурсию в музей или написать заметку в газету
34
Итоговое занятие. Презентация работ.
Презентация лучших работ за год