- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Проект профориентационной работы с воспитанниками «Шаги в будущее»
Проект профориентационной работы с воспитанниками «Шаги в будущее»
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шиянова Г.Х. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новопортовская школа - интернат
Им.Л.В.Лапцуя»
Проект профориентационной работы с воспитанниками
«Шаги в будущее»
Автор проекта: Шиянова Г. Х.
Воспитатель школы- интерната
Новый Порт, 2014 г
Паспорт проекта
1. Наименование проекта: Проект профориентационной работы с воспитанниками «Шаги в будущее»
2. Цель проекта: Формирование профессиональной готовности воспитаников, содействие в профессиональном самоопределении,. оказание помощи в выборе профессии с учётом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей.
3. Автор проекта: Шиянова Галина Хаовна
4. Категории участников: воспитанники интерната;
5. Возраст 14 - 18 лет
«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку,
должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.
Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду;
оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни»
К.Д. Ушинский.
I.Актуальность проекта
Подготовка к профессиональному самоопределению воспитанников интерната приобретает особую значимость в системе современного образования, так как именно подростки интернатных учреждений в силу специфических возрастных и социальных особенностей оказываются не конкурентно способными на современном рынке труда. Чаще всего это проявляется в социальной неготовности детей взаимодействовать с окружающим миром во время развития личности и определения жизненных целей. Особенно остро эти проблемы стоят в юношеском возрасте, когда ребенок становится перед выбором профессии, входит в мир новых отношений в учебном заведении и первом трудовом коллективе. Покидая интернатное учреждение, воспитанник остается один на один со своей проблемой, и зачастую, не знает, как ему строить свою профессиональную карьеру, не владеет способами профессионального проектирования, не умеет разрешать возникающие трудности на пути профессионального становления.
Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте.. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.
Процесс профессионального самоопределения - чрезвычайно значимый в этом возрасте момент личностного развития. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадут с требованиями профессии. Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора, призвана профориентация. Существенную помощь подросткам в формировании личности, в обучении принимать жизненно важные решения, поиске цели в жизни, в выборе профессии может оказать профориентационная работа педагогов школы-интерната , так как они ближе всех стоят к подросткам в период их внешкольной деятельности. Мы считаем, что профориентационная работа на данном этапе с подростками должна проводиться интенсивно, чтобы помочь им сделать достойный жизненный выбор.
На основании данного выбора можно сформировать критерии готовности подростка к профессиональному самоопределению:
• достаточная информация о профессии и путях её получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии подросток не сможет сделать обоснованного её выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места её получения, потребностей общества в данных специалистах;
• потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированной потребности в обоснованном профессиональном выборе - это самостоятельно проявляемая подростком активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана;
• уверенность подростка в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему, как к жизненной ценности.
• степень самопознания подростка. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора;
• наличие у подростка обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т.е. профессионально важные качества. Сформированность профессиональных качеств - дополнительный критерий обоснованности выбора профессии. Выделенные критерии обусловливают первостепенные задачи педагогов школы- интерната по сопровождению профориентации подростков, решение которых предполагает не только применение общеизвестных форм работы, но и внедрение новых.
Участие в профориентации и помощь в обоснованном выборе профессии - одна из важнейших сторон работы педагогов в течение последних лет. Создание данного проекта по профориентации обусловлено так же и тем, что, как показывает опыт прошлых лет, одной компьютерной диагностики не достаточно.. Предлагаемые в них методы, адаптированы для использования их педагогами.
В рамках данного проекта мы предполагаем организацию комплекса мероприятий, направленных на формирование жизненной позиции по выбору профессиональной деятельности. В Новопортовской школе -интернате ведётся непрерывная работа по профориентации, что подтверждается методическими разработками. Это и послужило основанием для формирования системы профориентации на базе учреждения в рамках данного проекта.
Мы должны воспитать в наших детях любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудится в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.
II.Цели и задачи проекта
Цель нашего проекта : Формирование профессиональной готовности воспитанников, содействие в профессиональном самоопределении,. оказание помощи в выборе профессии с учётом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей.
Задачи:
1. Создать условия для осознанного профессионального самоопределения воспитанников в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, региона в кадрах, формирование способности к социально - профессиональной адаптации в обществе.
2.Убеждение в необходимости развития качеств личности, нужных для получения будущей профессии, сочетания личных интересов и потребностей общества в квалифицированных кадрах.
3.Дифференцированная помощь воспитанникам в профессиональном самоопределении в зависимости от интересов, склонностей и способностей, состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого.
III. Участники проекта: воспитанники интерната
Проект предполагает создание открытой группы. Количественный состав участников неограничен. Участие в проекте может быть групповым и индивидуальным.
IV.Этапы реализации проекта
1. Организационный этап
- составление плана по реализации проекта и ознакомление участников;
- формирование группы;
- определение сроков реализации планов.
2. Деятельностный этап
- запуск реализации проекта (реализация основных мероприятий проекта);
- проведения мониторинга в целях определения эффективности проекта (на начало, промежуточный мониторинг).
3. Заключительный этап
- обобщение и распространение опыта работы; разработка сценариев, обмен методическими находками;
- анализ проектной деятельности
- планирование перспективы работы с учётом полученных результатов.
Содержание проекта
Тематический план реализации проекта
Тема занятия
Цель мероприятия
Срок проведения
Ответственные
1
Анкетирование .Помощь в выборе профессии
Сбор первичной информации, касающейся вопросов профессионального и личностного самоопределения подростка.
15.10.-18.10.2014
Воспитатель
Соц. Педагог
Психолог
2
Час общения: Понятие о профессии и специальности. Общий обзор классификации профессий.
Способствовать формирование представления о проведении анализа профессий на основе классификации типов профессий.
20.10.2014
Воспитатель
3
Консультирование
«Я выбираю профессию»
Способствовать формированию у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов
С 22.10-27.10.2014
Воспитатель
Соц. педагог
4
Профориентационный уголок «Моя будущая профессия»
Расширить кругозор детей о многообразии профессий в мире, повысить уровень ориентации в мире профессионального труда.
29.10.2014
Воспитатель Психолог школы, воспитанники
5
Родительское собрание для учащихся 9,10 классов
«Как помочь ребенку выбрать профессию».
Содействовать формированию у родителей отчетливых представлений о роли семьи в трудовом воспитании и профессиональной ориентации воспитанников;
-информировать родителей о учебных заведениях ЯНАО;
10. 11.2014
Психолог школы Воспитатель
6
Диспут «Блюстители закона»
Сформировать представление о профессии «полицейский», способствовать повышению уровня осознанности и обоснованности профессионального выбора
17.11.2014
Воспитатель
Соц. педагог
Участковый инспектор ОВД
Тихов А.Н.
7
Экскурсии на предприятия , где работают родственники воспитанников..
«Себе на радость, людям на загляденье»
Познакомить подростков с профессиями данного хозяйства и предоставить возможность им наблюдать их труд
В течении года
Воспитатель Кл. руководительПредставитель: рыбозавод МП «Новопортовский рыбозавод»
8
«Профессии вокруг нас»
викторина
Развивать познавательный интерес к профессиям в ЯНАО
2.12.2014
Воспитатель
9
Книжная выставка:
«Выбираешь профессию - выбираешь судьбу»!»
Формирование культуры профессионального самоопределения
15. 12.-2014
Библиотекарь
Воспитатель
9
«Путешествие в мир профессий пищевого производства»
Познакомить подростков с профессиями пищевого производства (кондитер, повар)
20.01.2015
Воспитатель
Классный руководитель
Работники столовой интерната
10
Воспитательный час: Формула выбора профессии.
Способствовать умению ставить перед собой цели и определить пути их достижения
4.02.2015
Воспитатель
Психолог школы
9
Деловая игра
«Как подростку устроиться на работу?»
Способствовать развитию умения преодолевать препятствия к достижению цели; формирование информационного пространства
март
Соц. педагог
психолог классный руководитель
воспитатель
10
Встречи воспитанников с выпускниками школы.
Расширить знания о мире профессий, актуализация важности адекватного профессионального выбора
Апрель
Воспитатель
Кл. руководитель
12
Конкурс эссе « Моя будущая профессия»
Формирование у подростков умения выражать свое отношение к проблеме выбора профессии с помощью печатного слова и языка, в свободной творческой форме
Апрель
воспитатель
13
Творческая мастерская «Самая хорошая профессия»
Обобщение полученной информации в течение года
май
Воспитатель
Соц .педагог
Психолог
Инспектор по труду .
V Ресурсное обеспечение проекта
- Материально-техническое оснащение предполагает использование имеющего оборудования, оргтехники, спортивного инвентаря и др.
-кадровое обеспечение. Руководитель проекта координирует работу по проекту, ведет переговоры со всеми заинтересованными людьми, специалистами, организует встречи, консультации, осуществляет выбор специалистов для организации мероприятий, ведет отчётно-учётную документацию. Исполнение проекта координируется администрацией МБУОШИ.
Ожидаемый результат :
- готовность и способность воспитанников к выбору профессии;
- психологическая готовность к переходу от обучения в школе-интернате к обучению в учебные заведения (ПУ, СУЗы, ВУЗы) в соответствии с моделью профессионального самоопределения.
- сформированность у воспитанников ближних и дальних целей;
- готовность к жизненным и профессиональным трудностям и их преодолению, а также умение бесконфликтно общаться и самостоятельно решать свои жизненные программы.
Заключение
Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь воспитаннику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.
Список литературы.
1.. Афанасьева Е.В. Содержание и основные методы работы по профессиональной ориентации / Е.В. Афанасьева. - Спб.: 2003.
2. Бобровская Л.Н. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия» / Л.Н. Бобровская, О.Ю. Просихина, Е.А. Сапрыкина. - изд. Глобус, 2007.
3..Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. - М. :Просвещение, 1990. - 653с.
4.Потемкина, О.Ф., Тесты для подростков / О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина Е.В. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 320 с.: ил.
5..Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. 6..Митиной. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 184 с.
7. Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор": [Сборник] /Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, М. Г. Пашнина ; [Афанасьева Н. В., Малузина Н. В., Пашнина М. Г.]; под ред. Н. В. Афанасьевой. - СПб : Речь, 2007. - 365 с.
8.Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н.С.Пряжников - М.: ВАКО, 2005.- 288 с