Доклад на тему: Концепция воспитательной системы

Раздел Воспитательная работа
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Концепция

воспитательной системы

средней школы имени Героя Социалистического Труда Е.Шайкина район Шал акына, г.Сергеевка

директор школы, учитель истории Амренова А.Х.

Цель: Формирование социальной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способную к самореализации.

Задачи:

  1. Формирование самосознания, осознания собственного «я», помощь учащимся в самореализации и самоопределении в социуме.

  2. Формирование у учащихся целостной и научно обоснованной картины мира, экологической культуры.

  3. Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, формирование в них адекватного к этим ценностям поведения, воспитание чувства милосердия.

  4. Развитие у подрастающего поколения креативности, «творческости», как черты личности.

  1. Формирование основ культуры здоровья.

  2. Формирование трудовой культуры.

  1. Формирование понимания прекрасного, следования культурным нормам.

  2. Формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины, активной жизненной позиции.

Основные направления воспитательной работы

1. Формирование политической и правовой культуры.

2. Развитие творческих способностей.

  1. Формирование основ культуры здоровья.

  2. Формирование трудовой культуры.

5. Формирование понимания прекрасного, понимания и уважения культур мира, следование культурным нормам.

6. Развитие интеллектуальной культуры.

7. Формирование духовно-нравственной культуры.

8. Экологическая культура.

Содержание воспитания.

Организация воспитывающей деятельности базируется на следующих принципах:

  1. Личностно-ориентированный подход в воспитании.

  1. Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе.

  1. Средовой подход в воспитательной деятельности.

  2. Природосообразность воспитания.

  3. Культуросообразность воспитания.

  4. Деятельно-ориентированный подход.

  5. Эффективность социального взаимодействия.

  1. Концентрации воспитания. Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.

Человек - абсолютная ценность. Практические задачи педагога направлены на выявление и развитие всех сущностных сил ребенка, побуждение его к самовоспитанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя. Необходимо чтобы самореализация каждого человека не подавляла достоинства и интересы других людей. Мир человека - взаимодействие людей. В каждом своём поступке надо научиться видеть и выражать отношения к другому человеку.

Семья - начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Дети и родители должны осознавать историю семьи как часть истории народа, изучать деяния и обряды своих предков, заботиться о продолжении рода, сохранении и умножении его добрых традиций. Чтобы семья стала величайшей нравственной

ценностью в сознании людей начинать перестройку взглядов надо с детства, со школы.

Труд - основа человеческого бытия. Человек трудится не только для: того, чтобы зарабатывать, а потому что он человек. Приобщение детей к труду - важная часть воспитания. Необходимо принять во внимание не только физический труд. Труд воспитательно эффективен, если он многообразен, продуктивен, связан с развитием креативности и включен в гуманистическую воспитательную систему. Задача педагога одухотворить детский труд, сделать его созидательным, творческим, воспитывать у детей уважение к людям, достигшим успеха в жизни честным трудом, учить благотворительности, бескорыстию. Труд тогда хорош, когда развивает и реализует актуальные потребности ребенка. Вместе с тем сегодня актуальным является воспитание в ребенке деловитости, предприимчивости, обязанности, честного партнерства, овладение основами экономических знаний современного менеджмента.

Знание - результат разнообразного, творческого труда. Знание учащихся - мера труда учителя. Воспитательная сущность знаний состоит в том, что они не самоцель, а средство достижения цели - развитие личности ученика. Воспитывают лишь те знания, которые являются для ученика субъективной ценностью, обладают нравственной направленностью. Знания, полученные в школе, имеют три главных признака: глубина - это понимание сущности предмета или явления, приближенности к истине. Здесь на первый план выходит способность мыслить, понимать, анализировать, обобщать, делать выводы, т.е. происходят более ценные мыслительные операции. Прочность знаний - предполагает их

,быстрое и точное воспроизведение, что дается, в основном, тренировкой, и памятью. Разнообразие знаний - это широкая информационность, предполагающая знание не только программного, но и дополнительного материала. Это знание, приобретаемые добровольно, из интереса, любознательности.

Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Задача педагога - помочь в овладении материальной и духовной культурой своего народа, её сокровищами. Интеллигентность - антипод хамству и невежеству. Сегодня это особенно актуально, ибо мы переживаем разгул практицизма. Именно настоящая культура соединяет в себе извечное стремление человечества к истине, добру и красоте. Если школа приобщает детей к миру прекрасного, способствует культуре быта и человеческих отношений, выработке высокого вкуса и неприятия пошлости, культуру поведения и эстетизации среды, потребности строить жизнь по законам красоты и гармонии, она является главным гарантом духовного бытия общества.

Отечество - единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Задача педагога - воспитание уважительного, бережного отношения к истории своего народа. Чувство Родины формируется не только под влиянием прошлого, но и участием в жизни своих современников, соотечественников, личным вкладом во благо Родины.

Земля -это Земля людей и живой природы. Педагоги должны помочь школьнику представить целостность, неделимость мира, взаимосвязь всех мировых процессов, помочь осознать себя частью этого громадного целого, научить дорожит им как величайшей ценностью. Надо понять, что будущее земли зависит от того, как к ней будут относиться ставшие взрослыми сегодняшние дети. Сегодня особенно важны интегрированные процессы в образовании, способные создать целостность мира; неоценимо также экологическое воспитание, формирование устойчивого интереса к общечеловеческим проблемам.

Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами - главное условие существования Земли, человеческой цивилизации. Актуальные задачи воспитания - развитие миротворческой деятельности, а главное - создание в каждой школе атмосферы гражданского мира и национального согласия. Каждая школа и ее ближайшее окружение должны стать зоной мира и покоя. Перечисленные ценности должны стать основой содержания процесса воспитания школьников.


Механизм функционирования воспитательной системы

  • Индивидуально - групповой;

  • Ценностно - ориентационный;

  • Функционально - деятельностный

  • Диагностико - аналитический.

Основные компоненты воспитательной системы:

Воспитание

Виды деятельности

1.Формирование политической и правовой культуры

1. Познавательная.

2.Развите творческих способностей.

2. Трудовая.

3. Формирование основ культуры здоровья.

3. Художественная.

4. Формирование трудовой культуры.

4. Физкультурно-оздоровительная.

5.Формирование понимания прекрасного, понимания и уважения культур мира, следование культурным нормам

5. Творческая.

6. Развитие интеллектуальной культуры.

6. Благотворительная.

7.Формирование духовно-нравственной культуры


  1. Экологическая культура.




Функции воспитательной системы.

Руководители и педагоги учебного заведения стремятся к тому, чтобы функционирующая в образовательном учреждении воспитательная система выполняла следующие функции: развивающая, интегрирующая, регулирующая, компенсирующая, корректирующая.

  • развивающая, направленная на стимулирование и поддержку положительных изменений в личности ребенка, педагога, родителя, на обеспечение развития коллектива и всего организма образовательного учреждения;

  • интегрирующая, соединяющая в одно целое ранее разрозненные и
    несогласованные воспитательные воздействия;

  • регулирующая, связанная с упорядочением педагогических процессов, их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;

  • компенсирующая, предполагающая создание условий в образовательном учреждении для компенсации недостаточного участия и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;

  • корректирующая, заключающаяся в осуществлении педагогически коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.



Этапы реализации концепции воспитательной системы

Этапы

Мероприятия

1. Подготовительный
Цель - выявить позитивный опыт
воспитания в школе, определить
приоритетные направления его развития.

1 .Провести педсовет.

2. Создать проблемные группы по разработке концепции воспитательной системы.

2. Прогностический
Цель - разработать Концепцию, подготовить условия для организации опытно-

экспериментальной работы по теме «Воспитательная система школы».

1 .Разработать концепцию воспитательной системы школы.

2. Моделирование структуры управления воспитательной системы школы.

3. Диагностировать уровень воспитанности школьников с целью выявления отклонений от
концептуальных направлений воспитательной системы.

  1. Разработать модель идеала выпускника и идеала педагога и утвердить на конференции школы.

  2. Определить пути формирования гуманистической позиции учителя (педсовет).

6. Разработать программу деятельности по реализации концепции развития воспитательной системы школы.

3. Практический
Цель- реализация программы
деятельности, внесение корректив в концептуальные положения.

1.Разработать вариативные программы
воспитательной работы по классам.

  1. Обеспечить развитие школьного самоуправления.

  2. Создать вариативные детские объединения.

4.Создание условий с целью обеспечения возможностей для самореализации учащихся в стенах школы:

  • Организовать работу кружков и секций в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями учащихся;

  • Обеспечить условия для реализации творческих способностей и возможностей школьников с целью их самоактуализации на уроке и во внеурочное время.

5. Провести школьный мониторинг по проблеме «Обеспечение воспитания школьников на основе новой концепции воспитательной системы».
6. Организовать комплексное изучение личности школьника (по ступеням обучения), сопоставить его развитие, его ценностные ориентиры с моделью идеала выпускника.


Цель - обобщить позитивный опыт

реализации Концепции воспитательной системы школы.

1. Провести школьную педагогическую конференцию «Осуществление на практике концепции воспитательной системы: опыт, проблемы, перспективы».

2. Выявить уровень влияния воспитательной среды школы на уровень воспитанности школьников.

3. Анализ и коррекция воспитательных программ по классам, внесение корректив в воспитательную систему школы.

4. Определение эффективности управления инновационной деятельностью в школе.

5. Выявление и оценка реальных результатов.

Критерии и показатели эффективности

воспитательного процесса.

  1. Упорядоченность жизнедеятельности школы.

  2. Наличие сложившегося единого школьного коллектива.

  3. Интегрированность воспитательных воздействий в комплексы, концентрация педагогических усилий в крупные «дозы воспитания», в крупные организаторские формы (клубы, ключевые дела, тематические программы).

  4. Общий психологический климат в школе, стиль отношений. Самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт.

  5. Уровень воспитанности ученика (выпускника).

  6. Степень приближенности системы к поставленным целям.



© 2010-2022