Основы военно-патриотического воспитания учащихся в школе

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основы военно-патриотического воспитания учащихся в школе



КОНЦЕПЦИЯ

военно-патриотического воспитания

Донецкой общеобразовательной школы

І - ІІІ ступеней № 101

Министерства образования и

науки Донецкой Народной Республики

«Я - патриот и гражданин»











«Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами Родине, а человеческое достоинство - силою его патриотизма»

Н.Г. Чернышевский

Военно-патриотическое воспитание - это формирование патриотических чувств, воспитание высокого идеала служению народа, готовности к трудовому и героическому подвигам во имя процветания народа. Оно призвано формировать человека - патриота, глубокое понимание гражданских обязанностей, готовности в любое время к защите Родины, овладение военными, военно-техническими знаниями, побуждать к физическому совершенствованию, а также изучать боевые традиции и героические страницы истории.

Патриотическое сознание подрастающего поколения формируется в сложных, противоречивых условиях, связанных с глубокими социальными потрясениями, радикальными изменениями в обществе. Девальвация патриотических ценностей ведет к нарастанию экстремизма, антиобщественных проявлений, которые представляют угрозу не только для самой молодежи, но и для общества в целом. Патриотическое воспитание должно стать приоритетным направлением развития образования, т.к. сегодня оно становиться условием национальной безопасности.

Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи представляет собой многоплановую систематическую целенаправленную и скоординированную деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к его защите.

В современных условиях военно-патриотическое воспитание является одним из основных факторов воспитания гражданственности, обеспечение военной безопасности и мобилизационной готовности нации.

Цель военно-патриотического воспитания - формирование у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовности к достойному служению Отечеству и его защите.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов республики;

- формирование патриотических чувств у учащихся на основе исторических ценностей, сохранение и развитие чувства гордости за свой город, свой народ, свою республику;

- воспитание гражданина-патриота, способного встать на защиту интересов республики;

- воспитание у учащихся сознательной гражданской обязанности, верности воинской присяге формирование внутренней необходимости исполнение военных уставов, приказов командиров и начальников;

- поднятие престижа военной службы, формирование мотивационной сферы, направленной на подготовку к защите своего государства;

- усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения;

- взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, общественными движениями и организациями по вопросам патриотического воспитания.


















Концепции военно-патриотического воспитания


Концепция развития школы -это главный документ стратегического развития школы. Идет процесс создания государства. Эти изменения требуют новых подходов во взаимоотношениях между школой и обществом. Школа должна иметь свое лицо: свою концепцию и программу развития, свой учебный план, свои нормативные документы, своего ученика, свои особые подходы.

Школа должна тщательно изучить процессы, происходящие в районе, городе, государстве и учитывать особенности социокультурной ситуации.

Концепция развития школы - это целостная совокупность мер по обновлению школы. В школе должно быть создано новое видение социально-педагогических процессов и на основе этого прогнозировать развитие всех процессов и всей школы в целом. Должно пройти преобразование учебно-воспитательного процесса в школе, при котором каждый член школьного коллектива осознает необходимость в улучшении своей деятельности.

Важнейшими условиями реализации концепции военно-патриотического воспитания являются:

  • Принцип гуманизма, демократизма;

  • Принцип научности;

  • Принцип приоритетности исторического, культурного наследия Донбасса, его духовных ценностей и традиций;

  • Принцип преемственности и непрерывности в воспитании учащихся;

  • Принцип многообразия форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитательного процесса.









Условия успешной реализации концепции военно-патриотического воспитания.


Для успешной реализации концепции школы по военно-патриотическому воспитанию созданы следующие условия:

  • Создана воспитательная система, работы в школе, включающая в себя всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, педагогов, родителей;

  • Развивается школьное ученическое самоуправление «Школьная республика»;

  • Разработана система традиционных общешкольных мероприятий, творческих проектов;

  • Разрабатываются и используются новые подходы в организации воспитательного процесса;

  • Внедряются современные технологии воспитательного процесса;

  • Используются современные средства обучения.







Этапы реализации концепции по военно-патриотическому воспитанию


1

Проектный

Цель: подготовка условий для создания системы военно-патриотического воспитания.

Задачи:

  1. Изучить нормативную базу.

  2. Разработать, обсудить и утвердить концепцию по военно-патриотическому воспитанию.

  3. Проанализировать материально-технические педагогические условия реализации концепции.

2014 г.

2

Практический

Цель: реализация концепции по военно-патриотическому воспитанию «Я гражданин и патриот».

Задачи:

  1. Разработать методические рекомендации по военно-патриотическому воспитанию.

  2. Расширить и укрепить связи с различными движениями, общественными организациями, другими образовательными учреждениями.

  3. Отработать содержание деятельности, эффективные формы и методы воспитательной работы.

2015

3

Аналитический

Цель: анализ итогов реализации концепции.

Задачи:

  1. Обобщить результаты работы учреждения.

  2. Провести коррекцию в реализации концепции в случае необходимости.

  3. Спланировать работу на следующий период.

2016


Формы и методы реализации концепции по военно-патриотическому воспитанию


С целью формирования чувства патриотизма, преданности делу, укрепление государственности, активной гражданской позиции среди учеников школы используются методы убеждения, стимулирования, самоподготовки, воспитания на основе личного примера. Эти методы раскрывают широкий спектр деятельности для педагога.

Убеждения

Стимулирование

Личный пример

Самоподготовка

формирование уверенности в общественной полезности деятельности по подготовке к защите Отечества

реализуется в различных формах поощрения и соревнования

деятельность воспитателя, который должен быть образцом для молодежи, должно обеспечивать педагогические требования, умеет давать поручения и проверять его выполнение

процесс активного формирования и самосовершенствования молодого человека, воспитание чувства патриотизма, которое реализуется путем самостоятельного обучения и самоконтроля.

- тематические классные часы, уроки;

- ролевые и деловые игры, диспуты;

- участие в конкурсах;

- изучение народных традиций и обычаев, истории своей школы, района, города;

- работа клубов «Патриот», «Крылатая гвардия», «Единоборства»;

- проведение акций «Мы помним о Вас», вахт памяти;

- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий, ополченцами;

- экскурсии по памятным местам;

- военно-спортивные игры;

- участие в конференциях, конкурсах, смотрах;

- проведение месячников: День освобождения Донбасса, День защитника Отечества, День вывода войск из Афганистана, День Победы.




Ожидаемые результаты


Конечными результатами концепции должны стать:

- создание системы военно-патриотического воспитания в школе;

- внедрение в практику педагогической деятельности передовых форм и методов патриотического воспитания;

- развитие у учащихся чувства гордости, любви к родине, родному краю, школе;

- формирование у школьников готовности к вооруженной защите Родины;

- активация интереса к изучению истории Отечества;

- повышение интереса учащихся к военно-прикладным видам спорта;

- расширение участия школьников в военно-прикладных и тематических видах спорта;

- воспитание у учащихся уважения к подвигу отцов и дедов;

- привлечение широкой общественности к участию в работе по военно-патриотическому воспитанию школьников;

- активизация творческого потенциала педагогов в деле патриотического воспитания;

- расширение и совершенствование информационной базы пропаганды военно-патриотического воспитания в школе.















Ожидаемые результаты по этапам реализации Концепции по военно-патриотическому воспитанию


  1. Проектный этап: получение целостной картины состояния военно-патриотического воспитания в школе и сформированности гражданственности как личностных качеств у учащихся.

  2. Практический этап: активизация деятельности школы в рамках военно-патриотического воспитания.

  3. Аналитический этап: изменение гражданской позиции школьников; определение дальнейшей работы по военно-патриотическому воспитанию.

Процесс формирования ценностных ориентаций в рамках военно-патриотического воспитания является неотъемлемой составной частью развития подрастающей личности, ее отношений, направленности, эмоциональной и мотивационно-потребностной сфере. Поэтому важно на каждом этапе выделять ключевые компетентности.









Начальная школа

Формирует чувство уважения и гордости к родному краю, народу, языку;

ощущение себя гражданином, уважение государственных символов, Конституции;

любви к культуре своего народа, его традиций, обычаев и обрядов;

Средняя школа

Сформированность потребности в сохранении и приумножении духовного и материального богатства народа: ответственности, как важной черты личности, за судьбу Родины; понимание личностью своих прав, свобод, обязанностей; гражданской позиции, участие в ученическом самоуправлении, жизни школы и общества; собственной веры в духовные силы народа, его будущее; осознание себя патриотом и гражданином;

Старшая школа

сформированность основных понятий о народе, нации, общество, государство; знание Конституции, выполнения норм закона; осознание себя гражданином, патриотом и гуманистом, который может и должен добросовестно влиять на развитие гражданского общества, правового демократического государства, защищать свои права; чувство патриотизма, развитого правосознания, культуры межэтнических отношений; знание истории, культуры своего народа, его традиций, обычаев и обрядов; готовность к защите национальных интересов;













































Направление работы с родительским активом





• разъяснение родителям задач военно-патриотического воспитания учащихся;

• различные профессиональные знания и умения родителей, их участие при умелом педагогическом руководстве со стороны учителей помогут обогатить внеклассную военно-патриотическую работу с учениками.

• ознакомление родителей с основными методами военно-патриотического воспитания детей;

  • привлечение родителей к участию во внеклассной и внешкольной работе (помощь в проведении походов, экскурсий, военных игр, руководство кружками, беседы с учениками) на патриотические темы, разнообразные формы совместной поисковой и творческой деятельности.

Направления работы с родительским активом















Анализируя эти направления содержания воспитания, особое внимание уделяли воспитанию у детей любви к родителям, родным, родного языка, культуры своего народа; уважения к людям, забота о младших и старших, сострадание и милосердие к тем, кто переживает горе; уважительного отношения к традициям, обычаям, обрядам, к своей родословной, истории народа.


Направления военно-патриотического воспитания




Работа клуба «Патриот»

Экскурсии в военно-патриотические музеи

Посещение памятных исторических мест

Уборка территории возле памятников воинам-интернационалистам.

Проведение конкурсов сочинений, стихотворений, рисунков, фотографий по военно-патриотической тематике

Работа с родительской общественностью по популяризации военно-патриотического воспитания

Система военно-патриотического воспитания ОШ № 101

Участие в военно-спортивных соревнованиях «Зарница»

Проведение классных часов, бесед, встреч по военно-патриотическому воспитанию

Проведение месячника гражданского воспитания

Сотрудничество с организацией воинов-интернационалистов

Работа музея трудовой и боевой славы на базе ДОШ № 101

Сотрудничество с районным Советом ветеранов

Работа патриотического кружка «Поиск»

Проведение месячника военно-патриотического воспитания



© 2010-2022