План работы по самообразованию воспитателя коррекционной школы

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План работы по самообразованию воспитателя

Небоженко Лилии Васильевны

Тема: « Нравственное воспитание в подростковом возрасте детей ОВЗ»

Актуальность темы. Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.

В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». В младшем школьном возрасте, когда душа податлива к эмоциональным воздействиям, необходимо учить нормам нравственности, азбуке морали.

Школьный возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления деятельности педагогов:

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- патриотическое воспитание;

- формирование духовности школьников через отношение к литературе и средствам массовой информации;

- эстетическое развитие детей;

Цель: нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывали такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие. Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания - развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.

Задачи: определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам и предусматривают:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);

  • Осуществление коррекционно - развивающего сопровождения в воспитательном процессе


ПЛАН

работы по самообразованию воспитателя

ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 16 г. Шахты

Камыниной Т.Б.

на 2011-2012 учебный год


Этапы работы

Содержание работы


Сроки

1 этап

Установочно-подготовительный

1. Определение темы

2. Определение целей и задач

3. Подбор источников самообразования

4. Сбор библиографии по выбранной проблеме

Сентябрь

2011г.

2 этап

теоретический

1. Поиск материалов в Интернете.

2. Сбор библиографии по выбранной проблеме

3. Знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране

3. Изучение методической литературы по данной проблеме:

« Азбука нравственного взросления»

В.И. Петрова

4. Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой

5. Выступление по теме самообразования на МО, на педагогических чтениях:

«Игра - это самое серьезное дело».

Сентябрь-декабрь 2011 г.

Постоянно, в течении года.







3 этап

Практический

1. Проведение мониторинговых исследований (проведение начальной диагностики)

- Анкетирование

2. Проведение коррекционных,

практических (открытых) занятий:

- «Азбука нравственности»

- «Добро и зло»

- «Уроки добра»

- «Что такое хорошо и что такое плохо?»

- «Школа вежливых наук»

- «Путешествие в страну Этикета»

- «Помоги братьям меньшим»

- «Правила поведения в общественных местах»

- «Край Донской»

- «Казаки за веру православную»

Беседы:

-«Сила воли»

- «Зависть»

- «Лень»

- «Помоги братьям меньшим»

3. Проведение открытых мероприятий:

Открытое занятие «Освобождение города Шахты от немецко- фашистских захватчиков.»

4. Проведение промежуточной диагностики

Январь-апрель

2011г.

4 этап

Оценочный


1. Анализ работы по теме самообразования за 2011-2012 уч. год

Май

2012 г.




ПЛАН

работы по самообразованию воспитателя

ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 16 г. Шахты

Камининой Т.Б.

на 2012-2013 учебный год


Этапы работы

Содержание работы


Сроки

Теоретический


1. Поиск материалов в Интернете.

2. Знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране

2. Изучение методической литературы по данной проблеме:

«Курс лекций по коррекционной педагогике» И.П. Подласы

«Нравственное воспитание школьника» Т.Н. Каркошкина

3. Выступление по теме самообразования на МО, на педагогических чтениях:

«Основные задачи инклюзивного воспитания детей с ОВЗ»

Постоянно, в течение года





Сентябрь - декабрь 2013г.

3 этап

Практический

1. Проведение мониторинговых исследований (проведение промежуточной диагностики)

- Анкетирование

2. Проведение коррекционных,

практических (открытых) занятий:

- «О моральных и нравственных качествах"

- «Дерево гнева»

- «Правила речевого этикета во время знакомства»

- «Поведение в общественном транспорте»

- «Правила поведения в школе»

- «Передай добро по кругу»

- «Как я общаюсь с друзьями?»

- «Мой родной город»,

Этические беседы о нравственности:

-«Зачем нам нужны вежливые слова»

- «Добрые дела»

- «Вежливость как часть жизни»

- «Труд в жизни человека»

«Предательство»

3. Проведение открытых мероприятий:

Праздник «Рождество»

4. Проведение промежуточной диагностики

Январь - май

4 этап

Оценочный



1. Анализ работы по теме самообразования за 2012-2013 уч. год

2. Творческий отчет по теме самообразования

Май





Основные принципы воспитания

Первый принцип: (принцип природосообразности) - гармония человека с природой. В процессе обучения и воспитания необходимо учитывать природные свойства, природные таланты ребенка, относиться к ним предельно бережно. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.

Второй принцип - гармония человека с культурой. Культурологический фактор требует приобщения всех детей к знаниям об эстетических канонах, принципах, законах, традициях, формирования представлений об этических идеалах народа, на которых строятся различные составляющие национальной культуры.

Третий принцип - гармония во взаимоотношениях человека с другими людьми. Необходимо воспитывать активного, инициативного, самостоятельного, толерантного, просвещенного, культурного, заботливого человека.

Четвертый принцип - гармония в самом себе, самосоздание личности или отношение личности к самой себе.

Пятый принцип - деятельный подход. Воспитание возможно только через включение в деятельность. Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.

Шестой принцип - принцип успешности. Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.

Седьмой принцип - дифференциация воспитания. Предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых, учет их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.

Восьмой принцип - целостный подход. Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.


Основные направления воспитательной работы


Необходимо чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, доверие людям, как социальная форма гражданского общества.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, забота о старших и младших, помощи, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: ценность семьи, забота родителей о детях, о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля - общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду, экологическое сознание.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, красота, гармония, самовыражение в творчестве, искусстве, ценность труда - как условия достижения мастерства, ценность творчества.


Коррекционная работа

Цель: Создание условий для оказания педагогической помощи воспитанникам с ОВЗ.

Задачи:

  1. Выявление воспитанников, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права.

  2. Определение причин отклонений в правовом и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных воспитанников.

  3. Составление плана педагогической коррекции личности и устранении причин её нравственной деформации, отклонений в поведении.

  4. Изменение условий семейного воспитания.

Предполагаемый результат:

Успешная социализация и реабилитация воспитанников в современном обществе.

Коррекционная работа строится по направлениям:

  • Коррекция отношения ребёнка к самому себе - изменение внутренних установок, системы нравственно - правовых ценностей.

  • Коррекция отношения к другим людям - развитие эмпатии, приобретение навыков речевого общения и коммуникативности

  • Коррекция отношения к жизни - формирование способностей к нравственному выбору и достойному месту в жизни.

  • Коррекция осуществляется через рациональное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.


Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания детей оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: наблюдения, анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей; самооценочные суждения детей.


© 2010-2022