- Преподавателю
- Воспитательная работа
- План работы по самообразованию воспитателя коррекционной школы
План работы по самообразованию воспитателя коррекционной школы
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Небоженко Л.В. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План работы по самообразованию воспитателя
Небоженко Лилии Васильевны
Тема: « Нравственное воспитание в подростковом возрасте детей ОВЗ»
Актуальность темы. Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». В младшем школьном возрасте, когда душа податлива к эмоциональным воздействиям, необходимо учить нормам нравственности, азбуке морали.
Школьный возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления деятельности педагогов:
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- патриотическое воспитание;
- формирование духовности школьников через отношение к литературе и средствам массовой информации;
- эстетическое развитие детей;
Цель: нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывали такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие. Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания - развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.
Задачи: определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам и предусматривают:
-
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
-
Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
-
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
-
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
-
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
-
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
-
Осуществление коррекционно - развивающего сопровождения в воспитательном процессе
ПЛАН
работы по самообразованию воспитателя
ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 16 г. Шахты
Камыниной Т.Б.
на 2011-2012 учебный год
Этапы работы
Содержание работы
Сроки
1 этап
Установочно-подготовительный
1. Определение темы
2. Определение целей и задач
3. Подбор источников самообразования
4. Сбор библиографии по выбранной проблеме
Сентябрь
2011г.
2 этап
теоретический
1. Поиск материалов в Интернете.
2. Сбор библиографии по выбранной проблеме
3. Знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране
3. Изучение методической литературы по данной проблеме:
« Азбука нравственного взросления»
В.И. Петрова
4. Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой
5. Выступление по теме самообразования на МО, на педагогических чтениях:
«Игра - это самое серьезное дело».
Сентябрь-декабрь 2011 г.
Постоянно, в течении года.
3 этап
Практический
1. Проведение мониторинговых исследований (проведение начальной диагностики)
- Анкетирование
2. Проведение коррекционных,
практических (открытых) занятий:
- «Азбука нравственности»
- «Добро и зло»
- «Уроки добра»
- «Что такое хорошо и что такое плохо?»
- «Школа вежливых наук»
- «Путешествие в страну Этикета»
- «Помоги братьям меньшим»
- «Правила поведения в общественных местах»
- «Край Донской»
- «Казаки за веру православную»
Беседы:
-«Сила воли»
- «Зависть»
- «Лень»
- «Помоги братьям меньшим»
3. Проведение открытых мероприятий:
Открытое занятие «Освобождение города Шахты от немецко- фашистских захватчиков.»
4. Проведение промежуточной диагностики
Январь-апрель
2011г.
4 этап
Оценочный
1. Анализ работы по теме самообразования за 2011-2012 уч. год
Май
2012 г.
ПЛАН
работы по самообразованию воспитателя
ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 16 г. Шахты
Камининой Т.Б.
на 2012-2013 учебный год
Этапы работы
Содержание работы
Сроки
Теоретический
1. Поиск материалов в Интернете.
2. Знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране
2. Изучение методической литературы по данной проблеме:
«Курс лекций по коррекционной педагогике» И.П. Подласы
«Нравственное воспитание школьника» Т.Н. Каркошкина
3. Выступление по теме самообразования на МО, на педагогических чтениях:
«Основные задачи инклюзивного воспитания детей с ОВЗ»
Постоянно, в течение года
Сентябрь - декабрь 2013г.
3 этап
Практический
1. Проведение мониторинговых исследований (проведение промежуточной диагностики)
- Анкетирование
2. Проведение коррекционных,
практических (открытых) занятий:
- «О моральных и нравственных качествах"
- «Дерево гнева»
- «Правила речевого этикета во время знакомства»
- «Поведение в общественном транспорте»
- «Правила поведения в школе»
- «Передай добро по кругу»
- «Как я общаюсь с друзьями?»
- «Мой родной город»,
Этические беседы о нравственности:
-«Зачем нам нужны вежливые слова»
- «Добрые дела»
- «Вежливость как часть жизни»
- «Труд в жизни человека»
«Предательство»
3. Проведение открытых мероприятий:
Праздник «Рождество»
4. Проведение промежуточной диагностики
Январь - май
4 этап
Оценочный
1. Анализ работы по теме самообразования за 2012-2013 уч. год
2. Творческий отчет по теме самообразования
Май
Основные принципы воспитания
Первый принцип: (принцип природосообразности) - гармония человека с природой. В процессе обучения и воспитания необходимо учитывать природные свойства, природные таланты ребенка, относиться к ним предельно бережно. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Второй принцип - гармония человека с культурой. Культурологический фактор требует приобщения всех детей к знаниям об эстетических канонах, принципах, законах, традициях, формирования представлений об этических идеалах народа, на которых строятся различные составляющие национальной культуры.
Третий принцип - гармония во взаимоотношениях человека с другими людьми. Необходимо воспитывать активного, инициативного, самостоятельного, толерантного, просвещенного, культурного, заботливого человека.
Четвертый принцип - гармония в самом себе, самосоздание личности или отношение личности к самой себе.
Пятый принцип - деятельный подход. Воспитание возможно только через включение в деятельность. Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.
Шестой принцип - принцип успешности. Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.
Седьмой принцип - дифференциация воспитания. Предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых, учет их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
Восьмой принцип - целостный подход. Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
Основные направления воспитательной работы
Необходимо чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, доверие людям, как социальная форма гражданского общества.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, забота о старших и младших, помощи, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: ценность семьи, забота родителей о детях, о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля - общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду, экологическое сознание.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, красота, гармония, самовыражение в творчестве, искусстве, ценность труда - как условия достижения мастерства, ценность творчества.
Коррекционная работа
Цель: Создание условий для оказания педагогической помощи воспитанникам с ОВЗ.
Задачи:
-
Выявление воспитанников, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права.
-
Определение причин отклонений в правовом и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных воспитанников.
-
Составление плана педагогической коррекции личности и устранении причин её нравственной деформации, отклонений в поведении.
-
Изменение условий семейного воспитания.
Предполагаемый результат:
Успешная социализация и реабилитация воспитанников в современном обществе.
Коррекционная работа строится по направлениям:
-
Коррекция отношения ребёнка к самому себе - изменение внутренних установок, системы нравственно - правовых ценностей.
-
Коррекция отношения к другим людям - развитие эмпатии, приобретение навыков речевого общения и коммуникативности
-
Коррекция отношения к жизни - формирование способностей к нравственному выбору и достойному месту в жизни.
-
Коррекция осуществляется через рациональное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания детей оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: наблюдения, анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей; самооценочные суждения детей.