Программа развития ученического самоуправления Я - лидер

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа развития ученического самоуправления

«Я - лидер»


Возрастная категория: с 1 по 11 классы

Срок реализации программы: 3 года

Составители: Кукарина Ирина Владимировна,

педагог-организатор МБОУ города Кургана

«СОШ №48», высшая категория,



Курган, 2013

Пояснительная записка

В динамично меняющихся условиях сегодняшней жизни возникает современный социальный заказ общества на формирование той личности, которая сможет не только адаптироваться к быстро меняющимся социально-экономическим условиям жизни, но и самостоятельно ориентироваться в ситуациях окружающей жизни, отвечая за свои поступки. Динамизм изменения общества требует от общеобразовательных учреждений адекватной реакции на реализацию социального заказа. Совместная деятельность школы, семьи, других социальных институтов должна помочь обучающимся обрести определённый уровень гражданской зрелости - комплекс компетентностей гражданина, сознательно, активно и конструктивно участвующего в общественной жизни, в решении задач развития общества.

Будущие выпускники должны овладеть относительно завершённой системой знаний, умений и представлений в области наук о природе, обществе и человеке. Итогом должны стать компетентности, позволяющие осуществлять типичные социальные роли современного человека.

Все это определяет необходимость постановки новых стратегических задач в организации воспитательной работы в условиях общего образования.

Детское общественное движение, ученическое самоуправление, волонтерство и выявление лидеров являются важнейшими факторами социализации ребенка, позволяющими эффективно решать сложные педагогические задачи, закладывать основы развития государства в новом тысячелетии.

Программа «Я-лидер» готовит обучающихся к личностному и гражданскому определению, учитывает меняющиеся с возрастом ребячьи интересы, обеспечивает сотрудничество детей и взрослых, предоставляет каждому обучающемуся раскрыть свои индивидуальные способности, а в частности воспитание человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа.

Программа является комплексной, т.е. системно увязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам и месту проведения мероприятий, действий, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы. А также долгосрочной, рассчитана на 3 года: с 2013 г. по 2016 г и распространяется на обучающихся с 1 по 11 класс.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Программа «Я-лидер» включает в себя четыре содержательных блока:

  1. Ученическое самоуправление.

  2. Детское общественное объединение.

  3. Волонтерство.

  4. Лидерство.

Концептуальные основы деятельности программы

В основу нашей программы легли идеи педагогов (Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, Е.Н.Ильин, С.И.Лысенкова, В.Ф.Шаталов и другие). Практика их работы показала, что достичь высоких результатов в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения можно только в том случае, если максимально учитывать интересы детей, предоставлять им право свободного выбора, любить их и принимать их такими, какие они есть.

Суть концепции М.Монтессори. состоит в том, что школа должна давать простор свободным и естественным проявлениям личности ребенка. Педагог не должен вмешиваться в деятельность ребенка, тем более настаивать на чем-то, заставлять прилагать усилия и тому подобное.

Основными идеями программы являются:

1. Идея развития:

-развитие ученика, его творческой индивидуальности в учебно-воспитательном процессе;

-развитие личности обучающихся;

-развитие воспитательной системы в целом.

2.Идея творчества:

-создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к творчеству;

3.Идея сотрудничества:

-партнёрские отношения субъектов воспитательной системы:

-совместная деятельность детей и взрослых.

4.Идея толерантности:

-развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;

-развитие социальной восприимчивости учащихся, доверия, эмпатии, состраданию;

-обучение конструктивным способам выхода из конфликтов.

В совокупности все эти идеи направлены на формирование социально активной, толерантной, творческой и трудолюбивой личности.

Нормативно-правовой и документальной основой программы воспитания и социализации обучающихся являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее - Концепция).

Цель программы: Формирование и развитие социально активной, духовно - развитой, творческой личности, способной к успешной адаптации в обществе, имеющей опыт личного участия в социально значимой деятельности.

Задачи:

  1. Создать условия для социализации воспитанников в современном обществе посредством развития социального партнерства и привлечения родительской общественности к реализации программы.

  2. Мотивировать к активному и ответственному участию в жизни школы и социума через вовлечение в деятельность детского общественного объединения.

  3. Организовать и координировать работу органов ученического самоуправления.

  4. Выявить и развивать лидерские качества воспитанников в рамках проектной и социально - значимой деятельности.

  5. Обеспечить воспитанников технологиями, знаниями и умениями, необходимыми для участия в волонтерской деятельности с целью приобретения навыков по решению социальных проблем.

1 этап аналитико- прогностический - выявление проблемы.

- социального, социально-культурного, социально-экономического и т.д. пространства, в котором функционирует образовательное учреждение и которое задает рамку реальной социализации обучающихся;

- Определение внешних партнеров образовательного учреждения по реализации Программы, создание механизма их взаимодействия.

2 этап практической реализации

Определение на основе проведенного анализа основных дефицитов целенаправленного социального воспитания, зафиксированных в программе образовательного учреждения.

определение основных форм учебных, внеучебных и внешкольных деятельностей, участие в которых обещает привести к наиболее существенным результатам в сфере социализации воспитанников (волонтерство, лидерство, детское объединение, ученическое самоуправление).

3 этап рефлексивно-обобщающий

Анализ достигнутых результатов. Определение перспектив дальнейшего развития.

Предполагаемый результат

1. Созданы материально - технические, организационно - педагогические условия для социализации воспитанников.

2. Увеличилось количество обучающихся школы вовлечённых в деятельность общественного объединения «ЭКО». Выход на лидирующие позиции в городских конкурсах.

3. Налажено взаимодействие и заключены договоры с социальными партнерами: учащимися, педагогическим коллективом школы и внешними социальными институтами города, а так же активизировано взаимодействия родителей и педагогов, семьи и школы в вопросах воспитания через проведение совместных мероприятий.

4. Обучающиеся систематически участвуют в конкурсе «Лидер XXI века» на уровне класса, школы, города. Активное участие в фестивалях, смотрах, конкурсах по реализации социально-значимых проектов.

5. Организована и функционирует деятельность волонтерского отряда «Открытое сердце».

6. Приобретение в рамках города статуса социально-активной школы.

Методологический инструментарий мониторинга

  • Тестирование (метод тестов);

  • Опрос;

  • Психолого-педагогическое наблюдение;

  • Использование авторских методик;

  • Мониторинг.

Критерии

Показатели

Методы изучения

Взаимодействие с социальными партнерами и родительской общественностью

-Увеличение количества заключенных договоров о сотрудничестве с социальными партнерами;

-Активность родителей в реализации программы

Статистические данные о фактическом заключение договоров;

(Приложение 1)Комплексная методика изучения удовлетворенности родителей образовательным учреждением (А.А. Андреев)

(Приложение 2)

Сформированность активной позиции

-Увеличение количества детей в объединении, ученическом самоуправлении, и участников волонтерского отряда.

-Активное участие в социально - значимой и проектной деятельности.

-Уровень мотивации школьников: вовлеченность обучающихся в

подготовку и проведение

мероприятий .

Списки активов;

Статистические данные; Волонтёрские книжки

Рейтинг участия в городским мероприятиях, отчёты. «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности». (Байбородова Л.В.)

(Приложение 3)

Сформированность нравственного потенциала

Освоение понятий таких как: справедливость, милосердие, равноправие, ответственность, забота о старших и младших,

толерантность

Социально-педагогический мониторинг личностного роста обучающихся

(Приложение 4)

Использование ИКТ компетенций в реализации программы

Публикации в СМИ количество материалов, размещенных на сайте

Рейтинг

Сформированность коммуникативного потенциала личности

Умение общаться, строительство взаимоотношений с другим на основе доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах, взаимопомощь в трудных ситуациях


Методика выявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1) (Приложение 5) Отслеживается в динамике;

Наблюдение

Удовлетворенность обучающихся жизнедеятельностью в школе

Активное участие в подготовке и проведению мероприятий

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (Приложение 6)

Анкета;

Отзывы.

Содержание программы
I содержательный блок: ученическое самоуправление

Этапы развития детской активности в системе школьного самоуправления.

1-й этап развития активности: начальные классы

- Знакомство с деятельностью ученического самоуправления в существующей системе ученического самоуправления в школе через выборы актива класса и свое участие в различных школьных и внешкольных мероприятиях (Совместно с педагогом). (Приложение 7)

-Постепенное привлечение обучающихся к обсуждению замысла проведения предстоящего дела.

-Обучающиеся должны уметь высказывать и аргументировать свои мнения, вынесение самостоятельных предложений.

-Воспитание ответственности за выполнение поручения. Умение продуктивно взаимодействовать в группе.

- Формирование чувства взаимопомощи, эмоциональной положительной оценки деятельности группы и каждого его члена в отдельности.

- Подготовка и участие в классных и общешкольных делах.

2-й этап развития активности: среднее звено

- Выполнение общественных поручений, самостоятельный выбор при реализации отдельных поставленных задач, навык самоконтроля и требовательности к себе. Участие в организации и проведении различных школьных и внешкольных мероприятиях.

- Имеют право избирать и быть избранным в Совет лидеров; (Приложение 8)

- Самостоятельное проявление инициативы, обучение принятию решений и умению реализовать их в интересах своего коллектива или организация благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным обучающимися по отношению к своей деятельности или коллективу.

-Имеют право участвовать в планировании работы Совета лидеров предложений по школы проекты по организации и проведению школьных мероприятий;

-Продолжение работы по сплочению классного коллектива, приучение обучающихся к самостоятельности, терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на переменах, при выполнении различных дел).
-Проявление осознанной дисциплины, повышению уровня самопознания, самореализации, самовыражения.
3 этап развития активности: старшие классы

- Принимают активное участие в организации и проведении различных школьных и внешкольных мероприятиях;

- Имеют право избирать и быть избранным:

- в председатели Совета лидеров;

- в Совет Учреждения; (Приложение 9)

- имеют право выносить на рассмотрение Совета лидеров проекты и социально-значимые дела школьного и городского уровня;

-самостоятельность при выборе дела, постановке цели и определение пути его выполнения; творческое отношение личности к конкретному делу.

- В классе нет «балластов», то есть все обучающиеся охвачены социально-значимой деятельностью.

- В классе существуют и соблюдаются классные традиции, которые постоянно пополняются.

Знают:

  • Понятие самоуправления. Классификация систем ученического самоуправления. Модели органов ученического самоуправления. Проектирование школьной системы ученического самоуправления. Алгоритм построения системы ученического самоуправления.

  • Выборные технологии формирования органов ученического самоуправления развитие, сплочение и координация ученического коллектива; жизненное самоуправление; формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации;

Умеют:

  • решать проблемы; самораскрытие и самореализация личности; принцип равноправия в совместной деятельности; общественно значимые мотивы участия в управленческой деятельности; умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда;

  • быть требовательным к себе и товарищам; воспитание нетерпимого отношения к нарушителям трудовой дисциплины; адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям;

  • применять разноуровневый подход в организации самоуправления с учетом личностных потребностей школьников, определяющих их цели и профессиональную ориентацию.

  • готовность участвовать в различных социальных проектах.

Формы работы: социальное проектирование, КТД, игры, праздники, акции, конференции, круглые столы, конкурсы, слеты, флешмобы, кампании, выборы, диспуты, дискуссии, общественно полезная работа и т.д.

II содержательный блок: детское общественное объединение «ЭКО»


Сформировать ответственное отношение к природной среде, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способствовать осуществлять экологически грамотные действия, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе.

Также формирование высокой культуры поведения человека и гражданской ответственности за рациональное использование природных ресурсов и природной среды во всех видах общественно-трудовой деятельности.

1-й этап развития: начальные классы

Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

2-й этап развития: среднее звено

  • Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера.

  • Расширение и закрепление полученных ранее качеств и навыков. Дети становятся не только активными участниками проводимых мероприятий и дел, но и организаторами предлагаемых дел. Обучение планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. Происходит дальнейшее развитие коллектива, возрастает социальная значимость детского общественного объединения, повышается социальная активность его членов.

Дети знают основные акции и традиционные дела детского объединения;

уметь проводить сбор совета дела;

принимать активное участие в экологических акциях, концертах и других добрых делах;

Умеют организовать полезное дело, участвовать в социальном проектировании.

3-й этап развития: старшее звено

Предполагает становление коллектива как единого целого, стремящегося к саморазвитию. Дети сами предлагают, проводят и анализируют мероприятия и социально-значимые дела, активно участвуют в проведении занятий школы актива, что способствует преемственности в деятельности детского общественного объединения от старших к младшим.

Дети умеют

  • составлять план деятельности объединения на четверть,

  • организовать свой день и работу;

Знают основы оформительского дела, могут оформить помещение к проводимому делу, празднику;

  • умеют составлять сценарии праздников, дел, конкурсов;

  • могут разработать небольшой социальный проект;

  • умеют организовать для младших ребят занятие, праздник, являются вожатыми.

Формы работы: социальное проектирование, КТД, игры, праздники, акции, конференции, круглые столы, конкурсы, слеты, кампании, общественно полезная работа, экскурсии, школьные театры, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и т.д. (Приложение 10)

III содержательный блок: волонтёрство

1-й этап: начальные классы

-Формирование трудовых навыков и умений; воспитание отношения к труду, заложение основ трудолюбия; воспитание нравственно-волевых качеств личности; овладение навыками трудовой деятельности; воспитание уважительного отношения к труду взрослых;

-Привлечение к общественно - полезному труду;

-Усвоение знаний о роли труда в жизни людей, понимание необходимости труда на общую пользу;

-Воспитание добросовестного отношения к труду, стремление любую работу выполнять старательно, честно, с желанием и удовольствием;
-Умение проявлять ответственность, исполнительность, инициативу и творческое отношения к труду;
-Умение работать в коллективе сообща, проявлять товарищескую взаимопомощь, заинтересованность в ходе и результатах коллективной работы;
-Воспитание бережного отношения к школьному имуществу, инструментам и материалам, учебным принадлежностям, растительному и животному миру;

-формировать осознанное стремление вести здоровый образ жизни;

-Воспитание отрицательного отношения к нечестности, лени, порче имущества и небрежности в обращении с оборудованием, инструментами и материалами.

- Развитие у ребенка чувства сострадания, милосердия и соучастия, сопереживания и отзывчивости к чужой боли и страданиям.

- Формирование навыков неразрушающего общения с окружающей средой: природой, творениями ума и рук человека;

-Научить потребности в самоконтроле - ощущать себя независимыми, чувствовать ответственность за свою жизнь и поступки; потребность в разнообразии; потребности в росте, стремиться к развитию, расширению и обогащению своего опыта, знаний и повышению своего жизненного статуса;

-Научить работать в команде, получать групповые задания;

Знают: понятие волонтерство, благополучатель, добровольчество.

Умеют оказать посильную помощь нуждающимся;

Оказание посильной помощи своим родителям, бабушкам, дедушкам.

2 этап: среднее звено

Формирование навыков:

  • навык ответственного принятия решений;

  • навык критического мышления и способности сделать правильный выбор;

  • навык конструктивного поведения и управления собой в различных ситуациях.

формирование активной жизненной позиции подростка и обогащение его ценностного мира посредством эффективного общения и изучения, культурных образцов человечества.

  • активное включение подростков в деятельность по формированию здорового образа жизни, в реальные, социально значимые отношения, создание ситуации успеха для каждого ребенка и развитие детского самоуправления, понимаемого нами как саморазвитие.

  • Развивать умение взаимопомощи или самопомощи, осуществление волонтерской деятельности, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или сообщества.

  • Оказание благотворительности или служба на благо других.

Знают: корпоративную культуру волонтеров. Мотивация добровольцев, поощрение добровольцев. Популяризация идеи добровольчества. Знакомство с деятельностью волонтерских организации в мире и России.

Определение направлений деятельности волонтеров. Получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов.

Умеют: Разработать план волонтерской работы. Умение реализовать собственные идеи и проекты. Оказание помощи в организации и проведении массовых мероприятий, акций. Четко и добросовестно выполнять порученную работу.

-помощь в организации концертов, фестивалей;

-посадка цветов, газонов, кустов и деревьев;

-благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц; просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, СПИДа, подростковой преступности;

-благотворительные ярмарки ,концерты и театральные выступления;

-экологические марши, уборка мусора и загрязнений;

-пропаганда здорового образа жизни.

3 этап: старшие классы

-Участие в общественной деятельности, направленное на позитивное преобразование общества;
-Участие в просветительской и вожатской работе с младшими школьниками ;
Участие в организационно-технической деятельности, направленной на поддержание и развитие волонтёрской организации.

-Ориентация на ценности самоутверждения, самосовершенствования, совместного служения, совместного преодоления трудностей, испытаний;
-Самоопределение в качестве человека, способного к саморегуляции, способного справляться с трудностями;

-Освоение различных практических умений выживания, регуляции собственных психологических состояний.

-Бескорыстное служения гуманным идеалам человечества и не преследующую целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста; получение всестороннего удовлетворения своих личных и социальных потребностей путем оказания помощи другим людям.

-Привлечение в деятельность волонтерских групп подростков «группы риска».

-Организация выступлений добровольцев с результатами их работы на научно - практических конференциях, отчетных собраниях.

Знают: права ребенка, закрепленных в международных и отечественных документах, что они являются неотъемлемыми правами, понимание последствий нарушений прав человека. Эти знания могут помочь обучающимся защищать свое право на участие в жизни общества и права других людей.

-Знать, уважать и следовать целям и принципам волонтерского движения.

Умеют: слушать других, проводить анализ деятельности во благо общества с точки зрения морально-нравственных ценностей, проводить совместные мероприятия, общаться с другими, решать проблемы и выяснять свой статус-кво. Помогать детям выявлять, изучать, анализировать и сравнивать и сопоставлять явления окружающей жизни, понимать, что служение обществу - это путь к улучшению собственной жизни и жизни других людей;

предпринимать действия по защите своих прав и прав окружающих людей.
- Активное участие и взаимодействие обучающихся, включение их в процесс служения обществу. Школьники становятся активными исследователями окружающего их мира, а не просто пассивно перенимают опыт других.

-Озеленение города, посадка цветов, кустов и деревьев,

-Благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;

-Помощь животным, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам;

-Просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, СПИДа, подростковой преступности;

-Организация и проведение благотворительных концертов и театральных выступлений;

-Организация досуга детей и молодёжи;

-Организация вожатской деятельности;

-Помощь при проведении массовых мероприятий; экологических маршей, уборка мусора и загрязнений;

-Пропаганда здорового образа жизни.

-Получение опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов;

-Продолжить знакомство с деятельностью волонтерских организации в мире и России;

-Популяризация идеи добровольчества;

-Активное привлечение в деятельность волонтерских групп подростков «группы риска»;

Формы работы: тренинги, социально - значимая деятельность, благотворительные акции, концерты, слеты и т.д.

IV содержательный блок: лидерство

1 этап - начальное звено

-Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и активной жизненной позиции.

- личностных качеств ребёнка стремление говорить правду, нетерпимость к зазнайству, лени и лжи.

- внимательного отношения друг к другу.

-Ориентировать детей на общечеловеческие ценности.

-Повышать уровень общей культуры обучающихся.

-Научить выполнять общественное поручение.

-Развить у детей организаторские навыки и лидерские качества личности.

-Развить творческие и коммуникативные способности.

-Развить познавательный интерес и интеллектуальный уровень детей.

-Дать понятие современного понимания лидерства. Лидер и его команда, её формирование и правила работы в команде.

-Роль лидера в ученическом самоуправлении.

-Научить выполнять общественное поручение.

Знакомство с основными понятиями лидера

2 этап: среднее звено

-Виды общения, правила, искусство диалога.

-Жесты, мимика, интонация.

-Способность высказать своё мнение, умение слушать и слышать собеседника

-Обучение приемам и методам организации и планирования деятельности.

- Обучение навыкам социальной активности.

- Развитие инициативности, целеустремленности, ответственности за себя и окружающих.

- Формирование навыков коммуникативного взаимодействия в социуме.

-Рассмотрение различных сторон и стилей общения. Символы невербальной коммуникации.

-Рассмотрение понятия коллектива и рабочей группы, их характерных черт и отличий, социально-психологического.

- Сплочение, увеличение работоспособности команды через игру. Выявление генераторов и исполнителей идей. Создание новых видов игр, проведение игр среди младших школьников.

-Развить у детей организаторские навыки и лидерские качества личности.

-Развить творческие и коммуникативные способности.

-Развить познавательный интерес и интеллектуальный уровень детей.

3 этап: старшее звено

-активное включение его в общественно полезную деятельность

-способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей.

Знают:

-Общие понятия лидерства.

-Общий портрет лидера. Общие качества лидера. Специфические качества личности. Лидерство как основа успеха. Диагностика лидерских качеств

-Школа общения. Виды общения, формы организации общения (игры на общение, тесты); секреты «речевого» общения, конфликты и общение; основы этикета.

-Инструменты, позволяющие преодолеть барьеры личностного роста.
Подходы к самореализации. Интуиции. Наставничество. Выборы. Точки роста. Навыки, важные для самореализации (внутреннее чувство «контролера», позитивный настрой, развитие интуиции). Самореализация - пути, ошибки, достижения.

-Командный подход. Влияние командного подхода на организацию. Как отличить команду от группы людей. Когда нужна работа в команде. Типы команд в организации. Принципы построения команды. Стадии развития команды. Действия лидера на различных стадиях. Поведение членов команды на каждой стадии. Способы ускорения выхода команды на стадию продуктивной работы. Показатели эффективности работы команды. Продуктивность, сплоченность, интеграция и обучение. Деловые игры.

Умеют:

  • Находить эффективные методы организации работы собраний, дискуссий на базе обобщённого опыта психологов - метод взаимодействия;

  • Владеть теорий и практикой процесса развития и становления группы: наблюдение стадий коллективного творческого процесса;

  • Уметь руководить группой, принимать коллективные решения, достигать соглашения, уважать чужое мнение и чужие ценности, завоёвывать авторитет через практику в роли ведущего группы или программы;

  • Владеть искусством публичного выступления - приёмами и практикой, психологических основ;

  • Уметь конструктивно разрешать межличностные конфликты.

  • Анализировать результативность мероприятий.

  • Формы работы: самопрезентации, вечера, праздники, КТД, конкурсы, деловые игры, тренинги, слеты и т.д.









Нормативно-правовая база программы

воспитания и социализации личности «Я-лидер»


  • Конституция РФ (в ред. от 25 июля 2003 г.).

  • Гражданский кодекс РФ (в ред. от 21 июля 2005 №109-ФЗ).

  • Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ

  • Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

  • Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (в ред. от 23 декабря 2003 г. №179-ФЗ).

  • Закон РФ «О благотворительной деятельности» (ред. документа с изменениями на 22.8.2004);

  • ФЗ О государственных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации

  • ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82.

  • ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995 № 98.

  • Стратегия государственной молодежной политики в РФ на период до 2016 года (в ред. от 16.07.2009 № 997-р).

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662).

  • Приложение к письму Министерства образования РФ от 27.06.2003г. №28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».

  • Методические рекомендации Министерства образования РФ по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях».

  • Письмо Министерства образования РФ № 13-51-28/19 от 02.04.2002г. «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении».

  • Национальная Образовательная инициатива "Наша новая школа"

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего и основного общего образования.

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России , 2009г.

  • Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации 9 декабря 2004 г;

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31.08.94 №1008.

  • Устав ОУ, утверждённый Распоряжением Главы Администрации от 28.11.11г. № 8648.

  • Годовой план работы ОУ, рассмотренный на педагогическом совете, протокол №3 от 29.08.2012

  • Положение об ученическом самоуправлении.






Список литературы и Интернет источников:

  1. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

  3. Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы. - М. «Просвещение», 2006 г.

  4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. :Просвещение, 2010.

  5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - 2-е изд., исправленное и дополненное. - Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.

  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

  7. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравст­венности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

  8. Гуткина Л.Д. «Планирование и организация воспитательной работы в школе», Москва, 2003

  9. Галкина Т.И. Организация и содержание методической работы в современной школе» Ростов- на - Дону. «Феникс» , 2007.

  10. Селевко Г.С. «Педагогические технологии», 2006

  11. Сибирцова Г.Н. «Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе». Ростов- на - Дону. «Феникс» , 2003.
    Сидоров, С.В. Организация воспитательной работы в ученическом коллективе / С.В. Сидоров.- Шадринск: ШГПИ, 2004.

  12. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

  13. Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова.- М.: ВЛАДОС, 2001.

  14. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии: школьники и компьютер» ООО «ВАКО», 2007.

  15. Мирошниченко Т.А. «Семья и школа: грани сотрудничества». Вологорад.2009.

  16. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. «Воспитание личности в коллективе», Москва,2000.

  17. klass.resobr.ru

  18. vio.fio.ru

  19. festival.1september.ru

  20. Рабочая программа "Я расту" (Развитие активной жизненной позиции учащихся 3-4-х классов с целью дальнейшей работы в детских общественных объединениях. Мергасова Наталья Владиславовна, festival.1september.ru

  21. Программа клуба старшеклассников «ЛИДЕР». Самойлова М.Л., Курган, 2003.




Глоссарий

Воспитание - воспитать - вырастить (ребёнка), воздействовать на духовное и физическое развитие, дав образование, обучив правилам поведения, путем системного воздействия, влияния, сформировать (характер, навыки); навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. (Ожегов С.И., Словарь русского языка: 70000 слов/ под редакцией Н.Ю. Шведовой. - 2-е издание., переработанное и дополненное. - М.: Рус.яз., 1989. - 924с., с.102)

Воспитание - создание условий для развития и саморазвития человека, освоения им социального опыта, культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, группы и коллективы, семья, социальные институты. (Универсальный энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 1551с. -, с.258)

ДЕМОКРАТИЯ, -и, ж.

1. Политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия граждан. Принципы, идеалы демократии. Борьба за демократию.

2. Принцип организации коллективной деятельности, при к-ром обеспечивается активное и равноправное участие в ней всех членов коллектива. Внутрипартийная д.

| прил. демократический, -ая, -ое. Д. строй. Демократическая республика. Демократическая партия (название нек-рых партий в ряде стран). Демократические преобразования. (Ожегов С.И., Словарь русского языка: 70000 слов/ под редакцией Н.Ю. Шведовой. - 2-е издание., переработанное и дополненное. - М.: Рус.яз., 1989. - 924с.)

Лидер - 1) член группы, за которым она признает право принимать решение в значимых для нее ситуациях. 2) Индивид, который способен играть центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. (Краткий психологический словарь. Сост. А.А.Карпенко, под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского, Москва., издательство политической литературы., 1985., 431с., с. 161)

Лидерство - отношение доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Теория лидерских ролей (Р.Бейлс) рассматривает роли «профессионала» - лидера, ориентированного на решения деловых проблем, и «социально эмоционального специалиста», решающего проблемы человеческих отношений. Сторонники теории черт лидерства считают предпосылкой признания человека лидером обладание специфическими «лидерскими» чертами и способностями. (Краткий психологический словарь. Сост. А.А.Карпенко, под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского, Москва., издательство политической литературы., 1985., 431с., с. 162)

Социализация - процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально контролируемые процессы целенаправленные воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. (Краткий психологический словарь. Сост. А.А.Карпенко, под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского, Москва., издательство политической литературы., 1985., 431с., с. 162)

Самоуправление - принцип автономного управления малыми сообществами, общественными организациями и объединениями в гражданском обществе.

Самоуправление общеобразовательного учреждения - наравне с единона­чалием принцип управления общеобразовательным учреждением (школой, гимна­зией, лицеем и пр.) с вовлечением в этот процесс всех равноправных участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся), имеющих на ос­новании федерального законодательства право на участие в управлении образова­тельным учреждением.

Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности кол­лектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Детская общественная организация (объединение) - добровольное, само­деятельное, самоуправляемое объединение детей и взрослых, созданное для совме­стной деятельности на основе общих целей и интересов. Взаимоотношения детской общественной организации (или нескольких организаций) с другими формирова­ниями образовательного учреждения строятся на партнерских началах на основе договора или соглашения.

Творческое объединение обучающихся по интересам - форма организации творческой деятельности (секции, студии, кружки, клубы и т.д.) в системе дополни­тельного образования детей. Сегодня в учреждениях дополнительного образования де­тей создано более 500 тыс. творческих объединений по интересам (художественное и техническое творчество, физическая культура и спорт, туристско-краеведческая, эколого-биологическая деятельность и др.). Кроме того, такие объединения сегодня разви­ваются и на базе общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев). Любое творческое объединение в системе дополнительного образования детей осуществляет свою деятельность на основе образовательной программы.

Волонтёр (фр. volontaire - доброволец) - любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность, основываясь на принципах волонтеризма.

Волонтёрская деятельность - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.

Добровольчество (волонтерство) - это участие людей независимо от возраста, расы, пола и вероисповеданий в мероприятиях, направленных на решение социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли.

Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος - обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος - понятие, учение, наука) - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Экологическая культура ( Материал из Википедии)- часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы[1][2]; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды.





27


© 2010-2022