Методическая разработка мероприятия для учащихся 5-9 классов: Война солдат не выбирает

Раздел Воспитательная работа
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Областной конкурс методических разработок

«Великой Победе посвящается…..»

Номинация № 2

«Методическая разработка мероприятия для

учащихся 5-9 классов».

Война солдат не выбирает.

(Воспитание нравственности и патриотизма)



Автор:

Гладцына Надежда Александровна

Место работы: МБОУ Княгининская средняя

общеобразовательная школа №2

Должность: учитель биологии









2015 год.



Война солдат не выбирает.

Цели: Сформировать представление о долге, чести, ответственности, и нравственности.

Задачи:

1) стимулировать у учащихся патриотические чувства на примерах русских солдат;

2) расширить представление у учащихся о военных событиях на примере трех войн;

3)способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

4) подготовить выступающих.

5) собрать материал.

Этапы подготовки:

1) подобрать песни и клипы;

2)изучить информацию по вопросам Великой Отечественной войны, Афганской войны и Чеченской войны;

3) подготовить аппаратуру (компьютер, мультимедийный проектор) к мероприятию;

4) выбрать эпиграф;

5)приготовить сообщения;

6)взять интервью у участников боевых действий.

Ход мероприятия. (звучит тихая спокойная музыка)

Мне войною оставлены письма.
В них она на затёртых листах
Карандашно-прерывистой дрожью
Описала себя в двух словах.

В остальном всё размеренно, ровно -
Будто дедом писались они
Не с расстрелянной линии фронта,
А с далёкой цветущей земли.

Т.Травкин «Книга памяти»





Учитель: Течет река времени. История нашей страны знала немало страшных войн и событий. В этом году будет отмечаться 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Приходит поколение ребят, которое, к огромному сожалению, станет последним, успевшим увидеть ветеранов Великой Отечественной войны. Пройдут годы, и все больше людей станет забывать своих героев, станет забывать подвиг российских солдат. И не только солдат, подвиг каждого героя, которого коснулось страшное горе под названием война. Младшее поколение все чаще представляет себе события той ужасающей катастрофы целого народа, опираясь на современные художественные фильмы, где герой - крепкий и мужественный военный, не знающий поражений и страха. Методическая разработка мероприятия для учащихся 5-9 классов: Война солдат не выбирает.

Но война не обошла стороной ни один дом, не пощадила судьбу ни одной семьи, отпечаталась тяжким бременем в сознании каждого человека. И, несомненно, самыми героическими персонажами тех событий были наши ровесники - дети, которым судьба уготовала нелегкую участь стать защитниками своей родины.

Посмотрите на себя, вы счастливые, спокойные, веселые, вам ничего не угрожает, и в этом есть заслуга людей, которые, порой ценою своей жизни, во имя нашего покоя и благополучия совершали и совершают подвиги. Часто в жизни мы слышим такие слова: герой, героический поступок, героизм. Что же эти слова обозначают? (ответы детей).

Любовь к родной земле, людям, стране формируется жизнью не одного поколения. В любой момент истории нашей страны были и есть примеры стойкости и мужества. В нашем классе ребята приготовили небольшие сообщения о своих родственниках, знакомых людях нашего городка, которые прошли войны: Великую Отечественную, Афганскую и Чеченскую. Это люди, которые обладают высокими нравственными качествами. Большинство солдат были почти ваши ровесники.

Война - это страшное слово. Как много оно говорит. За ним скрываются кровь, страх и смерть.

Война - страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, не до смеха.

Ученик: Я родился в счастливое, мирное время, но много слышал о войне, ведь горе и беда не обошли стороной моих родных и близких. Муж моей прапрабабушки Надежды Николай, пропал на войне без вести.

В самом пекле войны побывали мои прадеды. У меня их три. Своих прадедов я не видел, знаю о них лишь по рассказам своего дедушки, бабушки, папы и мамы. Двое жили в д. Слотино Княгининского района.

Мой первый прадедушка, Шигорин Михаил Иванович, родился в деревне Слотино, Княгининского района, Нижегородской области,

в 1908 году. Когда началась Великая Отечественная война, а это было 22 июня 1941 года, ему было 32 года. Сначала прадедушку направили в учебный военный лагерь в городе Гороховце.

Из военного лагеря прадедушка попадает на фронт. Его назначили командиром броне - машины танкового корпуса. Их часть была резервной. Веной 1943 года, танковый корпус, где служил прадедушка Миша, был направлен на Центральный фронт, и летом этого же года участвовал в битвах на Курской дуге, а по воспоминаниям дедушки: « Это была стальная мясорубка. Сквозь смотровые щели ничего не было видно, и, если в поле зрения попадал крест, намалеванный на броне немецкого танка, то тут же стреляли». В этой битве прадедушка потерял две машины.

После победы на Курской дуге, в составе 2-го Украинского фронта с боями освобождал Украину, Болгарию, Румынию и в начале весны 1945 года, готовились к последнему удару на Берлин, в составе 3-ей танковой армии генерала П.С.Рыбалко.

В это время в Праге, столице Чехословакии, восстали повстанцы и на их подавление немцы направили большие силы своего войска.

10 мая 1945 года, когда все люди праздновали Победу, прадедушкина бронемашина была подорвана на улицах города Праги, он был дважды ранен. Из-за ранения попал в госпиталь, лечение длилось полгода, и только поздней осенью прадедушка вернулся к себе домой, в родную деревню, налаживать мирную жизнь. Долгое время мой прадедушка Миша работал председателем колхоза в д. Слотино.Методическая разработка мероприятия для учащихся 5-9 классов: Война солдат не выбирает.

За боевые заслуги прадедушка награжден медалями: "За освобождение Варшавы" - за бои на территории Польши, «За боевые заслуги», «Орденом ВОВ 2-ой степени» и юбилейными медалями.

Второй прадедушка, Леханов Иван Григорьевич, тоже родился в деревне Слотино. Когда началась война, ему было 16 лет. В августе 1943 года, 18 летним пареньком был направлен в учебную часть, где окончил курсы: «механика - водителя» и стал водителем боевого танка Т-34. Танковую дивизию, в которой он служил, перебросили под Харьков на помощь Степному фронту.Методическая разработка мероприятия для учащихся 5-9 классов: Война солдат не выбирает.

Когда шли бои на Днепре, с прадедушкой произошёл интересный случай, точно такой же, как у А. Твардовского «Рассказ танкиста»: «Немецкая пушка не давали прадедушкиному танку проехать на помощь нашим солдатам. А они никак не могли её увидеть, откуда она бьёт. И вдруг, из-за кустов, выполз маленький мальчишка и показал им, где укрылись немцы. Враг был уничтожен, благодаря «маленькому герою». Бабушка говорит, что прадедушка этот случай очень часто вспоминал и с благодарностью вспоминал этого маленького мальчика.

Весной 1944 года, при освобождении города Кёнигсберга, прадедушка потерял машину, был ранен, после чего его направили в госпиталь. Осенью, после лечения, он был направлен в действующую армию. С танковой дивизией освобождал Польшу. Несколько раз был ранен. Войну закончил в Германии.

Домой вернулся в 1947 году.

За свои боевые заслуги прадедушка награжден медалями: "За освобождение Варшавы" - за бои на территории Польши, «За боевые заслуги», «За освобождение Берлина», « Орденом ВОВ 2-ой степени» и юбилейными медалями.

Прадедушка Иван долгое время работал трактористом, механиком, потом завхозом на предприятии «Сельхозхимии».

Учитель: С каждым годом ветеранов становится все меньше. На центральной площади в нашем городе установлен мемориал погибшим войнам в Великой Отечественной войне. 9 мая и 22 июня ученики нашей школы несут почетный караул у Вечного огня. Это дань тем, кто погиб за наше счастливое будущее.Методическая разработка мероприятия для учащихся 5-9 классов: Война солдат не выбирает.

Методическая разработка мероприятия для учащихся 5-9 классов: Война солдат не выбирает.



Но не все так безоблачно бывает, не успели дети, и внуки подрасти, как их отправляют на войну.

Война в АфганистанеМетодическая разработка мероприятия для учащихся 5-9 классов: Война солдат не выбирает.

(включен ролик с песней и выводится на экран)


Ученик.

После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Сотрудничество было очень тесным. В 1973 году в Афганистане была свергнута монархия. В результате переворота к власти пришел брат последнего монарха - Закир Шах Мухаммед Дауд. 27-28 апреля 1978 г. был свергнут и убит Дауд. На весь мир было объявлено, что это революция. Этот военный переворот стал ответом на убийство 17 апреля одного из лидеров НДПА Мир Акбара Хайбора и одновременно стал прологом к многолетней кровопролитной войне, продолжавшейся в Афганистане целых десять лет.

Ученик: И вот 12 декабря 1979 год. На заседании Политбюро ЦК КПСС было единогласно принято решение - ввести советские войска в Афганистан. 25 декабря в 15.00 в солнечный зимний день начался ввод войск. Первые погибшие появились уже через 2 часа. БМП не удержалось на дороге, и перевернулась (погибло 8 человек). В окрестностях Кабула разбился самолет (погибло 44 десантника). Так начиналось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить! Помнить, чтобы не повторить!

Ученик:

Вспомним гордо и прямо погибших в борьбе.

Есть великое право: забывать о себе.
Есть высокое право: пожелать и посметь!
Стала вечною славой мгновенная смерть.


Учитель: В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.

Из нашего района на Афганской земле побывало 35 ребят, правда в этом списке имена которые живут или жили в Княгининском районе.

Цаплин С.Л., Егорихин С.В., Балабанов Н.В., Круглов Е.Н., Кузнецов А.И., Каширин Н.Ф., Кулаков В.Е., Рукавишников О.С., Горшков Г., Евтин А.Б., Слушков Д.В., Родионов В.В., Захаров Ф.Н., Захаров И.Н., Сергеев В., Белов Н., Николаев В.М., Ермошин С.В., Тенышев Л.М., Попов Ю.Ю., Новиков В.В., Шешин П.,Черемушкин Н., Каулин П., Никонов А., Горяев О.Ю., Юсипов М.

А Лапшин Олег погиб во время боя.

В Княгинино существует организация: Княгининское отделение Нижегородской областной организации РСВА, председателем которой является Цаплин С.Л.Методическая разработка мероприятия для учащихся 5-9 классов: Война солдат не выбирает.


Благодаря работе этой организации в нашем городе был поставлен памятник Олегу Лапшину. Постоянно оказывается помощь вдовам и матерям, умершим воинам - афганцам и самим участникам.

Методическая разработка мероприятия для учащихся 5-9 классов: Война солдат не выбирает.

Ученик:

Беседуя с воинами-афганцами, они рассказали, что там была настоящая мужская дружба и появились такие строки:

На суровой земле афганской
Под чужим неласковым небом
Родилась наша крепкая дружба,
Что в бою выручала не раз.

Каждый был уверен, что его выручит друг, не бросит в беде, всегда подставит

свое плечо.

Мужество - это не мода,
Скорая, быстротечная,
Мужество - суть мужчины,
Прочная, долгая, вечная.
Если зернышко смелости
С почвой подружится.

Вызреет в пору спелости
Зернышко колосом мужества.

Ученик.

Трудной была война…


Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой,
Человеку было 20 лет.
Над лесным ручьем он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток.
Кто его посмеет обвинить,
Если будет он в бою жесток?

Учитель: У солдат возникал вопрос: зачем мы здесь? И постоянно приходило понимание того, что этот мир, живущий по особенным законам, нужно оставить его в покое, дать возможность решить все проблемы самостоятельно, не влезая «в чужой монастырь со своим уставом». Это была своеобразная война, и иноземцы оказались в ней явно лишними, сыграв отнюдь не умиротворяющую роль, как это изначально планировалось.
15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я вернулся…»

Война в Чечне

(включен ролик с песней и выводится на экран)


Учитель: Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Не обошла Чеченская война и наш маленький городок.

Похоронку в 1995г. на сына получила семья Беляковых. Их сын Валерий Беляков погиб во время боя в г. Грозном.

Ученик. В Чечне шла война против вооруженного народа. Чеченские вооруженные формирования состояли из трех частей: это собственно вооруженные формирования Дудаева. Это армия, хорошо обученная, профессиональная и хорошо вооруженная.
Вторая часть - подразделения народного ополчения. Они также хорошо вооружены и имеют профессиональных командиров. Но солдаты в этих подразделениях в основном крестьяне. Третья часть разрозненные, но многочисленные народные мстители. Это так называемые вольные стрелки. Это люди, которые выходят на войну в свободное от работы время, как на охоту, как правило, это те, у кого в этой войне погибли родственники, или были разрушены дома, кто имеет какие-либо обиды на русских.


Ученик.

Вот что рассказывает непосредственный участник боевых событий 2-ой Чеченской компании старшина полиции Сергей Гладцын (он в составе СОМ Нижегородской области был направлен в служебную командировку в ноябре 1999 г. в г. Гудермес Чеченской республики). Этот сводный отряд занимался наведением конституционного порядка на территории Чеченской республики.Методическая разработка мероприятия для учащихся 5-9 классов: Война солдат не выбирает.

«Когда мы приехали в город, там была полная разруха, практически все здания были повреждены. Не было воды, света, тепла. Жители города обогревались от самодельных буржуек, вода была привозная. Нас поселили в здании бывшего детского садика.

Местные жители к нам относились с недоверием. Боялись нас. Но все изменилось, когда в городе появился свет, водоснабжение, женщины получили денежное пособия, они стали к нам относиться более доброжелательно.

Под руководством наших начальников в г. Гудермесе стала формироваться чеченская милиция. Жители города стали получать паспорта нового образца. Сотрудники нашего отряда неоднократно выявляли лиц имеющие непосредственное отношение бандформирования, изъято большое количество огнестрельного оружия и взрывчатых веществ».

Учитель: Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. По-разному мы к ней относимся. Но все мы единодушны в утверждении:

«Не должны гибнуть там наши солдаты - 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал».

В жизни каждого человека есть место для подвига. К бессмертному подвигу не как на вершину идут, от ступени к ступени, к бессмертию взлетают, подобно пылающим птицам, себя целиком отдавая, а не по частицам.

В конце мероприятия можно провести между ребятами викторину и конкурсы.

Вопросы викторины :

1. Сколько битв проиграл А.В.Суворов? (Ни одной.)

2. Какой полководец, прочитав в трудах философа Демокрита, что на свете существует не одна , а множество Вселенных, в отчаянии воскликнул: «А я ведь ещё не завоевал эту!» (Александр Македонский.)

3. Чем в российской военной истории знаменит день 24 июня 1945 года? (В этот день в Москве состоялся парад Победы.)

4. Это головной убор бойца, который надевают во время боя, чтобы защитить голову от ранений? (Каска)

5. Почему военные ходят в сапогах? (По земле)

6. Это головной убор танкиста? (Шлем)

7. Солдату дано, а сослуживцы пользуются им чаще, чем он. Что это? (Имя)

8. Из какой посуды даже самый умелый солдат есть не сможет? (Из пустой)

9. Головной убор, который носят красноармейцы? (Буденовка)

10. Что общего между деревом и винтовкой? (Ствол)

11. Головной убор, который носят воины-десантники? (Берет)

12. Сколько ложек пшенной каши сможет съесть натощак очень голодный солдат? (Одну, вторая не будет съедена натощак)

13. Головной убор - часть летнего обмундирования солдата? (Пилотка)

14. Какое колесо автомобиля не вращается, когда главнокомандующий подъезжает к штабу? (Запасное)

15. Головной убор, предназначенный для офицерского состава? (Фуражка)

16. Зачем солдат винтовку носит? (За плечом)

17. Старинная одежда русского воина? (Кольчуга)

18. Назовите имена трех самых известных древнерусских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

19. Какой боевой снаряд бывалые солдаты называют «карманной артиллерией»? (Гранату)

20. Из какого произведения слова: «Рождённый ползать летать не может?»

(М.Горький, «Песнь о Соколе.)

Первый конкурс - «поединок».

В состязания можно включить армреслинг (борьба на руках), перетягивание каната, подтягивание на перекладине, отжимание и т.п.

Второй конкурс - «Самый красноречивый».

Нужно быстро и с наименьшими ошибками произнести скороговорки. Каждый участник получает лист с текстом и по очереди читают:

* Архип осип, а Осип охрип.

* Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

* Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать - зарапортовался.

* На дворе трава. На траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

* Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

* Мачо на ранчо в пончо ест лечо и харчо.

* Ловко лавируя в ларингологии, лекарь-ларинголог легко лечит ларингиты

* То ли Боря приобрел для Толи рулон толя, то ли Толя приобрел для Бори рулон толя.

* До того заврался, что аж врунометр взорвался.

* Разнервничевшегося конституцианалиста нашли аклиматизировавшимся в Константинополе

* Наш Балкан из Байкала лакал. Балкан лакал, но не мелел Байкал

Третий конкурс - «Меткий стрелок»:

Стрельба по мишеням в дартс дротиками или метание теннисных шариков в вёдра.

Четвертый конкурс - «Полоса препятствий».

Этапы, входящие в эту эстафету могут быть весьма разнообразны. Всё зависит от фантазии организаторов и от физической подготовки участников. Натяните на разной высоте разноцветные верёвочки, через которые участники должны перепрыгивать или под ними пролезать.

Пятый конкурс - «Наряд вне очереди».

Раздайте участникам определённое количество картошки, кастрюли, ножи. Нужно на скорость очистить картошку от кожуры.

Шестой конкурс - «Подъём».

Приготовьте каждому «солдату» ремни, портянки, сапоги, рубашки или тельняшки и другие вещи. Добавьте к этому женские вещи, детские чепчики, соски. Зажгите спичку, пока она горит (как в армии), рядовые должны одеться. Кто успеет натянуть на себя как можно больше вещей, тот и выиграл. Выберите самого подходящего для службы солдата и самого экстравагантного.

Подведение итогов, вручение наград. Получают призы в различных номинациях: «Самый находчивый», «Самый обаятельный» и т. д.

© 2010-2022