• Преподавателю
  • Воспитательная работа
  • Интегрированное внеклассное мероприятие в рамках недели предметов гуманитарного цикла (литература, английский язык, татарская литература) на тему «О времена! О нравы!»

Интегрированное внеклассное мероприятие в рамках недели предметов гуманитарного цикла (литература, английский язык, татарская литература) на тему «О времена! О нравы!»

Раздел Воспитательная работа
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированное внеклассное мероприятие

в рамках недели предметов гуманитарного цикла

(литература, английский язык, татарская литература)

на тему «О времена! О нравы!»

Тема: О времена! О нравы!

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения занятия: телепередача «Пусть говорят».

Обучающие цели:

- организовать групповую деятельность учащихся по прочтению, осмыслению произведений;

- грамотно строить монологическое высказывание, самостоятельно анализировать художественное произведение и его фрагменты.

Развивающие цели:

- развить у учащихся способности высказывать свое мнение и аргументировать его.

Воспитательные цели:

- оказывать влияние на формирование гражданских и общечеловеческих нравственных качеств личности: честности, порядочности, осуждение лицемерия, корысти;

- сформировать четкую гражданскую позицию, основывающуюся на противостоянии коррупции.

Оформление кабинета:

Портреты писателей, "Литературная газета" на тему «Господство денег над человеком в произведениях русских, татарских и зарубежных писателей»; высказывания великих людей, пословицы; презентация, видео (отрывок из спектакля МХАТ «Доходное место»), видеоклип песни Олега Газманова «А как мы сможем победить…»

Предварительная подготовка: учащиеся готовят выступления на тему «Власть денег над человеком в произведениях писателей», ученики 9 класса готовят инсценировку отрывка из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте! Начинаем телепередачу «Пусть говорят». (Звучит музыкальная вставка к телепередаче «Пусть говорят»).

Тема нашего эфира «О времена! О нравы!». Сегодня мы будем говорить о том, о чём невозможно молчать: о коррупции. О власти денег над человеком в разные эпохи человечества. Времена меняются, но меняется ли отношение людей к деньгам?!

Слайд 1.Еще в 16 веке русский политический деятель, публицист Ф.И. Карпов писал: «Истинно, век наш есть век золотой! Покупается ныне золотом - почесть и власть…Деньги ныне в цене: почет достается за деньги, дружба за деньги…»

Слайд 2. Эту же мысль в 19 веке высказал А.С.Пушкин в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом»:

«Внемлите истине полезной:

Наш век - торгаш; в сей век железный

Без денег и свободы нет».

Слайд 3. Вспомним слова Габдуллы Тукая:

«Акча барда бар да дус шул, бар да яр;

Акча исе чыкмый торса, бар да яныңнан таяр».

На этой морали держался мир купцов и богачей, на этой морали продолжает держаться жизнь коррумпированных чиновников современного мира.

«Мздоимство», «посул», «кормление»- эти слова являются синонимами к современному названию понятия «коррупция». Коррупция - явление отнюдь не новое в жизни общества, хотя и звучит по - новому, оно имеет многовековую историю и присуще буквально всем государствам и народам.

У нас в гостях знатоки русской, татарской, зарубежной литературы. Они подготовили выступления, в конце которых они сделают итог. А мы, ребята, выберем подходящие пословицы к их выступлениям (Приложение №2).

Приглашаем в студию наших актёров. Ученики 9 класса представят вашему вниманию отрывок из бессмертной комедии В.Н Гоголя «Ревизор». Действие четвёртое. Явление третье. Комната в доме городничего.

Ведущий: Спасибо нашим артистам. Итак, с каким пороком человечества вы встретились в отрывке комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» и какая пословица подходит этому отрывку?

Слайд 4. Ученик: В комедии действие происходит в 19 веке. Мы стали свидетелем дачи взятки одного чиновника другому, якобы ревизору.

Ученик из зала: К этому отрывку подходит русская пословица: «Где говорят только деньги, там совесть молчит».

Ведущий: Приглашаем в студию литературного критика. (Выступает ученик 10 класса).

Ученик: Здравствуйте, друзья. Перенесёмся в эпоху А.Н. Островского. Слайд 5. Его называли «Колумбом Замоскворечья», потому что он открыл всему человечеству «тёмный мир» купцов и чиновников.

В 1856 году Островский пишет комедию «Доходное место». Действующие лица пьесы - чиновники разных рангов, от Штатского генерала Вышневского, достигшего больших чинов и богатств, до безымянных молодых чиновников, прислуживающих старому служаке Юсову, секретарю Вышневского. В комедии разоблачено чиновничье « тёмное царство». Это одно из самых ярких произведений русской обличительной литературы. Недаром «Доходное место» запретили ставить на сцене. Только после отмены крепостного права, в 1863 году, пьеса была разрешена к постановке. Островский прекрасно знал быт чиновников. Вспоминая свою службу в светском и коммерческом судах, он признавался: «Не будь я в этом аду, не написать бы мне «Доходного места». Вопреки либералам, полагавшим, что все недочёты в деятельности бюрократической машины царской России являются следствием испорченности отдельных людей, Островский в своей комедии вскрывает социальные корни взяточничества и самодурства в чиновничьей среде. Он не просто описывает тёмный мир чиновничества, живущего доходами с «кривосудия и всяческой неправды», творимой им в судах и других казённых заведениях,- драматург обличает само мировоззрение этих взяточников и самодуров. Характеризуя в статье «Тёмное царство» самодуров в чиновничьем мире, Н.А. Добролюбов писал: «В сфере чиновнической оно ещё гаже и возмутительнее, чем в купеческой, потому что здесь дело постоянно идёт об общих интересах и прикрывается именем права и закона… Законов никаких никто не признаёт…»

Всей сплочённой касте чиновников в комедии противопоставлен Жадов- молодой человек с университетским образованием. Но у него не хватает силы воли на борьбу с несправедливостью. Под давлением семейных обстоятельств он идёт просить доходного места у своего дядюшки Вышневского.

Ведущий: Внимание на экран. Посмотрим отрывок из спектакля артистов МХАТ по пьесе А.Н. Островского «Доходное место». Действие шестое. Явление четвёртое.

video.mail.ru/mail/kononova_1945/1829/915.html

Ученик: В конце пьесы Жадов всё- таки находит в себе силы противостоять «сильным мира сего»: «Никакие блага не соблазнят меня, нет! Я хочу сохранить за собой дорогое право глядеть всякому в глаза прямо, без стыда, без тайных угрызений, читать и смотреть сатиры и комедии на взяточников и хохотать от чистого сердца, откровенным смехом. Если вся жизнь моя будет состоять из трудов и лишений, я не буду роптать... Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного».

Ученик из зала: Этому отрывку подходит немецкая пословица «Добро, приобретенное своим трудом, радует душу».

Ведущий: Предоставляем слово знатоку английской литературы. Слайд5.

Ученик: Я исследовала творчество Вильяма Теккерея. Творчество Теккерея составляет одну из вершин английской литературы XIX века. В центре внимания его произведений были правящие круги страны - эксплуататорский и паразитический мир аристократии и буржуазии.

Заслуга Теккерея, однако, заключалась в том, что он в романе «Ярмарка тщеславия» демонстративно показал сущность буржуазно-аристократического общества- это не общество добродетелей, а общество взяточников.

Система образов "Ярмарки тщеславия" задумана так, что дает полное представление о структуре правящих верхов страны. Теккерей создает обширную сатирическую галерею "хозяев" Англии - титулованной знати, помещиков, капиталистов, парламентских деятелей, дипломатов, церковников, офицерства, колониальных чиновников. Вывод о всеобщей коррупции господствующих классов английского общества, к которому приходит автор "Ярмарки тщеславия", делается через типические жизненные образы.

Героиня романа Ребекка Шарп, дочь спившегося учителя рисования и захудалой танцовщицы, воспитанная "из милости" в мещанском пансионе, с самой ранней юности вступает в жизнь как коварная хищница, готовая любой ценой и любыми средствами отвоевать себе место "под солнцем".

Вывод: Таких людей, как Ребекка Шарп, воспитывает само коррумпированное общество.

Ученик из зала: Этому отрывку подходит русская пословица « Кто хочет собрать урожай денег, должен их посеять».

Ведущий: Приглашаем в студию критика современной литературы.

Слайд6.Ученик: Я хочу рассказать о современном писателе. Рауль Мир- Хайдаров - татарин, родившийся в Казахстане, пишущий на русском языке и живущий в Узбекистане. Родился он в поселке Мартук Актюбинской области в семье оренбургских татар в 1941 году, когда его отец уже воевал на фронте.

В 1956 году после семилетки он поступил в Актюбинский железнодорожный техникум. Трудовую деятельность начал прорабом в строительстве.

Роман писателя «Пешие прогулки» стал частью всего круга человеческого бытия - жизни и смерти. Из-за литературного содержания "Пеших прогулок" писателя пытались "ликвидировать" за то, что он вместе со своим героем прокурором Азлархановым боролся за справедливость. Писателю выпала нелегкая доля: за роман он оказался в "заказе" и собственной судьбой продолжил судьбу своего литературного героя.

Художественная достоверность творчества были оплачены Мир-Хайдаровым по самой высокой ставке - собственной жизнью и здоровьем. Стало очевидно, что власть имущие, в страхе перед правдой, действуют точно так же, как и криминальные структуры. Покушение на Мир-Хайдарова было наглядным признаком сращивания уголовных и правящих кругов, которое началось с перестройкой и продолжается в настоящее время.

Модель коррумпированного социума была создана Мир-Хайдарововым в его тетралогии "Черная знать".

Последовавшие за тем романы "Двойник китайского императора" (1989), "Масть пиковая" (1990), "Судить буду я" (1992) развивают основную тему творчества писателя - коррумпированная власть и рыцари-одиночки, вступающие в схватку.

Ученик: Исследовав творчество современного писателя Рауля Мир - Хайдарова, я пришёл к следующему выводу: в современном мире коррупция проникла во все структуры жизни, и люди, борющиеся с ней, могут сами стать мишенью. Бороться против коррупции в одиночку не имеет смысла. Коррупция - это болезнь общества, которое нужно лечить всем миром. Как говорил герой И.С. Тургенева Евгений Базаров: «Измените общество, и болезней не будет».

Ученик из зала: Этому отрывку подходит русская пословица «Где говорят только деньги, там совесть молчит».

Ведущий: Внимание на экран. Послушаем песню Олега Газманова «А как мы победим…» rutube.ru/video/90f85a0afe7a0fd3978b2d5d204c60a4/

Вывод:

Ведущий: Наша передача подходит к концу. Сделаем итог: что такое коррупция и к чему она ведёт? Как необходимо бороться с коррупцией?

Ученик: Коррупция - это злоупотребление служебным положением должностного лица с целью наживы.

Ученик: Коррупция - препятствие экономическому росту и развитию страны. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью.

Ведущий: Как необходимо бороться с коррупцией?

Ученик: Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих.

Ученик: Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

Ведущий: Итак, мы сегодня говорили о коррупции. Пусть всё высказанное не останется просто на словах. Давайте, предпримем действенные меры. Хочется закончить передачу словами Омара Хайяма: «Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем, кто тогда развеет тьму?!

Приложение №1.

Что делать законам там, где царствуют деньги! (Петронис )

Имеющий деньги не может быть наказан( Цицерон)

Золото убило больше душ, чем железо - тел (Вальтер Скотт )

Люди, считающие деньги способными все сделать, сами способны все сделать за деньги (Пьер Буаст )

На прихоти у нас всегда найдутся деньги, мы скупимся только на затраты полезные и необходимые ( Оноре де Бальзак)

Приложение №2.

Живи всяк своим добром да своим горбом! (русская пословица)

Где деньги говорят, там правда молчит. (русская пословица )

Добро, приобретенное своим трудом, радует душу - Selbsterworben Gut macht frohen Mut (немецкая пословица)

Богат достаточно тот, у кого настоящие друзья - He is rich enough who has true friends. (английская пословица)

Где говорят только деньги, там совесть молчит (русская пословица)

Кто хочет собрать урожай денег, должен их посеять (русская пословица)



© 2010-2022