Статья Двойная адаптация детей после помещения их в детский дом

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Наименование учреждения: ГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лениногорский детский дом»

Доклад на тему: Особенности двойной адаптации ребёнка

после помещения в детский дом

Подготовил воспитатель семьи № 2: Мурзина Галина Георгиевна





Тема моего выступления: «Особенности двойной адаптации ребёнка после помещения в детский дом».

Обратите внимание: основным ключевым понятием в моём выступлении будет слово «адаптация». В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова даётся следующее определение «Адаптация - приспособление организма к изменяющимся внешним условиям». Значит, нам следует обратить внимание, как сначала происходила адаптация ребёнка в кругу семьи, семейных нравственных устоях, обычаях, традициях, а потом, как ребёнок адаптируется к внешним изменениям в стенах детского дома. Как правило, на первом месте в детском доме стоит технология здоровьесбережения, как одно из условий формирования социального благополучия детей-сирот, которые по воле судьбы оказались в детском доме.

Основная цель педагогов подготовить воспитанников к самостоятельной жизни, воспитать человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти своё место в нём, самостоятельно принимать решения, выражать своё мнение, творчески мыслить. С. Н. Рубинштейн, современный психолог, заявляет «Ребёнок не созревает сначала, а затем воспитывается и обучается. Он созревает, воспитываясь и обучаясь, под руководством взрослых, осваивая то содержание культуры, которое создало человечество».

Семейное воспитание позволяет ребенку получить первые знания о том мире, в котором ему предстоит жить, представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, как нужно поступать в той или иной ситуации. Благодаря воспитанию в семье, малыш получает начальные навыки общения и взаимодействия в коллективе. Каждому взрослому следует помнить, что особенностью воспитания детей в семье является то, что на первое место ставятся чувства и эмоции. Вы не оцениваете ребенка, вы его любите и принимаете таким, какой он есть.

Образ «Я» в развитии его интеллекта, эмоций, в формировании мировоззрения, ценностных ориентаций закладывается безусловно в семье, где живёт ребёнок.

В связи с этим возникает вопрос, который очень точно сформулирован психологами: Могут ли родители передать детям или пробудить в них то, чего сами по-настоящему внутри себя не имеют (конечно, речь идёт о неблагополучных семьях). Лаконичный и однозначный ответ: «Никто не в состоянии воспитать личность, если он сам не является личностью». Пожалуй, важный принцип воспитания определил ещё Л. Н. Толстой, который актуален и сегодня «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей». Воспитывать других мы можем только через себя. Вот почему упраздняется вопрос о воспитании и остаётся один вопрос жизни: как надо самому жить?

Средства массовой агитации заставляют всех нас, здравомыслящих людей, задуматься: «ведь рвётся в мире пониманья нить, когда ребёнок во сне кричит. «Мне страшно! Мама будет бить!»». Фильм.

На дворе век третьего тысячелетия…

Научные открытия, достижения озарили мир светлою мечтою.

Но почему же с каждым годом всё полнеют недетским горем детские дома?

Задумайтесь, люди, это плачут ваши дети.

За тех сирот был фашист в ответе, а кто - за нынешних сирот?

Эта проблема тревожит сегодня и психологов, и педагогов, и здравоохранение. Ведь переступая порог школы 75% детей имеют либо психические, физиологические или соматические изменения в здоровье. Не секрет, что в детские дома чаще всего поступают именно такие дети. Эти картины знакомы каждому из нас:

1. Ребёнок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то замкнут, то внезапно возбуждается, за своими эмоциями не слышит слово воспитателя, а на просьбы отвечает: «Не буду! Не хочу!».

2. Чаще всего у таких детей и проблемы с обучением, из-за плохой концентрации внимания, несобранности, слабоволия, неусидчивости и неумения делать умозаключение и принимать самостоятельно решение. Ребёнок ждёт «встряски» - он к этому привык. У таких детей проблемы со сном, боязнь темноты, энурез в ночные часы - всё это ещё раз подчёркивает признаки жестокого обращения в семье.

3. А иногда ребёнок чрезмерно стремится к одобрению, гипертрофированно начинает сам проявлять заботу, лишь бы его заметили и поверили ему.

По словам детей наших, до прихода в детский дом, они воспитывались в атмосфере скандалов, пьяной брани, рукоприкладства, ссор родителей, что крайне негативно повлияло на их психику и поведение.

Это говорит о том, что до поступления в детский дом эти дети живут искажённым внутренним миром, перевёрнутыми духовными ценностями, неумением взаимодействовать, развивать межличностные взаимоотношения, идти на компромисс, подчиняться требованиям взрослых.

Великие наши педагоги, мыслители утверждали: «Умение жить в согласии воспитывается исключительно с детства. Тот, кого воспитывали в ненависти, как правило, всю жизнь будет стоять на этом пути». Как правило, жизнь таких детей заставляет быть агрессивными. Агрессия появляется там, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла, нежности, доброты и ласки, где в качестве дисциплинарных воздействий предпочитают силовые методы, особенно физические наказания, не понимая, что наказанием для их собственных детей становится наказанием сама жизнь.

Социолог Н. Мид доказала, что, если ребёнка резко отлучают от груди, и общение с матерью сводят до минимума, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. Да, именно с такими сформировавшимися качествами поступают дети в детский дом. Как же происходит адаптация наших детей в детском доме, в новой семье?

Из определения понятно, что адаптация - процесс трудный и сложный. Смысловую нагрузку несёт выражение «двойная адаптация». Двойная адаптация для ребёнка означает - научиться жить в другом измерении, в новых условиях детского дома, то есть, жизнь разделяется на 2 этапа. Первый этап для ребёнка наступает, когда его изымают из семьи, разлучают с родным кровом, а дальше перед ним - другой дом, другие лица, другие требования и условия, где говорят о других духовных ценностях, о добре, милосердии, уважении, заботе. Живя в детском доме, ребёнок проходит второй этап адаптации: он должен научиться общаться, понимать своего товарища, уметь помочь кому-то выполнять требования и принимать замечания воспитателя, соблюдать режимные моменты детского дома. Двойная адаптация детей, живущих в детском доме, складывается из взаимообусловленных обстоятельств - это привыкание к нравственным устоям, духовным нравам семьи, умению жить, творить, созидать, налаживать контакт с окружающими, то есть, учиться заново жить и принимать требования детского дома, которые ранее отличались от родительского воспитания. Двойная адаптация должна протекать не в разрез друг другу, а идти рядом, планомерно.

Детство, особый период жизни человека, особая фаза не только в психофизическом, но и социальном созревании, Задумайтесь, ведь на судьбы наших детей выпало именно это испытание.

Поэтому малейшее воздействие на них вызывает всплеск эмоции и агрессию. Наши дети стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование, что они значимы, что они хорошие. Они пытаются завоевать любовь и внимание со стороны взрослых и сверстников, и, как правило, делают это довольно агрессивно.

Вот почему необходимо воспитателю приоритетной задачей считать на первом этапе - формирование духовно-нравственного воспитания. Нужно внушить ребёнку идею об идеальной доброй семье, создать ему условия для реализации творческих способностей и индивидуальных качеств личности.

Адаптация детей в новом социуме детского дома, где живут незнакомые, чужие тебе сверстники, где приходится подчиняться требованиям воспитателей - другая для них проблема. Ребёнок, проживающий в детском доме, находится постоянно в ситуации «вынужденного контроля», и это в дополнение уже пережитой травме (когда его разлучили с родной семьёй), - вот почему эти дети лишены сострадания. Малейшее замечание и назидание со стороны взрослых вызывают у них негативизм, несдержанность в эмоциях.

У данной категории детей есть проблемы и на генетическом уровне. Конечно, есть особенности, которые действительно, во многом определяются генами - это темперамент, способности, задатки, но генами не определяются такие качества человека как честность, доброта, способность любить и быть человеком. Главное, по словам Макаренко, важно научить воспитанника верить в себя. Тогда вопрос: «Зачем он пришёл на эту Землю?» он задаст себе без страха и найдёт правильный ответ на него. Но, чтобы ребёнок поверил, надо отдать ему теплоту своего сердца. Привыкание детей к новой семье идёт медленными темпами.

Воспитателям приходится набираться терпения, проявлять заботу, потому что доказано: если ребёнка окружить любовью, и он учится находить любовь в этом мире. Чего же ждут от нас, педагогов, эти дети? Каковы их потребности?

Любовь - самая важная потребность.

Похвала - за то, что они пробуют сделать, а не только за то, чего они уже достигли.

Уважение - они хотят, чтобы к ним относились с уважением, как к взрослым.

Внимание - к его словам и поведению.

Поощрение - через творческое дело и через разговор с ребёнком.

Физическая забота (уход).

Как правило, дети в детском доме делятся на 3 типа:

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии. Это активные, деятельные и целеустремленные ребята, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом. Они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими, особенно над младшими.

2. Дети, склонные к проявлению вербальной (словесной) агрессии. Этих ребят отличает психическая неуравновешенность, постоянная тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Внешне часто производят впечатление угрюмых, недоступных и высокомерных, однако при более близком контакте перестают быть скованными и отгороженными и становятся очень общительными и разговорчивыми. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояние напряжения и возбуждения.

3. Дети, склонные к проявлению негативизма. Ребят этой группы отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера - эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение, самонадеянность. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление и не способны владеть эмоциями, начинают сразу же активно выражать свое негативное отношение.

Разумеется, назревает вопрос, как корректировать поведение этих детей, живущих в одном коллективе? Во-первых, каждого ребёнка нужно принять. Самое главное в работе - искать компромисс, где-то идти на уступки. Принятие ребёнка таким, каков он есть, даёт надежду на понимание - это взаимное влияние личностей педагога и воспитанника друг на друга.

Недаром, старославянское значение термина «воспитание» звучит как «возвышенное питание, то есть, питание души». Но актуализация прошлого опыта детей затрудняет психическое и эмоциональное развитие ребёнка. Поэтому дети часто бывают возбуждённые, эмоционально неуравновешенные, невнимательные, низкие результаты успеваемости, что приводит к понижению самооценки, они и становятся либо замкнутыми, либо агрессивными. Учёба в школе для них тяжёлый труд. Вот почему к подростковому возрасту у них начинают проявляться иждивенчество, вседозволенность. А трудности взаимоотношений с педагогами и воспитателями приводят к побегам из школы и детского дома.

Советы, к которым мы, педагоги, должны прислушаться в работе с такими детьми:

1. Когда вы разговариваете с детьми, вы всегда уверенны в том, что все ваши суждения - истина. Но иногда и вы ошибаетесь. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте.

2. Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя. Если в нём сомневаются, он учится быть агрессивным.

3. Выражайте неудовольствие действиями ребёнка, а не самим ребёнком.

4. Оценивайте поступок, а не личность. Дайте возможность ребёнку ощутить, что вы сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность в данной ситуации.

5. Никогда не начинайте разговор в гневе. Чем спокойнее и увереннее ваш тон, конкретнее сформулированы проблемы, тем больше шансов, что вас услышат и поймут.

6. Никогда не принимайте решение в одиночку. Советуйтесь с детьми.

7. Не должно быть эмоционального (психологического) насилия. У ребёнка нарушается эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации - вот почему наши дети не идут в школу: их там не понимают, их там не ждут.

По данным английских учёных С. Джексона и П. Мартина только образование (беседы, убеждения, чтение печатных статей, дискуссии, диспуты) «спасает» детей-сирот от маргинализации. Познание, открытие нового, интересного определяется как энергизирующий личностный ресурс. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Хотелось бы, чтобы для наших детей, стартом в самостоятельную жизнь стал детский дом.

Современное общество преподносит нам сегодня интеллектуально развитого и технически образованного человека, но неспособного к подлинно человеческим отношениям, зачастую лишённого чувства ответственности. Поэтому считаю, стержнем нравственных ориентиров в нашей практике должен стать такой опыт, который взращивается в процессе педагогического взаимодействия: воспитателя и воспитанников. Только в семье формируются фундаментальные ценностные ориентиры человека. Поэтому в нашей работе на первый план выходит просто человеческое: помочь, приласкать, поговорить по душам и, конечно, наряду с воспитанием человеческих качеств обязательно должна быть коррекция личностных черт воспитанников. При поступлении ребёнка в детский дом не должно быть «люлюканья» и «сюсюканья», а должен быть праздник. Одним из вариантов снятия тревоги первых дней пребывания в детском доме, смягчения адаптации к новому коллективу, может стать коммуникативный мини-тренинг или мероприятие, имеющее воспитательное значение - нужно поверить в новенького, заметить его лучшие качества, преподнести сверстникам как талантливого и умного или одарённого большим сердцем, способным творить только добро и делать только добрые поступки. Надо принять новенького таким, каков он есть, полюбить. В своей работе я часто использую занимательные задания по предотвращению интолерантного отношения друг к другу.

- Игра - прием "Изменение позиций". Детям предлагалось нарисовать на чистом листе свой портрет (лицо)- отражение души. В виде кружочков написать свои переживания, мысли с одной стороны головы и соединить их с положительными мыслями с другой стороны головы. Что же получилось у детей: мысль «Я живу не в родном доме» соединена с положительной мыслью «Но я живу в тепле, у меня есть что покушать и одеть в детском доме», «Моя мама употребляет алкоголь» соединена с мыслью «Но я таким не буду, я веду здоровый образ жизни», мысль «У меня нет никого из родных» соединена с мыслью «Но со мной живут такие же дети, как и я. Значит я не один, у меня есть друзья». Таким образом, дети прогнозируют своё будущее и ищут во всём положительное.

- Упражнение "ОБРАТИ МИНУСЫ В ПЛЮСЫ". Детям предлагалось поделить лист на две части. На одной стороне предлагалось нарисовать себя в том облике, в котором они себя чувствуют сейчас. А на другой стороне листа нарисовать себя таким, каким видят себя в будущем. Удивительно, но в настоящем дети часто себя изображают в виде животного или предмета. Это говорит о неустойчивом положении в обществе, сомнениях, переживаниях. А в будущем дети рисуют себя человеком или в виде цветка или дерева. Это говорит о том, что внутренний мир ребёнка требует перемен. Они тянутся к свету, жизни и мечте.

- Упражнение "КАМУШЕК В БОТИНКЕ". Детям предлагалось найти в себе самое плохое качество, что мешает ему по жизни, в общении. Это качество, как камушек, натирает тебе жизнь, и тебе часто бывает обидно и неприятно. Оказалось, что камушками оказались такие качества, как: злость, неуверенность, плохая учёба, боязнь.

- Упражнение "ЖЕМЧУЖИНА В РАКОВИНЕ". Детям предлагалось найти в себе самое хорошее качество, о котором никто не знает, оно спрятано далеко, как жемчужина. Ответы детей: доброта, смелость, ласковый, щедрый, сильный.

То есть, с помощью этих упражнений можно менять мировоззрение детей, постараться убедить их в том, что только вера в себя, в свои положительные качества поможет им в будущей жизни. Дети должны понять, что жить нужно среди людей, а не в одиночку, а значит, каждый человек должен проявлять уважение к другому человеку.

Считаю, что наши дети очень нуждаются в психологической службе и социальном сопровождении. Надо почаще проявлять сензитивность (чувствительность) к их состоянию. Только психолого-социальное сопровождение поможет всем нам разрешить частично эти проблемы, с которыми наши дети сталкиваются в школе и дома.

Технология здоровьесбережения - важнейшее условие формирования социального благополучия детей. В детском доме обязательно должна быть комната психологической разгрузки для снятия стрессового состояния и, конечно же, человек, которому бы они доверяли и верили в его мысли и слова, потому что психологический комфорт в душе ребёнка может формировать только тёплая обстановка. Становление подрастающего человека сегодня протекает в ситуации ценностно-нормативной неопределённости. Однако наша задача - помочь ребёнку найти своё место в жизни, реализовать свои возможности, научить строить отношения с окружающим миром на основе понимания и уважения.

И заканчивая своё выступление, хочу сказать, судьба нам доверила самое дорогое, что есть на планете. Поэтому мы обязаны подарить этим детям свою душу, мы обязаны творить добро, не требуя награды, и помнить слова великого педагога Януша Коменского: «Наша профессия самая лучшая и важная, как никакая другая под солнцем».




© 2010-2022