Доклад по теме Формирование культуротворческой среды в МКОУ СОШ № 11 средствами дополнительного образования

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад по теме Формирование культуротворческой среды в МКОУ СОШ № 11 средствами дополнительного образованияДоклад по теме Формирование культуротворческой среды в МКОУ СОШ № 11 средствами дополнительного образованияДоклад по теме Формирование культуротворческой среды в МКОУ СОШ № 11 средствами дополнительного образованияДоклад по теме Формирование культуротворческой среды в МКОУ СОШ № 11 средствами дополнительного образованияДоклад по теме Формирование культуротворческой среды в МКОУ СОШ № 11 средствами дополнительного образованияДоклад по теме Формирование культуротворческой среды в МКОУ СОШ № 11 средствами дополнительного образованияДоклад по теме Формирование культуротворческой среды в МКОУ СОШ № 11 средствами дополнительного образованияДоклад по теме Формирование культуротворческой среды в МКОУ СОШ № 11 средствами дополнительного образованияДоклад по теме Формирование культуротворческой среды в МКОУ СОШ № 11 средствами дополнительного образования«Формирование культуротворческой образовательной среды в МКУ СОШ № 11, способствующей становлению личности ребенка,

средствами дополнительного образования»

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДО по формированию культуротворческой образовательной среды в школе средствами ДО.



  1. Обобщить опыт работы с детьми «группы риска» и специальных (коррекционных) классов.

  2. Привлечь педагогов к использованию нетрадиционных форм занятий в своей педагогической практике.

  3. Оказать методическую помощь участникам семинара по заявленной тематике.

  4. Способствовать развитию творческих контактов и обмену опыта работы педагогов, работающих в сфере ДО.

План выступления

  1. Историческая справка

  2. Школа как социокультурный центр.

  3. Характеристика контингента.

  4. Сообщение темы, цели семинара.

  5. Уточнение понятий культуротворческой среды.

  6. Схема культуротворческой среды МКУ СОШ № 11.

  7. Структура ДО МКУ СОШ № 11.

  8. Особенности организации работы ДО с разными группами детей.

  9. Занятость детей в системе ДО.

  10. Алгоритм работы по привлечению детей к системе ДО.

  11. Выводы.






В январе 2014 года МКУ СОШ № 11 исполнилось 38 лет. Все эти годы совместно с ребятами она проходит путь формирования традиций, идёт в ногу со временем. Именно здесь формируется та атмосфера, в которой ребёнок может полноценно развиваться физически, духовно, культурно. Создается уникальная среда, в которой на ключевых этапах развития человека происходит становление мировоззрения, нравственных установок, закладываются учебные и другие жизненно важные навыки, необходимые для развития личности в обществе.

Школьная среда по своему воспитательно-образовательному уровню возвышается над окружающей ее микросредой, она положительно влияет на культурное развитие среды, обогащает свою жизнь духовными ценностями, работает в режиме саморазвития. Нашу школу можно рассматривать как активный фактор среды. Именно от неё идут позитивные импульсы культурной жизни, семья получает помощь в воспитании и обучении детей, развитии их способностей и интересов.

МКУ СОШ № 11 расположена в микрорайоне, не обладающим культурно-массовыми, спортивно-оздоровительными учреждениями, и поэтому сама является социокультурным центром. Результаты мониторинга занятости учащихся во внеурочное время показал, что 71 человек посещают курсы внеурочной деятельности, 127 человек посещают кружки, студии, секции, организованные при школе и только 8 человек посещают учреждения ДО города.

Реализуя миссию школы «Школа для всех и каждого» для жителей микрорайона по вторникам, четвергам и воскресеньям организуются вечерние спортивные секции. Традиционными стали дни здоровья, совместное празднование Широкой масленицы, чествование ветеранов ВОВ и тружеников тыла.

В настоящее время школа № 11 - это школа со смешанным контингентом учащихся:

  • в общеобразовательных классах обучается 190 человек;

243 человека

  • в специальных (коррекционных) классах - 53 человека.

Из них:

  • нуждаются в поддержке государства 124 ребенка;

  • состоит на различных уровнях учета - 17 человек;

  • находящиеся в ТЖС (проживают с пьющими родителями) - 46 человек.

Все эти дети составляют группу риска и требуют к себе пристального внимания со стороны педагогов.

Дети группы риска, дети специальных (коррекционных) классов, талантливые дети, родители, учителя, педагоги ДО являются частью образовательной культуротворческой среды. Сегодня мы хотим поделиться опытом создания культуротворческой среды, способствующей развитию личности ребенка средствами ДО в МКУ СОШ № 11.

Под понятием культуротворческая среда понимается образовательная среда, обеспечивающая единство компонентов культуры, оказывающих влияние на функционирование личности в процессе, культурной идентификации и продуктивной культурной деятельности. В её основе заложена доминанта - творчество, которое по своей сути является актом свободы, без свободы невозможен творческий процесс. Категория свободы является ведущей константой гуманистической парадигмы образования.

Культуротворческая среда, как гуманистическая по своей сути, определяет направленность развития своих субъектов. Это позволяет ребёнку комфортно чувствовать себя (адаптивность, удовлетворённость своей жизнью) и свободно развиваться, определять и прогнозировать своё будущее, занять устойчивую жизненную позицию в социокультурном пространстве, сформировать гражданскую позицию, нравственно-духовную основу личности; учителю - перейти из репродуктивной профессиональной позиции к поисково-продуцирующей, определить своё место в структуре образовательного поля, воздействующего на ребёнка.

Как отмечают исследователи Е.А. Ракитина, В.Ю. Лыскова1, «пространство» и «среда» являются близкими, но не синонимичными понятиями. Самое общее представление о пространстве связано с порядком расположения (взаимным расположением) одновременно сосуществующих объектов. Говоря о пространстве, данные исследователи имеют в виду набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на человека. При этом по смыслу в самом понятии пространства не подразумевается включенность в него человека. Пространство может существовать и независимо от него.

Понятие «среда» также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом. На наш взгляд, данные термины применимы и для характеристики понятий «образовательное пространство» и «информационное пространство», «образовательная среда», «информационная среда», «культуротворческая среда».

Рассмотрев различные виды сред, мы пришли к выводу, что наибольшее влияние на субъектов оказывают такие среды, как природная, искусственная, окружающая, культурная, социальная, социокультурная, образовательная. И это не весь перечень сред, распространяющих своё влияние на пространство гимназии. Особо важную роль играет образовательная среда.

Образовательная среда

Категория «образовательная среда» исследуется рядом отечественных и зарубежных учёных, В.С. Леднёв даёт, на наш взгляд, сущностное определение образовательной среды: «учебно-воспитательный процесс предполагает наличие особым образом организованной дидактической (педагогической) среды, отвечающей цели и задаче образования, обусловленной рамками требований педагогической технологии, ограниченная экономическими возможностями общества и уровнем информационных технологий»2.

Образовательная среда представляет собой совокупность компонентов, которые образуют эту категорию, основные их них: обучающая и воспитывающая среды. Нельзя не учитывать такого факта, как управляющее воздействие среды непосредственно на личность, оказывающееся не всегда продуктивным (В.М. Дрофа).

В современной науке уже было предпринято множество попыток преобразования образовательной среды, но этот процесс усложняется тем, что она обладает большой мерой сложности, поскольку имеет несколько уровней - от федерального до среды конкретного учебного заведения и класса (Н.Б. Крылова, В.М. Дрофа, А.А. Макареня и др.).

Региональная специфика определяется условиями жизни сообщества, его отношением к потребностям сфер культуры и образования.

Комплексно решить эту проблему можно только при условии создания оптимальной среды в образовательном учреждении, способной удовлетворять требованиям современного образования и функционирующую наряду с образовательной средой, взаимодействуя с ней.

Признаки оптимальной среды:

  • её можно в определённой степени изменять в соответствии с нуждами субъекта;

  • должна быть открытой, а не закрытой системой, и её границы должны быть строго фиксированы;

  • должна способствовать гуманизации образовательного пространства;

  • должна не только влиять на субъекта, но и сама поддаваться влиянию.

Культуротворческая среда как разновидность образовательной среды

Образовательную среду можно классифицировать на основании её качественных характеристик. Так различные исследователи, определяя образовательную среду, добавляют к названию выполняемую ею функцию - то есть получается двучленное название. Итак, выделяют:

а) на основании адаптивной функции:

б) на основании информационного компонента:

в) учитывают экологический компонент среды:

г) характеризуют вовлечённость, встроенность в культуру:

  • культуротворческая (А.А. Макареня, H.M. Девятков и др.);

д) учитывая личностный компонент:

е) характеризуя профессионально-образовательную функцию:

Культуротворческая среда может претендовать на роль оптимальной. Исследователь её статуса, структуры и функционирования А.А. Макареня3 считает, что «создать культуротворческую среду в системе образования, - значит, способствовать реализации гуманистической концепции образования, её целей, задач на всех этапах педагогического процесса», поскольку сегодня в образовании устанавливаются субъект-субъектные отношения, которые «могут получать воплощение и развитие только при создании соответствующей среды».

Под культуротворческой средой А.А. Макареня понимает «совокупность материальных и духовных факторов и средств, способствующих превращению индивидуума в личность и далее в индивидуальность в процессе решения образовательных задач, направленных на интеллектуальное, художественное и практическое развитие личности»4.

Структура культуротворческой среды «определяется задачами, поставленными перед школой гуманистической концепцией образования, логикой учебной и познавательной деятельности, требованиями современной цивилизации, особенностями развития региона и этапами развития ребёнка».

Структурные компоненты, обусловленные перечисленными условиями, могут комбинироваться и присутствовать в разных пропорциях применительно к каждой отдельно создаваемой среде образовательного учреждения.

Культуротворческую среду МКУ СОШ № 11 можно представить в виде схемы:


Культуротворческая среда МКУ СОШ № 11

ДО

Курсы по выбору

Внеурочная деятельность

Культуротворческая

среда

Элективные курсы

Библиотека

Музей

Спецкурсы

ГПД

ДО является частью культуротворческой среды. В систему дополнительного образования нашей школы включены как дети общеобразовательных классов (166 человек), так и дети специальных (коррекционных) классов (33 человека). Из них, 79 - дети «группы риска».

В образовательном учреждении сложилась система сопровождения детей, требующих дополнительного внимания со стороны взрослых: для детей «группы риска» общеобразовательных классов классными руководителями составлены карты детей «группы риска», в специальных (коррекционных) классах классными руководителями ведутся карты сопровождения. В системе сопровождения задействованы классные руководители, педагоги ДО, педагог-психолог, социальный педагог. У каждого из них своя функция в процессе сопровождения, так, например, классный руководитель заполняет карты детей «группы риска», взаимодействует с педагогом-психологом, социальным педагогом, семьей, отслеживает результаты; педагог-психолог занимается диагностикой; педагог дополнительного образования увлекает ребенка, социальный педагог контролирует посещение детей группы риска объединения ДО.

В соответствии с Уставом в 2013-2014 учебном году школа реализует программы дополнительного образования, курсы внеурочной деятельности, которые организованы на базе школы после изучения потребностей детей и пожеланий родителей.

Дополнительное образование



Внеурочная деятельность

Предметные кружки

Кружки по направлениям



Спортивной

Математический

Спортивно-оздоровительное

ОФП

Теннисный

Шахматный

Активная переменка

Баскетбол

Гимнастика

Активная переменка

Час здоровья




Духовно-нравственное

Художественно-эстетической


«Волшебный клубок»

Юные музееведы

Экологич. букварь

Юный патриот

Изостудия

Вокальный

Инструментал.

ДПИ

Театральный





Социальная

Общеинтеллектуальное

Информатика

Мир деятельности

Юные ис-ли

Для тех, кто любит матем.

Матем. и конструирование

ДЮП

ЮИД


Техническая


«Умелые руки»


Общекультурное

В гостях у сказки

Школьный театр «Петрушка»

ДПИ

Смотрю на мир глазами художника

Оригами

Краеведческая

Краеведческий





Социальное

Мы - друзья и помощники












План дополнительного образования МКУ СОШ № 11

на 2013-2014 учебный год


№ п/п

Направленность

Кружок (студия, секция)

Кол-во

часов

в неделю

Класс

1



1. Спортивная

Гимнастика

3

7-10

2

Баскетбол

2

5-10

3

Теннисный

2

-

4

ОФП

1

3-4

5

Шахматный

2

5-10

6

Активная переменка

1

7





2. Художественно-эстетическая

Изостудия «Радуга»

7

1,5ч.(5-6)+

1,5(4)+1(5б)+1,5(инд.)

+1,5(7-9)

3-9

8

Вокальный

2

2-7

9

Инструментальный

4

-

10

«Волшебный клубок»

2

5-7

11

Театральный

2

5-9

12

ДПИ

1

3-4б

13

3. Социальная

ЮИД

1

3-5

14

ДЮП

1

3-5

15

4. Предметная

Математический

1

5-7

16

5. Техническая

«Умелые руки»

2

4-7

17

6. Краеведческая

Краеведческий

2

5-7


В 2013-14 учебном году ДО представлено спортивной, художественно-эстетической, социальной, предметной, технической, краеведческой направленностью. Цветом выделены кружки, которые посещают дети специальных (коррекционных) классов. Приоритетной задачей образования данной категории детей является профессиональное самоопределение и привитие навыков самообслуживания. Эта задача успешно решается через такие творческие объединения как студия изобразительного творчества «Радуга», вокальный, теннисный, кружки декоративно-прикладной направленности: «Волшебный клубок», «Умелые руки», бисероплетение. Все это позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья социализироваться в обществе.

За несколько лет организации работы по привлечению детей к системе ДО, в т.ч. и детей группы риска, в школе сложился определенный алгоритм работы:

Сроки

Вид деятельности

Примечание


Май

Изучение удовлетворенности

приложение 1

Изучение спроса (определение рейтинга)

приложение 2

Анализ результатов

приложение 3


Сентябрь

Составление списков детей, требующих определенного внимания (группы риска)

приложение 4

Определение способностей

приложение 5

Ярмарка ДО

Индивидуальное приглашение детей группы риска

Комплектование групп

Апрель

Творческие отчеты

приложение 6

В течение года

Контроль за наполняемостью групп

Участие в конкурсах различного уровня

Поощрение победителей и призеров


Из вышеизложенного видно, что культуротворческая среда МКУ СОШ № 11 это
  • среда, которая обеспечивает (имеет в наличии) все необходимые условия (компоненты) для самопознания, самоактуализации и саморазвития личности:

  • среда, стимулирующая активность субъектов, самостоятельность:

  • пространство для социально-значимой свободной деятельности личности, поля, содержащего информацию о достижениях человечества и предоставляющее возможность для личности её использовать, комбинировать, синтезировать, т.е. преобразовывать:

  • среда, которая обеспечивает возможность комфортного существования в образовательном пространстве субъектов, позволяет быть человеком культуры, а не субкультуры, даёт право сознательного и свободного выбора своего места в культуре и социуме;

  • среда, которая способствует осуществлению совместной продуктивной деятельности, конструктивному взаимодействию в процессе образования:

  • среда, которая активизирует возможности управления образовательным процессом, позволяет производить прогнозирование его развития и роста, определяет место каждого педагога в общем образовательном пространстве;

  • позволяет личности в её отношениях (взаимоотношениях с другими субъектами) направлять свой внутренний потенциал на преобразование действительности;

  • среда, которая характеризуется вариативностью, диалогичностью, толерантностью, духовной и культурной насыщенностью;

  • основные черты этой среды: самопреобразование, созидание и саморазвитие;

  • среда, которая выполняет функции регулирования, освоения и преобразования культуры.































1Лыскова, В. Ю. Логика в информатике / В. Ю. Лыскова, Е. А. Ракитина. - М. : Информатика и образование, 1999. - 139, [2] с. : ил., табл.; 21 см. - (Серия "Информатика в школе"). - ISBN 5-900618-13-7

2Леднев, Вадим Семенович. Научное образование : Развитие способностей к научному творчеству / В.С. Леднев. - 2. изд., испр. - М., 2002. - 119 с. : ил.; 20 см. - ISBN 5-86785-101-Х

3Макареня, Александр Александрович. Методологические основы создания культуротворческой среды подготовки учителя : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Тобольский гос. пед. ин-т. - Москва, 1998. - 68 с. Общая педагогика

4Макареня, Александр Александрович. Педагогическая антропоэкология / А.А. Макареня, С.В. Кривых; Ин-т повышения квалификации. - Новокузнецк : Изд-во ИПК, 2000-____. - 20 см. - Ч. 1: Теоретические основы. - 2000. - 191 с. : ил., табл.

© 2010-2022