Статья Духовно-нравственные ценности - основа воспитания современной личности

В статье раскрываются проблемы духовно- нравственного воспитания современной молодежи. Формирование духовных ценностей на примерах творчества русских писателей и поэтов на уроках литературы. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания духовных ценностей.Любовь к русской литературе способствует воспитанию чувства гордости у обучающихся за то, что они являются наследниками русской культуры и традиций, осознают себя гражда...
Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно- нравственные ценности - основа воспитания современной личности

Г.В. Мусатова

преподаватель русского языка и литература,

ОГАПОУ

«Белгородский техникум общественного питания»

Белгородская область, Россия

«В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания…» Е. Н. Ильин

Среди высших ценностей, чтимых русским народом, особое место занимает духовность. Для русского человека духовность - это самосознание, напряженный процесс «делания» собственной души. Бездуховность народа - бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания духовных ценностей.

Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в отсутствии духовности, безверии, агрессивности. Так, 24 января 2013 г. в Москве в Государственной Думе РФ состоялся круглый стол на тему: «О защите духовно-нравственных традиций русского и других народов Российской Федерации и их законодательном обеспечении». В выступлениях участников было отмечено, что «сегодня нас крайне волнует одичание, которое охватывает общество. «По данным ООН, в 2004 году Россия была по человеческому духовно-нравственному потенциалу на 15-м месте, в 2008 году - на 54-м, в 2011 году - на 66-м, а сегодня - на 72-м месте». Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем послании сказал о духовных скрепах: «В нашей стране были такие скрепы. Было на нашем знамени написано: «Бог, Царь и Отечество». [1].

Слово «духовность» употребляется в значении исполнения высокодуховных истин, а именно умения быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром, умения прощать, а это и есть духовность.

Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Под «духовно-нравственным воспитанием» мы понимаем процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения. Только совместными усилиями государства, семьи, общества и церкви можно воспитать духовно-нравственного человека.

Сегодня духовно - нравственные устои российского общества подвергаются серьёзным испытаниям. Россия переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, рассчитанных на молодежное сознание, действует в большей степени разрушительно с точки зрения развития личности, семьи и государства. Падение нравов всё чаще воспринимается как одна из главных проблем современной России.

Начало XXI века связано с возвращением духовно - нравственных ориентиров культурных ценностей не только в политику государства, но и сознание людей. Это основа для возрождения страны, решения экономических и социальных проблем, которая неразрывно связана с воспитанием человека высокой духовной культуры. Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается деградация личности. И противостоять социальному процессу безнравственности, призвано образование и воспитание. В решении этой проблемы особо значимая роль отводится педагогу. Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

Русская литература всегда была выражением традиций народа, его нужд и чаяний, его души. Она ставит перед обществом актуальные, требующие ответа вопросы, учит решать их гуманными средствами, призывает к добру, человечности, взаимопониманию и состраданию, воспитывает духовно- нравственные качества человека. «У литературы одна цель - помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром» - говорил В.Распутин.

Идея духовно-нравственного развития человека является основой воспитания современной личности. А духовно - нравственное воспитание создает условия для воспитания личности, которая живет в согласии со своей совестью. Любовь к русской литературе способствует воспитанию чувства гордости у обучающихся за то, что они являются наследниками русской культуры и традиций, осознают себя гражданами своей страны, и за то, что на них лежит ответственность за ее настоящее и будущее.

Изучать русскую литературу невозможно в отрыве от национальной культуры, ее духовных истоков. Литература духовно обогащает человека, воздействует на нравственный облик человека, формируя духовные и нравственные качества личности.

В рассказе М. Горького «Читатель» говорится о сущности литературы: « Цель литературы - помогать человеку понимать себя самого, поднять его веру в себя и развить в нем, стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты. Вот моя формула; она, разумеется, неполна, схематична… дополните ее всем, что может одухотворить жизнь». [2].

С литературы начинается самовоспитание, индивидуальное и духовное познание реальной жизни. Для того чтобы сформировать у обучающегося духовно - нравственные ценности необходимо ввести его в мир литературы, так как она дает возможность самостоятельно думать, размышлять, познавать окружающий мир. Она охватывает все сферы активной деятельности духовной жизни человека. Без литературы невозможно представить духовную жизнь, так как литература является источником духовного обогащения, вершиной умственного, нравственного и эстетического развития. Изучение литературы дает обучающимся большие познавательными возможностями в саморазвитии и самовоспитании.

Надо признать, что большой вклад в развитие русской духовности внесли русские писатели: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.Н. Добролюбов, Н.С. Лесков. Так, в повести «Очарованный странник»

Н.С. Лескова отражены духовные искания русского человека. Сложные духовные вопросы поднимает в своих произведениях Ф.М. Достоевский, сравнивая православие и католицизм («Идиот»), поднимая темы насилия и прощения («Братья Карамазовы», «Преступление и наказание»), греха и невинности («Сон смешного человека»).

В своих нравственных заключениях и размышлениях писатели брали примеры из жизни русского народа, при этом затрагивали жизнь, как простых людей, так и людей высших сословий.

Изучая произведения русских классиков, педагог имеет возможность вести диалог о духовно- нравственных категориях, актуальных проблемах жизни, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека, чести, долге, мужестве, любви к Родине.

Уроки литературы выигрышны тем, что побуждают к размышлениям, невозможно не обсуждать на уроках литературы эпизоды из литературных произведений. Возьмем, например, слова А. Платонова при знакомстве с его рассказом «Юшка»: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…». Обучающиеся бурно высказывают свое мнение о том, как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям.

В «Капитанской дочке» А.С.Пушкин противопоставил благородство и бесчестие, раскрыл проблемы чести, достоинства, нравственного выбора. Для Пушкина важно, чтобы человек «не растерял» себя в каждодневной суете, в водовороте истории. Понятия « любовь», «благородство», «честь» сами по себе не возникают в сердце человека, становление души происходит в отеческом доме. Таким отеческим домом для Пушкина стал Лицей. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» помогает научить обучающихся справедливости, порядочности, верности. Как важно дать им напутствие, подобное тому, которое дал Андрей Петрович Гринёв Своему сыну! Слова « честь», «долг», « Отечество» были для Гринёва - отца святыми. Честь, мужество, любовь к Родине всегда были присущи лучшим представителям русского офицерства. Следовать однажды данной воинской присяге было нормой для русского дворянина. Для М.Ю.Лермонтова служба Родине верой и правдой - прежде всего. Сам бесстрашно сражаясь, он пишет о схватках простым и понятным языком, точно, искренне и правдиво передаёт бесхитростную речь русского солдата, ветерана Бородинской битвы. Из-под пера М.Ю.Лермонтова выходит образ офицера на кавказской войне - Максим Максимыча - который верно служит Отчизне, не заботясь о наградах, лишая себя семьи, но не жалуется и ни на минуту не сомневается в том, что он делает правое дело.

Офицерская честь и любовь к Родине сопровождали графа Л.Н.Толстого и на Кавказе, и в Крыму. Герои «Севастопольских рассказов», «Казаков» мужественны и прекрасны. А дорога жизни князя Болконского - любимого героя Л.Н.Толстого - это путь чести, истинного благородства, бесстрашия.

Или, к примеру, мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг увлекает обучающихся при изучении рассказа Л.Толстого «После бала», завораживает верность в любви в трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта». Призывает быть милосердным, иметь чувство сострадания повесть В. Железникова «Чучело», жить праведно и честно наставляет книга Ч.Айтматова «Плаха». Честь, честность, совесть, долг, ответственность, сострадание, любовь - вот основа нравственного поведения любого уважающего себя человека.

Русская классическая литература является преемницей древнерусской, так как тема смысла человеческой жизни остается в ней одной из главных. И это обстоятельство позволяет говорить о религиозном характере русской литературы. По мнению Николая Бердяева, «в русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью… Соединение муки о Боге с мукой о человеке делает русскую литературу христианской даже тогда, когда в сознании своем русские писатели отступали от христианской веры». [3]. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С.Тургенев унаследовали образы, идеи, даже стиль сочинения древнерусской литературы. Высокие нравственные качества, дружба, товарищество сильных и мужественных людей, любовь к родине воплощены в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба".

Любовь как духовное возрождение - один из главных мотивов русской литературы. При этом авторы в первую очередь стремились показать, как она влияет на духовное развитие человека. Поэтому тема любви занимает важное место в творчестве писателей и поэтов XIX-XX века. Примеры и идеалы светлых чувств, гармоничных отношений между мужчиной и женщиной в любовной лирике А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, А.А.Блока, С.А.Есенина, А.А.Ахматовой, в произведениях Л.Н.Толстого («Война и мир»), И.А. Бунина (цикл «Темные аллеи»), А.И. Куприна («Гранатовый браслет». В романе «Война и мир» любовь как духовное возрождение занимает одно из центральных мест. Серьезное увлечение князем Андреем юной Наташи Ростовой помогло ему посмотреть на мир новым взглядом. Благодаря девушке, князь вновь поверил в себя, в жизнь, в друзей. И перед смертью мысль о невесте примирила его с тяжелой участью: присутствие любимой, несомненно, ободрило Андрея и облегчило страдания.

Таким образом, писатели и поэты в своих произведениях всегда уделяли особое внимание описанию внутреннего мира героев, их чувств и переживаний.

Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на обучающихся оказывают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.

Особая роль отводится нам педагогам в решении этой задачи. Ведь мы имеем очень сильное оружие - это слово, художественная речь, книга. А «Книга,- по словам А.Герцена, - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».

Как уместны ко всему сказанному слова Л.Н.Толстого: «Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает… Другой - зрячий, духовный человек - сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает… То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть - это закон добра в душе человека». [4].

Список литературы:

  1. 1.mkkprf.ru/13576-zaschita-nravstvennosti-kak-zalog-vozrozhdeniya-rossii.html

  2. М. Горький. с.ч.в 16т.т.2стр.298 Москва Издательство «Правда» 1979

  3. Бердяев Н. О характере религиозной мысли 19в. (гл.7)

  4. Л. Н. Толстой, «Путь жизни» // Педагогика. - 1910. С.21

...

© 2010-2022