Классный час Огонь друг или враг?

Раздел Воспитательная работа
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Огонь - друг или враг человека?"

Цели:

  • познакомить детей с правилами пожарной безопасности;

  • научить соблюдать их;

  • довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём;

  • отрабатывать правильность действий при возникновении пожара;

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

I. Оргмомент

II. Введение материала по цели занятия

- Сегодня вы вспомните очень важную для всех нас тему. А вот какую, попробуйте определить сами. Я вам задаю вопрос, а вы по ходу отвечаете "Это я, это я, это все мои друзья" или "Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья".

Кто задорный и весёлый, верность правилам храня,
Бережёт родную школу от огня?
Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор
А сгорел гараж знакомых и строительный забор?
Кто соседской детворе объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром завершается пожаром?
Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол, еле сам живой ушёл.

- Так о чём мы будем говорить? О безопасном обращении с огнём.

III. Тема занятия

- Сформулируйте тему (выберите правильный союз и правильный знак)

На доске открывается запись:

Классный час Огонь друг или враг?

- Вы правы, тема урока "Огонь-друг или враг человека?" (лишнее убирается)

IV. Вступительная беседа учителя

- Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд - новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате - колоссальные убытки. И самое главное-десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети

1-ый ученик:

Он всегда бывает разным, удивительный огонь.
То буяном безобидным, то тихоней из тихонь!

2-ой ученик:

То он змейкой торопливой по сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой полыхает на заре.

3-й ученик:

Да, огонь бывает разный: бледно - жёлтый, ярко - красный,
Синий или золотой, Очень добрый, очень злой!

1-ый ученик:

Где с огнём беспечны люди,
Там пожар, конечно будет!

V. Работа по теме

На доске:

  1. Отчего возникает пожар?

  2. Как не допустить возникновения пожара?

  3. Если случился пожар, как надо себя вести?

1) Работа над вопросом 1

а) Беседа

- Попробуем ответить на каждый вопрос. Прочитайте первый и попытайтесь ответить на него. (Варианты ответов детей: это могут быть спички, электроприборы, печь, бенгальские огни, хлопушки, свеча, папироса, газ)

- Всем известно, что от крохотного пламени может сгореть целый дом, а то и улица, посё-лок или даже город. Москва, например, полностью или частично выгорала около 60 раз.- - Почему это происходило? (Много было деревянных построек)

- Теперь дома каменные, но выгорают они также стремительно. Отчего? (Появились легковоспламеняющиеся предметы)

- Какие легковоспламеняющиеся предметы знаете?

- Какие причины возникновения пожара вам известны?

б) Анализ ситуаций

  1. Мальчик бросил спичку в стоящую во дворе бочку с какой-то жидкостью. Раздался взрыв. Многие получили ожоги. Почему?

  2. Дети играли у стаек с огнём. Внезапно сено, лежащее рядом, загорелось. В огне погибли животные. В чём причина возникновения пожара?

- Эти детские поступки - шалость или хулиганство? За такие поступки теперь придётся платить родителям. Они должны будут возместить ущерб потерпевшим.

Тот, к кому попадет шар, должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому.

2-ой ученик:

Этот шар в руках не даром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар -
Звал пожарных в бой с пожаром,
Где с огнем беспечны дети,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет… (ЗЛОЙ ПОЖАР).

3-ий ученик:

Раз, два, три, четыре -
У кого пожар в … (КВАРТИРЕ.)

1-ый ученик:

Дыма столб поднялся вдруг, -
Кто не выключил … (УТЮГ?)

2-ой ученик:

Красный отблеск побежал, -
Кто со спичками… (ИГРАЛ?)

3-ий ученик:

Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил белье над… (ГАЗОМ?)

1-ый ученик:

Столб огня чердак объял, -
Кто там спички…(ЗАЖИГАЛ?)

2-ой ученик:

Побежал пожар во двор, -
Это кто там жег… (КОСТЕР?)

3-ий ученик:

Пламя прыгнуло в листву, -
Кто у дома жег… (ТРАВУ?)

1-ый ученик:

Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые… (ПРЕДМЕТЫ?)

2-ой ученик:

Помни каждый гражданин
Этот номер… (101).

3-ий ученик:

Дым увидел - не зевай, -
И пожарных… (ВЫЗЫВАЙ!)

2) Работа над вопросом 2

а) Работа с правилами

- Прочитайте второй вопрос. Попытайтесь на него ответить? (Варианты ответов детей).

Это полезно помнить (правила)

- Прочитаем правила, которые следует не только знать, но и выполнять. У каждого ребёнка на парте лежит гармошка с правилами. Разворачиваем ребро "гармошки" и зачитываем правило по цепочке.

Не играй со спичками

Выключай электроприборы

и другие

VII. Работа над вопросом 3

- Прочитайте третий вопрос. Попробуйте на него ответить (Варианты ответов детей)

а) Сюжетно-ролевая игра.

- Дима сидит у печки, зажигает дрова.

- Не горят…Сырые, наверное. Сейчас я их бензинчиком. Ой! Взорвалось! Пожар! (мечется по классу, прячется под стол).

Вы внимательно смотрели, а теперь постарайтесь определить все ошибки, которые герой допустил. Перечислите их. Итак, ошибки Димы…(использовал бензин, спрятался под стол, не позвонил 01)

б) Конкурс "Позвони пожарнику"

- По какому номеру надо звонить и как объяснить, что произошло? Позвоните вместо Димы. (Варианты ответов детей). (Образец правильного варианта: "Набрать номер 101.Это пожарная часть? У нас в доме пожар. Адрес: Ул.Юбилейная,дом1,квартира17." )

- Почему не поздоровался? (нет времени). Что ещё можно было сказать? (что именно горит)

1-ый участник:

Если близко телефон, и тебе доступен он,
Нужно " 01" набрать, и пожарных вызывать!
Если же большой огонь, дымом всё объято,
Выбегать из дома вон, надо всем, ребята!

2-ой участник:

Этот номер -101.
Знает каждый гражданин.
Если в дом придет беда -
Позвони скорей туда.
Если, нет телефона,
Позови людей с балкона.

3-ий участник:

Помните: маленькая спичка делает большую беду!

в) - Допустим, в доме пожар только начался, какие будут ваши действия.

  • попытаться потушить

  • позвонить 01

  • позвать на помощь взрослых

  • если огонь усилится, то необходимо немедленно покинуть помещение

г) - Послушайте рассказ Б.Жидкова "Дым".

Ответьте на вопросы: Что страшнее огня? Как нужно действовать, если в подъезде, в соседней комнате дым и выбраться нельзя? Что можно посоветовать Петьке?

  • Заткнуть щели мокрой тряпкой

  • Дышать через мокрую ткань внизу около пола и т.д.

VIII. Итог

- Подведём итог нашему занятию. Обратимся к вопросам на доске. (Ответы детей на поставленные вопросы)

IX. Практическое занятие "Эвакуация из здания школы"

- А если пожар случился в школе? Как мы будем действовать?

- В каждой школе есть план эвакуации, с которым мы уже познакомились. Для чего он необходим? Вспомните путь, которым эвакуируется из школы наш класс. Повторите ваши действия при сигнале "Пожар"? (Эвакуация из здания школы).

© 2010-2022