- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Классный час Огонь друг или враг?
Классный час Огонь друг или враг?
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мартынова А.А. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
"Огонь - друг или враг человека?"
Цели:
-
познакомить детей с правилами пожарной безопасности;
-
научить соблюдать их;
-
довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём;
-
отрабатывать правильность действий при возникновении пожара;
-
воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
I. Оргмомент
II. Введение материала по цели занятия
- Сегодня вы вспомните очень важную для всех нас тему. А вот какую, попробуйте определить сами. Я вам задаю вопрос, а вы по ходу отвечаете "Это я, это я, это все мои друзья" или "Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья".
Кто задорный и весёлый, верность правилам храня,
Бережёт родную школу от огня?
Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор
А сгорел гараж знакомых и строительный забор?
Кто соседской детворе объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром завершается пожаром?
Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол, еле сам живой ушёл.
- Так о чём мы будем говорить? О безопасном обращении с огнём.
III. Тема занятия
- Сформулируйте тему (выберите правильный союз и правильный знак)
На доске открывается запись:
- Вы правы, тема урока "Огонь-друг или враг человека?" (лишнее убирается)
IV. Вступительная беседа учителя
- Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд - новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате - колоссальные убытки. И самое главное-десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети
1-ый ученик:
Он всегда бывает разным, удивительный огонь.
То буяном безобидным, то тихоней из тихонь!
2-ой ученик:
То он змейкой торопливой по сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой полыхает на заре.
3-й ученик:
Да, огонь бывает разный: бледно - жёлтый, ярко - красный,
Синий или золотой, Очень добрый, очень злой!
1-ый ученик:
Где с огнём беспечны люди,
Там пожар, конечно будет!
V. Работа по теме
На доске:
-
Отчего возникает пожар?
-
Как не допустить возникновения пожара?
-
Если случился пожар, как надо себя вести?
1) Работа над вопросом 1
а) Беседа
- Попробуем ответить на каждый вопрос. Прочитайте первый и попытайтесь ответить на него. (Варианты ответов детей: это могут быть спички, электроприборы, печь, бенгальские огни, хлопушки, свеча, папироса, газ)
- Всем известно, что от крохотного пламени может сгореть целый дом, а то и улица, посё-лок или даже город. Москва, например, полностью или частично выгорала около 60 раз.- - Почему это происходило? (Много было деревянных построек)
- Теперь дома каменные, но выгорают они также стремительно. Отчего? (Появились легковоспламеняющиеся предметы)
- Какие легковоспламеняющиеся предметы знаете?
- Какие причины возникновения пожара вам известны?
б) Анализ ситуаций
-
Мальчик бросил спичку в стоящую во дворе бочку с какой-то жидкостью. Раздался взрыв. Многие получили ожоги. Почему?
-
Дети играли у стаек с огнём. Внезапно сено, лежащее рядом, загорелось. В огне погибли животные. В чём причина возникновения пожара?
- Эти детские поступки - шалость или хулиганство? За такие поступки теперь придётся платить родителям. Они должны будут возместить ущерб потерпевшим.
Тот, к кому попадет шар, должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому.
2-ой ученик:
Этот шар в руках не даром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар -
Звал пожарных в бой с пожаром,
Где с огнем беспечны дети,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет… (ЗЛОЙ ПОЖАР).
3-ий ученик:
Раз, два, три, четыре -
У кого пожар в … (КВАРТИРЕ.)
1-ый ученик:
Дыма столб поднялся вдруг, -
Кто не выключил … (УТЮГ?)
2-ой ученик:
Красный отблеск побежал, -
Кто со спичками… (ИГРАЛ?)
3-ий ученик:
Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил белье над… (ГАЗОМ?)
1-ый ученик:
Столб огня чердак объял, -
Кто там спички…(ЗАЖИГАЛ?)
2-ой ученик:
Побежал пожар во двор, -
Это кто там жег… (КОСТЕР?)
3-ий ученик:
Пламя прыгнуло в листву, -
Кто у дома жег… (ТРАВУ?)
1-ый ученик:
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые… (ПРЕДМЕТЫ?)
2-ой ученик:
Помни каждый гражданин
Этот номер… (101).
3-ий ученик:
Дым увидел - не зевай, -
И пожарных… (ВЫЗЫВАЙ!)
2) Работа над вопросом 2
а) Работа с правилами
- Прочитайте второй вопрос. Попытайтесь на него ответить? (Варианты ответов детей).
Это полезно помнить (правила)
- Прочитаем правила, которые следует не только знать, но и выполнять. У каждого ребёнка на парте лежит гармошка с правилами. Разворачиваем ребро "гармошки" и зачитываем правило по цепочке.
Не играй со спичками
Выключай электроприборы
и другие
VII. Работа над вопросом 3
- Прочитайте третий вопрос. Попробуйте на него ответить (Варианты ответов детей)
а) Сюжетно-ролевая игра.
- Дима сидит у печки, зажигает дрова.
- Не горят…Сырые, наверное. Сейчас я их бензинчиком. Ой! Взорвалось! Пожар! (мечется по классу, прячется под стол).
Вы внимательно смотрели, а теперь постарайтесь определить все ошибки, которые герой допустил. Перечислите их. Итак, ошибки Димы…(использовал бензин, спрятался под стол, не позвонил 01)
б) Конкурс "Позвони пожарнику"
- По какому номеру надо звонить и как объяснить, что произошло? Позвоните вместо Димы. (Варианты ответов детей). (Образец правильного варианта: "Набрать номер 101.Это пожарная часть? У нас в доме пожар. Адрес: Ул.Юбилейная,дом1,квартира17." )
- Почему не поздоровался? (нет времени). Что ещё можно было сказать? (что именно горит)
1-ый участник:
Если близко телефон, и тебе доступен он,
Нужно " 01" набрать, и пожарных вызывать!
Если же большой огонь, дымом всё объято,
Выбегать из дома вон, надо всем, ребята!
2-ой участник:
Этот номер -101.
Знает каждый гражданин.
Если в дом придет беда -
Позвони скорей туда.
Если, нет телефона,
Позови людей с балкона.
3-ий участник:
Помните: маленькая спичка делает большую беду!
в) - Допустим, в доме пожар только начался, какие будут ваши действия.
-
попытаться потушить
-
позвонить 01
-
позвать на помощь взрослых
-
если огонь усилится, то необходимо немедленно покинуть помещение
г) - Послушайте рассказ Б.Жидкова "Дым".
Ответьте на вопросы: Что страшнее огня? Как нужно действовать, если в подъезде, в соседней комнате дым и выбраться нельзя? Что можно посоветовать Петьке?
-
Заткнуть щели мокрой тряпкой
-
Дышать через мокрую ткань внизу около пола и т.д.
VIII. Итог
- Подведём итог нашему занятию. Обратимся к вопросам на доске. (Ответы детей на поставленные вопросы)
IX. Практическое занятие "Эвакуация из здания школы"
- А если пожар случился в школе? Как мы будем действовать?
- В каждой школе есть план эвакуации, с которым мы уже познакомились. Для чего он необходим? Вспомните путь, которым эвакуируется из школы наш класс. Повторите ваши действия при сигнале "Пожар"? (Эвакуация из здания школы).