- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Конспект Программа здоровье
Конспект Программа здоровье
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хомутова Л.Ш. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа "Здоровье"
Воспитатель группы «Смешарики»: Хомутова Лидия Шамардановна
Актуальность Программы "Здоровье"
Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.
Формирование, сохранение и укрепление здоровья детей является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности. Здоровый образ жизни воспитанников обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей каждого, способствует их социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности.
Модернизация системы образования требует внедрения кардинально нового подхода в обучении, который должен органично войти в повседневную деятельность школы и лежать в основе всего образовательного процесса. Программа "Здоровье" является комплексной, в ней особое внимание уделено психологическим, экологическим и социальным аспектам физического и нравственного здоровья детей.
Новизна программы в том, что организация образовательной деятельности воспитанников строится на основе валеологически структурированных занятий. Такой подход позволяет поддерживать физическую и умственную работоспособность обучающихся на оптимальном уровне в течение всей рабочей недели, не вызывая утомления, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья.
Программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания о принципах здорового образа жизни. Она разработана с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования воспитанников и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья, получение полноценного образования. Путем реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения и семьи в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья воспитанников.
Программа "Здоровье" предусматривает:
1-й этап - подготовительный, который предполагает разработку, обсуждение и утверждение программы "Здоровье"; актуализацию, определение цели и задач её выполнения.
2-й этап - формирующий - работа по реализации программы "Здоровье" (внедрение системы мер по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья воспитанников).
Цель программы: формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья воспитанников старшего дошкольного возраста.
В период практики из данной программы нами проводились следующие мероприятия с детьми и родителями.
Направления
Мероприятия
-
Работа с родителями и дополнительная деятельность
- участие в спортивных мероприятиях и соревнованиях;
- лектории для родителей;
- родительские собрания;
- лекции, семинары;
- наглядная пропаганда ЗОЖ;
- беседы и консультации;
- дни открытых дверей.
-
Работа с детьми по формированию здорового образа жизни
- НОД и совместные мероприятия:
-
В гостях у Мойдодыра.
-
Путешествие по стране здоровячков.
-
Почему мы болеем и теряем своё здоровье?
-
Как быть здоровым?
-
Полезные и вредные привычки.
-
Что мы едим?
- специальное занятие «Минутки вхождения в день»;
- гимнастика;
- упражнения на релаксацию;
- физкультминутки;
- комплекс физических упражнений и игр;
- корригирующая гимнастика для глаз;
- дыхательные упражнения;
- кружок по валеологии «Творим здоровье»
Приложение 1
Примерный режим дня в старшей группе МБДОУ №98
Режимные моменты
Старшая группа
Прием и осмотр детей, утренняя
гимнастика, самостоятельная деятельность
12 часовые с 7:00
7.30 - 8.30
Подготовка к завтраку, завтрак
8.30 - 8.55
Игры, подготовка к непосредственно образовательной деятельности
8.55 - 9.00
Непосредственно образовательная деятельность
9.00-9.25
9.35-10.00
10.10-10.35
Подготовка ко 2 завтраку, завтрак
10.05-10.15
Игры, подготовка к прогулке, прогулка. (физкультурное занятие на воздухе)
10.45-12.25
Возвращение с прогулки, игры, подготовка к обеду, обед
12.25-12.40 12.40-13.10
Подготовка ко сну, дневной сон
13.10-15.00
Подъем, воздушные и водные процедуры игры
15.00-15.15
Игры, труд, самостоятельная деятельность.
15.15-16.25
Непосредственно образовательная деятельность
Кружковая работа по расписанию группы
Подготовка к полднику,
уплотненный полдник (12 часовые группы)
15.45-16.10
Игры, подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой
16.30-18.00
12 часовые группы уход в 19:00
Приложение 2
Примерный план лекций для родителей:
Тема 1: Режим дня. Организация учебного труда старшего дошкольника. Биоритмы в жизни человека. Работоспособность и утомление. Активный отдых. Составление индивидуального режима дня в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Тема 2: Опорно-двигательная система. Общие сведения о строении и функционировании. Возрастные особенности скелета и мышц. Изучение своей осанки. Профилактика сколиоза и плоскостопия. Разучивание комплекса упражнений для формирования правильной осанки.
Тема 3: Органы дыхания и их гигиена. Общие понятия о дыхательной системе. Как надо правильно дышать? Заболевания органов дыхания и их профилактика. Что разрушает легкие? Разучивание комплекса дыхательной гимнастики. Как уберечься от простуды?
Тема 4: Угроза здоровью и жизни в природной среде. Природа - источник здоровья и опасности для человека. Правила поведения в природной среде. Опасности, подстерегающие в лесу, на воде. Ядовитые растения, грибы. Меры по предотвращению отравлений. Ядовитые змеи, лесные звери и насекомые. Меры предосторожности при встрече с ними. Правила пользования огнем в лесу.
Тема 5: Здоровье и его сохранение. Сущность понятий "здоровье" и "болезнь". Основные факторы, формирующие здоровье. Факторы риска болезней. Понятие "здоровый образ жизни". Основные принципы здорового образа жизни. Валеологический самоанализ (анкетирование и тестирование по различным аспектам здоровья и здорового образа жизни). Каким ты хочешь быть в старости? (анализ образа жизни родителей и прогнозирование своего здоровья).
Тема 6: Как следует питаться. Причины нарушений работы пищеварительной системы. Заболевания и функциональные нарушения. Рациональное и сбалансированное питание. Потребность в белках, жирах и углеводах. Вода, минеральные соли, макро- и микроэлементы. Питательные вещества. Витамины. Полезные и вредные продукты питания. Режим питания. Профилактика заболеваний пищеварительной системы.
Тема 7: Забота о коже и ее производных. Как устроена кожа человека? От чего защищает кожа? Травмы и заболевания кожи (ожоги, сыпь, воспаления, грибковые заболевания, чесотка и др.). Правила ухода за кожей. Гигиена волос и ногтей. Почему выпадают волосы?
Тема 8: Иммунитет и его укрепление. Что такое иммунитет? Органы иммунной системы. Что ослабляет иммунитет и что его укрепляет? Значение прививок. Детские инфекции и их профилактика. Воздушно-капельные инфекции и их профилактика.
Приложение 3
Гимнастика, которая улучшает мозговую деятельность.
1." Качания головой" (упражнение стимулирует мозговые процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение (30 сек.)
2."Ленивые восьмёрки" (упражнение не только активизирует мозг, но и повышает устойчивость внимания, обеспечивает лучшее запоминание) - по 3 раза каждой рукой, а затем вместе
3."Шапка для размышления" (улучшает внимание, ясность восприятия и речи). Надеть шапку, т.е. мягко завернуть уши от верхней точки до мочки - 3 раза.
4." Моргания" - моргать на каждый вдох и выдох.
5." Вижу палец" - палец перед носом на рассмотрении 25-30 см, смотреть по 5 сек. двумя глазами, потом левый глаз прикрыть ладонью и смотреть 5 сек. правым, затем двумя глазами, затем левым - 4-6 раз.
Приложение 4
Упражнения для сохранения зрения - корригирующая гимнастика для глаз:
"Палец движется" - рука вперёд, смотрим на палец, медленно приближаем к носу, не сводя с него глаз, до тех пор, пока он не начнёт двоиться.
"Зоркие глазки" - рисуем 6 кругов глазами по часовой стрелке, а затем 6 кругов против часовой стрелки.
"Стрельба глазами" - двигаем глазами вправо и влево медленно, глядя как можно дальше 5-6 раз, а затем вверх - вниз 5-6 раз.
"Письмо носом" - закрыть глаза, писать носом в воздухе что- либо.
Упражнения для тренировки зрения и для снятия напряжения нужно проводить ежедневно на переменах, во время физкультминуток в течение 2-4 минут.
Приложение 5
Дыхательные упражнения:
1) "Задуй свечу" - глубокий вдох, задержка, медленный выдох через губы трубочкой, произнося звук [у].
2) " Озорные щёчки" - набирать воздух, надув щёки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть как в 1 упражнении. Затем через сжатые трубочкой губы, вдохнуть воздух, втягивая его. Расслабить щёки и губы.
3) "Ленивая кошечка" - подтянуть руки вверх, потянуться, как кошечка. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук [a].