Сценарий спектакля Дети в войне2

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий спектакля

«Детство, опалённое войной»

Цель данного мероприятия:

развитие личностных качеств патриота и гражданина нашего Отечества

Задачи:

рассказать о трагической странице истории нашей страны, о детях, маленьких героях Великой Отечественной Войны

- бесчеловечность любой войны, уникальность каждой человеческой жизни;

- примеры сохранения человеческого достоинства в самых нечеловеческих условиях - предмет для гордости и подражания;

- примеры самоотверженности и того, что есть вещи, которые могут оказаться дороже собственной (но ни в коем случае не чужой!) жизни;

и как следствие - формирование ценностных ориентаций и убеждений обучающихся на основе личностного осмысления трагических событий Великой Отечественной войны;

Спектакль рассчитан на широкий возрастной диапазон- от 7 до 15 лет



Пролог

Звучит песня А. Розенбаума « А, может не было войны…» , на экране фотографии современности(разрушенные памятники, продажа наград, выкинутые продукты и т.д- в общем вандализм)…пока звучит песня на сцену поднимаются все участники спектакля, встают лицом к зрителю, смотрят в глаза.

Звенит школьный звонок. Этот звонок, как бы обрывает размышления и переносит нас днём ранее- в классе генеральная уборка… младшие дети бегают, мешаются , кидаются тряпками, самолётиками или просто бумажками(убегают за кулисы). Старшие- двигают , парты, стулья…

Перекидываются фразами. Староста пытается готовиться к сочинению…

Староста:

Может хватит уже беситься! Я не собираюсь одна за весь класс готовиться!

Д1:Дай посмотреть… (выхватывает тетрадь)…ОООО!!!! Детство опалённое войной!

Д2: Ну сколько можно уже!

М1: Весь год одно и тоже…война, победа, ветераны…

Д3: Ну, правда, надоело…уже всю историю наизусть выучили…(цитирует) Граждане и гражданки Советского Союза!

М: (подхватывает)22 июня в 4 часа утра, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну…

Староста: Прекратите ребята!

М: Да , правда, кончайте! Идём сюда я песню наконец-то подобрал…

(играет на гитаре, ребята вместе напевают известную поп- песню)

Староста продолжает работать( планшет-ноутбук, тетрадь)…

Картина первая «Лето»

Свет постепенно гаснет…песня ребят заглушается стуком колёс. Поезда и переходит в песенку «Весёлый ветер», которую подпевают дети, едущие в поезде…

Перед зрителем новая картина - в купе едут дети 30-40-х годов, Все радостные и весёлые-в предвкушении летних каникул.

Входит проводница, ставит стаканы для чая.)

Проводница:

Как вы весело едете: песни поёте, стишки читаете - прямо, как на концерте я с вами! И откуда вы такие?

Зина:

Мы едем из Ленинграда к бабушке Фросе в Беларусь. Меня зовут Зина, это моя младшая сестрёнка Галочка.

Галя:

А фамилия наша Портновы, а у бабушки фамилия Яблокова, вкусная такая! (смеётся, и за ней улыбаются все остальные).

Проводница:

И как это вы одни едете, такие маленькие?

Зина:

Нет, мы едем с тётей Верой, а на станции нас бабушка и встретит.

Проводница:

А это кому ты уже письмо написала с дороги?

Зина:

Подружке своей, Тане Савичевой, она со мной в школе учится в одном классе, у неё большая семья и очень дружная, а мне она, как сестрёнка, вот мы и договорились часто писать друг другу.

Никита:

А у меня есть друг, Володя Казьмин. Он воспитанник сорок четвёртого полка, в гарнизоне в Бресте! А ещё он горнист! И меня на горне играть обещал научить!

Проводница:

Да, лето всё впереди ещё, только живи да радуйся!

Все радостно смеются и снова дружно подпевают «Весёлый ветер»…Вдруг раздаётся

звук железа, скрежет, вой и свист бреющего самолёта, бомбёжка, крики о помощи и т.д._

В луче прожектора-лишь одна маленькая девочка с игрушкой(игрушка брата-напр. самолёт), крепко прижимая её к груди- она продолжает петь…

….."Спой нам, ветер, про дикие горы,

Про глубокие тайны морей,

Про птичьи разговоры,

Про синие просторы,

Про смелых и больших людей..."

- В 1941 году я закончила первый класс и в июне вместе со своим братом ехалаотдыхать в санаторий для детей комсостава Советской Армии. По дороге наш поезд бомбили…я осталась одна .

Староста:

Когда объявили о начале войны, дети не сразу осознали, что произошло страшное событие, что закончилось детство. Невозможным казалось вторжение в беспечную детскую жизнь жесткого слова "война", тем более что только начались каникулы и так много интересного обещало лето.

Снова звучит «Весёлый ветер»- все смотрят на экран - кадры счастливого детства советских детей.

Картина 2 «Блокада»

На сцене стол, покрытый одеялом (детский домик)под которым сидит Таня Савичева, рядом на стульях лежит накрытый одеялом и платками старший брат, заклеенное окно)

Таня:

По Ленинграду смерть метет,
Она теперь везде,
Как ветер.
Мы не встречаем Новый год -
Он в Ленинграде незаметен.

Другие дети: (по очереди)

-Блокадным бедам нет границ:
Мы глохнем
Под снарядным гулом,
От наших довоенных лиц
Остались
Лишь глаза и скулы.


-И мы
Обходим зеркала,
Чтобы себя не испугаться…
Не новогодние дела
-У осажденных ленинградцев…


-Здесь
Даже спички лишней нет.
И мы,
Коптилки зажигая,
Как люди первобытных лет
Огонь
Из камня высекаем.


-И тихой тенью
Смерть сейчас
Ползет за каждым человеком.
И все же
В городе у нас
Не будет
Каменного века!


-Кто сможет,
Завтра вновь пойдет
Под вой метели
На заводы.


-… Мы
не встречаем Новый год,
Но утром скажем:
С Новым годом!

Таня:

Нет больше страха, осталась одна ненависть к фашистам: они думали, что мы испугаемся и сдадимся, не на таких напали: не видать им нашего Ленинграда!

Я веду записи о своей семье - пусть знают о нас, о тех, кто жил и ещё живёт в самом лучшем городе на свете!


Уходит на авансцену.

Староста:

Маленькая записная книжка… с 9 страшными записями, начертанными карандашом нетвёрдой детской рукой…Дневник маленькой девочки, похоронившей свою семью, описавшей свою, детскую историю страшной войны.

Таня:

Под буквой «С» - «Савичевы умерли»; под буквой «У» - «Умерли все»; под буквой «О» - «Осталась одна Таня»…

Староста:

Летом 1942 года Таню отправили в детский дом, потом в 44-ом в дом инвалидов в селе Понетаевка. В медицинской карточке Тани Савичевой, помимо костного туберкулёза, значилось: «Цинга, дистрофия, нервное истощение, слепота…».

Таня:

Тани Савичевой не стало 1 июля 1944 года.

Староста:

Таня ушла навсегда, так и не узнав, что не все Савичевы умерли. Сестра Нина и брат Миша остались живы. Нину вместе с коллегами прямо с работы эвакуировали из Ленинграда. Всё проходило в такой спешке, что она даже не смогла передать весточку родным. Миша был ранен, но всё-таки выжил и вернулся с фронта.

Читают по очереди: На экране - хроника блокадного Ленинграда…

-Я говорю с тобой под свист снарядов,

Угрюмым заревом озарена.

-Я говорю с тобой из Ленинграда,

Страна моя, печальная страна…

-Над Ленинградом - смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой,

-Но мы забыли, что такое слёзы,

Что называлось страхом и мольбой

- Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,


- и если завтра будут баррикады -
мы не покинем наших баррикад.

Картина 3 «Подвиг»

Толя:

- 15 декабря 1941 года 96-й артиллерийский полк взял меня Анатолия Рябкова , из блокадного Ленинграда, на довольствие. Попал я на полковую кухню. Там провел полторы недели, а потом со словами "Чего я, даром хлеб, что ли, ем" сам попросился в красноармейцы. На войне я встретился с собственным папой. Оказалось, что командир полка, к которому меня приписали, воевал вместе с его отцом ,вместе брали Выборг. Мне было 13 лет.

Миша:

- В марте 1943 года мы с другом сбежали со школьных уроков и отправились на фронт. Нам удалось забраться в товарный поезд в вагон с прессованным сеном. Приняли в часть сыном полка - в 50-й полк 11-го танкового корпуса. Так в 12 лет я стал солдатом. К апрелю 44- го я уже был в пятом танке. Из его экипажа спасли лишь меня одного.

Ваня:

(На авансцене Ваня Сонцев в нищенских лохмотьях)

Ваня (разговаривает, обращаясь к залу)

Как же я люблю тебя, букварь: ты всё время со мной, как мать убили немцы за то, что корову не хотела отдавать, а бабушка с маленькой сестрёнкой померли с голоду. Остался один. Потом деревню спалили. Пошёл с сумкой собирать куски. Бродяжничал, прятался от фрицев в лесах, а когда нашли меня наши и хотели отправить в тыл, я пригрозил, что всё равно на фронт убегу, стал уговаривать, ведь я здесь каждый кустик знаю, все тропиночки, и вот…теперь не только проводник, но и в букваре пометки всякие делаю не хуже взрослых: азимут устанавливаю, план местности делаю - вот удивятся в штабе, когда покажу! И видно всё хорошо, ведь карандаш мне подарили отличный: химический, не сотрётся ничего… Вот сейчас только занесу новый мост, который фрицы поставили в камышах, и начну нашим знаки подавать, чтобы подходили…

(Слышен лай собак, крики на немецком языке :»Хальт! Хэнде хох!», автоматные очереди).

Игра света…

(Стол, за которым сидели офицер и женщина. На столе компас и букварь

с раскрытой страницей Ваниного плана).

Женщина (одевает очки, высморкалась в маленький кружевной платочек):

Поди сюда, мальчик, и отвечай на все мои вопросы. Ты меня понял?

Я буду тебя спрашивать, а ты отвечай.. Не так ли? Договорились?

(Ваня стоит, покачиваясь, со связанными руками).

Женщина (быстро, по - немецки):

Развяжите паршивцу руки!

(по - русски, с улыбкой):

Развяжите ребёнку руки. Он обещает исправиться. Он больше не будет драться с нашими солдатами и кусать их. Он погорячился. Не так ли, мальчик?

(Ване развязывают руки, но он стоит, низко опустив голову.

Женщина:

А теперь…, мальчик, подойди к нам поближе. Не бойся нас. Мы только будем тебя спрашивать, а ты только будешь нам отвечать. Не так ли? Итак, скажи нам: кто ты таков как тебя зовут, где ты живёшь, кто твои родители и зачем ты очутился в этом укреплённом районе?

Ваня (угрюмо, не поднимая глаз):

Я ничего не знаю. Чего вы от меня хотите? Я вас не трогал. Я коня своего искал. Насилу нашёл. Целый день и целую ночь мотался. Заблудился. Сел отдохнуть. А ваши солдаты стали меня бить. За что?

Женщина:

Ну, ну, мальчик. Не следует так грубо разговаривать. Солдаты исполняли свой долг. Кто ты таков, откуда, где твои родители - отец, матушка?

Ваня:

Я сирота.

Женщина:

О! бедный ребёнок! Твои родители умерли, не так ли?

Ваня:

Они не умерли. Их убили. Ваши же и убили. (страшная, застывшая улыбка на его лице, он пристально смотрит на немку, она не выдерживает и вытирается платочком.

Женщина:

Да, да. Такова война. Это очень печально. Бедный мальчик! Но ты не горюй. Мы дадим тебе образование и воспитание. Мы поместим тебя в хорошее детское учреждение. Ты этого хочешь, не так ли?

Женщина:

Итак, мальчик, ты видишь сам, что я тебя люблю и желаю тебе блага. Итак, скажи нам, мальчик, откуда ты получил этот компас?

Ваня:

Никто.

Женщина:

А откуда он у тебя?

Ваня:

Нашёл.

Женщина:

Хорошо. Я тебе верю. Допустим, ты говоришь правду. Но в таком случае скажи, кто научил тебя рисовать такие прекрасные рисунки?

Ваня:

Чего рисунки? Я не понимаю, про что вы спрашиваете.(Утирает рукавом нос)

Женщина:

Подойди-ка сюда. Поближе. Не бойся. Я ведь тебя не бью. Кому принадлежит эта книга?

Ваня:

Чего принадлежит? (захныкал) чего вы меня спрашиваете, не пойму!

Женщина (теряя терпение):

Чья это книга?

Ваня:

Букварь-то?

Женщина:

Да. Букварь. Чей он?

Ваня:

Мой.

Женщина:

А рисовал на нём кто?

Ваня:

Чегой-то рисовал?

Женщина:

Эй, мальчик, ты не прикидывайся! Кто делал эту схему?

Ваня (хнычет):

Какую схему? Я не знаю никакой вашей схемы. Я потерял лошадь. Днём и ночью мотался. Отпустите меня, тётенька! Что я вам сделал?

Женщина (кричит):

Иди сюда, говорю тебе!

(Она хватает Ваню за плечо, рывком тычет его лицо в букварь.)

Вот это. Кто рисовал?

(Ваня молчит)

Кто это рисовал?

Ваня:

Не знаю.

Женщина:

Ты не знаешь?Открой рот. Я тебе приказываю! Сию же минуту открой рот и покажи язык!

(Ваня понял и сжал зубы. Офицер разжимает ему зубы)

Женщина :

Теперь мы знаем! Итак, мальчик, мы тебя будем спрашивать, а ты отвечай. Не так ли? Кто тебя научил делать топографические схемы, где находятся эти люди, и как их найти? Ты меня понял? Ты получишь трёх опытных провожатых и покажешь им дорогу.

Ваня (стоит вплотную, наклонившись над книгой):

Я не знаю, про что вы меня спрашиваете.

Женщина (тихо):

Говори.

Ваня (ещё тише):

Не скажу…

(Ваню бьют и волокут, звуки ударов и борьбы, затемнение)

Староста:

Ване Солнцеву повезло: его освободили разведчики батареи артполка, он остался жить и поступил в Суворовское училище.

Ваня:

Но многие ребята, такие же как Ваня, принимали мученическую смерть от вражеских рук…

На экране - портреты пионеров героев, картины военной жизни, казней… Все поют песню

«Под небом голубым, есть город золотой….»переходит в минуту молчания, где вместо метронома звук капель…

Картина 4 «Танк»

Староста:

Года пройдут, но эти дни и ночи

Придут не раз тебе во сне и мне.

И пусть мы были маленькими очень,

Мы тоже победили в той войне.

(За столом сидит 6-летняя Ада, играет с лоскутной куклой)

Ада:

Не плачь, не бойся, скоро мамочка с работы придёт, нас с тобой накормит. У неё в больнице работы много, слышала, как там говорят, рук не хватает? А мы с тобой сейчас сядем, будем папе письмо на фронт писать, как живём, как добрались с мамой до места, как нас здесь встретили все хорошо…Вот только домой всё же хочется! А надо папе писать, что мама плачет? Думает, что я сплю, а я всё слышу. Домой я очень хочу. Знаешь, почему? Ты только не обижайся, ты тоже очень хорошая, но дома у меня осталась моя любимая кукла, мы так быстро уезжали, мама говорит, впопыхах, что и мою Лялю забыли…А она такая была - ни у кого такой не было! Ой, мама пришла!

(Входит мама в белом халате):

Адочка, не спишь? Забежала на минутку, покормлю тебя и опять к раненым…А ты чего такая?

Ада:

Папу вспомнила. И Лялю…

Мама:

Папа наш на фронте бьётся, нас с тобой защищает и всю страну. А Ляля…не грусти, не расстраивайся, дочка. Вот заработаем денег и купим тебе новую куклу.

Ада:

Да, и у меня немножко накопилось… (высыпает на стол монетки. Мама смотрит на неё, гладит по голове, улыбается).

Ада:

Мама, а ты о чём думаешь?

Мама:

Я тоже о папе, как он на танке воюет…

Ада:

А сколько стоит танк? Я не хочу куклу, лучше я куплю танк и пошлю его папе на фронт.

Мама:

Ах, ты, моя выдумщица! Дорого, дочка. Не хватит наших с тобой денег.

Ада:

А если все мальчики и девочки отдадут из копилок свои деньги, на них можно будет купить танк?

Мама:

Ну, если все, то можно (Гладит и целует дочку, накрывает стол газетой, кладёт картошку, хлеб и стакан молока и уходит)

Ада:

Так чего же я сижу? Ведь папе танк нужен! (достаёт тетрадку и карандаш)

Я Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевска Смоленской области…

«…Хоть я и маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера, и тогда мы поедем домой. Мама отдала свои сбережения на танк. Я собрала деньги на куклу, а теперь отдаю их на танк. Пусть все маленькие дети отдадут деньги на танк. Мы назовём его «Малютка». Когда наш танк разобьёт врага, мы вернёмся домой.»

Староста:

Письмо было опубликовано в газете «Омская правда», и в редакцию посыпались конверты, написанные неровным детским почерком.

Дети по очереди

  • «Дорогая незнакомая девочка Ада! Мне пять лет только, а я уже год жила без мамы. Я очень хочу домой, а потому с радостью отдаю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага.

  • «Мама хотела купить мне новое пальто, но я решила, что поношу старое пальтишко, а деньги высылаю на наш танк. Тамара Лоскуткова.»


  • «Ты хоть и девчонка, Ада, но голова у тебя варит хорошо. Конечно, мои деньги с братом небольшие, но это всё, что у меня есть. Танк для отца - это здорово! А я для танка с пацанами на заводе в 2 смены работаю, снаряды делаем. Илья, 14 лет»

Староста( к ней уже присоединились несколько детей):

Деньги поступали ежедневно - рубли, даже мелочь, всё, что было в ребячьих копилках. Каждый из них расстался не просто с деньгами, а с мечтой о желанной игрушке или необходимой вещи. И всё-таки дети отдавали свои накопления с радостью: ведь они помогали фронту.

Мальчик:

Отец Ады, старший лейтенант Александр Занегин, пал смертью храбрых в бою под Курском.

Ада:

Танк «Малютку» вручили одесской комсомолке Кате Петлюк, она была механиком-водителем и участвовала в боях за освобождение Сталинграда.

….Откуда-то издалека слышится песня «Весёлый ветер»….На экране восход солнца, ветер врывается в окна…наши герои смотрят вдаль…улыбаются…

Финал….

«Красный конь» = кадры








Самоанализ внеклассного мероприятия- спектакля «Детство, опалённое войной»

посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Подготовила и провела с учащимися 3-10классов 9 декабря учитель музыки Кирющенко Ю Г.

Патриотизм, как и любое другое светлое чувство, надо воспитывать с детских лет. Из прочных кирпичиков: любви к Родине, уважения к женщине, любви и почитания матери, сохранение семейных уз, уважение к традициям наших предков, добра и милосердия, памяти о нашем героическом прошлом - складывается великое чувство патриотизма.

Огромный потенциал в духовно-нравственном и патриотическом воспитании имеет тема войны.

Данное внеклассное мероприятие относится к серии занятий по патриотическому воспитанию детей .

Форма занятия: выступление театрального кружка «Арт-дебют»

Оно может быть использовано как внеклассное мероприятие в рамках военно-патриотического воспитания, ко «Дню героев России»которое отмечается 9 декабря,к Дню Победы в Великой Отечественной войне.

Такая форма проведения мероприятия существенно повышает мотивацию учащихся, эффективность и продуктивность внеурочной деятельности, позволяет учащимся лучше раскрыть свои способности, «раскрепостить» поведение.

В основу построения данного занятия положен метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий реализации одной из главных задач воспитания: формирование патриотизма и твердой гражданской позиции обучающихся.

Цель данного мероприятия:

развитие личностных качеств патриота и гражданина нашего Отечества

Задачи:

рассказать о трагической странице истории нашей страны, о детях, маленьких героях Великой Отечественной Войны

- бесчеловечность любой войны, уникальность каждой человеческой жизни;

- примеры сохранения человеческого достоинства в самых нечеловеческих условиях - предмет для гордости и подражания;

- примеры самоотверженности и того, что есть вещи, которые могут оказаться дороже собственной (но ни в коем случае не чужой!) жизни;

и как следствие - формирование ценностных ориентаций и убеждений обучающихся на основе личностного осмысления трагических событий Великой Отечественной войны;

Сценарий сопровождается мультимедийным приложением: фотографиями тех лет и песнями иллюстрирующими события в спектакле. Комплексное воздействие звукового сопровождения и средств визуализации, способствует повышению эмоциональной окраски восприятия, заставляет сопереживать происходящему, вызывая у детей чувства и эмоции, позволяющие лучше понять, прочувствовать и осмыслить события прошедшей войны.

На мой взгляд, цель проведенного мероприятия была достигнута: на сегодняшний день ребята знают и могут рассказать об этой странице истории нашей страны.

Следующим шагом в работе с классом должно стать выступление с данной темой на город.

Вывод: мероприятие прошло на высоком эмоциональном подъёме. Цель мероприятия достигнута, все поставленные задачи удалось реализовать.






© 2010-2022