- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Сценарий спектакля Дети в войне2
Сценарий спектакля Дети в войне2
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кирющенко Ю.Г. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сценарий спектакля
«Детство, опалённое войной»
Цель данного мероприятия:
развитие личностных качеств патриота и гражданина нашего Отечества
Задачи:
рассказать о трагической странице истории нашей страны, о детях, маленьких героях Великой Отечественной Войны
- бесчеловечность любой войны, уникальность каждой человеческой жизни;
- примеры сохранения человеческого достоинства в самых нечеловеческих условиях - предмет для гордости и подражания;
- примеры самоотверженности и того, что есть вещи, которые могут оказаться дороже собственной (но ни в коем случае не чужой!) жизни;
и как следствие - формирование ценностных ориентаций и убеждений обучающихся на основе личностного осмысления трагических событий Великой Отечественной войны;
Спектакль рассчитан на широкий возрастной диапазон- от 7 до 15 лет
Пролог
Звучит песня А. Розенбаума « А, может не было войны…» , на экране фотографии современности(разрушенные памятники, продажа наград, выкинутые продукты и т.д- в общем вандализм)…пока звучит песня на сцену поднимаются все участники спектакля, встают лицом к зрителю, смотрят в глаза.
Звенит школьный звонок. Этот звонок, как бы обрывает размышления и переносит нас днём ранее- в классе генеральная уборка… младшие дети бегают, мешаются , кидаются тряпками, самолётиками или просто бумажками(убегают за кулисы). Старшие- двигают , парты, стулья…
Перекидываются фразами. Староста пытается готовиться к сочинению…
Староста:
Может хватит уже беситься! Я не собираюсь одна за весь класс готовиться!
Д1:Дай посмотреть… (выхватывает тетрадь)…ОООО!!!! Детство опалённое войной!
Д2: Ну сколько можно уже!
М1: Весь год одно и тоже…война, победа, ветераны…
Д3: Ну, правда, надоело…уже всю историю наизусть выучили…(цитирует) Граждане и гражданки Советского Союза!
М: (подхватывает)22 июня в 4 часа утра, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну…
Староста: Прекратите ребята!
М: Да , правда, кончайте! Идём сюда я песню наконец-то подобрал…
(играет на гитаре, ребята вместе напевают известную поп- песню)
Староста продолжает работать( планшет-ноутбук, тетрадь)…
Картина первая «Лето»
Свет постепенно гаснет…песня ребят заглушается стуком колёс. Поезда и переходит в песенку «Весёлый ветер», которую подпевают дети, едущие в поезде…
Перед зрителем новая картина - в купе едут дети 30-40-х годов, Все радостные и весёлые-в предвкушении летних каникул.
Входит проводница, ставит стаканы для чая.)
Проводница:
Как вы весело едете: песни поёте, стишки читаете - прямо, как на концерте я с вами! И откуда вы такие?
Зина:
Мы едем из Ленинграда к бабушке Фросе в Беларусь. Меня зовут Зина, это моя младшая сестрёнка Галочка.
Галя:
А фамилия наша Портновы, а у бабушки фамилия Яблокова, вкусная такая! (смеётся, и за ней улыбаются все остальные).
Проводница:
И как это вы одни едете, такие маленькие?
Зина:
Нет, мы едем с тётей Верой, а на станции нас бабушка и встретит.
Проводница:
А это кому ты уже письмо написала с дороги?
Зина:
Подружке своей, Тане Савичевой, она со мной в школе учится в одном классе, у неё большая семья и очень дружная, а мне она, как сестрёнка, вот мы и договорились часто писать друг другу.
Никита:
А у меня есть друг, Володя Казьмин. Он воспитанник сорок четвёртого полка, в гарнизоне в Бресте! А ещё он горнист! И меня на горне играть обещал научить!
Проводница:
Да, лето всё впереди ещё, только живи да радуйся!
Все радостно смеются и снова дружно подпевают «Весёлый ветер»…Вдруг раздаётся
звук железа, скрежет, вой и свист бреющего самолёта, бомбёжка, крики о помощи и т.д._
В луче прожектора-лишь одна маленькая девочка с игрушкой(игрушка брата-напр. самолёт), крепко прижимая её к груди- она продолжает петь…
….."Спой нам, ветер, про дикие горы,
Про глубокие тайны морей,
Про птичьи разговоры,
Про синие просторы,
Про смелых и больших людей..."
- В 1941 году я закончила первый класс и в июне вместе со своим братом ехалаотдыхать в санаторий для детей комсостава Советской Армии. По дороге наш поезд бомбили…я осталась одна .
Староста:
Когда объявили о начале войны, дети не сразу осознали, что произошло страшное событие, что закончилось детство. Невозможным казалось вторжение в беспечную детскую жизнь жесткого слова "война", тем более что только начались каникулы и так много интересного обещало лето.
Снова звучит «Весёлый ветер»- все смотрят на экран - кадры счастливого детства советских детей.
Картина 2 «Блокада»
На сцене стол, покрытый одеялом (детский домик)под которым сидит Таня Савичева, рядом на стульях лежит накрытый одеялом и платками старший брат, заклеенное окно)
Таня:
По Ленинграду смерть метет,
Она теперь везде,
Как ветер.
Мы не встречаем Новый год -
Он в Ленинграде незаметен.
Другие дети: (по очереди)
-Блокадным бедам нет границ:
Мы глохнем
Под снарядным гулом,
От наших довоенных лиц
Остались
Лишь глаза и скулы.
-И мы
Обходим зеркала,
Чтобы себя не испугаться…
Не новогодние дела
-У осажденных ленинградцев…
-Здесь
Даже спички лишней нет.
И мы,
Коптилки зажигая,
Как люди первобытных лет
Огонь
Из камня высекаем.
-И тихой тенью
Смерть сейчас
Ползет за каждым человеком.
И все же
В городе у нас
Не будет
Каменного века!
-Кто сможет,
Завтра вновь пойдет
Под вой метели
На заводы.
-… Мы
не встречаем Новый год,
Но утром скажем:
С Новым годом!
Таня:
Нет больше страха, осталась одна ненависть к фашистам: они думали, что мы испугаемся и сдадимся, не на таких напали: не видать им нашего Ленинграда!
Я веду записи о своей семье - пусть знают о нас, о тех, кто жил и ещё живёт в самом лучшем городе на свете!
Уходит на авансцену.
Староста:
Маленькая записная книжка… с 9 страшными записями, начертанными карандашом нетвёрдой детской рукой…Дневник маленькой девочки, похоронившей свою семью, описавшей свою, детскую историю страшной войны.
Таня:
Под буквой «С» - «Савичевы умерли»; под буквой «У» - «Умерли все»; под буквой «О» - «Осталась одна Таня»…
Староста:
Летом 1942 года Таню отправили в детский дом, потом в 44-ом в дом инвалидов в селе Понетаевка. В медицинской карточке Тани Савичевой, помимо костного туберкулёза, значилось: «Цинга, дистрофия, нервное истощение, слепота…».
Таня:
Тани Савичевой не стало 1 июля 1944 года.
Староста:
Таня ушла навсегда, так и не узнав, что не все Савичевы умерли. Сестра Нина и брат Миша остались живы. Нину вместе с коллегами прямо с работы эвакуировали из Ленинграда. Всё проходило в такой спешке, что она даже не смогла передать весточку родным. Миша был ранен, но всё-таки выжил и вернулся с фронта.
Читают по очереди: На экране - хроника блокадного Ленинграда…
-Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
-Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна…
-Над Ленинградом - смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой,
-Но мы забыли, что такое слёзы,
Что называлось страхом и мольбой
- Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
- и если завтра будут баррикады -
мы не покинем наших баррикад.
Картина 3 «Подвиг»
Толя:
- 15 декабря 1941 года 96-й артиллерийский полк взял меня Анатолия Рябкова , из блокадного Ленинграда, на довольствие. Попал я на полковую кухню. Там провел полторы недели, а потом со словами "Чего я, даром хлеб, что ли, ем" сам попросился в красноармейцы. На войне я встретился с собственным папой. Оказалось, что командир полка, к которому меня приписали, воевал вместе с его отцом ,вместе брали Выборг. Мне было 13 лет.
Миша:
- В марте 1943 года мы с другом сбежали со школьных уроков и отправились на фронт. Нам удалось забраться в товарный поезд в вагон с прессованным сеном. Приняли в часть сыном полка - в 50-й полк 11-го танкового корпуса. Так в 12 лет я стал солдатом. К апрелю 44- го я уже был в пятом танке. Из его экипажа спасли лишь меня одного.
Ваня:
(На авансцене Ваня Сонцев в нищенских лохмотьях)
Ваня (разговаривает, обращаясь к залу)
Как же я люблю тебя, букварь: ты всё время со мной, как мать убили немцы за то, что корову не хотела отдавать, а бабушка с маленькой сестрёнкой померли с голоду. Остался один. Потом деревню спалили. Пошёл с сумкой собирать куски. Бродяжничал, прятался от фрицев в лесах, а когда нашли меня наши и хотели отправить в тыл, я пригрозил, что всё равно на фронт убегу, стал уговаривать, ведь я здесь каждый кустик знаю, все тропиночки, и вот…теперь не только проводник, но и в букваре пометки всякие делаю не хуже взрослых: азимут устанавливаю, план местности делаю - вот удивятся в штабе, когда покажу! И видно всё хорошо, ведь карандаш мне подарили отличный: химический, не сотрётся ничего… Вот сейчас только занесу новый мост, который фрицы поставили в камышах, и начну нашим знаки подавать, чтобы подходили…
(Слышен лай собак, крики на немецком языке :»Хальт! Хэнде хох!», автоматные очереди).
Игра света…
(Стол, за которым сидели офицер и женщина. На столе компас и букварь
с раскрытой страницей Ваниного плана).
Женщина (одевает очки, высморкалась в маленький кружевной платочек):
Поди сюда, мальчик, и отвечай на все мои вопросы. Ты меня понял?
Я буду тебя спрашивать, а ты отвечай.. Не так ли? Договорились?
(Ваня стоит, покачиваясь, со связанными руками).
Женщина (быстро, по - немецки):
Развяжите паршивцу руки!
(по - русски, с улыбкой):
Развяжите ребёнку руки. Он обещает исправиться. Он больше не будет драться с нашими солдатами и кусать их. Он погорячился. Не так ли, мальчик?
(Ване развязывают руки, но он стоит, низко опустив голову.
Женщина:
А теперь…, мальчик, подойди к нам поближе. Не бойся нас. Мы только будем тебя спрашивать, а ты только будешь нам отвечать. Не так ли? Итак, скажи нам: кто ты таков как тебя зовут, где ты живёшь, кто твои родители и зачем ты очутился в этом укреплённом районе?
Ваня (угрюмо, не поднимая глаз):
Я ничего не знаю. Чего вы от меня хотите? Я вас не трогал. Я коня своего искал. Насилу нашёл. Целый день и целую ночь мотался. Заблудился. Сел отдохнуть. А ваши солдаты стали меня бить. За что?
Женщина:
Ну, ну, мальчик. Не следует так грубо разговаривать. Солдаты исполняли свой долг. Кто ты таков, откуда, где твои родители - отец, матушка?
Ваня:
Я сирота.
Женщина:
О! бедный ребёнок! Твои родители умерли, не так ли?
Ваня:
Они не умерли. Их убили. Ваши же и убили. (страшная, застывшая улыбка на его лице, он пристально смотрит на немку, она не выдерживает и вытирается платочком.
Женщина:
Да, да. Такова война. Это очень печально. Бедный мальчик! Но ты не горюй. Мы дадим тебе образование и воспитание. Мы поместим тебя в хорошее детское учреждение. Ты этого хочешь, не так ли?
Женщина:
Итак, мальчик, ты видишь сам, что я тебя люблю и желаю тебе блага. Итак, скажи нам, мальчик, откуда ты получил этот компас?
Ваня:
Никто.
Женщина:
А откуда он у тебя?
Ваня:
Нашёл.
Женщина:
Хорошо. Я тебе верю. Допустим, ты говоришь правду. Но в таком случае скажи, кто научил тебя рисовать такие прекрасные рисунки?
Ваня:
Чего рисунки? Я не понимаю, про что вы спрашиваете.(Утирает рукавом нос)
Женщина:
Подойди-ка сюда. Поближе. Не бойся. Я ведь тебя не бью. Кому принадлежит эта книга?
Ваня:
Чего принадлежит? (захныкал) чего вы меня спрашиваете, не пойму!
Женщина (теряя терпение):
Чья это книга?
Ваня:
Букварь-то?
Женщина:
Да. Букварь. Чей он?
Ваня:
Мой.
Женщина:
А рисовал на нём кто?
Ваня:
Чегой-то рисовал?
Женщина:
Эй, мальчик, ты не прикидывайся! Кто делал эту схему?
Ваня (хнычет):
Какую схему? Я не знаю никакой вашей схемы. Я потерял лошадь. Днём и ночью мотался. Отпустите меня, тётенька! Что я вам сделал?
Женщина (кричит):
Иди сюда, говорю тебе!
(Она хватает Ваню за плечо, рывком тычет его лицо в букварь.)
Вот это. Кто рисовал?
(Ваня молчит)
Кто это рисовал?
Ваня:
Не знаю.
Женщина:
Ты не знаешь?Открой рот. Я тебе приказываю! Сию же минуту открой рот и покажи язык!
(Ваня понял и сжал зубы. Офицер разжимает ему зубы)
Женщина :
Теперь мы знаем! Итак, мальчик, мы тебя будем спрашивать, а ты отвечай. Не так ли? Кто тебя научил делать топографические схемы, где находятся эти люди, и как их найти? Ты меня понял? Ты получишь трёх опытных провожатых и покажешь им дорогу.
Ваня (стоит вплотную, наклонившись над книгой):
Я не знаю, про что вы меня спрашиваете.
Женщина (тихо):
Говори.
Ваня (ещё тише):
Не скажу…
(Ваню бьют и волокут, звуки ударов и борьбы, затемнение)
Староста:
Ване Солнцеву повезло: его освободили разведчики батареи артполка, он остался жить и поступил в Суворовское училище.
Ваня:
Но многие ребята, такие же как Ваня, принимали мученическую смерть от вражеских рук…
На экране - портреты пионеров героев, картины военной жизни, казней… Все поют песню
«Под небом голубым, есть город золотой….»переходит в минуту молчания, где вместо метронома звук капель…
Картина 4 «Танк»
Староста:
Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут не раз тебе во сне и мне.
И пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.
(За столом сидит 6-летняя Ада, играет с лоскутной куклой)
Ада:
Не плачь, не бойся, скоро мамочка с работы придёт, нас с тобой накормит. У неё в больнице работы много, слышала, как там говорят, рук не хватает? А мы с тобой сейчас сядем, будем папе письмо на фронт писать, как живём, как добрались с мамой до места, как нас здесь встретили все хорошо…Вот только домой всё же хочется! А надо папе писать, что мама плачет? Думает, что я сплю, а я всё слышу. Домой я очень хочу. Знаешь, почему? Ты только не обижайся, ты тоже очень хорошая, но дома у меня осталась моя любимая кукла, мы так быстро уезжали, мама говорит, впопыхах, что и мою Лялю забыли…А она такая была - ни у кого такой не было! Ой, мама пришла!
(Входит мама в белом халате):
Адочка, не спишь? Забежала на минутку, покормлю тебя и опять к раненым…А ты чего такая?
Ада:
Папу вспомнила. И Лялю…
Мама:
Папа наш на фронте бьётся, нас с тобой защищает и всю страну. А Ляля…не грусти, не расстраивайся, дочка. Вот заработаем денег и купим тебе новую куклу.
Ада:
Да, и у меня немножко накопилось… (высыпает на стол монетки. Мама смотрит на неё, гладит по голове, улыбается).
Ада:
Мама, а ты о чём думаешь?
Мама:
Я тоже о папе, как он на танке воюет…
Ада:
А сколько стоит танк? Я не хочу куклу, лучше я куплю танк и пошлю его папе на фронт.
Мама:
Ах, ты, моя выдумщица! Дорого, дочка. Не хватит наших с тобой денег.
Ада:
А если все мальчики и девочки отдадут из копилок свои деньги, на них можно будет купить танк?
Мама:
Ну, если все, то можно (Гладит и целует дочку, накрывает стол газетой, кладёт картошку, хлеб и стакан молока и уходит)
Ада:
Так чего же я сижу? Ведь папе танк нужен! (достаёт тетрадку и карандаш)
Я Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевска Смоленской области…
«…Хоть я и маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера, и тогда мы поедем домой. Мама отдала свои сбережения на танк. Я собрала деньги на куклу, а теперь отдаю их на танк. Пусть все маленькие дети отдадут деньги на танк. Мы назовём его «Малютка». Когда наш танк разобьёт врага, мы вернёмся домой.»
Староста:
Письмо было опубликовано в газете «Омская правда», и в редакцию посыпались конверты, написанные неровным детским почерком.
Дети по очереди
-
«Дорогая незнакомая девочка Ада! Мне пять лет только, а я уже год жила без мамы. Я очень хочу домой, а потому с радостью отдаю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага.
-
«Мама хотела купить мне новое пальто, но я решила, что поношу старое пальтишко, а деньги высылаю на наш танк. Тамара Лоскуткова.»
-
«Ты хоть и девчонка, Ада, но голова у тебя варит хорошо. Конечно, мои деньги с братом небольшие, но это всё, что у меня есть. Танк для отца - это здорово! А я для танка с пацанами на заводе в 2 смены работаю, снаряды делаем. Илья, 14 лет»
Староста( к ней уже присоединились несколько детей):
Деньги поступали ежедневно - рубли, даже мелочь, всё, что было в ребячьих копилках. Каждый из них расстался не просто с деньгами, а с мечтой о желанной игрушке или необходимой вещи. И всё-таки дети отдавали свои накопления с радостью: ведь они помогали фронту.
Мальчик:
Отец Ады, старший лейтенант Александр Занегин, пал смертью храбрых в бою под Курском.
Ада:
Танк «Малютку» вручили одесской комсомолке Кате Петлюк, она была механиком-водителем и участвовала в боях за освобождение Сталинграда.
….Откуда-то издалека слышится песня «Весёлый ветер»….На экране восход солнца, ветер врывается в окна…наши герои смотрят вдаль…улыбаются…
Финал….
«Красный конь» = кадры
Самоанализ внеклассного мероприятия- спектакля «Детство, опалённое войной»
посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Подготовила и провела с учащимися 3-10классов 9 декабря учитель музыки Кирющенко Ю Г.
Патриотизм, как и любое другое светлое чувство, надо воспитывать с детских лет. Из прочных кирпичиков: любви к Родине, уважения к женщине, любви и почитания матери, сохранение семейных уз, уважение к традициям наших предков, добра и милосердия, памяти о нашем героическом прошлом - складывается великое чувство патриотизма.
Огромный потенциал в духовно-нравственном и патриотическом воспитании имеет тема войны.
Данное внеклассное мероприятие относится к серии занятий по патриотическому воспитанию детей .
Форма занятия: выступление театрального кружка «Арт-дебют»
Оно может быть использовано как внеклассное мероприятие в рамках военно-патриотического воспитания, ко «Дню героев России»которое отмечается 9 декабря,к Дню Победы в Великой Отечественной войне.
Такая форма проведения мероприятия существенно повышает мотивацию учащихся, эффективность и продуктивность внеурочной деятельности, позволяет учащимся лучше раскрыть свои способности, «раскрепостить» поведение.
В основу построения данного занятия положен метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий реализации одной из главных задач воспитания: формирование патриотизма и твердой гражданской позиции обучающихся.
Цель данного мероприятия:
развитие личностных качеств патриота и гражданина нашего Отечества
Задачи:
рассказать о трагической странице истории нашей страны, о детях, маленьких героях Великой Отечественной Войны
- бесчеловечность любой войны, уникальность каждой человеческой жизни;
- примеры сохранения человеческого достоинства в самых нечеловеческих условиях - предмет для гордости и подражания;
- примеры самоотверженности и того, что есть вещи, которые могут оказаться дороже собственной (но ни в коем случае не чужой!) жизни;
и как следствие - формирование ценностных ориентаций и убеждений обучающихся на основе личностного осмысления трагических событий Великой Отечественной войны;
Сценарий сопровождается мультимедийным приложением: фотографиями тех лет и песнями иллюстрирующими события в спектакле. Комплексное воздействие звукового сопровождения и средств визуализации, способствует повышению эмоциональной окраски восприятия, заставляет сопереживать происходящему, вызывая у детей чувства и эмоции, позволяющие лучше понять, прочувствовать и осмыслить события прошедшей войны.
На мой взгляд, цель проведенного мероприятия была достигнута: на сегодняшний день ребята знают и могут рассказать об этой странице истории нашей страны.
Следующим шагом в работе с классом должно стать выступление с данной темой на город.
Вывод: мероприятие прошло на высоком эмоциональном подъёме. Цель мероприятия достигнута, все поставленные задачи удалось реализовать.