- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Программа лагеря с дневным пребыванием В гостях у сказки
Программа лагеря с дневным пребыванием В гостях у сказки
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зырянова Т.Н. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ОМС «Управление образования города ….»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 00»
УТВЕРЖДАЮ:
директор школы Е.П. Пугина
Программа лагеря с дневным пребыванием
«В гостях у сказки»
Информационная карта программы
1
Полное название программы
Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием «В гостях у сказки»
2
Цель программы
Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, сохранение их здоровья, привитие навыка вдумчивого чтения и творческое развитие.
3
Задачи
Создание условий для организованного отдыха детей, полезного для физического и духовного развития.
Пропаганда здорового образа жизни.
Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому и психическому развитию.
Привитие интереса к чтению
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Развитие потребности и способности ребёнка проявлять своё творчество.
Формирование культуры поведения, санитарно-гигиенической культуры.
Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
Предупреждение противоправных действий.
4
Направление деятельности
Программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. При этом ключевым направлением является - духовно - нравственное через приобщение детей к литературе, различным видам творческой деятельности.
5
Краткое содержание программы
Программа содержит: пакет нормативно-правовых документов; мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения.
6
Автор программы
7
Муниципальное образовательное учреждение, реализующее программу
МБОУ «СОШ № 00» г. …, …… области
8
Кадры.
Учителя начальных классов, учитель физической культуры учителя-предметники, библиотекарь.
9
Адрес, телефон
10
Место реализации
Лагерь с дневным пребыванием на базе МБОУ «СОШ № 00» г. …..
11
Количество, возраст учащихся
115 учащихся, с 6,5 до 16 лет
12
Сроки проведения, количество смен
Июнь, 1 смена (2 - 25 июня 2014 г.)
13
Источники финансирования
Финансирование лагеря осуществляется за счёт средств бюджета, родительских средств
Пояснительная записка
Лето для детей - это восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий, время игры, время событий и встреч, время познания новых людей, а главное - самого себя, время отдыха от учебного процесса. При этом, образовательный процесс не прекращается в летний период. Без уроков и выполнения домашнего задания упор делается на воспитание, приобщение к социально - значимым делам.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
- обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. При этом приоритетным является развитие духовно - нравственного потенциала через приобщение учащихся к искусству, литературе, различным видам творческой деятельности. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (красота, духовный мир человека, самовыражение в творчестве и искусстве).
Содержательной стороной указанного направления деятельности является:
- представления о душевной и физической красоте человека;
- формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного;
- умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
- интерес к занятиям художественным творчеством;
- стремление к опрятному внешнему виду;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Концептуальной основой программы является приобщение детей к чтению и, прежде всего, сказок.
Данное направление деятельности является актуальным для современных школьников.
Поколение нынешних школьников в массе не хочет читать книги. Следует признать, что телевиденье, современные гаджеты, компьютеры и Интернет в основном не способствуют приобщению подрастающего поколения к книжной культуре, хорошей литературе, и вообще, настоящему искусству. У детей формируется, в первую очередь, психологическая привязанность к современным средствам коммуникации, Интернету, социальным сетям и мобильным терминалам. Следует понимать, что чтение - вообще, достаточно непростой творческий акт, в котором задействованы сложные психические процессы: внимание, представление и воображение. В процессе и в результате чтения каждый человек по-своему представляет героев и события. Телевиденье и кино подаёт всё в готовом виде. Многие родители вслед за учениками думают так: зачем ребёнку читать, если он может посмотреть кино, скачать рецензию из интернета или просмотреть краткое содержание. В результате дети безграмотно пишут, не умеют рассуждать, путают времена и события. В результате дети не умеют (и не слишком хотят учиться) самостоятельно извлекать нужную информацию из текстов, потому что их текстовое мышление развито недостаточно. Происходит мыслительная деградация.
Для предотвращения подобного состояния и разработана программа лагеря «В гостях у сказки».
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение I лагерной смены. В лагере отдыхают 115 обучающихся.
Основной состав лагеря - это учащиеся школы № 30 в возрасте 6,5 -16 лет.
Лагерь - это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации. Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детский лагерь с дневным пребыванием является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Цель и задачи программы
Цель программы
Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, сохранение их здоровья, привитие навыка вдумчивого чтения и творческое развитие.
Задачи
-
Создание условий для организованного отдыха детей, полезного для физического и духовного развития.
-
Пропаганда здорового образа жизни.
-
Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому и психическому развитию.
-
Привитие интереса к чтению
-
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
-
Развитие потребности и способности ребёнка проявлять своё творчество.
-
Формирование культуры поведения, санитарно-гигиенической культуры.
-
Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
-
Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
-
Предупреждение противоправных действий.
Содержание программы
Направления деятельности лагеря
-
Физкультурно - спортивное;
-
Профилактическое;
-
Социально - значимые дела;
-
Познавательное;
-
Творческое;
-
Гражданско - патриотическое.
Название направления
Краткое описание
Физкультурно - спортивное
-
Посещение плавательного бассейна;
-
Мониторинг состояния здоровья детей медицинским работником в начале и конце смены, ежедневный контроль за состоянием здоровья детей;
-
Утренняя гимнастика с пробежкой;
-
Соблюдение режима проветривания отрядных помещений и режима питья детей;
-
Принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в соответствие с погодными условиями);
-
Организация здорового питания детей;
-
Организация спортивно - массовых мероприятий и подвижных игр;
-
Проведение спортивных соревнований
-
Организация мероприятий способствующих привитию навыков ЗОЖ
Профилактическое
-
Встречи с инспектором ОДН;
-
День наркопрофилактики (26 июня);
-
Игровая программа совместно с инспектором ГИБДД;
-
Игровая программа совместно с инспектором ПЧ;
-
Посещение пожарной части;
-
Инструктаж по правилам безопасности летом;
-
Участие в игровых программах по ПДД, ППБ, ОБЖ
-
Посещение курсов ГО и ЧС
-
Игровая программа «Игры деда Правоведа»
-
Игровые программы профилактической направленности
Социально - значимые дела
-
Акция по микрорайону школы «Мы за здоровье»
-
Смотр агитбригад «Будь здоров!»
-
Размещение листовок «Мир без сигаретного дыма»
-
Сбор корма для приюта «Я - живой»
-
Распространение листовок «Это вредит нашему здоровью»
-
Флеш-моб «День друзей»
Познавательное
-
Проведение познавательно - развивающих игр
-
Проведение конкурсных программ «Игры разума»
-
Библиотечные часы «Изба - читальня»
-
Конкурсно - интеллектуальные мероприятия
-
Конкурс презентаций «Олимпийское движение»
-
Посещение библиотеки им. Маршака
Творческое
-
Формирование навыков культурного поведения и общения
-
Привитие эстетического вкуса;
-
Коллективно - творческие дела и конкурсы;
-
Концертно - развлекательные программы;
-
Игры - развлечения, викторины, соревнования
Гражданско - патриотическое
-
Игра по станциям «Моя родина - Россия»;
-
Брейн- ринг «Мой город»;
-
День памяти (22 июня);
-
Посещение краеведческого музея, старой части города;
-
Встреча с ветеранами и тружениками тыла;
-
Конкурс рисунков «Мой город!»
Этапы реализации программы
1. Подготовительный этап. (апрель - май);
-
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
-
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
-
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
-
подготовка методического материала для работников лагеря;
-
согласование плана работы лагеря с социальными партнерами;
-
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
-
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
2. Организационный этап смены. (1 - 4 июня)
Основной деятельностью этого этапа является:
-
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
-
запуск программы;
-
формирование органов самоуправления;
-
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
3. Основной этап смены (5 - 22 июня)
-
реализация основной идеи смены;
-
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел.
4. Заключительный этап смены.(23 - 25 июня)
-
подведение итогов смены;
-
выработка перспектив деятельности организации;
-
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Механизм реализации программы
-
Легенда смены.
Все дети, зачисленные в лагерь, отправляются в путешествие по стране Сказок. Каждый отряд - это жители данной страны. Отряд самостоятельно придумывает себе образы сказочных героев. Цель путешествия - посещение столицы данной страны, города Ска´збург. В этом городе пройдет фестиваль сказочных героев.
Причем, у каждого отряда - свое (самостоятельно придуманное или выбранное) транспортное средство для передвижения. Изображение которого перемещается по карте страны Сказок по мере протекания смены. Как в любой стране, в стране сказок есть реки Пожарка, Гаишка и Эмчеэска, которые впадают в море Безопасности. Переправа через указанные реки - участие в мероприятиях по Правилам пожарной безопасности, дорожной безопасности и посещение курсов ГоиЧС. Есть каскад озер Бассейновских (посещение плавательного бассейна), Загадочные горы с вершиной пик Русич, которые нужно покорить (викторины и творческие конкурсы). Спортивные равнины и холмы Обежейки. Движение осуществляется по шоссе Здоровья, дорогам Дружбы, Мира и др. По пути делаются остановки в Избе - Читальне (библиотека). Посещаются Книгограды (викторины по литературным произведениям), поселки Мудрецов (интеллектуальные конкурсы) и Пушкин-град (конкурс в связи с днем рождения А.С. Пушкина).
На каждом отрезке пути дети и подростки, прежде всего, читают сказки и иные произведения. А большинство конкурсно - массовых дел связаны со знанием текстов произведений, либо используется их элементы.
-
Режим работы лагеря
8 - 30 - Встреча детей, утренняя зарядка, пробежка
9 - 00 - Завтрак
9 - 40 - Отрядные дела
13 - 00 - Обед
13 - 40 - Отрядные дела
15 - 30 - Сказочный Совет
15 - 50 - Полдник
16 - 00 - Окончание дня
Условия реализации программы
1. Нормативно-правовые условия
-
Закон «Об образовании РФ» ФЗ №128 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
-
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
-
Постановление Правительства СО № 220 - ПП «О мерах по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2012 - 2014 гг.»
-
Постановление Администрации города …….. от 01.04.2013 № 432 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2014 году»
-
Приказ ОМС УО № 07 от 22.01.14. «Об организации отдыха и оздоровления детей …» и др. нормативные федеральные и региональные документы
-
Устав МБОУ СОШ № 00
-
Положение о лагере дневного пребывания.
-
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
-
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
-
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
-
Приказы Управления образования.
-
Должностные инструкции работников.
-
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
-
Заявления от родителей.
-
Акт приемки лагеря.
-
Планы работы.
2. Материально-технические условия предусматривают:
финансирование за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета;
спортивный зал - 2;
школьная библиотека с читальным залом;
столовая;
спортивная площадка;
кабинеты;
ТСО;
художественные средства, игры настольные и др.;
хозяйственный инвентарь.
аудиотека, фонограммы
канцелярские принадлежности
компьютеры с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор
3. Кадровые условия
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
-
начальник лагеря
-
старшая вожатая
-
библиотекарь
-
физрук
-
воспитатели отрядов (из числа педагогов школы)
-
вожатые
Ожидаемые метапредметные результаты программы
В качестве метапредметного результата необходимо рассматривать уровень развития базовых способностей детей: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты в любых образовательных системах. Метапредметная основа лагерной смены предполагает включение каждого ребенка в разные типы деятельности, создавая условия для его личностного роста.
Основное содержание оценки метапредметных результатов в городском лагере строится вокруг умения вдумчиво читать, т.е. той совокупности способов действий, которая и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самого процесса чтения.
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
При уделении достаточного внимания чтению у детей разовьется потребность читать книги, познавать мир из литературных источников, наслаждаться чтением.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах, повысит творческую активность детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность, активизирует лидерские и организаторские качества, приобретут новые знания, будут развиты творческие способности, детская самостоятельность и самодеятельность.
При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют, укрепить физические и психологические силы детей и подростков.
Участие детей в различных акциях в поддержку здорового образа жизни закрепит понимание ценности здоровья.
Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
Ожидаемые личностные результаты
-
Укрепление здоровья детей и расширение представления детей о своём здоровье;
-
Психологическая разгрузка детей;
-
Расширение кругозора, любознательности;
-
Привитие навыка чтения, любви к книге;
-
Формирование у детей потребности в активном отдыхе на природе и занятиях спортом;
-
Формирование и дальнейшее совершенствование знаний по ПДД и ПБ;
-
Получение детьми опыта общения в коллективе;
-
Укрепление здоровья детей;
-
Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей, роста преступности и правонарушений среди несовершеннолетних в период летних каникул;
-
Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
-
Формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях;
-
Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;
-
Привитие навыков самообслуживания;
-
Повышение чувства патриотизма;
-
Уважение к своей родине.
Критерии оценки достижения результатов
Результативность реализации программы будет осуществляться следующими диагностическими инструментами:
-
медицинское обследование;
-
анкетирование детей и родителей;
-
психолого - педагогическое тестирование;
-
социальный паспорт пришкольного лагеря;
-
творческие отчеты отрядов;
-
отсутствие травм, несчастных случаев, противоправных действий детей;
-
аналитический и статистический материал.
Критерии эффективности программы лагеря
Показатели
Индикаторы
Формула
Форма
определения
Уровень комфортности
Доля детей, которые чувствуют себя комфортно
Отношение количества детей ответивших «да» к общему количеству детей в лагере
Анкетирование
Уровень самореализации
Доля детей, проявивших свои способности и умения
Отношение количества детей проявивших свои способности и умения к общему количеству детей в лагере
Анкетирование
Уровень саморазвития
Доля детей, которые приобрели конкретные умения и навыки
Отношение количества детей, которые приобрели конкретные умения и навыки к общему количеству детей в лагере
Анкетирование
Уровень оздоровления
Динамика массы и роста
Отношение количества детей с оздоровительным эффектом к общему количеству детей в лагере
Мониторинг массы и веса
Оценка лагерной смены
Доля детей удовлетворенных лагерной сменой
Отношение количества детей, которые удовлетворены лагерной сменой к общему количеству детей в лагере
Анкетирование
Диагностика
Вводная диагностика
- Анкетирование с целью выявления и предпочтений;
- Собеседование в отрядах для выяснения психологического климата в коллективе;
- Планерки администрации лагеря и воспитателей.
Пошаговая
диагностика
-Оформление альбома (презентации) по результатам мероприятий и дел лагеря.
- Оформление в отрядах карты настроения.
- Собеседование на отрядных сборах.
Итоговая
диагностика
-Анкетирование
-Творческий отзыв ( рисунок « Вместе мы отряд»)
-Собеседования в отрядах
Взаимодействие с социальными партнерами
Система самоуправления лагеря
Органы самоуправления лагеря
Актив лагеря создаётся для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития позитивных личностных качеств детей.
В состав актива входят представители отрядов. Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:
-оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;
-создание в лагере условий для развития физического, творческого, интеллектуального потенциала детей;
-содействие в создании благоприятного психологического климата.
Детский совет отряда выбирает командира, зам. командира. В отрядах также выбираются ответственные за различные направления деятельности. Они входят в комитеты по соответствующим направлениям.
В качестве равноправных членов актива входят взрослые:
В совет лагеря - начальник лагеря, воспитатели, вожатая;
В Сказочный Совет лагеря - командиры и зам. командиры отрядов.
Каждый член актива имеет право:
- на участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;
- на защиту своих интересов.
Каждый член актива обязан:
- ответственно исполнять порученное дело;
- соблюдать законы общения и культуры поведения.
Формы отслеживания результатов
Все учащиеся, находящиеся в лагере, разделены на четыре отряда.
По итогам мероприятий выявляется победитель. Сказочный Совет ежедневно подводит итоги работы каждого отряда.
За 1 место отряд получает 4 стилизованные книжные страницы, за 2 - место - 3 страницы, 3 место - 2 страницы, за участие - 1 страницу. Таким образом, у каждого отряда к окончанию смены образуется мини - книжка. В зависимости от количества страниц определяется отряд - победитель лагерной смены.
Подобные странички размещаются в лагерном уголке, где обозначена карта движения к Сказбургу.
Список литературы
-
Научно - методический журнал заместителя директора по воспитательной работе, 2008, № 1.
-
sites.google.com/site/sajtskolyno22gdzerzinsk/letnij-lager-v-gostah-u-skazki
-
ucheba.su/article/read/423
-
burmak2.edu.yar.ru/fgos/programm _duhovno__minus_nravstvennog_49.h
-
rudocs.exdat.com/docs2/index-577012.html?page=4