Заседание «Школы молодого специалиста» «Работа над ошибками»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МБУ ИМК города Тынды Амурской области
















Заседание «Школы молодого специалиста»

«Работа над ошибками»




Разработала: Родоманова

Лариса Александровна,

руководитель

«школы молодого специалиста»








г.Тында

2015 г

Тема: «Работа над ошибками»

Цели и задачи: Дать рекомендации по написанию авторской программы и разобрать наиболее распространенные ошибки допускаемые авторами. Повысить профессиональную компетентность молодых педагогов при работе с документами.

Оборудование: проектор, листы для работы и анализа, части авторских программ, поданных на конкурс организованный методическим кабинетом города, карточки с заданиями.

План заседания

  1. Рефлексия «Моё настроение в начале работы», педагог-психолог.

  2. Анализ наиболее распространённых ошибок при написании авторских программ и разработок поступающих от педагогов города на конкурсы.

  3. Практикум «Я эксперт»

  4. Рефлексия «Мой уровень понимания предложенной информации»

Ход заседания

1.Рефлексия «Моё настроение в начале работы», педагог-психолог.

Педагог психолог- предлагает присутствующим педагогам изобразить свой эмоциональный настрой при помощи пиктограммы.

Солнышко - отличное настроение

Солнышко, закрытое на половину тучкой - есть причины для волнения .

Тучка - пока нет желания работать

Тучка с молнией - меня всё раздражает и это мешает сосредоточиться

Зонтик - я уверен у меня все получится и не что не сможет мне испортить настроение и рабочий настрой.

(приложение № 1)

2.Анализ наиболее распространённых ошибок при написании авторских программ и разработок поступающих от педагогов города на конкурсы.

Слушателям предлагается презентация , где в виде диаграмм на конкретном примере представлены распространённые ошибки при составление авторских разработок.

(Приложение № 2)

3.Практикум «Я эксперт»

Присутствующим педагогам предлагается выступить в роли экспертов оценивающих авторскую разработку, представленную на конкурс. Раздаются задания (приложение №3) , карточки с составляющими авторской разработки, объяснительной записки и образцы авторских разработок для экспертизы. После выполнения задания представитель от группы «экспертов» подводит итог и делает заключение на соответствие предложенной разработки - авторской.

4.Рефлексия «Мой уровень понимания предложенной информации»

Педагогам предлагается изображение «дерева» восприятия информации. Педагогам необходимо расположить себя на одной из веток ,каждая пронумерована.(приложение № 4)


Приложение № 1 Заседание «Школы молодого специалиста» «Работа над ошибками»

Солнышко - отличное настроение

Заседание «Школы молодого специалиста» «Работа над ошибками»

Солнышко, закрытое на половину тучкой - есть причины для волнения .

Заседание «Школы молодого специалиста» «Работа над ошибками»

Заседание «Школы молодого специалиста» «Работа над ошибками»

Тучка - пока нет желания работать

Тучка с молнией - меня всё раздражает и это мешает сосредоточиться

Заседание «Школы молодого специалиста» «Работа над ошибками»

Зонтик - я уверен у меня все получится , не что не сможет мне испортить настроение и рабочий настрой.

























Приложение № 3

Рекомендации по разработке объяснительной записки
к авторской программе

Структура объяснительной записки имеет несколько разделов, часть из которых представлена в данной памятке. Наводящие вопросы помогут вам отразить содержание разделов пояснительной записки к авторской программе.

При проработке каждого раздела объяснительной записки из настоящей памятки в рассмотрение берутся только те вопросы, которые помогают автору раскрыть и обосновать особенность авторской программы.

  1. Противоречие, проблема, затруднение
    (Что не устраивает?)

    1. Какова причина появления данной программы? Возникло ли противоречие между целями обучения и действующими программами, между новым содержанием образования и действующими методиками и др.?

    2. Какие конкретные затруднения в профессиональной деятельности беспокоят вас в наибольшей степени и ведут к разработке авторской программы? Разрешение каких из них требует главным образом интеллектуального обеспечения (в меньшей мере материально-технического, финансового и т.п.)? Возможно ли обобщить все эти затруднения в одно? Или в два-три? И затем в одно?

    3. Почему появилась необходимость в разработке данной программы, и чем конкретно не устраивает имеющаяся программа по предмету?

  2. Идея, подход, авторская точка зрения
    (Что предлагаете?)

    1. Что конкретно вы хотите изменить или внести и как?

    2. Какая идея положена в основу программы? Как соотносится идея данной авторской программы со стратегическими идеями, положениями, принципами, заложенными в концепции или в программе развития школы? Какие идеи, положения, принципы, как ведущие, из концепции или программы развития школы конкретизируются в данной программе?

    3. В чем состоит авторская точка зрения, подход автора? В чем состоит замысел автора?

    4. Какие конкретно новые результаты будут достигнуты при работе по данной программе? Какова цель программы? Какой прогнозируемый результат даст реализация данной авторской программы?

    5. Повышается ли уровень учебной мотивации учащихся? На развитие каких личностных качеств, способностей обучаемых сориентирована данная программа?

    6. Какие умения и навыки учащихся формируются у учащихся при обучении по данной программе?

    7. Предполагается ли достижение учащимися более высокого уровня знаний, умений и навыков, развитие ценностных установок личности, формирование мировоззрения, развитие творческих способностей учащихся?

    8. Что развивается в ученике, и в чем это выражается? Какие типы деятельности осваиваются учениками в данном предмете: а) поисковый (исследовательский или проблемный), б) коммуникативный (дискуссионный), в) рефлексивный, г) репродуктивный, д) Творческий и др.

    9. Как обеспечивает программа их освоение? И в чем конкретно они проявляются?

    10. Предполагает ли работа по данной программе экономию времени и усилий (преподавателя, учащегося) и за счет чего?

    11. Предусматриваются ли разные уровни развития способностей учащихся по мере освоения ими программы? Какие? Каковы могут быть уровни развития умений, навыков, способностей учащихся к концу учебного года?

    12. Какие конкретные задачи на данном этапе развития школы решает ваш курс? Какие проблемы позволяет преодолеть данная программа? Какие выделяются этапы при обучении? Какова характерная черта каждого этапа? Какого типа задания выполняют ученики на каждом этапе?

    13. Как учитываются индивидуальные способности учащихся, их познавательные интересы, потребности и возможности?

    14. В чем состоят принципы отбора содержания и структурирования? Какова логика развития содержания данного курса? Чем аргументируется данная (предложенная автором) логика курса? Как она обосновывается? В чем состоит специфика содержания курса? Каково основное содержание курса? Какие понятия являются базовыми в данном курсе?

    15. Как будет осуществляться учебная деятельность ученика? В какой последовательности будет осуществляться деятельность ученика по достижении результата? Как и за счет чего повышается мотивация образовательной деятельности школьников на уроке?

    16. Каковы особенности организации учебно-воспитательного процесса? Какие нетрадиционные приемы, формы организации учебно-воспитательного процесса вы используете и как? Какие методические приемы, методы, средства и в какой последовательности применяются педагогом для реализации достижения промежуточных целей программы (задачи курса, уровни развития знаний, умений, навыков, способностей учащихся и т.д.). Почему именно такие?

    17. Каким образом организует педагог процесс объяснения нового материала? Использует ли педагог при этом групповые формы организации учебного процесса, дискуссии, задания исследовательского характера и другие особенности? Для чего использует и в какой функции?

    18. Организует ли педагог на уроке взаимодействие учеников, их общение, и как именно это происходит? Задают ли ученики друг другу, учителю вопросы на уроке, и происходит ли это систематически? Как организуется подобная деятельность? Управляет ли учитель процессом задавания вопросов учениками и как?

    19. По каким параметрам, критериям будут оцениваться развитие учащихся, формирование у них определенных умений, способностей, овладение типами деятельности, заданными в данной программе? Какова ваша система оценок, форм, порядка и периодичности контролирования и проведения промежуточной аттестации учащихся?

    20. Как обеспечивается в авторской программе связь с жизнью, с практическими проблемными ситуациями, возникающими у специалиста, работающего в соответствующей области знания в современных социально-экономических условиях?

    21. Предусматривает ли программа возможность координации и интеграции с другими образовательными программами, обеспечивает ли преемственность содержания?

  3. Новизна авторской позиции
    (В чем состоит новизна?)

    1. В чем состоит особенность, оригинальность, отличие разработанной программы от существующих? Что новое привносит автор по сравнению с традиционными и другими авторскими программами:

      • цели образования;

      • содержание образования при сохранении традиционных целей;

      • способ построения содержания образования при сохранении традиционных целей;

      • методики, педагогические технологии, методы, средства обучения, приемы преподавания, критерии оценивания, способы контроля и т.п. при сохранении традиционных целей;

      • формы организации учебно-воспитательного процесса;

      • формы работы с педагогическим коллективом;

      • систему управления школой и т.п.?

    2. В какую часть образовательной программы автор вносит изменения в инвариантную, вариативную часть содержания образования и в методику преподавания или в педагогическую технологию?

    3. Чем обосновывается новизна авторской программы? Каких других авторов по вашей теме, проблеме вы знаете, и в чем заключаются их подходы? В чем отличие вашего подхода от выделенных?

    4. На каких теоретических положениях и на каких ученых или практиках-исследователях основывается ваша авторская программа? В чем они состоят?

  4. Условия реализации программы
    (Каковы условия работы по авторской программе?)

    1. Какие особые трудности возможны при реализации авторской программы, и какие могут быть приняты меры по их устранению?

    2. Требует ли работа по авторской программе создания и (или) применения других научно-методических разработок: а) учебника, б) методических разработок для учителя, в) пособий для ученика, г) рекомендаций для учащегося и пр.?

    3. Имеются ли соответствующие компоненты учебно-методического комплекса, и если нет, то как предполагается решать эту проблему?

    4. Требует ли авторская программа экспериментальной проверки? Какова программа эксперимента, как предполагается ее осуществить?

    5. Требуется ли особая подготовка учителя, мастера производственного обучения, преподавателя для работы по авторской программе? В чем она может заключаться?

    6. Какая помощь со стороны администрации образовательного учреждения, родителей учащихся, представителей науки нужна для эффективной работы по авторской программе?

    7. Какие особые условия необходимы для обеспечения прогнозируемого результата работы по данной программе? Требуется ли дополнительно материально-техническая база и какая именно? Какие особенности необходимо учитывать при преподавании по авторской программе?

    8. Обеспечивает ли реализация авторской программы обязательные требования государственных образовательных стандартов и за счет чего?

Памятка-рекомендации составлена по материалам анализа опыта разработки авторских программ учителей Московской области и Москвы при участии Видякина А.Г., Пимчева С.П. При разработке использованы материалы авторов Комракова Е.С., Чернявской А.Г.

Рекомендации по написанию текста авторской программы

Предполагается, что пояснительная записка к авторской педагогической разработке (программе) уже написана. Вы использовали памятку-рекомендацию и достаточно полно обосновали необходимость, полезность вашей разработки. Теперь можно приступить к написанию текста самой разработки. Что он должен содержать, каким быть, как его писать?

Прежде чем искать ответ на эти вопросы, автору желательно определить, кто и зачем будет читать текст его разработки или для кого пишется текст?

Примерные варианты такого рода авторского самоопределения могут быть следующие.

  1. Текст пишется для себя с целью систематизировать и удержать в памяти интересные, но трудные или неожиданные методические и практические находки.

  2. Текст пишется для методистов, распространяющих интересный передовой опыт. В этом случае он представляет собой уже достаточно полное, не зависимое ни от автора, ни от методиста и транслируемое во многие места содержание деятельности педагога (завуча или иного работника образования). В этом случае в тексте представляется обобщенная методика, пригодная для конкретизации в других ситуациях.

  3. Текст пишется для аттестационной конкурсной комиссии как свидетельство уровня профессионального мышления и деятельности автора.

  4. Текст пишется для коллег-практиков как методическое пособие по повышению качества деятельности. Здесь возможен вариант ориентировки текста на практиков одного учебного предмета или разных учебных предметов, но находящихся в схожих профессионально-педагогических ситуациях.

Начинающему автору может оказаться полезной схема описания ситуации. Она содержит три части.

  1. Описание состояния деятельности, когда значимого для автора явления еще нет, но оно вот-вот возникнет.

  2. Описание собственно возникновения важного для автора явления в значимых, с точки зрения автора, аспектах, характеристиках.

  3. Описание находки автора: какого-то особенного, нетривиального, профессионального поведения, поступка в этой значимой ситуации. Как правило, тексты, содержащие методические находки, должны содержать и определенную логическую аргументацию (обоснование) не случайности выдвинутых предположений.

Полнота описания достигается за счет того, что автор при описании деятельностного события со многими участниками (учитель - ученики) придерживается двух принципов:

  • непрерывности разворачивания действий;

  • непрерывной мотивированности всех участников события на каждом его этапе и переходе к другому.

Соблюдение этих принципов в тексте обеспечивает плавность перетекания события от начала к концу в сознании текста разработки, а при написании текста освобождает автора от пропуска какого-либо важного шага. Для иллюстрации можно сослаться на типовое устройство урока, где есть формальные шаги: организационный момент, опрос, объяснение нового материала, упражнения, выдача домашнего задания. Авторские находки лежат именно в области обеспечения осмысленности, непрерывности проживания учениками и педагогом каждого шага и переходов от одного к другому.

  1. Что и как автор конкретно, реально делал в рассматриваемой ситуации.

  2. Как должно поступать в такой ситуации (ситуациях).

  3. Почему именно так, по мнению автора (или заимствованному), нужно поступать в данных ситуациях.

Для структурирования, организации текста авторской разработки желательно использовать хорошо известные схемы. Например, схему устройства урока, в которую обычно входят:

  1. организационный момент (введение в урок);

  2. опрос учащихся;

  3. объяснение нового материала;

  4. закрепление нового материала;

  5. домашнее задание (выдача, выполнение, проверка).

Еще раз о самом простом подходе к написанию самой простой авторской разработки.

  1. Придумайте вопрос, который был бы важен для вас и ваших коллег, и запишите его.

  2. Придумайте ответ на него, который был бы важен для вас и ваших коллег. И запишите его.

  3. Проверьте найденный ответ и опишите результаты.

Во и все, минимально необходимое, для появления вашей авторской разработки.

О психологических трудностях написания текста.

Встречаются две наиболее типичные трудности написания текста:

а) кажется, что в педагогическом процессе столько проблем и нового, что не знаешь с чего начать текст;

б) кажется, что в своей практике нет ничего интересного для других, все как всегда.

В первом случае не создавайте для себя проблему выбора. Не задавайтесь большим объемом текста. Начните с одного абзаца, одной мысли. Будет желание, добавите к ней другую, так и вычерпаете все, что имеете. Поверьте, все равно с чего начать текст. Начинайте с того, что легче написать вам сегодня, сейчас.

Второй случай легче. Вспомните ваши профессиональные трудности прежних времен, которые удалось пережить, перебороть или которые на время отошли. Поверьте, похожие проблемы мучают и других. Ваш опыт работы с ними чрезвычайно важен для других специалистов, особенно для ваших молодых коллег. Не думайте, что вы, как все. Большинство ваших поступков и решений уникально, и о них интересно будет читать многим.










Приложение № 3

I вариант

I. Слушатели (в паре) получают образец пояснительной записки и перечень пунктов, по которым пишется данная записка. Образцы можно взять из любого сборника программ. Главное, чтобы они были не очень объемными. На всю аудиторию предлагается 3-4 вида пояснительных записок.

Задания:

1. Познакомьтесь с предложенной пояснительной запиской.
2. Выделите в ней пункты в соответствии с требованиями к записке.

В идеале пояснительная записка должна содержать информацию по следующим пунктам:

  • Адрес места разработки программы.

  • Образовательная область и предмет изучения, функции данного курса.

  • Концепция программы (основная идея).

  • Обоснование необходимости введения данного курса (актуальность, значимость, новизна).

  • Указание на место и роль курса в профильном обучении (если речь идет о программах для профильной школы).

  • Цели и задачи.

  • Краткое описание логики структуры программы и особенностей организации учебного процесса по курсу. Методы и формы обучения.

  • Продолжительность реализации программы.

  • Ожидаемый результат. Система контроля.

  • Система оценки достижений учащихся.

  • Ресурсная обеспеченность (УМК и др.).

  • Сведения об апробации программы (если она прошла апробацию в рамках экспериментального преподавания).

3. Оцените полноту пояснительной записки. Укажите достоинства, дайте рекомендации автору по ее доработке.

II. Работа в парах.

III. Обсуждение результатов выполнения.

II вариант

I. Слушатели (в группе) получают образец пояснительной записки программы (одинаковый для всех). Группам даются различные задания.

Задания.

Первой группе:

1. Познакомьтесь с пояснительной запиской программы.

2. Выделите в ней пункты в соответствии с требованиями к ее написанию.

3. Оцените полноту пояснительной записки. Укажите достоинства. Дайте рекомендации автору по доработке.

Второй группе:

1. Познакомьтесь с пояснительной запиской программы.

2. Установите, прослеживаются ли внутренние связи между ее частями: «Виды деятельности учащихся» и «Критерии успешности усвоения курса». Аргументируйте свое заключение. Предложите меры по совершенствованию.

Третьей группе:

1. Познакомьтесь с пояснительной запиской программы.

2. Установите, прослеживаются ли внутренние связи между ее частями «Задачи» и «Обязательные результаты обучения». Аргументируйте свое заключение. Предложите меры по совершенствованию.

II. Работа в группах.

III. Обсуждение результатов выполнения.

Приложение № 4

Перед вами дерево с человечками.
У каждого из них - разное настроение и они занимают различное положение.
Назовите номер того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, и ваше положение.
Мы проверим насколько вы внимательны.
Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам

Заседание «Школы молодого специалиста» «Работа над ошибками»







А теперь узнаём результаты

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 - характеризует установку на преодоление препятствий

№ 2, 19, 18, 11, 12 - общительность, дружескую поддержку

№ 4 - устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

№ 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

№ 9 - мотивация на развлечения

№ 13, 21 - отстраненность, замкнутость, тревожность

№ 8 - уход в себя

№ 10, 15 - комфортное состояние, нормальная адаптация

№ 14 - кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают люди с завышенной самооценкой и установкой на лидерство
Следует заметить, что позицию № 16 не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).

© 2010-2022