Статья на тему Школа и семья давайте жить дружно

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Константиновская школа»

Доклад на педагогический совет

Педагога-организатора:

Сабрийевой Эсмы Мусаевны - специалист

Слайд 1

«Школа и семья - давайте жить дружно!» - обзор иллюстраций о методах родительского воспитания, о взаимодействии семьи и школы (творческие работы детей)

Слайд 2

Семья - это громкое слово! Семья - это звонкое слово!

Семья - это слово важное, об этом вам скажет каждый.

(Сидорова Анна Владимировна)

Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников.

Справедливо писал Василий Александрович Сухомлинский: «Что без семьи, без помощи родителей нам не обойтись не только в изучении ребёнка, но и во всех других делах».

Социальный портрет современной семьи школ характеризуется следующими устойчивыми тенденциями:

- низкий уровень социально-бытовых и экономических условий жизни семьи;

- наличие неполных семей из-за увеличения количества разводов или другие причины;

- недостаток общей культуры и образования родителей;

- снижение морально-нравственного уровня семейных людей и молодежи.

Данные исследования свидетельствуют об увеличении числа неполных и опекунских семей, ухудшении материального положения полных семей, недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и, как результат - снижение учебно-познавательной мотивации и успешности школьников.

Психологи и социологи выделяют 5 основных типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса. Семьи делятся на 5 типов:

1-й тип: семья с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.

2-й тип: семья, характеризующаяся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре "особых" забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.

3-й тип: конфликтная семья. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4-й тип: внешне благополучная семья, в которой процветает без духовность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5-й тип: неблагополучная семья, для которой характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такая семья требует постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Указанные типы семей целесообразно знать и особенности их учитывать в работе с родителями.

В нашей школе, по моему мнению, есть обучающиеся из всех перечисленных типов семей. Возникает особая необходимость вести масштабную и постоянную работу с родителями для эффективности образовательного процесса.

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.

Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Семья - ячейка школьного коллектива.

Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с учеником, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. Классный руководитель (учитель) может использовать следующие методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества, изучение школьной документации (личного дела школьника, его медицинской карты и др.).

Методы работы:

Беседа.

Беседа применяется в целях изучения психологических особенностей личности ребенка (его убеждений, стремлений, отношение к коллективу, семье), семьи (состав, материальное положение, состояние здоровья членов семьи, профессиональные интересы, культура среды и прочее)

Для эффективности беседы необходимо составить план беседы, включив в него интересующие классного руководителя вопросы.

Анкета.

Анкетный метод - опрос значительного круга лиц по определенной схеме. С помощью анкеты можно узнать интересы, пожелания, мнения родителей и учащихся по ряду вопросов

Наблюдение.

Метод наблюдения используется при изучении разных видов деятельности. Эффективность его зависит от следующих условий: цель наблюдения, план, фиксация наблюдений.

Посещение семей учащихся и проведение бесед дома.

Считаю, что младший школьный возраст - это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.

В рамках проведение педагогического совета для раскрытия вопроса «Школа и семья - давайте жить дружно» в школе был проведен конкурс рисунков.

Слайд 3

Все детки любят рисовать и все детки любят свою семью и школу, поэтому этот конкурс вызвал такой большой отклик среди ребят школы.

Ребята школы активно и с большим удовольствием принялись за творчество, они смогли изобразить в своих работах взаимодействия своей семьи к школе.

Собрав рисунки, был произведен анализ работ. Детские рисунки отличались своей оригинальностью, яркостью и неповторимостью. Творческий подход участников конкурса просматривался в каждой представленной работе, особенно с 1 по 6 класс. Было выявлено, что большинству учащимся родители помогают в выполнении домашних заданиях, посещают родительские собрания, иногда посещают уроки и внеклассные мероприятия, а также провожают своих детей в школу.

Во многих рисунках использованы преимущественно яркие цвета, иногда был использован и черный цвет - цвет тревоги. Во многих работах учащиеся изображали себя, маму и бабушку при выполнении домашней работы. Отца они изображали на своих работах очень редко, со слов учеников: «Отец зарабатывает деньги, он нам иногда помогает выполнять домашние задания, иногда посещают родительские собрания…» Дети выразили желание большей вовлеченности отца в их школьную жизнь.

Некоторые рисунки оставляет ощущение тревоги, неблагополучия в семье, не взаимодействие семьи со школой.

Конечно, без наших любимых мамочек и папочек нам бы не справиться! Они помогали своим детишкам и добрым словом, и умелыми руками! Ведь не зря говорят: «В семье согласно, так идет дело прекрасно».

Антон Семёнович Макаренко писал, что воспитывает всё: вещи, явления, но, прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. При поступлении ребенка в школу он будет лучше учиться и чувствовать себя более комфортно, если родители и педагоги станут союзниками. Совместная деятельность родителей и педагогов позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.



© 2010-2022