Литературный час «Мы любим сказки»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературный час «Мы любим сказки»


Цели: обобщить знания детей о прочитанных сказках; дать понятие о трех видах сказок; приобщить детей к народному творчеству; способствовать развитию мышления, познавательной активности, творческих способностей, формированию классного коллектива; развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся; продолжить формировать интерес к чтению.

Оборудование: иллюстрации к сказкам; рисунки с изображением сказочного дворца, простой избы, лесной избушки; нарисованные и вырезанные из бумаги герои сказок (солдат, заяц, волк, принцесса); выставка книг.

Ход занятия.

Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие. Мы с вами совершим путешествие, а куда, узнаете, отгадав загадку:

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет.

Полный смеха, света, краски:

А зовется чудо - (сказка!)

Сейчас мы будем говорить о сказках. Вспомним о трех ее видах, чем отличаются сказки от других произведений, кто их создает.

Со сказками вы знакомы давно. Когда вы были маленькими, вам рассказывали и читали сказки мамы или бабушки, а потом вы подросли и пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, мы попадаем в чудный, загадочный, таинственный мир. Сказки учат нас быть умными, добрыми, честными, трудолюбивыми, дружными и смелыми. В любой сказке добро побеждает зло, коварство, ложь.

Вот как дается объяснение слову сказка в словаре русского языка.

Сказка - произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.

- Назовите сказки, которые вы читали?

- Чем отличаются сказки от других произведений?

- А кто создает сказки? Кто их придумывает?

(Писатели и народ.)

- А как называются сказки, которые придумали писатели?

( Авторские или литературные.)

- Каких писателей сказочников вы можете назвать? (Александр Сергеевич Пушкин, Корней Иванович Чуковский, братья Гримм, Ганс Христиан Андерсен, Шарль Перро и другие.)

- По своим особенностям сказки бывают разные. Они делятся на три вида. На какие? Подскажите.

(На сказки волшебные, бытовые и о животных.)

В волшебных сказках рассказывается о подвигах и приключениях героев, которым всегда выпадают на долю трудные задачи: достать какой-нибудь волшебный предмет, победить Кощея, Змея, ведьму, защитить от врага родную землю. Приключения героев волшебной сказки повторяются три раза. В них присутствует волшебный помощник, например фея с волшебной палочкой. Происходят превращения: животных в человека и наоборот. ( Лягушка в царевну, лебедь в девицу, молодец в комара.)

- Какие волшебные сказки вы знаете?

( «Царевна-лягушка», Аксаков «Аленький цветочек», «Дикие лебеди» и другие)

Бытовые сказки - это сказки о мужиках, солдат, сирот. В них нет волшебных помощников. Герой сказки побеждает своих врагов благодаря уму, смелости, выносливости, хитрости. Бытовая сказка разоблачает и осуждает лень, упрямство, глупость, жадность.

(«Как мужик гусей делил», «Дочь-семилетка», «Каша из топора»)

В сказках о животных нет волшебных превращений. Они очень забавны. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой. В этих сказках обретают человеческие характеры и речь звери, птицы, насекомые.

- У меня есть три домика. Нужно определить, какие сказки живут в каждом из них. (Дворец - волшебные, простая изба - бытовые, лесная избушка - сказки о животных)

- А теперь расселим героев сказок по домам.

( Изба - солдат; лесная избушка - заяц, волк; замок - принцесса)

Продолжим наше увлекательное путешествие по дорогам сказки.

1 задание.

Нужно хором сказать пропущенное слово и отгадать название сказки.

Жили - были семь ребят -

Белых маленьких (козлят).

Мама их любила.

Молоком (поила).

Тут зубами щелк да щелк,

Появился серый (волк).

Шкуру белую надел,

Нежным голосом (запел).

Как коза, запел тот зверь:

- Отоприте, детки, (дверь).

Вот матушка пришла,

Молочка вам (принесла).

Мы ответим без подсказки,

Кто сумел спасти ребят.

Это знаем мы из сказки:

(«Волк и семеро козлят»).

2 задание.

К нам в гости пришла Василиса Премудрая. Она подготовила для нас интересные загадки.

Я богатый, всемогущий,

Очень стройный,

Страшно злющий,

Но я смерти не боюсь

Угадайте: «Как зовусь?» (Кощей Бессмертный)

Я обаятельная жутко,

И обладаю нюхом чутким,

Прической славлюсь неземною,

Летать умею над землей. (Баба Яга)

Красна, девица, грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет, бедняжка. ( Снегурочка)

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался … (колобок).

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке,

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

3 задание.

Послушайте внимательно отрывок и отгадайте, из какой он сказки.

На другой год мужик посадил на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

- Теперь, мужик, не обманешь, давай мою долю.

- Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму вершки…(Мужик и медведь)

Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси полетели?

- Съешь моего лесного яблочка, скажу.

- У моего батюшки и садовые не едятся… (Гуси - лебеди)

Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает. Двуглазка пошла с сиротой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась.

- Спи, глазок, спи другой!

Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала… (Хаврошечка)

4 задание.

В названиях следующих сказок есть ошибки. Назовите сказки правильно.

«Петушок Ряба» - «Курочка Ряба».

«Даша и медведь» - «Маша и медведь».

«По рыбьему велению» - «По щучьему велению».

«Волк и семеро ягнят» - «Волк и семеро козлят».

«Утки - лебеди» - «Гуси - лебеди».

5 задание.

Восстановите последовательность событий в сказке «Лиса и заяц».

4. Заяц встретился с медведем.

6. Петушок выгнал лису.

1. У зайчика была избушка лубяная, а у лисы ледяная.

3. Зайчик встретился с собакой.

2. Лиса выгнала зайца.

7. Зайчик живет с петушком.

5. Зайчик встретил петушка.

6 задание.

Кому принадлежат эти слова из сказки?

«Тепло ли тебе, девица. Тепло ли тебе, красная?» (Морозко)

«Не пей, братец, козленочком станешь» (Аленушка)

«Вижу - вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке» (Маша)

«Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам» (Лиса)

7 задание.

В кого превратились или были заколдованы:

Чудовище из сказки С. Аксакова «Аленький цветочек» (В принца)

Гадкий утенок из сказки Г-Х. Андерсена? (В лебедя)

Братец Иванушка из русской народной сказки? (В козленочка)

8 задание.

У сказочных героев есть двойные имена. Я проговариваю первую часть названия, а вы вторую:

Кощей (Бессмертный)

Мальчик - (с-пальчик)

Змей (Горыныч)

Крошечка (Хаврошечка)

Елена (Прекрасная)

Братец (Иванушка).

9 задание.

Сказочные вопросы.

- Кто тянул репку? (Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)

- В какой сказке зимой собирали цветы? («Двенадцать месяцев»)

- Что мешало спать принцессе? (Горошина)

- Девочка из цветка. (Дюймовочка)

- К кому шла Красная Шапочка? (К бабушке)

- Кто разбил золотое яичко? (Мышка)

- Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка)

- Назовите автора сказки о рыбаке и рыбке. (А. С. Пушкин)

10 задание.

Юмористическая викторина.

- Кто из сказочных героев наверняка любит поговорку: «Одна голова хорошо, а три лучше?» (Змей Горыныч)

- Кто из сказочных героев появился на свет, благодаря истреблению деревьев? (Буратино из сказки А. Толстого)

- Какое домашнее животное, точнее сказать, птица, однажды принесла хозяину изделие из дрогоценного металла? (Курочка Ряба)

- Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок)

Вот и закончилось наше путешествие в загадочный мир сказок.

Помните!

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

© 2010-2022