Методическая разработка открытого классного часа Памятные даты в истории России

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка открытого классного часа

«Памятные даты в истории России»


Содержание


1. Предисловие …………………………………………………………………

4

2. Основная часть ……………………………………………………………….

5

2.1. Подготовительный этап ……………………………………………………

5

2.2. Структура и план проведения классного часа ………………………….

5

2.3. Сценарий классного часа ………………………………………………….

6

2.3.1. Вступительное слово преподавателя ………………………….........

6

2.3.2. Литературно-музыкальная композиция «Памятные даты в истории России» …………………………………………………………………………

7

2.3.3. Отчет студентов о проделанной исследовательской работе ………

16

2.3.4. Подведение итогов классного часа ………………………………….

16

Заключение ………………………………………………………………………

17

Список используемой литературы …………………………………………….

18

Приложение 1. Фотографии проведения открытого классного часа «Памятные даты в истории России»………………………………………….............

19

Приложение 2. Фрагменты презентации «Исторический лекторий»………..

21








История - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.

Цицерон

История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.

Сервантес


1. Предисловие


Наша история такая драматическая, такая славная и такая противоречивая, заслуживает того, чтобы о ней слагали оды и пели песни, чтобы голубой экран не уставал, показывая её героев, чтобы молодёжь находила в ней примеры подражания, а историческую науку перестали держать в Золушках государственного бюджета.Методическая разработка открытого классного часа Памятные даты в истории России

Слово «история», гибкое и зыбкое, имеет много значений. Они мягко перетекают, играя смысловыми оттенками. Понятие «история» синонимично словам «прошлое», «минувшее», «былое».

Великий писатель и историк Николай Михайлович Карамзин сказал о значении истории потрясающе сильно, вдохновенно: «История, отверзая гробы, поднимая мертвых, влагая им жизнь в сердце и слово в уста, из тления вновь созидая Царства и представляя воображению ряд веков с их отличными страстями, нравами, деяниями, расширяет пределы нашего собственного бытия; ея творческою силою мы живём с людьми всех времён, видим и слышим их, любим и ненавидим: ещё не думая о пользе, уже наслаждаемся созерцанием многообразных случаев и характеров, которые занимают ум или питают чувственность».

Человек начал интересоваться минувшим с того момента, как он стал человеком. Он стал задумываться о своем прошлом с тех пор, как научился думать.

История России удивительна по своеобразию и драматизму. В ней есть всё - от сюжетов для захватывающих детективов до проблем колоссальной теоретической важности. Она полна парадоксов, противоречий, несовместимых сочетаний, неожиданных переплетений позитива и негатива.

Карамзин сделал российскую историю достоянием грамотных людей. До него образованная Россия воспитывалась и воспитывала на греко-римской мифологии. После Карамзина примеры российской истории, народной жизни, славянской мифологии вошли в русскую литературу и в сознание. Роль истории в формировании национальной идентичности - выросла.

Революция 1917 года, уничтожив старый режим, одновременно опрокинула и историю России. Концепции развития страны, были раскритикованы как буржуазные, узловые события прошлого оценивались только с позиций классовой борьбы. В 1930-е годы отношение к российской истории резко изменилось. Позитивное освещение получили основные события, явления (крещение Руси, битва на Чудском озере и Куликовская), деятели (Пётр Великий, Суворов, Кутузов и другие). Эта тенденция получила особо заметное развитие во время Отечественной войны.

В настоящее время, в условиях, когда большинство СМИ пропагандируют жизнь зажиточного меньшинства, эротику, праведные и неправедные способы добывания денег, особенно велика роль науки, призванной показывать образцы честного труда на благо Отечества, стойкости, самоотверженности в преодолении невзгод и трудностей, показывать людей, принесших в науке и культуре мировую славу Родине, проявивших героизм в её защите. История несомненный участник и более того стержень сложного процесса формирования нового народного сознания. Человек не осознаёт себя членом гражданского общества, если он не слышал о Рюрике, Александре Невском, Дмитрии Донском, Суворове, Александре II и освобождении крестьян, залпе «Авроры», Сталинградской битве и появлении гласности.

Год истории призван поднять престиж исторической науки, её роль в жизни российского общества. Понятия «воспитание историей», «воспитательный потенциал истории» основательно, прочно вошли в обойму нашей культуры, нашей науки, общественной жизни.

История покоряет сердца и души. Она романтична, её налёт загадочности, которую излучают овеянные легендами стены древних крепостей, непонятные знаки петроглифов на безмолвных валунах, надписи на клочках берестяных грамот. История, которая отражена на пергаментных старинных книг, о которой молча рассказывают экспонаты, бесценная пектораль из скифского кургана, лихая кавалерийская шашка времен Гражданской, шинель неизвестного солдата Великой Отечественной...

Люди хотят знать о своём прошлом - и близком и далёком, о своих предках, о том, что было когда-то на том месте, где человек живёт ныне. История совмещает хронологическую отдаленность с повседневностью, когда живущий сегодня видит вокруг себя множество свидетельств прошлого - старые дома и фотографии предков в семейных альбомах, памятники на площадях и дедовские ордена.

История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти.








2. Основная часть

2.1. Подготовительный этап

Классный час - одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися.

Подготовка к проведению классного часа начинается заранее. Студентам заблаговременное объявляется тема классного часа, цели его проведения, раздаются слова ведущим и чтецам, предварительно дается задание подготовить небольшие рассказы о днях воинской славы России, оформить свои рассказы в виде презентации.

Классный час целесообразно проводить в заранее подготовленной аудитории.

2.2. Структура и план проведения классного часа

Тема: «Памятные даты в истории России»

Цели классного часа:

1) просветительская - дать возможность расширить круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебных программах, ознакомить студентов с фактами истории России;

2) ориентирующая - способствовать формированию отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей, помочь оценивать явления, происходящие в жизни.

3) учебная - научить выделять главное, анализировать, самостоятельно работать;

4) формирующая - формировать у студентов навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога;

5) воспитательная - побудить студентов к познавательной и творческой деятельности, развить внимание, память, способствовать всестороннему развитию и патриотическому воспитанию.

Форма проведения: классный час.

Место проведения: аудитория колледжа.

Время проведения: внеурочное.

Метод проведения: литературно-музыкальная композиция с элементами поисковой работы.

Оборудование: презентация «Исторический лекторий», записи песен.

2.3. Сценарий классного часа

2.3.1. Вступительное слово преподавателя:

Классный руководитель: Сентябрь - первый месяц осени. В это время деревья уже оделись в цветную листву, а птицы улетают на юг. Каждый день начинает делиться на три хорошо различаемые части: с утра холод, днем еще припекает солнце и вечером тоже похолодание.

Сентябрь - начало осени в северном полушарии Земли и начало весны в южном.

Происхождение названия месяца. В Древнем Риме сентябрь считался седьмым месяцем, поэтому носил название «септем», т.е. семь. В 46 году до н.э. Юлий Цезарь проводит реформу, и сентябрь становится девятым месяцем, но своего названия не теряет. Календарь Древней Руси славился своими аграрными названиями, и сентябрь тому не исключение. Его названия: «ревун» (рев во время гона лосей), «вересень» (в это время цветет вереск), «листопадник», «златоцвет», «румянец осени», «вечер года», «хмурень», «зарев» - заря. В украинском и белорусском языках сентябрь до сих пор носит имя «вересень».

История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти.

В Российской Федерации на основании Федерального закона от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» установлены дни славы русского оружия - дни воинской славы России в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества.


1-й ведущий:

Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась...

2-й ведущий:

И стрелами звеневшие бои

Лишь прерывали труд ее всегдашний.

Недаром конь могучего Ильи

Оседлан был хозяином на пашне.

В руках, веселых только от труда,

По добродушью иногда не сразу

Возмездие вздымалось. Это да.

Но жажды крови не было ни разу.

(Сергей Асадов)

1-й чтец: 8 сентября (26 августа по старому стилю) - День воинской славы России - День Бородинского сражения (1812 год).

Методическая разработка открытого классного часа Памятные даты в истории России

« - Скажи-ка, дядя, ведь не даром,

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!»

М. Лермонтов «Бородино», 1837

Бородинское сражение (во французской версии - «сражение на Москве-реке», фр. Bataille de la Moskowa) - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Сражение состоялось 8 сентября (26 августа по старому стилю) 1812 года у села Бородино, расположенного в 125 километрах западнее Москвы.

Сражение закончилось неопределенным для обеих сторон результатом. Французские войска под командованием Наполеона не смогли одержать решающую победу над русскими войсками под командованием генерала Михаила Кутузова, достаточную для победы во всей кампании. Последовавшее отступление русской армии после сражения было продиктовано стратегическими соображениями и в конечном итоге привело к поражению Наполеона.

Песня Леонида Сергеева «Перелеском-полем»

(«Старая солдатская песня»)

2-й чтец:

Русская армия стояла в 125 км от Москвы. Около села Бородино Кутузов решил дать французам генеральное сражение. На Бородинском поле было легко занять сильную позицию. Здесь были возведены укрепления, сооружения из земли и брёвен, поставлены артиллерийские батареи.

24 августа французские войска приблизились к Бородинскому полю. Бородинская битва была одним из крупнейших сражений своего времени. Войска Наполеона насчитывали 135 тысяч человек и 560 орудий, у Кутузова было более 120 тысяч человек и 620 орудий.

Рано утром 7 сентября (26 августа) началась великая Бородинская битва. В течение 6 часов войска под командованием Багратиона отбивали ожесточенные атаки противника на левом фланге. Во время восьмой атаки Багратион был смертельно ранен. Жестокая схватка разгорелась за центр русской позиции - батарею Раевского. Несколько раз батарея переходила из рук в руки.

3-й чтец:

В критический момент сражения Кутузов принял решение о рейде конницы генералов-от-кавалерии Уварова и Платова в тыл и фланг противника. К 12 часам дня 1-й кавалерийский корпус Уварова (28 эскадронов, 12 орудий, всего 2500 всадников) и казаки Платова (8 полков) переправились через реку Колочу в районе деревни Малой. Корпус Уварова атаковал французский пехотный полк и итальянскую кавалерийскую бригаду генерала Орнано, но безуспешно. Платов переправился через реку Войну севернее и, зайдя в тыл, вынудил противника сменить позицию.

Одновременный удар Уварова и Платова вызвал замешательство в стане противника и заставил оттянуть на левый фланг войска, которые штурмовали батарею Раевского на Курганной высоте. Уваров и Платов к 4-м часам дня отступили к русской армии.

Рейд Уварова и Платова задержал на 2 часа решающую атаку противника, что позволило перегруппировать русские войска. Возможно, именно из-за этого рейда Наполеон не решился отправить в бой свою гвардию. Кавалерийская диверсия, хотя и не нанесла ущерба французам, вызвала у Наполеона чувство неуверенности в собственном тыле.

Однако Кутузов от этого рейда ожидал большего. Так или иначе, Уваров и Платов оказались единственными генералами, не представленными Кутузовым к наградам за Бородинское сражение.

4-й чтец:

Ценой огромных потерь французам удалось захватить батарею Раевского и Багратионовы флеши, но Наполеон убедился, что их невозможно удержать, к вечеру приказал отвести войска к исходным позициям. Героические действия русских войск не дали французам выйти на Московскую дорогу.

Отойдя к Горкам (где оставался единственный не взятый редут), русские начали готовиться к новому сражению. Однако в 12 часов ночи прибыл приказ Кутузова, отменявший приготовления к бою, намеченному на следующий день. Главнокомандующий русской армии решил отвести армию за Можайск с тем, чтобы восполнить людские потери и лучше подготовиться к новым сражениям

Наполеон позднее писал в мемуарах (в переводе Михневича): «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми... Из пятидесяти сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано [французами] наиболее доблести и одержан наименьший успех Московская битва - моё самое великое сражение: это схватка гигантов».

5-й чтец:

Воспоминания Кутузова:

«Баталия 26 числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которой пришел нас атаковать».

Бородинское сражение считается одним из самых кровопролитных сражений 19 века. По самым скромным оценкам совокупных потерь, каждый час на поле погибало 8500 человек, или каждую минуту - рота солдат. Некоторые дивизии потеряли до 80% состава. Со стороны французов было сделано 60 тысяч пушечных и почти полтора миллиона ружейных выстрелов. Не случайно Наполеон назвал сражение под Бородино самым великим своим сражением, хотя его результаты более чем скромны для привыкшего к победам великого полководца.

1-й ведущий:

11 сентября (28 августа по старому стилю) - День воинской славы России - День победы русской эскадры у мыса Тендра (1790 год).

Методическая разработка открытого классного часа Памятные даты в истории России

Еще с времен Петра и днем, и ночью

России флот Отчизну бережет

Не раз матросы видели воочию,

Что будет с тем, кто к нам с мечём, придет.

И хоть несли немалые потери,

Но воля у матроса велика.

И даже если мачты обгорели,

Топил наш флот жестокого врага

Русский флот - Отечества защита,

Русский флот - ему нет равных на морях.

Говорят, что флот - военная элита

И это правда, честно говоря.

2-й ведущий:

11 сентября отмечается очередной День воинской славы России - День победы русской эскадры контр-адмирала Федора Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра.

В русско-турецкой войне 1787-1791 годов русским сухопутным силам успешно содействовал Черноморский флот под командованием контр-адмирала Федора Ушакова. Одним из важнейших событий этой войны стала победа русской эскадры над турками у мыса Тендра в северо-восточной части Черного моря.

Исторические факты.

Утром 28 августа турецкий флот, состоящий из 14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 других судов, продолжал стоять на якоре между мысом Тендра и Гаджибеем (ныне Одесса). И вдруг со стороны Севастополя Гасан-паша обнаружил русские корабли, идущие под всеми парусами в походном ордере трех колонн. Появление русских привело турок в замешательство. Несмотря на превосходство в силах, они спешно стали рубить канаты и в беспорядке отходить к Дунаю. Ушаков приказал нести все паруса и, оставаясь в походном ордере, стал спускаться на неприятеля. Передовые турецкие корабли, наполнив паруса, удалились на значительное расстояние. Но, заметив опасность, нависшую над арьергардом, Гасан-паша стал соединяться с ним и строить линию баталии. Ушаков, продолжая сближение с неприятелем, также отдал приказ перестраиваться в боевую линию. В результате русские корабли «весьма споро» выстроились в боевой порядок на ветре у турок.

6-й чтец:

Взрастил немало русский флот,

Сынов надежных и спокойных,

Они стране родной оплот

И служат Родине достойно!

И царь и Бог для подчиненных,

Он сердцем честен и душой

Морской стихией покоренный

И романтической струной!

Таких немного мы знавали,

В любых краях, в любых столетьях,

Они, как будто бы из стали,

Их не коснуться лихолетья!

7-й чтец:

Используя оправдавшее себя в Керченском сражении изменение в боевом порядке, Федор Федорович вывел из линии три фрегата - «Иоанн Воинственник», «Иероним» и «Покров Богородицы» для обеспечения маневренного резерва на случай перемены ветра и возможной при этом атаки неприятеля с двух сторон. В 15 часов, подойдя к противнику на дистанцию картечного выстрела, Ф.Ф. Ушаков принудил его к бою. И уже вскоре под мощным огнем русской линии противник начал уклоняться под ветер и приходить в расстройство. Подойдя ближе, русские со всей силой обрушились на передовую часть турецкого флота. Флагманский корабль Ушакова «Рождество Христово» вел бой с тремя кораблями противника, заставив их выйти из линии.

К 17 часам вся турецкая линия была окончательно разбита.

Неприятель обратился в бегство в сторону Дуная.

Ушаков преследовал Гасан-пашу до тех пор, пока темнота и усилившийся ветер не вынудили прекратить погоню и встать на якорь.

На рассвете следующего дня оказалось, что турецкие корабли находятся в непосредственной близости от русских, фрегат которых «Амвросий Медиоланский» и вовсе оказался среди вражеского флота. Но так как флаги еще не были подняты, то турки приняли его за своего. Находчивость командира - капитана М.Н. Нелединского - помогла ему выйти из столь сложного положения. Снявшись с якоря с прочими турецкими судами, он продолжал следовать за ними, не поднимая флага. Понемногу отставая, Нелединский дождался момента, когда опасность миновала, поднял Андреевский флаг и ушел к своему флоту.

8-й чтец:

В результате напряженного боя 7 турецких кораблей сдались, остальные спаслись бегством. Во время сражения турки потеряли свыше 2 тысяч человек, в том числе более 700 пленными.

Русский флот, состоявший из 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирского корабля, 20 вспомогательных судов, около 800 орудий, потерь в кораблях не имел, погибли 21 человек, 25 были ранены.

Победа у мыса Тендра в военной кампании 1790 года обеспечила прочное господство русского флота на Черном море.

Блестящая победа русского флота также обеспечила прорыв к Измаилу Днепровской флотилии, оказавшей большую помощь сухопутной армии во взятии крепости.

Федора Федоровича Ушакова в России прозвали «морской Суворов».

Контр-адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков был награждён орденом Святого Георгия 2-й степени.

1-й ведущий:

21 сентября (8 сентября по старому стилю - День воинской славы России - День победы русских полков в Куликовской битве (1380 год).

Методическая разработка открытого классного часа Памятные даты в истории России

Чтит Россия как свое рожденье

Светлый день - восьмое сентября.

В этой дате светлого немало,

И она торжественна не зря.

(Инна Кошевая.)

Седой истории страницы,

Нарушив вечности покой,

Листаем трепетной рукой.

Мелькают даты, чьи-то лица,

Цари, сраженья, полководцы,

Триумф победы, шумный пир,

Тот - в битве пал, а тот - кумир,

Там - покорились инородцы,

а здесь - защитника державы

встречают, чествуя по праву.

И летописец спину гнет,

ведя событьям славным счет.

Победа Дмитрия Донского

на славном поле Куликовом.

2-й ведущий:

- Обогатимся русским златом,

Их грады, веси, церкви - в дым

и прах, и пепел обратим, -

Сказал Мамай на поле ратном.

Князь Дмитрий разослал гонцов,

Сбирать войска, вести в столицу.

Позор терпению отцов!

Пора настала пробудиться

России. Ратных удальцов

У врат кремлевских несть числа,

От сна Россия ожила.

Страх вековой исчез долой, -

Пусть хан ответит головой!

(Курбатова Т.Л.)

Кулико́вская би́тва (Мамаево или Донское побоище) - сражение войск русских княжеств против ордынцев 8 сентября 1380 года (лето 6888 от сотворения мира) на территории Куликова поля между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча на территории, в настоящее время относящейся к Кимовскому и Куркинскому районам Тульской области, на площади около 10 км².

9-й чтец:

Страшные бедствия принесло татаро-монгольское иго на русскую землю. Но во второй половине 14 века начался распад Золотой Орды, где фактическим правителем становится один из старших эмиров - Мамай. В то же время на Руси шел процесс образования сильного централизованного государства путем объединения русских земель под властью Московского княжества.

Усиление Московского княжества встревожило Мамая. В 1378 году он послал на Русь сильное войско под командованием мурзы Бегича. Войско князя Московского Дмитрия Ивановича встретило ордынцев на реке Воже и наголову разбило их.

10-й чтец:

Мамай, узнав о поражении Бегича, стал готовиться к большому походу на Русь. Он вступил в союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем Олегом. Летом 1380 года Мамай начал поход.

Непосредственным формальным поводом предстоящего столкновения стал отказ Дмитрия от требования Мамая увеличить выплачиваемую дань.

Утро 8 сентября было туманным. До 11 часов, пока туман не рассеялся, войска стояли готовыми к бою, поддерживали связь («перекликались») звуками труб. Князь вновь объезжал полки, часто меняя лошадей. В 12 часов показались на Куликовом поле и татары. Битва началась с нескольких небольших стычек передовых отрядов, после чего состоялся знаменитый поединок татарина Челубея (или Темир-бея) с иноком Александром Пересветом. Оба поединщика пали мёртвыми. Далее последовал бой сторожевого полка с татарским авангардом, возглавляемым военачальником Теляком. Дмитрий Донской сначала был в сторожевом полку, а затем встал в ряды большого полка, поменявшись одеждой и конём с московским боярином Михаилом Андреевичем Бренком, который затем сражался и принял смерть под знаменем великого князя.

Бой в центре был затяжной и долгий. Летописцы указывали, что кони уже не могли не ступать по трупам, так как не было чистого места. В центре и на левом фланге русские были на грани прорыва своих боевых порядков, но помог частный контрудар, когда «Глеб Брянский с полками владимирским и суздальским поступи через трупы мёртвых».

Основной удар татары направили на русский полк левой руки, он не удержался, оторвался от большого полка и побежал к Непрядве, татары преследовали его, возникла угроза тылу русского большого полка.

11-й чтец:

Владимир Андреевич, командовавший засадным полком, предлагал нанести удар раньше, но воевода Боброк удерживал его, а когда татары прорвались к реке и подставили засадному полку тыл, приказал вступить в бой. Удар конницы из засады с тыла на основные силы ордынцев стал решающим. Татарская конница была загнана в реку и там перебита. Одновременно перешли в наступление полки Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. Татары смешались и обратились в бегство.

Ход боя переломился. Мамай, наблюдавший издали за ходом сражения и увидев поражение, бежал с малыми силами, как только засадный полк русских вступил в бой. Перегруппировать татарские силы, продолжить бой или хотя бы прикрыть отступление было некому. Поэтому всё татарское войско побежало с поля битвы.

Засадный полк преследовал татар до реки Красивой Мечи 50 вёрст, «избив» их «бесчисленное множество». Вернувшись из погони, Владимир Андреевич стал собирать войско. Сам великий князь был контужен и сбит с коня, но смог добраться до леса, где и был найден после битвы под срубленной берёзой в бессознательном состоянии

Песня Жанны Бичевской «Куликово поле»

12-й чтец:

С 9 по 16 сентября хоронили убитых; на общей могиле воздвигнута была церковь, давно уже не существующая. Церковь узаконила совершать по убиенным поминовение в Дмитриеву родительскую субботу, «пока стоит Россия».

Народ радовался победе и прозвал Дмитрия Донским, а Владимира Донским или Храбрым

Битва на Куликовом поле серьезно подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Она способствовала дальнейшему росту и укреплению русского единого государства, подняла роль Москвы как центра объединения

Русская армия,

Русский народ,

Русская верность Отчизне -

Ради тебя, родная земля,

Не пожалеем мы жизни

Тысячи лет

Дорогой побед

Русская слава гремела.

Тысячу лет

Равных нам нет

Нет нашей силе предела!


Классный руководитель:

История - дела минувших лет,

История - чреда текущих дел,

Без знания истории творится беспредел,

Ведь без истории и будущего нет.


В современных условиях значение изучения истории резко возрастает. Прежде всего любой грамотный человек должен знать историю своего отечества, жизнь и дела своих отцов, дедов и прадедов. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках. Мы получили от них не только материальное, но и духовное наследство, и пользуемся всем как само собой разумеющимся. Но всегда ли мы умеем быть благодарными своим отцам и дедам? Усвоение исторического опыта, знаний и методов мышления, выработанных предшествующими поколениями, позволяет на этой основе направлять всю практическую деятельность настоящего. Наше прошлое - это наша интеллектуальная собственность, с которой нужно обращаться так же бережно, как и с материальной. История - это людская жизнь, которая уже закончилась, ее уже никто и никогда не вернет и не переделает. У России была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, не похожая на другие страны, история. Но, несмотря ни на что, Россия внесла достойный вклад в мировую культуру и цивилизацию.

2.3.3. Отчет студентов о проделанной исследовательской работе

Предоставляется слово студентам, подготовившим рассказ о значении истории в жизни каждого человека.


2.3.4. Подведение итогов классного часа

Разработка памятки для тех, кто хотел бы стать патриотом своей страны.

ПАМЯТКА:

1. Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой ты живешь ты и твои родители, где зародилась ваша родословная.

2. Изучай историю своей страны, ее прошлое и настоящее, ее радостные дни и горькие.

3. Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам и рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку.

4. Чем чаще ты будешь посещать музеи и исторические места своей страны, тем интереснее тебе будет возвращаться к ним вновь и вновь.

5. Помни, что чем больше ты будешь выражать недовольство каждым прожитым днем, тем меньше друзей и товарищей будет рядом с тобой. Люди не любят людей все время чем-то недовольных.

6. Проявляй себя с позитивной стороны, не бойся быть инициативным, старайся показывать свои знания и умения, эрудицию и любознательность.

7. Смотри передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой ты живешь.

8. Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Это страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к твоей судьбе.

9. Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.

10. Гордись тем, что ты - гражданин великой многонациональной России!


Заключение

Познание нашего прошлого - нескончаемо. Пределы истории непрерывно расширяются, ибо каждый час, каждый день, каждый год, неумолимо покидая настоящее и уходя в минувшее, раздвигают его хронологические рамки. Поэтому, если даже учёным удастся разгадать все загадки и секреты прошлого, они окажутся перед неизбежностью решать проблемы, порождаемые настоящим, -проблемы, которые нахлынут, как цунами. Утерю нравственных ценностей, уважения к честному труду, всему хорошему, чему учит история.

Немало политиков, обращающихся к урокам прошлого, популистски идеализируют народ, изображая его неизменно справедливым, мудрым, добрым.

Воодушевлённость, увлечённость, самоотверженность, энергия перемешиваются с мелочным эгоизмом, хуторским сознанием, апатией. В мышлении, политике, культуре, верованиях царит стойкое сочетание старого в новом и нового в старом.

История призвана показать эту противоречивость общественного развития, критикуя негативные тенденции, вскрывая, поддерживая, пропагандируя позитив. Нельзя, как делают некоторые историки, гадать по ромашке, которая ещё не расцвела.

Принципы историзма требуют, чтобы человек в прошлом предстал в нашем сознании таким, каким он был, - сложным, противоречивым, с трудолюбием и леностью, добротой и жестокостью, скупостью и щедростью, любовью и ненавистью. Надлежит изучать столкновение и переплетение этих свойств не только во время войн и революций, а в повседневности, на работе, в часы досуга, во взаимоотношениях полов и поколений, в непрерывно меняющихся социально-политических и экономических условиях.

Истинное значение истории проявляется в бесстрастном описании прошлых фактов, не допускающим субъективных оценок. Факты и описание фактов, дат, действий, конкретных лиц, государств и т.д. - вот настоящее значение истории.

История - это прошлое, то, что было до настоящего времени. Значение истории проявляется в повествовании о событиях прошлых лет, о каком-либо случае, происшествии, факте. Значение истории заключается в том, что это наука, которая занимается изучением прошлого, выяснением правды, что и откуда произошло, причины и события. История лишена догадок, домыслов, предположений и т.п. - это остается тем, кто занимается анализом исторических событий в условиях отсутствия всех необходимых данных.















Список используемой литературы

1. Юлин Б. В. Бородинская битва. - М.: Яуза, Эксмо, 2008. - 176 с.

2. Статья Михневича Н. П. в сборнике 1912 года.

3. Земцов В.Н. Битва при Москве-реке. - М., 2001.

4. О потерях российской армии в сражении при Бородине 24-26 августа 1812 года, статья С. В. Львова, журнал «Родина», 2005 г.

5. Н. А. Троицкий. Александр I и Наполеон. М., «Высшая школа», 1994, с. 210.

6. А.Васильев. Бородино: потери армии Наполеона., журнал «Родина», № 6-7, 1992

7. Арсеньев Б. В. Москва и Куликовская битва. 1380 год. - М.:АНО ИЦ "Москвоведение", ОАО "Московские учебники", 2005. - 384 с.: ил. - (Москва в защите Отечества)

8. Мерников А. Г., Спектор А. А. Всемирная история войн. - Минск., 2005.

9. Летописная повесть о Куликовской битве

«Мир истории. Русские земли в XIII-XV веках», Греков И. Б., Шахмагонов Ф. Ф., «Молодая Гвардия», М., 1988

10. А. Наумов Великое сражение Руси, журнал «Родина» № 9, 2005 г.

11. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей, М., Эксмо, 2010. - 816 с.: ил.









Приложение 1


Фотографии проведения открытого классного часа

«Памятные даты в истории России»


Методическая разработка открытого классного часа Памятные даты в истории России


Методическая разработка открытого классного часа Памятные даты в истории России


Методическая разработка открытого классного часа Памятные даты в истории России



Методическая разработка открытого классного часа Памятные даты в истории России










Приложение 2


Фрагменты презентации «Памятные даты России»


Методическая разработка открытого классного часа Памятные даты в истории России



Методическая разработка открытого классного часа Памятные даты в истории России


Методическая разработка открытого классного часа Памятные даты в истории России



Методическая разработка открытого классного часа Памятные даты в истории России



Методическая разработка открытого классного часа Памятные даты в истории России



Методическая разработка открытого классного часа Памятные даты в истории России


© 2010-2022