Тематическое планирование курса Морянка

Раздел Воспитательная работа
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическое письмо об организации практики введения краеведческого курса «Морянка» в начальное общее образование

в 2011-2012 уч. г.

ПРОЕКТ

В целях исполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с распоряжением Министерства образования, науки и культуры Архангельской области № 645 от 11.06.2010 в учебный план образовательных учреждений Архангельской области с 2010-2011 учебного года на ступени начального общего образования введен курс краеведения «Морянка». Предусмотрено его поэтапное включение в практику начального общего образования, начиная со вторых классов. В 2011-2012 уч. году включение данного курса в образовательный процесс начального общего образования во 2 и 3 классах является обязательным.

Поскольку подходы к реализации курса краеведения «Морянка» во втором классе не изменились, в данном методическом письме представлены рекомендации по реализации указанного курса в 3 классе.

Содержательно-методическая обеспеченность курса для 3 класса

  • программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4 классов;

  • книга для чтения «Морянка»,

  • рабочая тетрадь для 3 класса,

  • словарь-справочник.

Методические рекомендации по реализации курса краеведения «Морянка».

В третьем классе углубление представлений младших школьников о родном крае происходит на материале по истории и культуре Архангельской области (в отличие от второго класса, где раскрывалось ближайшее окружение, родной город (село). В содержательных линиях это отражено следующим образом.

1. «Вот она какая, дорогая родина моя» - знакомство с символами Архангельской области, географическим положением и древними городами.

2. «Родом из поморской славной стороны» - формирование образа северного народного костюма, знаний об Академическом Северном русском народным хоре, северных колокольных звонах, писателях, поэтах и художниках нашего края.

3. «Славные поморы» - изучение периода жизни Михаила Васильевича Ломоносова, связанного с годами его обучения в различных учебных заведениях.

4. «Мой Север, скупой чародей!» - закрепление знаний о природе родного края, формирование эстетических чувств, связанных с её созерцанием.

5. «Вырастешь большой, будешь хороший и баской» - знакомство с особенностями культуры и быта поморской семьи, профессиями, характерными для северного края.

Региональный учебно-методический комплект «Морянка», направлен на то, чтобы в процессе обучения младшие школьники проявляли максимум самостоятельности в процессе накопления информации, осваивали способы деятельности и познания мира, испытывали интерес к культуре и истории родного края. Для того, чтобы показать при каких условиях уроки, посвященные освоению краеведческого содержания, становятся средством развития детей, в рабочих тетрадях предусмотрены специальные рубрики.

Новой и неосвоенной формой организации деятельности младших школьников является проектная задача.

Проектная задача - это вид учебной задачи, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей. Проектные задачи носят принципиально групповой характер.

Задания являются теми отправными точками, которые задают стратегию её решения. Т.е. выполняя задание, дети осваивают шаги и компоненты проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Успешность решения проектной задачи обеспечивается специальным подбором всех необходимых средств и материалов, используемых детьми в процессе работы.

Эффект выполнения проектных задач проявляется в следующем.

  1. При решении проектных задач создается реальная возможность организации коллективного взаимодействия учащихся, повышая при этом степень их самостоятельности и активности.

  2. Через систему заданий ученики осваивают умения, необходимые в дальнейшем в проектной деятельности, и элементы исследования без явных указаний учителя.

  3. Дает возможность наблюдать перенос детьми освоенных в ходе изучения предметного содержания способов действий в модельные ситуации, имитирующие жизненные.

В ходе решения проектных задач школьники подготавливаются к участию в проекте, которые проводятся под руководством учителя во втором полугодии третьего класса).

Оформление документации.

Основным документом по курсу краеведения «Морянка» является рабочая программа, к которой предъявляются требования, принятые в образовательном учреждении («Закон РФ «Об образовании» ст. 32. п.2.пп.7).

Обязательной составной частью рабочей программы является календарно-тематический план, в котором представлено сочетание предметного и краеведческого содержания, количество времени на его изучение и даты проведения уроков. В качестве примера в приложении приведёны различные варианты календарно-тематического планирования.

Оформление журнала.

При реализации курса краеведения «Морянка» в образовательном процессе начальной школы, работающей в условиях 5-дневной учебной недели, темы занятий, раскрывающие региональное содержание, заносятся на страницы предметов, в которые интегрируется. В графе, рядом с записью темы урока ставится помета «РКМ» - региональный курс «Морянка». Формулировки тем уроков должны отражать интеграцию регионального содержания в предметное. В качестве примера приведён фрагмент записи в журнале (табл. 1).

Таблица 1

Предмет Окружающий мир


Дата

Что пройдено на уроке

Домашнее задание

29.09

Водоёмы Архангельской области - часть общего круговорота воды в природе РКМ

При реализации повышенного уровня курса краеведения «Морянка» в форме урока (в условиях шестидневной учебной недели за счет части, формируемой участниками образовательного процесса) в журнале отводятся отдельные страницы, на которых указывается предмет - «Краеведение. Морянка».

Учет времени при реализации повышенного уровня курса краеведения в форме факультатива или кружка (за счет части, формируемой участниками образовательного процесса, через внеурочную деятельность ведется в журнале факультативных и кружковых занятий).

Оценивание обучающихся

Знания и умения обучающихся, изучающих курс краеведения «Морянка», проверяются с использованием диагностик, что дает возможность отслеживать эффективность работы образовательного учреждения и вносить коррективы в образовательный процесс. Диагностирование проводится в устной или письменной форме на основе готовых диагностических материалов, представленных в методических пособиях и материалах1.

В 2012 году планируется выход методического пособия, содержащего среди прочих материалов дополнительный диагностический инструментарий.

Выставление отметок учащимся за степень освоенности регионального содержания в течение всего периода изучения курса краеведения считаем нецелесообразным. Однако в случае интеграции регионального содержания в предметы учебного плана образовательного учреждения, обучающиеся оцениваются в соответствии с общепринятыми нормами.

Приложение


Вариант комплексного календарно-тематического плана по учебно-методическому комплекту «Перспективная начальная школа»2


Темы курса «Морянка»

Разделы и темы учебных предметов

Общее количество времени

Север синий на краю России

Окружающий мир

Раздел: «Планета, на которой мы живём»

Тема урока: «Географическая карта» - 1 урок.

Занятие-путешествие по старинным городам Архангельской области проводится за счет резервной части (уроки-экскурсии по изучению окружающего мира) - 2 урока.

3

Как рукодельница семью одевала

Технология

Раздел: «Текстильные материалы»

Тема урока: «Куклы для пальчикового театра».

1

Архангельская земля богата талантами

Музыка

Занятие о колокольных звонах и Северном русском народном хоре проводится за счет резервных уроков - 1 урок.

Изобразительное искусство и литературное чтение

Занятия, посвященные творчеству С. Писахова и Б. Шергина - интегрированные уроки за счет резервной части любого из указанных предметов - 2 урока.

Изобразительное искусство

Занятие, посвященное творчеству А. Борисова, интегрируется в уроки, на которых рассматривается творчество русских художников или реализуется за счет резервной части - 1 урок.

Литературное чтение

Занятие, посвященное творчеству Ф. Абрамова и Н. Рубцова, проводится за счет резервной части предмета - 1 урок.

5

М.В. Ломоносов - путь в науку

Занятия проводятся за счет резервных часов любого предмета по выбору учителя.

2

Водоёмы нашего края.

Окружающий мир

Раздел: «Неживая природа»

Тема урока: «Круговорот воды в природе».

1

Лесные богатства нашего края

Окружающий мир

Раздел: «Природные сообщества»

Тема урока: «Значение лесов».

1

Болота и луга как сообщества нашего края

Окружающий мир

Раздел: «Природные сообщества»

Тема урока по выбору учителя: «Болото и его обитатели», «Луг и его обитатели», «Луг и человек».

1

Природа в опасности!

Окружающий мир

Раздел: «Природные сообщества»

Тема урока: «Человек - защитник природы» или «Природа будет жить».

1

А профессий на Севере немало!

Технология

Раздел «Технология изготовления изделий из различных материалов» - урок по выбору учителя.

1

Здоровью цены нет

Окружающий мир

Занятие проводится за счет резервной части, возможно его проведение как самостоятельного заседания клуба.

1


Вариант комплексного календарно-тематического плана по учебно-методическому комплекту «Школа 2100»3


Темы курса «Морянка»

Разделы и темы учебных предметов

Общее количество времени

Север синий на краю России

Окружающий мир

Разделы: «Твои родные и твоя Родина в потоке времени», «Времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР», уроки по выбору учителя - 3 часа.

3

Как рукодельница семью одевала

Технология

Раздел «Отражение жизни в образах»

Тема урока по выбору учителя.

1

Архангельская земля богата талантами

Музыка

Занятие о колокольных звонах и Северном русском народном хоре проводится за счет резервных уроков - 1 урок.

Изобразительное искусство

Занятие, посвященное творчеству А. Борисова, интегрируется в уроки раздела «Жанры живописи» - 1 урок.

Литературное чтение

Занятие, посвященное творчеству Ф. Абрамова и Н. Рубцова, проводится за счет резервной части предмета - 1 урок.

Занятие по творчеству С. Писахова рекомендуется провести как отдельное самостоятельное занятие за счет резервных часов любого предмета - 1 урок.

Занятие по творчеству Б. Шергина проводится после изучения уроков «Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам» за счет часов, отведенных на проекты, или в Литературном чтении за счет часов внеклассного чтения - 1 урок.

5

М.В. Ломоносов - путь в науку

Окружающий мир

Раздел: «Времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР»

Тема урока: «Как Россия у Европы училась» (годы учебы М.В. Ломоносова).

2

Водоёмы нашего края.

Окружающий мир

Раздел: «Живые участники круговорота веществ»

Урок за счет часов по выбору учителя.

1

Лесные богатства нашего края

Окружающий мир

Раздел: «Живые участники круговорота веществ»

Урок за счет часов по выбору учителя.

1

Болота и луга как сообщества нашего края

Окружающий мир

Тема раздела: «Экологическая система»

Тема уроков: «Экосистема болота».

1

Природа в опасности!

Окружающий мир

Тема раздела: «Живые участники круговорота веществ»

Тема урока: «Как нам жить в дружбе с природой».

1

А профессий на Севере немало!

Технология

Раздел: «Жизнь и творчество».

Тема урока по выбору учителя.

1

Здоровью цены нет

Окружающий мир

Тема раздела: «Вещество и энергия»

Тема урока «Обмен веществ в организме», или по выбору учителя.

1


Вариант комплексного календарно-тематического плана по учебно-методическому комплекту «Школа России»4


Темы курса «Морянка»

Разделы и темы учебных предметов

Общее количество времени

Север синий на краю России

Окружающий мир

Занятия интегрируются в уроки раздела: «Путешествие по городам и сёлам».

3

Как рукодельница семью одевала

Окружающий мир

Раздел «Путешествие по городам и странам» - из резервного времени; или

Технология

Урок по выбору учителя; или

Изобразительное искусство

Тема урока «Мамин платок»

1

Архангельская земля богата талантами

Музыка

Занятие о колокольных звонах и Северном русском народном хоре проводится за счет резервной части - 1 урок.

Изобразительное искусство и литературное чтение

Занятия, посвященные творчеству С. Писахова и Б. Шергина - интегрированные уроки за счет резервной части указанных предметов - 2 урока.

Изобразительное искусство

Занятие, посвященное творчеству А. Борисова, интегрируется в урок

«Картина - особый мир» - 1 урок.

Литературное чтение

Занятие, посвященное творчеству Ф. Абрамова и Н. Рубцова, проводятся за счет часов раздела «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок» - 1 урок.

5

М.В. Ломоносов - путь в науку

Занятия проводятся за счет резервных часов любого предмета по выбору учителя.

2

Водоёмы нашего края.

Окружающий мир

Раздел «Эта удивительная природа»

Тема урока: «Берегите воду».

1

Лесные богатства нашего края

Окружающий мир

Раздел «Эта удивительная природа», урок по выбору учителя.

1

Болота и луга как сообщества нашего края

Окружающий мир

Раздел «Эта удивительная природа». При изучении разнообразия растений и животных проводится пропедевтическая работа по теме: «Природные сообщества».

1

Природа в опасности!

Окружающий мир

Раздел «Эта удивительная природа», обобщающий урок.

1

А профессий на Севере немало!

Окружающий мир

Раздел «Чему учит экономика»

Урок по выбору учителя

1

Здоровью цены нет

Окружающий мир

Раздел «Мы и наше здоровье»

Тема: «Здоровый образ жизни».

1

Вариант комплексного календарно-тематического плана по учебно-методическому комплекту «Начальная школа XXI века»5


Темы курса «Морянка»

Разделы и темы учебных предметов

Общее количество времени

Север синий на краю России

Окружающий мир

Программная тема «Земля наш общий дом»

Тема урока «Изображение Земли».

Программная тема «Как возникали и строились города»

Тема урока: «Путешествие по старинным русским городам и селам».

3

Как рукодельница семью одевала

Окружающий мир

Программная тема: «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)»

Тема урока: «Журнал мод».

1

Архангельская земля богата талантами

Музыка

Занятие о колокольных звонах и Северном русском народном хоре проводится за счет резервных уроков - 1 урок.

Изобразительное искусство

Интеграция уроков изобразительного искусства и занятия, посвященного творчеству А.Борисова - по выбору учителя.

Занятия, посвященные творчеству С. Писахова и Б. Шергина целесообразно интегрировать с уроками литературного чтения и изобразительного искусства. Возможно их проведение как самостоятельных в процессе обучения любому из указанных предметов за счёт резервной части любого предмета - 2 урока.

Литературное чтение

Урок, посвященный творчеству Ф. Абрамова и Н. Рубцова, проводится за счет резервной части раздела, в котором изучаются произведения русских писателей - 1 урок.

5

М.В. Ломоносов - путь в науку

Окружающий мир

Программная тема: «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)»

Тема урока: «Характер славянина».

2

Водоёмы нашего края.

Окружающий мир

Программная тема «Земля наш общий дом»

Тема урока: «Вода - условие жизни на земле».

1

Лесные богатства нашего края

Окружающий мир

Обобщающий урок после изучения программных тем «Растительный мир Земли» и «Животный мир Земли».

1

Болота и луга как сообщества нашего края

Окружающий мир

Урок по выбору учителя - (повторение изученного во втором классе и расширение кругозора).

1

Природа в опасности!

Окружающий мир

Обобщающий урок программной темы «Животный мир Земли».

1

А профессий на Севере немало!

Окружающий мир

Программная тема: «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи).

Тема урока: «Что такое ремесло».

1

Здоровью цены нет

Окружающий мир

Программная тема: «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)

Тема урока: «Русская трапеза».

1

1 Региональный компонент в начальном школьном образовании (родной язык): монография/ Э.И.Николаева, Е.В.Михайленко, И.Ф.Полякова, И.П.Панфилова, Г.В.Михеева; Поморский государственный ун-т им. М.В.Ломоносова. - Архангельск: Поморский университет, 2006 г. С.128-147.

2 Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» / Сост. Р.Г.Чуракова. - 4-е изд., испр. - М.: Академкнига / Учебник, 2009. -204 с.

3 Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа / Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2010. - 400 с.

4 Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. / [М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова. С.И.Волкова и др.] .- 4-е изд. - М.: Просвещение, 2009. -158 с.

5 Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа ХХI века". - 3-е изд. доработанное и дополненное. - М.: Вентана-Граф, 2010.

11

© 2010-2022