- Преподавателю
- Воспитательная работа
- СОЦИАЛИЗАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММПЕ VIII ВИДА
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММПЕ VIII ВИДА
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Терская Л.И. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММПЕ VIII ВИДА
Людмила Ивановна Терская
ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения»
г.Абакан, ул.Белоярская, 60
Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.
С педагогической точки зрения социализация представляет собой общественно-организованный педагогический процесс целенаправленной подготовки растущего человека к выполнению социальных ролей и функций, в результате чего происходит его включение в жизнь общества в качестве полноправного члена.
Освоение детьми с нарушением зрения социального опыта, включение их в систему коллективных отношений требует от педагога дополнительных мер, усилий, умений, знаний по вопросам реабилитации и социализации ребенка.
Первый класс школы - один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них - эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка. Отчетливые изменения в период поступления ребенка в школу проявляются в поведении.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения им качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.
Начало обучения ребенка в школе - сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.
Каковы условия возникновения необходимости психологической адаптации ребенка к школе? Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. У него появляются новые и сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроках, дисциплинированным и т. п. По существу, впервые в своей жизни ребенок становится членом общества со своими обязанностями и социально-общественным долгом.
Педагог выступает представителем общества: он задает требования и нормы, ориентирует ребенка в том, как ему следует себя вести, что и как делать. Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью. Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена а основе произвольных усилий ребенка.
Следует отметить так же и то, что собственно переход ребенка от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, не естественным для него путем, а как бы "навязан" ему сверху. В-третьих, важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Успешность адаптации ребенка к школе зависит еще и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников. В-четвертых, одной из острых проблем выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей.
Отсутствие адаптации у определенной части школьников связано с поведенческими проблемами - низкое усвоение школьных норм поведения. На занятиях эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения педагога, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.
У ребят нашей школы наблюдаются дополнительные проблемы адаптации и социализации, так как у каждого из них имеется серьёзный зрительный дефект. Нарушение зрительного анализатора в первую очередь отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Однако при этом аномально развивается не только речь. Нарушение функции зрительного анализатора и связанное с этим нарушение развития речи приводит к общему недоразвитию познавательной деятельности. Недоразвитие речи создает неблагоприятные условия для развития функций восприятия, мышления, запоминания и т.д.
Все это приводит к различным отклонениям от нормы, в частности - возникают трудности социализации детей с нарушением зрения.
У детей моей группы имеется сочетание двух таких серьезных дефектов как глубокое нарушение зрения и умственная недостаточность, что приводит к особо тяжким последствиям в психическом развитии личности ребенка.
Правильное воспитание умственно отсталых слепых и слабовидящих детей дает им больше шансов успешнее преодолевать вспыльчивость и раздражительность, уходить от конфликтов с окружающими, адекватно вести себя в обществе.
Чем лучше эти дети будут воспитаны, тем меньше они совершат нравственных ошибок, тем более доброжелательно будут относиться к ним окружающие, охотнее помогать им в быту и труде.
Хорошее воспитание - это одно из условий обретения своего места в жизни людьми, у которых нарушение зрения сочетается с умственной недостаточностью.
Ограниченность жизненного опыта детей с нарушением зрения, мало развитая самостоятельность, неумение критически осмыслить свое поведение и поступки своих товарищей приводят к негативным последствиям: замкнутости, неадекватности эмоциональных реакций, конфликтов в общении.
Недостатки в нравственном воспитании сказываются после выхода их из школы. Умственно отсталые слепые и слабовидящие выпускники с трудом адаптируются в трудовом коллективе, у них больше склонностей к вредным привычкам, они лишены чувства застенчивости, неловкости, часто ведут себя развязно.
Однако нравственные понятия у детей с нарушениями интеллекта возможно воспитывать и развивать. Для успешного их развития и последующей адаптации и социализации нужна длительная упорная работа, необходима система целенаправленного педагогического воздействия.
Система моей воспитательской работы складывается из определенных мероприятий и направлена на успешную адаптацию к учебной деятельности и формирование норм поведения как внутри школы, так и вне её.
С этой целью в начале учебного года я проводила различные экскурсии по школе: в медицинский кабинет, в столовую, в библиотеку, кабинеты труда и рисования и т.д.
Проводили следующие беседы: «Как вести себя на уроке», «Как здороваться со взрослыми», «Как правильно сидеть за столом» и др.
Кроме того, провела беседы с элементами тренинга: «Вот школа - дом, где мы живем», «Права и обязанности школьника».
Полученные на занятиях знания закрепляли в повседневной жизни в игровой деятельности. Так, например, после экскурсии в библиотеку, провели занятие «Правила поведения в библиотеке» и закрепили новую информацию в сюжетно-ролевой игре «Библиотека».
Для обучения детей культуре поведения у нас был проведен цикл бесед. А именно: «В гостях у Вежи», «Доброе слово, что ясный день», «Ежели вы вежливы», «Здравствуйте, гости дорогие» и др. Закрепляли в различных игровых ситуациях с использованием игрушек и их заменителей: «У нас в гостях кукла Аня», «Угостим мишку чаем» и подобные.
Для успешной социализации детей в обществе мы совершаем различные обучающие экскурсии: «Наблюдение за работой светофора», «Правила перехода через проезжую часть», «Делаем покупки в магазине», «Знакомимся со станцией юннатов».
Полученные знания закрепляли также на занятиях и в играх, как сюжетно-ролевых, так и дидактических. Были проведены: игра-беседа «Я пассажир», «Мы пешеходы», сюжетно-ролевые игры «Магазин игрушек», «Едем в театр», «Одеваемся на прогулку».
Всё это даёт ребятам опыт адекватного поведения в обществе, что способствует их социализации.
Показателем эффективности проведенной работы является то, что ребята нашей группы стали более общительными, вежливыми, дружелюбными, научились элементарным правилам поведения в обществе. У детей исчезает понемногу скованность, замкнутость.
Литература
-
Битянова М.Г. Адаптация ребенка в школе. М, 1998 г.
-
Платонова А.А. Успешное завтра будущего первоклассника // Нач. школа., 2005, № 5.
-
Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М., 2002 г.
-
Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах. Под ред. Л.И.Плаксиной. Калуга, 1998 г.