- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Проект Дети одного Солнца
Проект Дети одного Солнца
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Газизова Л.В. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г.Горнозаводска
Проект
«Дети одного Солнца»
Автор: Газизова Любовь Владимировна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №1»
г.Горнозаводска
2016 год
Талант - это развитие природных склонностей.
О. Бальзак
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
Паспорт проекта
Автор проекта, место работы: Газизова Любовь Владимировна, учитель начальных классов Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Горнозаводска
Полное наименование проекта: «Дети одного Солнца»
Сроки реализации проекта: 2013-2017 уч.г.г.
Краткое описание проекта.
Цель проекта: создание условий для выявления, поддержки и оптимального развития способных и талантливых детей, их самореализации.
Задачи:
1.Выявить талантливых детей.
2. Создать условия для оптимального развития творческих и способных детей.
3. Развить и выработать социально ценные компетенции у учащихся.
4. Способствовать участию обучающихся в различных конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных играх, исследовательских и творческих проектах и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.
Ресурсы: сеть Интернет, дидактическая и научная литература, методическая копилка дидактических материалов (сценариев, конкурсов, родительских собраний, олимпиадных и творческих работ).
Участники проекта:
- обучающиеся одного класса (с1 по 4 год обучения);
- учитель предметник - Газизова Л.В., родители, Васильева О.В. - руководитель изостудии «Иллюзион», Лутохин В.Л. - руководитель спортивной секции «Баскетбол», Салтыкова О.А. - библиотекарь центральной детской библиотеки.
Ожидаемые результаты:
Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволит:
-
сформировать систему работы с творческими и способными детьми;
-
создать условия для развития способностей и таланта у детей в современных условиях;
-
совершенствовать формы работы с талантливыми и способными детьми;
-
сформировать банк данных «Одарённые дети».
Перспективы развития проекта.
1.Представленный проект может быть использован учителями-предметниками, классными руководителями при проведении уроков, тематических занятий, в работе кружков, при проведении внеклассных мероприятий и подготовке к олимпиадам в начальных классах. Представление презентационного материала в программе PowerPoint
позволит легко тиражировать его, применять в работе и при необходимости модифицировать.
2. Использование банка данных способностях детей для дальнейшего развития их в среднем и старшем звене.
Основные этапы проекта и сроки их реализации:
Подготовительный этап. Сентябрь - январь 2013 год (определения способностей детей, наблюдение)
Моделирующий этап. Январь, февраль 2014- ( построение модели проекта, моделирование и реализация инновационных его направлений, обеспечение необходимых условий для их реализации).
Формирующий этап. 2014 -2017уч. годы (участие в конкурсах, олимпиадах, социальных проектах и инициативах разных уровней, применение соответствующих современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, организация образовательного процесса и внеурочной деятельности на уровне современных требований к условиям его осуществления).
Итогово-обобщающий этап. Апрель, май 2017 года (проведение итоговой конференции; обобщение опыта деятельности обучающихся класса, оформление и публикация творческих работ). Определение трудностей, противоречий в реализации проекта. Создание банка дидактических материалов «Олимпиадные задания», «Внеклассные мероприятия», «Родительские собрание», «Творческие проекты»
Сегодня особенно важен поиск путей в подходе к развитию личности ребенка. Поэтому, рассуждая о системе работы с детьми младшего школьного возраста, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.
Работы с творческими детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования - это умелое руководство со стороны взрослых.
Социальное современное условие требует сегодня от человека не только высокой активности, но и его умение и способности нестандартного решения проблем. Раннее выявление, обучение и воспитание талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» формирует главный социальный запрос к системе образования: сформировать способность учиться в течение всей жизни. Решить такую задачу можно, если система образования будет способна учитывать индивидуализацию спроса.
Выявление одарённых и талантливых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Забота об одарённых и талантливых детях - одна из особенностей нашего времени.
Данный проект ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку способных детей, повышение социального статуса творческой личности. Проект направлен на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Проект призван помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Цель проекта: создание условий для выявления, поддержки и оптимального развития способных и талантливых детей, их самореализации.
(Обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.)
Задачи:
1.Выявить талантливых детей.
2. Создать условия для оптимального развития творческих и способных детей.
3. Развить и выработать социально ценные компетенции у учащихся.
4. Способствовать участию обучающихся в различных конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных играх, исследовательских и творческих проектах и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.
Участники проекта:
- обучающиеся одного класса (с1 по 4 год обучения);
- учитель предметник - Газизова Л.В., родители, Васильева О.В. - руководитель изостудии «Иллюзион», Лутохин В.Л. - руководитель спортивной секции «Баскетбол», Салтыкова О.А. - библиотекарь центральной детской библиотеки.
Ресурсы: дидактическая и научная литература, методическая копилка дидактических материалов (сценариев, конкурсов, родительских собраний, олимпиадных и творческих работ), сеть Интернет, программа «Магия чтения», программа «Умники и умницы».
Основные этапы проекта и сроки их реализации:
Подготовительный этап. Сентябрь - январь 2013 год (определения способностей детей, наблюдение.)
Моделирующий этап. Январь, февраль 2014- ( построение модели проекта, моделирование и реализация инновационных его направлений, обеспечение необходимых условий для их реализации).
Формирующий этап. 2014 -2017уч. годы (участие в конкурсах, олимпиадах, социальных проектах и инициативах разных уровней, применение соответствующих современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, организация образовательного процесса и внеурочной деятельности на уровне современных требований к условиям его осуществления).
Итогово-обобщающий этап. Апрель, май 2017 года (проведение итоговой конференции; обобщение опыта деятельности обучающихся класса, оформление и публикация творческих работ). Создание банка дидактических материалов «Олимпиадные задания», «Внеклассные мероприятия», «Родительские собрание», «Творческие проекты».
Рабочий план реализации проекта на один учебный год (основные мероприятия)
№
Мероприятия
Сроки
Анализ способностей детей
сентябрь
ежегодно
Составление плана работы с детьми на учебный год
Август, ежегодно
Составление плана работы на год:
- проведения занятий с детьми;
- отработка форм, методов, приёмов работы;
- создание мониторинга результативности работы с детьми.
постоянно
Организация и проведение школьных олимпиад.
Ноябрь
ежегодно
Участие в муниципальных, краевых, всероссийских олимпиадах
ежегодно
Анализ и корректировка результативности и выполнения проекта «Дети одного солнца»
Май,
ежегодно
Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы
Постоянно
Творческий отчет по итогам работы с детьми на родительском собрании
Ежегодно
май
Распространение опыта работы
2013-2017
Издание сборников творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов
2017 год
Размещение на школьном сайте материалов проекта.
Ежегодно
Содержание проекта
Если создать оптимальные условия для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, при этом сохраняя целостность системы его обучения и воспитания, и комплексное воздействие на ребенка, то возможна творческая самореализация личности в различных видах деятельности.
Многочисленные конкурсы, олимпиады - это возможность проявить свои способности. Но необходим целостный подход к построению образовательного процесса для способных и талантливых детей, который основан на интеграции базового и дополнительного образования детей в рамках общеобразовательного учреждения, поиск и поддержка одарённых и талантливых детей, создание условий для их дальнейшего развития.
Направления деятельности:
1. Физкультурно-спортивная деятельность.
2.Художественно-эстетическая.
3.Образовательная деятельность.
Модель проекта
Проект
«Детский журнал»
Проект
«Здоровье и спорт»
Проект
«День Победы»
«ДЕТИ Проект
ОДНОГО «Мамин день»
Проект СОЛНЦА»
«Олимпиадное
движение»
Проект
«Я- исследователь»
План работы с детьми класса на 2013-2017 уч. г. по трём направлениям
Сроки
Мероприятия
Сентябрь
1.Изучение интересов и склонностей обучающихся. 2.Диагностика родителей и индивидуальные беседы.
3. Запись в кружки и спортивные секции дополнительного образования.
4.Интеллектуальные игры
5. Муниципальные соревнования «Кросс Нации»
6. Краевой конкурс «Дух нации»
Октябрь
1.Подготовка к школьной олимпиаде по предметам. Практические занятия.
2. Участие в краевой программе «Тетрадка Дружбы». Выбор темы, оформление тетрадей.
3. Краевой Фестиваль «Дарования Прикамья»
4. Краевой конкурс детского творчества «Библио Ника»»
Ноябрь
1.Конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех»
2. Занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций. Начало оформления творческих работ»
3. Всероссийский Конкурс Эрудитов - Система Мониторинга развития (Интернет конкурс)
4. Игра-конкурс «Львёнок»
5. Краевой конкурс «Символы России - история страны»
6. Краевой интернет-конкурс по решению творческих задач (ТРИЗ)
Декабрь
1.Участие в муниципальном конкурсе «Мастерская Деда Мороза»
2. Международный проект «Мосты Дружбы»
3. Районные олимпиады по русскому языку, окружающему миру, математике, литературному чтению.
Январь
1.Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований
2. Всероссийский Конкурс Специалистов «ЭМУ» (Интернет олимпиады)
3. Краевой конкурс по актуальным проблемам профессионального самоопределения «Выбор»
Февраль
1.Участие во Всероссийской конкурсе- игре «Кенгуру»
2. Игра -конкурс «Енот - знаток общественных наук»
3. Муниципальный «Марафон знаний»
4. Муниципальный турнир «Оранжевый мяч»
5. Районные соревнования в рамках Всероссийской лыжной гонки «Лыжня России -2016»
Март
1. Школьный конкурс учебно -исследовательских работ младших школьников
2. Краевой конкурс учебно-исследовательских работ «Муравьишка» для обучающихся 1-4 классов
3. Открытый поэтический конкурс «Отечества священная палитра»
Апрель
1. Муниципальный конкурс учебно-исследовательских работ младших школьников.
2. Школьный конкурс «Ученик года»
3. Всероссийский конкурс «Союз поколений»
4. Международный конкурс творческих работ «Что такое Родина? »
5. Краевой конкурс «Марш парков»
Май
1.Результаты, достижения. Планирование на следующий уч. год.
2.Презентация итогов работы с детьми в течение учебного года
3. Легкоатлетическая эстафета на приз газеты «Новости»
4. Акция «Бессмертный полк»
В течение года
1.Размещение материалов по работе с детьми на сайте школы.
2. Создание в учебном кабинете материальной базы.
3. Презентация итогов деятельности детей в течение учебного года.
4. Ежемесячное посещение центральной детской библиотеки . Занятия по программе «Магия чтения».
5. Тематические экскурсии в краеведческий музей им. Старостина .( 1 раз в четверть)
6. Занятия в изостудии «Иллюзион», руководитель Васильева О.В.
7.Занятия в спортивной секции «Баскетбол», руководитель Лутохин В.Л.
8. Занятия в интеллектуальном кружке «Умники и умницы» , руководитель Газизова Л.В.
Принципы работы педагога со способными детьми:
-
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
-
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
-
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Описание модели работы детьми
Обучение в начальных классах - это первый и самый важный этап реализации работы с творческими детьми.
Главные принципы реализации проекта
-
Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
-
Гуманизм в межличностных отношениях.
-
Научность.
-
Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
-
Применение принципов развивающего обучения.
-
Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Виды деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
- проведение массовых мероприятий с детьми и родителями;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы.
Формы работы с учащимися:
-
объединения дополнительного образования;
-
кружки по интересам;
-
конкурсы и конференции;
-
интеллектуальный марафон;
-
участие в олимпиадах;
-
участие в конкурсах, фестивалях, социальных проектах разных уровней.
Работа с родителями.
-
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
-
Родительское собрание на тему " Талантливые дети. Кто они?»", «Все дети талантливы»
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
-
сформировать систему работы со способными детьми;
-
создать условия для развития способностей и таланта у детей в современных условиях;
-
совершенствовать формы работы со способными детьми;
-
сформировать банк данных « Одарённые дети»;
-
прослеживать положительную динамику количества участников, победителей и призёров предметных олимпиад, конкурсов, соревнований школьного, муниципального, регионального и федерального уровней.
-
Повысить качества образования.
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в городских, краевых олимпиадах;
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- самоопределение детьми своих интересов и способностей ;
- развитие творческого и логического мышления учащихся.
Риски проекта:
- пропуски детей занятий по причине болезни;
- слабая мотивация к участию в конкурсах и учебно-исследовательских конференциях.
Продуктивная деятельность проекта:
- выпуск книги творческих и научных работ учащихся;
- создание банка данных «Одарённые дети»;
- оформление фотоальбома класса (за 4 года)
Литература
1. Анстази А. Психологическое тестирование. - М.: Педагогика, 1982
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М, 1991.
3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. - 1999.- № 9.
4. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие.-Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002.
5. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. - М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
6. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. - 1999.- № 3.
7. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии - 1989.-№
8. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. - М.: «Прогресс», 1991
9. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. - М., 1991.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. - М., 2000.
10. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.